РАЗДЕЛ VI
ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147.88
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
И. В. Бабичева1, Т. Е. Болдовская2, Н. С. Горбоносова1, Л. А. Усольцева1
1Омский автобронетанковый инженерный институт филиал военной академии материально-технического обеспечения, Россия, Омск, 2Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Россия, Омск.
Аннотация. В статье рассмотрена реализация комплексного подхода к разработке содержания учебно-методических материалов по математике для технических вузов. Анализ проведен на примере содержания пособия по математической статистике. Подробно рассмотрена структура пособия, методическое наполнение каждого блока. Обоснована целесообразность выбора форм трансформации учебного материала (схемы, рисунки, таблицы, тестовые задания, расчетно-графические работы). Уделено значительное внимание использованию тестовых технологий. Даны рекомендации по отбору и структурированию содержания учебной дисциплины в соответствии с требованиями комплексного подхода.
Ключевые слова: комплексный подход, математическая статистика, тестовые технологии, технический вуз, учебное пособие.
Введение
Важную роль в эффективной организации процесса обучения в техническом вузе играет содержание его учебно-методического обеспечения. Анализ литературы по вопросам реализации комплексного подхода показал, что данный подход требует от преподавателя:
- охвата всех узловых вопросов учебного материала программы, при котором изучение каждого вопроса обеспечивается необходимым минимумом учебной, учебно-методической литературы и средств обучения;
- применения современных средств обучения;
- отбора и структурирования содержания в соответствии со спецификой используемых средств обучения;
- реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитательной, развивающей;
- обеспечения прикладной направленности содержания.
Как отмечает Б. Б. Айсмонтас, «комплексное обеспечение учебного процесса сегодня является не вопросом моды, а острой необходимостью. Это один из важнейших путей повышения качества
образования в высшей школе. С одной стороны, комплексный подход к отбору содержания дидактических материалов помогает преподавателю более четко структурировать материал, накопленный по тому или иному разделу в той или иной форме за время преподавания. С другой стороны, способствует формированию целостной «картины» по учебной дисциплине у обучаемого. Ведь современный специалист должен обладать целостным взглядом на свою профессиональную деятельность» [1]. Обучение студентов будет результативно, если при организации обучения будут учитываться все компоненты и типы структуры их математических способностей [9].
Разрабатываемые по учебным дисциплинам дидактические комплексы должны «представлять интегрированную и взаимодополняющую систему учебно-методических материалов, основанных на сочетании электронных образовательных ресурсов и традиционных печатных изданий и включать, комплекс задач, имеющих практико-ориентированную направленность на профессиональную информационно-аналитическую деятельность инженера» [10].
Проведенный анализ учебной и учебно-методической литературы по математике
показал явный дефицит учебных пособий теоретического и практического характера, в которых был бы реализован комплексный подход к отбору содержания в полной мере.
В рамках прописанного выше комплексного подхода нами проведена работа по разработке содержания учебного пособия по разделу «Математическая статистика». Выбор именно этого раздела высшей математики был обусловлен тем, что материал данной дисциплины широко востребован циклами как общепрофессиональных, так и специальных дисциплин. Раздел содержит очень много понятий, обучение и контроль усвоения которых легко и эффективно реализуется посредством тестовых технологий (ТТ).
О преимуществах ТТ в рамках комплексного подхода к обучению издано достаточно учебно-методической литературы. В частности, Л.М. Бухман выделяет следующие преимущества педагогического тестирования перед традиционными методами
педагогического контроля в вузе [4]:
1) возможность повышения объективности контроля, исключение влияния на оценку таких побочных факторов, как личность преподавателя и самого обучающегося, их взаимоотношения;
2) оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована;
3) тестирование обладает более высокой эффективностью, чем традиционные методы контроля; его можно одновременно проводить как в группе, так и на курсе или факультете;
4) показатели педагогических тестов ориентированы на измерение усвоения ключевых
понятий, тем, элементов учебной программы, а не конкретной совокупности знаний;
5) педагогические тесты обычно компактны; как правило, легко поддаются автоматизации и могут быть использованы в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем.
Реализация комплексного подхода на примере методического наполнения учебного пособия по разделу Математическая статистика»
В рамках комплексного подхода предлагаем к рассмотрению следующую структуру подачи учебного материала: кодификатор, справочный материал, рабочая тетрадь с печатной основой, задания в тестовой форме для самопроверки, ответы к тестовым заданиям, расчетно-графические работы, библиографический список, приложения и предметный указатель.
Для обеспечения целостной структуры пособия в его начало вынесен кодификатор, который составлен в соответствии с учебной программой по математике и содержит перечень контролируемых учебных элементов по разделу «Математическая статистика». В нем отражены требования к знаниям и умениям студента, приобретенные в результате освоения данного раздела. Ниже приведен фрагмент кодификатора по теме «Элементы теории оценивания» (таблица 1). Содержание кодификатора разработано на базе кодификатора элементов содержания дисциплины «Математика» цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования.
Контролируемое содержание дисциплины Перечень контролируемых учебных элементов, которые студент должен знать и уметь
Код элемента содержания Элементы содержания дисциплины (темы)
1 2 3
2. Элементы теории оценивания
2.1 Точечные оценки математического ожидания знать: определения точечных оценок для математического ожидания; уметь: вычислять несмещенную оценку математического ожидания и дисперсии
2.2 Точечные оценки дисперсии знать: определения точечной оценки для дисперсии; уметь: вычислять смещенную и несмещенную оценку дисперсии
2.3 Точечные оценки параметров распределения знать: метод моментов для определения точечных оценок параметров распределения; уметь: вычислять оценки параметров распределения
2.4 Интервальные оценки параметров распределения знать: определение интервальной оценки параметров распределения; уметь: использовать определение интервальной оценки для записи доверительного интервала
Таблица 1 - Кодификатор по теме «Элементы теории оценивания»
Включение предлагаемого нами кодификатора в структуру пособия позволяет комплексно решать следующие задачи:
- согласовывать составляющие кодификатора с учебной программой и тестовыми заданиями пособия;
- обеспечивать удобный формат использования учебного пособия, как студентами, так и преподавателями в учебном процессе;
- согласовывать оценки качества обучения;
- стандартизировать знания по всем темам раздела;
- систематизировать обучающемуся знания по разделу: вспомнить основные законы и формулы, правила, алгоритмы решения несложных заданий.
Теоретическую часть раздела «Математическая статистика» предлагаем оформить в виде справочника, содержащего
таблицы, схемы, рисунки. «Такое наглядное преобразование учебного текста
активизирует мышление обучаемого, так как ведущее звено мыслительной деятельности при этом составляет анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого усвоения и понимания учебного материала путем его знакового моделирования. Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания» [1]. Как свидетельствует наш опыт, справочники по математике [2], в которых информация представлена в структурно-логической форме, выступают эффективным средством организации и активизации самостоятельной работы обучаемых. Пример такой схемы приведен на рисунке .1.
Рис.1. Схема выдвижения гипотезы о законе распределения генеральной совокупности
Следует подчеркнуть, что наше пособие рекомендовано студентам в качестве дополнительной литературы по
математической статистике. Дело в том, что данная форма представления информации имеет ряд недостатков. «Во-первых, любой схематизм способствует некоторой упрощенности понимания чего-либо. Это может создать впечатление учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображаемого материала. Во-вторых, абсолютизация учебных пособий, построенных по принципу логико-структурного моделирования, может негативно повлиять
на формирование профессионального мышления и языка. В-третьих, отдельные части материала могут «не поддаваться» структуризации, что затрудняет разработку целостного учебного материала с помощью схем, рисунков, таблиц» [1]. Данные недостатки могут быть нивелированы при комплексном подходе к содержанию учебной дисциплины, т.е. при оптимальном сочетании способов представления информации: текстовой и структурно-логической. Поэтому первоначальное ознакомление с учебным материалом по математической статистике рекомендуется студентам проводить на базе
лекционного материала, в котором превалирует линейно-текстовый способ подачи материала. Предлагаемое нами пособие рекомендуем использовать на этапах систематизации знаний, закрепления знаний, умений и навыков.
В теоретическом блоке ко всем элементам знаний прилагаем включать задания в тестовой форме с решениями. В таблице 2 приведен фрагмент такой подачи учебного материала.
Таблица 2 - Интервальные оценки параметров распределения
Код элемента Определение элемента содержания Задание
2.4 Доверительный интервал для оцениваемого параметра в выбирается из условия: р\ве (в*~ Е,в* + £)}= у Интервальная оценка математического ожидания нормально распределенного количественного признака Х имеет вид (а;24,5). Если выборочная средняя равна Х = 22,3, то значение а равно... Решение. Так как интервал симметричен относительно хв, то значение точности оценки е = 24,5 - 22,3 = 2,2, искомое значение а = 22,3 - 2,2 = 20,1
Подача информации по математической статистике в таком виде позволяет студенту:
- наглядно увидеть связь теоретического и практического материала;
- подготовить себя к тестовому контролю по всем элементам знаний;
- ориентироваться в многообразном материале по данному разделу.
Следующий раздел учебного пособия -рабочая тетрадь с печатной основой. В последнее время такие тетради по различным учебным дисциплинам хорошо себя зарекомендовали в учебном процессе. Как отмечает в своей статье О.Е. Данилов «актуальность использования рабочей тетради при обучении заключается в оптимальном сочетании информационного содержания тетради с возможностью выявления направления движения мыслительной деятельности учащихся при их работе с ней» [7]. Содержание таких тетрадей может охватывать как теоретический, так и практический материал. Задача студентов при работе с тетрадью - правильно вписать недостающие в предложениях слова, фразы, формулы, довести начатое решение до конца. Оптимальное время их использования - этап систематизации теоретических знаний, этап накопления первоначальных знаний, умений и навыков. В связи с этим, предлагаемую нами рабочую тетрадь рекомендуем использовать в учебном процессе после того, как студент ознакомится с содержанием лекций, справочным материалом пособия. Предварительный анализ предлагаемых таблиц, схем, рисунков
должен значительно упростить процесс выполнения теоретических заданий. Разбор решения тестовых заданий и присутствие подсказок-ориентиров позволит ему успешно справляться с практическими задачами. Таким образом, предлагаемая тетрадь с печатной основой позволяет не только формировать системные знания у обучаемых, но и создавать условия для индивидуального обучения студента. Со стороны преподавателя она обеспечивает контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков, наиболее полно реализует требования федеральных стандартов к подготовке будущих инженеров.
Следующая часть пособия представлена заданиями в тестовой форме для самопроверки. Они построены по принципу программированной проверки знаний по всем темам раздела «Математическая статистика». Тестовые задания пособия представлены следующими типами:
- ВО - задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;
- МВ - задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных;
- УП - задания на установление правильной последовательности;
- УС - задания на установление соответствия двух списков;
- КО - задания с кратким ответом (в виде целого числа).
Представленная типология тестовых заданий позволяет преподавателю выбирать задания в соответствии с целями обучения.
Так, на первоначальном этапе обучения могут быть выбраны задания ВО с альтернативным ответом, МВ, УП. На заключительном этапе контроля полученных знаний, умений и навыков предпочтительны задания типов КО, УС. Ко всем тестовым заданиям в пособии приводятся ответы.
Таким образом, предлагаемые тестовые задания для самопроверки дают возможность и преподавателю и самому студенту проводить мониторинг качества знаний, а именно:
- проверить, насколько полно усвоен изучаемый материал;
- выявить проблемы, возникающие при усвоении материала;
- определить вопросы, требующие более пристального внимания;
- получить объективные оценки уровня знаний, умений и навыков.
Тестовые задания с предлагаемым кодификатором несложно реализовать в оболочке SunRav TestOfficePro, MOODLЕ [5], [11]. Также нами были учтены методико-технологические аспекты использования возможностей данных программных продуктов [3], [6],[8],[12].
Предлагаем использовать два режима работы тестовых оболочек:
- учебный режим обучения;
- режим контроля знаний.
Учебный режим дает возможность студенту проверить правильность полученного решения задания сразу же после выполнения. В случае неправильного ответа решить пример заново. Попытки можно повторять до тех пор, пока не будет получен правильный ответ. Студент имеет возможность приостанавливать выполнение заданий, сохранять результаты и возвращаться к ним в удобное для него время.
В режиме контроля знаний формируется группа тестовых заданий, решение которых поможет и студенту и преподавателю объективно оценить уровень полученных знаний, умений и навыков. Автоматически выставляется оценка и выводится результат правильных ответов в баллах. Показатели оценки результатов обучения позволяют сделать выводы об уровне обученности каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении.
Студент имеет возможность переключать режимы обучения, возвращаться к повторному прохождению заданий по тому или иному разделу.
Таким образом, использование тестовой оболочки, например, MOODLЕ или SunRav TestOfficePro, позволяет эффективно решать разнообразные учебные задачи:
- делает процесс обучения для студента интересным, занимательным;
- облегчает преподавателю преодоление трудностей в обучении, а студенту в усвоении учебного материала;
- усиливает привлекательность подачи материала;
- осуществляется четкая дифференциация видов заданий;
- имеет место разнообразие форм обратной связи;
- разноплановость предлагаемых тестовых заданий обеспечивает качественное обучение;
- объективно диагностируются и оцениваются интеллектуальные возможности обучаемых, также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному элементу знаний;
- происходит управление учебной деятельностью обучаемых адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;
- создаются условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучаемых, формируются навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации.
Пособие содержит три расчетно-графические работы по математической статистике:
- «Проверка статистической гипотезы о законе распределения наработки узла на отказ по критерию Пирсона»;
- «Исследование регрессионной зависимости силы тока от напряжения при заданном сопротивлении по методу наименьших квадратов»;
- «Исследование корреляционной зависимости интенсивности движения от скорости автомобилей».
Индивидуальные задания для предлагаемого исследования имеют ярко выраженную прикладную направленность. Ко всем работам предлагаются образцы для выполнения, что позволяет преподавателю комплексно решать ряд учебных задач:
- показать на примере образца структуру любой научно-исследовательской работы;
- обратить внимание студента на необходимый объем и содержание теоретического материала для проводимого исследования;
- значительно упростить студенту выполнение практической части исследования;
- научить грамотно формулировать выводы.
Данные умения и навыки пригодятся в полной мере студентам на старших курсах при выполнении исследовательских работ по другим циклам дисциплин. Традиционно пособие завершает библиографический список. Как справочный материал в приложения вынесены значения функции Гаусса, Лапласа, квантили распределения
Стьюдента и %2 - распределения. Предметный указатель включен с целью систематизации теоретического материала, облегчения поиска нужных понятий математической статистики.
Заключение
Готовность специалиста к успешной профессиональной деятельности в современном обществе определяется объективной потребностью использования компетентностного подхода в
образовательных программах новой модели подготовки специалиста, содержащихся в требованиях модернизации российского образования. Достижение этой цели невозможно без совершенствования учебных и учебно-методических пособий.
Безусловно, предлагаемое нами пособие есть лишь часть электронного учебника по математической статистике. Предлагаемые материалы требуют дальнейшего совершенствования и развития. Но уже сейчас, как показывает опыт работы, предлагаемые материалы позволяют комплексно решать многие учебные задачи, повышая тем самым качество обучения.
Библиографический список
1. Айсмонтас, Б. Б. О комплексном научно-методическом обеспечении учебной дисциплины (на примере «Педагогической психологии») [Электронный ресурс] / Б. Б. Айсмонтас // Психология и педагогика. - 2002. - № 5. Режим доступа: http: // www. childpsy. ru/lib/articles/id/9587. php
2. Бабичева, И. В. Справочник по математике (в формулах, таблицах, рисунках): учебное пособие / И. В. Бабичева, Т. Е. Болдовская. - 2-е изд., испр. и доп. - Омск: СибАДИ, 2010. - 148 с.
3. Бабичева, И. В. Методика использования тренинговых тестовых технологий в среде
MOODLE / И. В. Бабичева, Т. Е. Болдовская // Вестник СибАДИ. - 2014. - №3(36). - С.147 - 151.
4. Бухман Л. М. Проблемы тестового контроля знаний и их решение / Л. М. Бухман // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - № 5 - 1. - Т.12. - С.21 - 24.
5. Галузо, И. В. Методика реализации обучающей функции тестов в среде MOODLE / И. В. Галузо, В. В. Небышинец, П. А. Сташулёнок // Современное образование Витебщины. - 2013.- № 1. - С. 76 - 80.
6. Галюкшов, Б. С. Элементы теории вероятностей и математической статистики с применением MATHCAD: учебное пособие / Б. С. Галюкшов, В. А. Далингер, С. Д. Симонженков. -Омск: Изд-во ГОУ ОмГПУ, 2009. \- 142 с.
7. Данилов, О. Е. Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины / О. Е. Данилов // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 552 - 555.
8. Коровин, С. Д. Методико-технологические аспекты критериально-ориентированной диагностики на основе компьютерного тестирования / С. Д. Коровин, И. А. Абрамова, О. М. Самохвалова // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 5. - С. 16-21.
9. Костина, Е. А. Модель математических способностей инженера и ее формирование в процессе обучения высшей математике / Е. А. Костина // Молодой ученый. - 2010. - № 1 - 2 (13).
- Т.2. - С. 292 - 295.
10. Омельченко В. И. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего офицера-инженера в условиях смешанного обучения информатике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В. И. Омельченко; науч. рук. проф. Лапчик М. П.; ОмГПУ
- Челябинск, 2011. - 26 с.
11. Сайт разработчиков MOODLE [Электронный ресурс] / Free Software Foundation. Inc. - Режим доступа: http://moodle.org. (Дата обращения: 15.09.2014.)
12. Усольцева, Л. А. Электронное информационное обеспечение самостоятельной подготовки курсантов / Л. А. Усольцева, М. В. Мендзив // Сборник научных трудов Swоrld. - 2013.
- N 27. - № 4. - C. 80 - 84.
REALIZATION OF A COMPLEX APPROACH TO DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF MANUAL ON MATHEMATICS FOR TECHNICAL UNIVERSITIES
I. V .Babicheva, T. E. Boldovskaya, N. S. Gorbonosova, L.A. Usolceva
Abstract. The article describes the realization of a complex approach to the development of a content of teaching materials on mathematics for technical colleges. The analysis was implemented on an example of the content of the manual "Mathematical statistics. Controlling materials to testing" elaborated by the article's authors. The structure of the manual and methodological content of each block is examined. The expediency of selecting forms of
transformation of educational material (diagrams, drawings, tables, tests, calculation and graphic works) is justified. A considerable attention is given to the use of test technologies. The recommendations for the selection and structuring the content of an academic discipline in accordance with the requirements of the complex approach are provided.
Keywords: complex approach, mathematical statistics, test technologies, technical university, textbook (manual).
References
1. Ajsmontas, B. B. O kompleksnom nauchno-metodicheskom obespechenii uchebnoj discipliny [On complex scientific and methodological support of an academic discipline]. Psihologija i pedagogika. Mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov, 2002, no. 5. Available at: http: // www. childpsy. ru/lib/articles/id/9587. php
2. Babicheva I. V., Boldovskaja T. E. Spravochnik po matematike (v formulah, tablicah, risunkah): uchebnoe posobie [Handbook on mathematics (in formulas, tables, figures): textbook]. Omsk: SibADI, 2010, 148 p.
3. Babicheva I. V., Boldovskaja T. E. Metodika ispol'zovanija treningovyh testovyh tehnologij v srede MOODLE [Methodology of using training test technologies in the MOODLE medium]. Vestnik SibADI, 2014, no 3(36), pp. 147 - 151.
4. Buhman L. M. Problemy testovogo kontrolja znanij i ih reshenie [Problems of testing knowledges and their solutions ] Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, 2010, no 5 - 1. T.12, pp. 21 - 24.
5. Galuzo I. V., Nebyshinec V. V., Stashuljonok P. A. Metodika realizacii obuchajushhej funkcii testov v srede MOODLE [Methodology of realization of tests' training function in the MOODLE medium]. Sovremennoe obrazovanie Vitebshhiny, 2013, no 1, pp. 76 - 80.
6. Galjukshov B.S., Dalinger V. A., Simonzhenkov S. D. Jelementy teorii verojatnostej i matematicheskoj statistiki s primeneniem MATHCAD: uchebnoe posobie [Elements of the probability theory and mathematical statistics using MATHCAD: teXtbook] .Omsk, Izd-vo GOU OmGPU, 2009, 142 p.
7. Danilov O. E. Pechatnaja rabochaja tetrad' dlja obuchaemogo kak chast' uchebno-metodicheskogo kompleksa discipliny [Printed workbook for a student as part of the educational and methodical complex of a discipline]. Molodoj uchenyj, 2013, no 4, pp. 552 - 555.
8. Korovin S. D., Abramova I. A., Samohvalova O. M. Metodiko-tehnologicheskie aspekty kriterial'no-orientirovannoj diagnostiki na osnove komp'juternogo testirovanija [Methodological and technological aspects of the criterion-oriented diagnostic on the basis of computer testing]. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie, 2012. no 5, pp.16 - 21.
9. Kostina E. A. Model' matematicheskih sposobnostej inzhenera i ee formirovanie v processe obuchenija vysshej matematike [Model of mathematical
abilities of an engineer and its formation in the process of learning higher mathematics]. Molodoj uchenyj, 2010, no 1 - 2 (13), T.2, pp. 292 -295.
10. Omel'chenko V. I. Razvitie informacionno-analiticheskoj kompetentnosti budushhego oficera-inzhenera v uslovijah smeshannogo obuchenija informatike. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of information-analytical competence of a prospective engineer-officer in the conditions of mixed learning informatics]. Cheljabinsk, 2011. 26 p.
11. Sajt razrabotchikov MOODLE [The Site of MOODLE's creators]. Available at: http://moodle.org. (accessed15.09.2014.)
12. Usol'ceva L. A. Mendziv M. V. Jelektronnoe informacionnoe obespechenie samostojatel'noj podgotovki kursantov [Electronic information sustainment training of cadets]. Sbornik nauchnyh trudov Sworld, 2013, no 27, pp. 80 - 84.
Бабичева Ирина Владимировна (Россия, Омск) - кандидат педагогических наук, доцент Омского автобронетанкого инженерного института филиал военной академии материально-технического обеспечения. (644098, Россия, г. Омск, 14 Военный городок, e-mail: ivbabicheva@mail. ru)
Болдовская Татьяна Ерофеевна (Россия, Омск) - кандидат технических наук, доцент, кафедры «Высшая математика» Сибирская государственная автомобильно-дорожная
академия (СибАДИ) (644080, Россия, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: [email protected])
Горбоносова Наталья Сергеевна Россия, Омск) - аспирант, преподаватель кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкого инженерного института филиал военной академии материально-технического обеспечения. (644098, Россия, г. Омск, 14 Военный городок, e-mail: gorbonosova.n@mail. ru)
Усольцева Лариса Александровна (Россия, Омск) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин Омского автобронетанкого инженерного института филиал военной академии материально-технического обеспечения. (644098, Россия, г. Омск, 14 Военный городок, e-mail: Larisa_us66@mail. ru)
Babicheva I. V. (Russian Federation, Omsk) -candidate of Pedagogical science, assistant professor Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, a branch of the military academy Logistics, Department engines. (644098, Omsk, 14 Town, e-mail: ivbabicheva@mail. ru)
Boldovskaya T. E. (Russian Federation, Omsk) -candidate of technical science, assistant professor Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI) (644080, Omsk, Mira, 5, department, e-mail: [email protected])
Gorbonosova N. S. (Omsk, Russian Federation) -candidate of Pedagogical science, assistant professor Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, a branch of the military academy Logistics, Department engines. (644098, Russia, Omsk, 14 Town, e-mail: gorbonosova.n@mail. ru)
УДК 378.147.227
Usolceva L. A. (Omsk, Russian Federation) -candidate of Pedagogical science, assistant professor Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, a branch of the military academy Logistics, Department engines. (644098, Russia, Omsk, 14 Town, e-mail: Larisa_us66@mail. ru)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ ПОИСКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Е. С. Терещенко, Д. Ю. Фадеев, Д. В. Шабалин
Омский автобронетанковый инженерный институт филиал военной академии материально-технического обеспечения, Россия, Омск
Аннотация. В данной статье рассмотрена алгоритмическая методика применения диагностических алгоритмов поиска неисправностей силовых установок гусеничных и колёсных машин, с учётом типологии личности курсанта, и определяются её положительные стороны в учебном процессе на кафедре двигателей Омского автобронетанкового инженерного института. Показано, что применение диагностических алгоритмов позволяет всем курсантам, независимо от их творческих способностей, добиваться успеха в обнаружении неисправностей силовых установок гусеничных и колёсных машин при использовании алгоритмов, и тем самым это способствует более качественному усвоению учебного материала с целью становления высококвалифицированным специалистом с учётом будущей профессиональной сферы деятельности.
Ключевые слова: высшая военная школа, методический аспект, курсант, диагностический алгоритм, поиск неисправностей, силовые установки.
Введение
В настоящее время перед высшей военной школой выдвинут и поставлен ряд новых актуальных задач. Одной из них является подготовка специалистов, обладающих современной культурой научного мышления, умеющих достаточно быстро и умело ориентироваться в огромном потоке информации, способных к постоянному профессиональному
самообновлению и самосовершенствованию [2, 3]. Но в то же время сохраняется актуальность совершенствования
практических навыков специалистов как массовых, так и определённых профессий, к которым относятся выпускники военных институтов и академий. Особое значение имеет совершенствование обучения курсантов методам обнаружения и устранения неисправностей силовых установок гусеничных и колёсных машин. Указанная деятельность обучаемых сочетает как практическую деятельность, так и решение сопутствующих творческих задач, и должна строится с учётом типологических особенностей обучаемых.
Методика диагностических алгоритмов поиска неисправностей
Рассмотрим практические пути повышения эффективности обучения курсантов на примере применения обнаружения и устранения неисправностей силовых установок гусеничных и колёсных машин.
В выборе критериев типологии личности курсанта военная педагогика указывает на наличие определённой специфики. В частности, указывается на необходимость ввести следующие дополнительные критерии: интеллектуальная активность, гибкость мышления, особую
чувствительность к определённому кругу проблем, умение оригинально, нестандартно, с перспективой и учётом конкретных условий решать выдвинутые проблемы, высокие аналогические способности, высокую самоорганизацию и большую
работоспособность [2].
В итоге предлагается выделить три главных типа личности курсантов, в основе различия которых находится уровень сформированости творческого стиля