Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации'

Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНДИКАТОРЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BACHELOR DEGREE / EDUCATION / HIGHER EDUCATION / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / INDICATORS OF STUDENTS' READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович

В статье представлены результаты исследования проблемы реализации компетентностного подхода в процессе подготовки студентов педагогического университета к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации. Компетентностный подход выступает одним из ключевых ориентиров для современной системы высшего образования нашей страны и призван разрешить ряд противоречий, наблюдаемых в современном образовании. Идеи данного подхода отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, которые определяют требования к процессу обучения студентов-бакалавров. Современная профессиональная педагогическая деятельность воспитателя детского сада предполагает реализацию ряда функций, одной из которых является просветительская. К осуществлению данного направления деятельности должен быть готов выпускник педагогического вуза. Просветительская деятельность имеет ряд особенностей (неформальное и необязательное образование, носит личностно ориентированный характер, ориентирована на конкретный запрос потребителя и проч.), которые необходимо учитывать в процессе подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы преподавателями, разработчиками образовательных программ высшего образования в процессе решения проблем подготовки студентов к будущей педагогической деятельности в условиях современного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING STUDENTS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the results of the study of the problem of implementing the competence approach in the process of preparing students of a pedagogical university for educational activities in pre-school educational organization. Competence approach is one of the key benchmarks for the modern system of higher education in our country and is designed to resolve a number of contradictions observed in modern education. The ideas of this approach are reflected in the Federal State Educational Standards of Higher Education, which define the requirements for the process of teaching bachelor students. Modern professional pedagogical activity of a kindergarten teacher involves the implementation of a number of functions, one of which is educational. A graduate of a pedagogical university should be ready for the implementation of this activity. Educational activities have a number of features (non-formal and non-compulsory education, are personally oriented, focused on a specific consumer request, etc.) that must be taken into account when preparing students for pedagogical activities. The main provisions and conclusions of the article can be used by teachers, developers of educational programs of higher education in the process of solving the problems of preparing students for future pedagogical activity in the context of modern pre-school education.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в процессе подготовки студентов к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации»

педагогические науки

Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ...

УДК 378.14.015.62

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0028

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2019

AuthorID: 738079

SPIN: 5526-0017

ORCID: 0000-0002-3993-3751

Иванова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства»

AuthorID: 502114

SPIN 8076-2262

ORCID: 0000-0003-1472-9591

Евтушенко Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогики и психологии детства»

Authorid: 675614 SPIN: 5722-8526 ORCID: 0000-0001-8101-4401 ScopusID: 57202212422

Артеменко Борис Александрович, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой «Теории, методики и менеджмента дошкольного образования» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454048, Россия, Челябинск, ул. Омская, 87-19, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты исследования проблемы реализации компетентностного подхода в процессе подготовки студентов педагогического университета к просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации. Компетентностный подход выступает одним из ключевых ориентиров для современной системы высшего образования нашей страны и призван разрешить ряд противоречий, наблюдаемых в современном образовании. Идеи данного подхода отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, которые определяют требования к процессу обучения студентов-бакалавров. Современная профессиональная педагогическая деятельность воспитателя детского сада предполагает реализацию ряда функций, одной из которых является просветительская. К осуществлению данного направления деятельности должен быть готов выпускник педагогического вуза. Просветительская деятельность имеет ряд особенностей (неформальное и необязательное образование, носит личностно ориентированный характер, ориентирована на конкретный запрос потребителя и проч.), которые необходимо учитывать в процессе подготовки студентов к осуществлению педагогической деятельности. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы преподавателями, разработчиками образовательных программ высшего образования в процессе решения проблем подготовки студентов к будущей педагогической деятельности в условиях современного дошкольного образования.

Ключевые слова: бакалавриат, образование, высшее образование, педагог дошкольного образования, деятельность, педагогическая деятельность, просветительская деятельность, компетентность, компетентностный подход, индикаторы готовности студентов к просветительской деятельности.

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING STUDENTS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

© 2019

Ivanova Irina Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

«Pedagogy and psychology of childhood» Evtushenko Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department

«Pedagogy and psychology of childhood» Artemenko Boris Aleksandrovich, Candidate of Biological Sciences, Head of the Department «Theory, methods and management of preschool education» South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454048, Russia, Chelyabinsk,st. Omskaya, 87-19, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of the study of the problem of implementing the competence approach in the process of preparing students of a pedagogical university for educational activities in pre-school educational organization. Competence approach is one of the key benchmarks for the modern system of higher education in our country and is designed to resolve a number of contradictions observed in modern education. The ideas of this approach are reflected in the Federal State Educational Standards of Higher Education, which define the requirements for the process of teaching bachelor students. Modern professional pedagogical activity of a kindergarten teacher involves the implementation of a number of functions, one of which is educational. A graduate of a pedagogical university should be ready for the implementation of this activity. Educational activities have a number of features (non-formal and non-compulsory education, are personally oriented, focused on a specific consumer request, etc.) that must be taken into account when preparing students for pedagogical activities. The main provisions and conclusions of the article can be used by teachers, developers of educational programs of higher education in the process of solving the problems of preparing students for future pedagogical activity in the context of modern pre-school education.

Keywords: bachelor degree, education, higher education, teacher of preschool education, activity, pedagogical activity, educational activity, competence, competence-based approach, indicators of students' readiness for educational activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Отмечаемые тренды в жизни общества и в системе университетского образования сделали приоритетным положение о необ-

ходимости расширения и обогащения внутренних ресурсов каждого обучающегося, обеспечения процессов его развития, нравственного обновления и совершенствования в течение всей жизни. Вышеуказанная тенденция

Ivanova Irina Yuryevna, Evtushenko Irina Nikolaevna, Artemenko Boris Aleksandrovich pedagogical

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING ... sciences

породила потребность современного общества в педагогах-профессионалах, компетентных, способных взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ, изучать и развивать культурные и образовательные потребности различных социальных групп, уметь разрабатывать и реализовывать просветительские программы. В этой связи актуальной становится подготовка студентов в вузе к просветительской деятельности в условиях современного детского сада с учетом идей компетентност-ного подхода [1].

Опыт преподавательской деятельности в высшей школе и проведенная аналитическая работа с нормативной документацией, психолого-педагогическими и методическими источниками позволили нам отметить ряд противоречий, наблюдающихся в процессе подготовки студентов в области решения задач профессиональной деятельности культурно-просветительского типа. Выявленные нами несоответствия обнаруживаются между:

- запросом системы дошкольного образования на профессионально компетентных воспитателей, и наличными возможностями системы вузовского образования, обеспечивающими процесс формирования педагогической компетентности студентов в области просветительства;

- требованиями, предъявляемыми к знаниям, умениям и опыту педагогической деятельности педагога, необходимыми в организации и реализации просветительской деятельности в детском саду, и наличным уровнем их сформированности на момент завершения обучения в вузе [2, 3].

Практика обучения будущих воспитателей показывает, что в системе высшего образования приоритетным в подготовке бакалавров к педагогической деятельности в сфере дошкольного образования является формирование компетенций в области обучения, воспитания и развития детей, однако, при этом недостаточно внимания уделяется вопросу обеспечения готовности студентов к просветительской деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников. Мы считаем, что ресурсы образовательного пространства университета недостаточно используются для получения студентами практических навыков просвещения участников образовательных отношений [4, 5, 6].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы и на которых основывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В педагогической теории сложились необходимые предпосылки к исследованию специфики подготовки будущих воспитателей к просветительской деятельности. Вопросы подготовки педагога рассматривались в концептуальном плане профессионального педагогического образования (П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.). Теоретические основы профессионального образования представлены трудами В.С. Безруковой, Б.С. Гершунского, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, С.А. Репина, Г.Н. Серикова. Идеи компетентностного подхода в образовании отражены в работах А.Л. Андреева, А.С. Белкина, Д.А. Иванова, В.А. Сластенина и др. Теория формирования профессионализма разработана авторами Ю.М. Забродиным, А.М. Новиковым, В.Я. Синенко, В.А. Сластениным и др. Социальные, психологические, педагогические проблемы обучения бакалавров в вузе показаны в исследованиях В.П. Беспалько, Е.А. Климова, А.К. Марковой, А.Н. Орлова, Н.Н. Тулькибаевой и др.

В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++) образовательный процесс в высшей школе осуществляется с ориентацией на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В данной ситуации компетентностный подход 112

выступает методологией реализации социального заказа общества на подготовку бакалавров. Это подход, ориентирует процесс подготовки будущих педагогов на результат, в качестве которого выступает не только сумма сформированных знаний, умений, навыков, а также готовность и способность профессионала действовать в различных нестандартных ситуациях, в том числе, при осуществлении просветительской деятельности в дошкольной организации [7].

Принципы реализации компетентностного подхода, на наш взгляд, отвечают особенностям просветительской деятельности педагога и позволяют обеспечить условия формирования компетенций в данной области. Перечислим их: 1) принцип зависимости теоретических знаний и умений от требований педагогической практики, от информационного запроса системы дошкольного образования; 2) учета требований рынка труда при формулировании задач высшего образования; 3) направленность обучающихся на непрерывность получения образования и самообразования на протяжении всей жизнедеятельности [8].

Компетентностный подход обеспечивает реализацию идеи внесения личностного смысла в образовательный процесс. В данном подходе «...живое, личностное знание противопоставляется бессубъектному, отчужденному, транслируемому в виде информации, сведений...» [9; С. 8]. «Личностное знание представляет собой не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой «ценности», но знание, обеспечивающее участие субъекта в собственной жизнедеятельности» [10; С. 11].

Мы поддерживаем точку зрения О.Ф. Алексеевой, А.Л. Андреева, И.А. Зимней, А.М. Князева, которые подчеркивают, что базой формирования компетентно-стей выступают научные знания, впоследствии наблюдается приращение на них, как на базовое основание, специальных профессиональных компетентностных требований, связанных со способностью переносить знания в практическую деятельность, обеспечивающих владение методами диагностики процесса просвещения участников образовательных отношений в детском саду и способностью анализировать, осмысливать полученные результаты, выявлять, оценивать и корректировать возможные ресурсы и риски просветительской деятельности в дошкольном образовании и др. Данная логика укладывается в логику формирования компетенций, необходимых при реализации просветительской деятельности.

Подводя итог анализу ведущих идей компетентност-ного подхода, отметим, что они задают ряд требований к организации и содержанию процесса подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности в области просвещения участников образовательных отношений.

Формирование целей статьи (постановка задания.) Цель исследования - обосновать актуальность и описать процесс подготовки студентов педагогического вуза к просветительской деятельности, отвечающий идеям компетентностного подхода и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (3++).

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Процесс подготовки будущих воспитателей к профессиональной педагогической деятельности в детском саду является сложным, многокомпонентным, многофакторным и ориентированным на будущее. Данные характеристики мы связываем со специфическими характеристиками современной педагогической деятельности. Она осуществляется в ситуации перманентной неопределенности, неоднозначности, не алгоритмизиру-емости; ориентирована на чувственно-эмоциональную сферу всех участников образовательных отношений, является целостным образованием, «.неделимость лю-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Иванова Ирина Юрьевна, Евтушенко Ирина Николаевна, Артеменко Борис Александрович РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ...

бого, сколь угодно малого фрагмента (единицы педагогической деятельности) и целостность «внутреннего» -личности участников педагогического взаимодействия; целостность «внешнего» - факторов и обстоятельств; целостность средств, используемых в процессе педагогического взаимодействия» [11, С. 78].

Логика изложения результатов нашего научного изыскания требует обращения к определению составляющих понятия «педагогическая деятельность». В связи с тем, что существенная смыслообразующая нагрузка в исследуемом нами термине представлена в понятии «деятельность», обратимся к толкованию его значения. Достаточно обоснованным в свете идей компетентност-ного подхода, на наш взгляд, является следующее его трактование: деятельность выступает как общественная ценность при следующих условиях: совершается по собственному побуждению, осмысленно и сознательно, производит значимый для общества «продукт», базируется на положительных нравственных способах реализации целей. Процесс осуществления профессиональной педагогической деятельности предполагает субъектную позицию человека, такая позиция генерирует внутренние процессы: изменяет внутреннюю природу личности, обогащает ее внутренний мир, а также, просоциальная направленность педагогической деятельности инициирует преобразовательные процессы в социальном окружении, оптимизирует взаимодействие с окружающими людьми, формирует гуманистическое мировоззрение. Г.И. Щукина отмечает, что «кардинальной проблемой, определяющей сущность формирования личности, является деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений, ее роль в онтогенезе» [12, С.10]. В этой связи, интересна позиция А.К. Дусавицкого, выделяющего следующие компоненты педагогической деятельности в пространственно-временных отношениях, которые важно учитывать при подготовке современного педагога: проектирование собственной деятельности, управление процессом развития и становления личности обучающихся, рефлексия собственной педагогической деятельности [13].

В условиях изменяющихся форматов получения образования и повышающихся требований к его результатам, процесс овладения профессионально-педагогической деятельностью, на наш взгляд, должен осуществляться через реализацию следующих профессионально важных качеств будущего воспитателя: профессиональные знания в области педагогики и психологии, профессиональные педагогические умения, профессиональные педагогические позиции, установки педагога, требуемые от него профессией, личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями и формирование адекватного базового опыта.

Профессиональная педагогическая деятельность воспитателя носит полифункциональный характер, она направлена не только на развитие и становление личности воспитанников, на усвоение ими знаний и способов деятельности, на установление доверительных и бесконфликтных отношений в детско-взрослых сообществах, создающих условия для оптимальной социализации детей, на организацию воспитательной деятельности дошкольников, но и на создание адекватной возрастным особенностям и потребностям детей развивающей среды и организацию партнерского взаимодействия с родителями, в том числе, их просвещения. Основные направления и содержание деятельности воспитателя зафиксированы в Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», и отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Будущий воспитатель должен быть готов к выполнению следующих типов задач профессиональной деятельности: педагогический, про-

ектный, методический, организационно-управленческий, сопровождения и культурно-просветительский. В этой связи, подготовка студентов к просвещению в детском саду, на наш взгляд, является значимым направлением формирования компетенций [14].

Обратимся к рассмотрению понятия «просвещение». На наш взгляд, интересна точка зрения Ю.Д. Красильникова на просвещение как на педагогическую деятельность, обеспечивающую возможность «духовного обогащения...» современному потребителю информации, а также создающие дополнительные возможности разносторонней образовательной и самообразовательной работы педагогу [15, С. 18]. Просветительская деятельность В.Н. Мезиновым понимается как составная часть деятельности педагога. В ходе осуществления, которой воспитатель информирует родителей о современных идеях и достижениях теории и практики педагогики и психологии, обучающихся с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в получении психолого-педагогических знаний и использовании их как у родителей, так и у детей [16].

Результаты нашего исследования позволяют определить статус просветительской деятельности в работе воспитателя детского сада как «надпредметную» деятельность, т.е. деятельностью по организации других деятельностей. Потенциал просвещения позволяет охватить воспитательную, образовательную, коммуникативную, организаторскую, эстетическую и другие виды педагогической деятельности.

Процесс подготовки студентов к просветительской деятельности, включает следующие этапы мотивацион-но-ориентирующий, организационный, рефлексивный.

Нами определены индикаторы готовности студентов к просветительской деятельности:

- умение изучать потребности участников образовательных отношений, умение планировать процесс просвещения, способность осуществлять просвещение эффективно на протяжении длительного времени и с реципиентами информации разных групп, способность оптимально осуществлять просветительскую деятельность и прогнозировать возможные последствия реализации;

- умение обеспечивать условия продуктивной, комфортной коммуникации, умение своевременно фиксировать трудности просвещения и выявлять причины их возникновения, готовность в короткие сроки и творчески устранять трудности в общении, нестандартно и конструктивно решать конфликты, споры, снимать напряженность во взаимоотношениях;

- способность осуществлять планирование, контроль и анализировать собственную деятельность, стремление работать рационально, потребность в научном поиске, в открытии нового знания для себя и других, профессионально-педагогическое самоопределение;

- отношение к человеческой жизни как к основной базовой ценности общества, готовность к реализации просветительской деятельности, потребность совершенствования, интерес к осуществлению профессиональной деятельности в качестве источника информации.

Как показало наше исследование в области подготовки к просветительской деятельности будущих педагогов дошкольного образования, важным условием эффективности данного процесса выступает использование ее внешних и внутренних ресурсов. «Внешними ресурсами выступают произведения искусства (музыка, живопись, скульптура, литература, кино, театр и т.д.); достижения педагогики, психологии, философии и других гуманитарных наук, раскрывающие вопросы развития, формирования и социализации личности; эмпирические методы - наблюдение, беседа, анкетирование, экспертная оценка» [17]. К внутренним ресурсам просветительской деятельности мы, вслед за Н.Б. Крыловой, относим «. потенциал педагога, его способности к самообразова-

Ivanova Irina Yuryevna, Evtushenko Irina Nikolaevna, Artemenko Boris Aleksandrovich

IMPLEMENTATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PREPARING .

pedagogical sciences

нию, самопознанию, саморазвитию, саморефлексии. Необходимо отметить, что при использовании ресурсов просветительской деятельности у будущих воспитателей важно сформировать понимание того, что они являются не трансляторами культуры, а организаторами «многочисленных форм наследования, освоения, присвоения такой информации» [18, с. 139]. Мы считаем, что в университете у будущих воспитателей должна быть сформирована потребность в активной познавательной деятельности, а на основе признания ценности получаемых и передаваемых знаний для достижения жизненных целей и осуществления планов становления в профессионально-педагогической деятельности должна сформироваться профессиональная направленность [19, 20, 21].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Целью высшего педагогического образования на современном этапе выступает не просто подготовка студентов к дальнейшей работе в системе дошкольного образования, а обеспечение становления будущего воспитателя в профессионально-педагогической деятельности, развитие его личностной позиции, способности к самоактуализации, самосовершенствованию, самоопределению, готовность компетентно действовать в различных нестандартных педагогических ситуациях и т.д. [22]. Для решения современных задач образования будущему педагогу дошкольного образования необходимо динамично пройти путь становления в профессиональной педагогической деятельности. Помочь в реализации этого, в процессе подготовки будущих воспитателей в вузе, призван ком-петентностный подход, при котором «не сами знания и навыки выступают ценностью, а возможность с их помощью обеспечить растущему человеку способность существовать, развиваться, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни». Компетентностный подход в процессе подготовки студентов к просвещению участников образовательных отношений, мы предполагаем, будет все в большей степени ориентирован на формирование готовности будущих педагогов дошкольного образования к постоянному обучению и самообразованию, самоопределению, самоактуализации, развитию индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова И.Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности. Челябинск: Изд-во ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2017. 199 с.

2. Иванова И.Ю. Просветительская деятельность в дошкольном образовании: теоретические основы. Челябинск: Изд-во ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2019. 196 с.

3. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н., Артеменко Б.А. К вопросу подготовки студентов педагогического вуза к просвещению родителей по развитию координационных способностей детей дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. № 5 (171). С. 131-137.

4. Иванова И.Ю. Современные тенденции организации и реализации просветительской деятельности в дошкольной образовательной организации // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития.: Мат-лы международной научно-практической конференции. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2017. С. 88-90.

5. Иванова И.Ю., Евтушенко И.Н. Исследование процесса взаимодействия семьи и дошкольной организации в вопросах развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. № 3 (169). С. 111-115.

6. Иванова И.Ю. Педагогическая компетентность в становлении будущего педагога // Личностно ориентированное профессиональное образование: сб. научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2003. С. 124-128.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс].- http://fgo.svo. ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440302_B_3_20032018.pdf (Дата обращения 03.06.2019)

8. Иванова И.Ю. Профессиональная компетентность — показатель уровня квалификации специалиста //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. Ч. 1. С. 52-55.

9. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.

Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с.

10. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова). М.: Гардарики, 2002. 431 с.

11. Сергеев Н.К. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Москва: Логос, 2013. 363 с.

12. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

13. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников. //Вопросы психо-логии.1982. № 3. С. 56-61.

14. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Министерство труда и социальной защиты российской федерации [Электронный ресурс]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001. pdf (Дата обращения 03.06.2019)

15. Красильников Ю.Д. Основы теории культурно-просветитель-скойработы. М.: МГИК, 1982. 80 с.

16. Мезинов В.Н. Основы педагогики: учебное пособие. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2012. - 225 с. [Электронный ресурс]. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book& id=272212(02.06.2019).

17. Морозова С.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к культурно-просветительской деятельности в системе высшего образования. Саратов: ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», 2018. 219 с.

18. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

19. Иванова И.Ю. Профессиональная педагогическая деятельность в условиях модернизации образования // Инновационные процессы в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», 22-23 апреля 2004г., Чел. гос. пед. ун-т /Под. ред. А.Ф. Аменда, И.Е. Садовниковой, Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой. Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. С. 115-118.

20. Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.

21. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.

22. Пряжников Н.С. Перспективы рассмотрения проблемы активизации профессионального самоопределения - Образование и наука. Будущее в ретроспективе: Научно-методический сборник. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С. 111-127.

Статья поступила в редакцию 14.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

114

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.