ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
Холодное В.Г., Салихов Н.Р., Сафин М.В.
Статья посвящена вопросам реализации системы мер всестороннего правового обеспечения как средства повышения производительности и эффективности работы людей и как одно из условий компетентностного подхода в подготовке будущих юристов. Авторами решение задач Федеральной целевой программы образования в России видится через освоение компетентностного подхода в рамках образовательного процесса.
Для достижения этих целей необходимо добиваться того, чтобы социально-личностные, экономические и организационно управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции могли служить фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке и усиливали практикоориентирован-ность образования в целом. Профессионализм торжествует в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.
Ключевые слова: система образования, Болонский процесс, компетент-ностный подход, профессиональные знания, практикоориентированность профессорско-преподавательского состава, профессиональное образование.
The article is dedicated to questions of the realization of the system of the measures of the all-round law provision as facility of increasing job capacity and efficiency of the working people and as one of the conditions of a Competetive Approach in preparation future lawyers. The authors consider decision tasks of the Russian Federal Target Program of Education through mastering a Competetive Approach within the framework of educational process.
For achievement these targets it is necessary to obtain that social-individual, economic and organizing management, scientific and engineering competency will be applied to foundation and providing graduate transportability on a free market all over the world. A professionalism will be gained in a legal practice , when lawyer as user of the law constantly raises his skill and is found at a rate of the last theoretical and practical achievements of jurisprudence.
Key words: System of the education, Bolonian Process, Competetive Approach, professional knowledges, Educational staff orientation for practice.
«Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования»1 — этот тезис провозглашен в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы.
Проблема развития человеческого потенциала определила основную стратегическую цель Программы, заключающуюся в «обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании». Одной из стратегических целей Программы является «реализация системы мер по обеспечению участия России в Болон-ском и Копенгагенском процессах».
Болонский процесс усилил или вызвал к жизни в России те преобразования, которые стали характерными для европейского сообщества. Одним из них является освоение компетент-ностного подхода как проявления новой студентоцентрированной ориентации образовательного процесса.
Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы наряду с общественными. Но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой сильно сказываются на качестве жизни людей, и все они так или иначе находятся под контролем общества, привлекают к себе внимание.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. 6
Это трудная и очень нужная работа и не всегда легкая личная жизнь.
На личностном уровне, т. е. для каждого юриста, совершенно необходимыми и общими для всех направлений юридической деятельности являются: овладение профессиональным правовым подходом как интегрированным состоянием подготовленности к профессиональной юридической деятельности; освоение методики работы с документами (фиксированной информацией); осуществление межличностных коммуникаций; постановка, осознание и решение возникающих правовых задач; оценка и реализация результатов своей деятельности.
Это означает, что юрист должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. Он должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приемами решения стандартных и нестандартных правовых задач. Юрист-профессионал должен уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму выражения такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.
Одними из наиболее важных качеств любого юриста являются очень
высокий уровень ответственности, развитое мышление логического типа, настойчивость и инициативность, концентрация и кропотливость, хорошая память, эмоциональная устойчивость и возможность быстро переключать внимание с одного аспекта на другой. Основным квалификационным требованием для юристов считается наличие высшего юридического образования. Но получение диплома о высшем образовании является только первой ступенью к достойной карьере. Любая профессия требует постоянного поддержания и улучшения профессиональных навыков, личностного совершенствования [2].
Компетентностный подход к подготовке специалистов заключается в привитии студентам и развитии у них набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетенции можно определить как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих
деятельность, предложения средств для устранения причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.
В настоящий момент рынок труда в определенной степени насыщен специалистами, деятельность которых связана с юриспруденцией.
Сегодня юриспруденция рассматривается как одно из основных условий развития общества, а всестороннее правовое обеспечение как средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Главная задача образовательного учреждения в решении этой проблемы - подготовка кадров юристов в соответствии с реальными запросами рынка труда, обеспечении их перспективного роста, удовлетворении потребностей в них государственных, промышленных и коммерческих структур.
Для этого выпускник-юрист должен иметь набор ключевых компетенций:
• социально-личностные;
• экономические и организационно-управленческие;
• общенаучные;
• общепрофессиональные;
• специальные.
Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции не связаны с конкретным рабочим местом, они основываются на свойствах конкретной личности. В трудовой жизни они считаются компетенциями сотрудника, выходящими за профессиональные рамки.
Социально-личностные, экономические и организационно управленчес-
кие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования в сфере высшего или дополнительного образования.
Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда [1].
Основой формирования всех ком-петенцийявляютсяпрофессиональные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда специалист должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественнонаучных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий.
Конкретное содержание ключевых компетенций при подготовке юристов классифицировано следующим образом.
Социально-личностные компетенции:
• обладание гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и
бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.
Экономические и организационно-управленческие компетенции, среди них выделим:
• способность и готовность оценить результаты деятельности и участвовать во внедрении разработанных инновационных решений и проектов.
Общенаучные компетенции, главной среди них выделим:
• способность и готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, взаимоотношениях между абстрактными величинами.
Общепрофессиональные компетенции, это умение:
• толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
• обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
• юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
• разрабатывать документы правового характера, осуществлять пра-
вовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
• принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
• вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
• систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.
Специальные компетенции:
Юрист должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации и квалификационным требованиям, это:
• сбор нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
• анализ юридических норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
• анализ судебной и административной практики;
• обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
• составление соответствующих юри дических документов;
• обеспечение реализации актов применения права;
• обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой
пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности.
Для достижения этих компетенций необходимо совершенствование образовательных технологий, а именно:
• перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студентоцен-трированной направленности;
• отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;
• использование модульной организации основных образовательных программ;
• увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.
Компетентностный подход усиливает практикоориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи. В связи с этим следует отметить деятельность профессорско-преподавательского состава юридического факультета.
Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность приемов и способов действий, которые, на наш взгляд, можно культивировать путем применения адекватных педагогических методов
их формирования. Такими методами являются, прежде всего, интерактивные методы обучения: метод проектов, кейс-метод и игровые методы, мастер-классы и пр.
Примером комплексного изучения различных отраслей права в рамках указанных методов является, например, изучение курса международного права на кафедрах юридического факультета совместно с кафедрой государственных и иностранных языков академии. Здесь нашел свое применение кейс-метод, что позволило студентам нашего вуза уже в течение пяти лет успешно участвовать в международном конкурсе по праву им. Филиппа Джесоппа.
Метод проектов - личностно ориентированный метод обучения, способ организации самостоятельной продуктивной деятельности студентов, интегрирующий в себе проблемный подход, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проект представляет собой специальное задание по проблемно-тематической разработке, которую должны выполнить студенты. Значимым в проектной деятельности студента становится этап презентации результатов проекта, на котором происходит трансформация полученного результата в продукт проектной деятельности, представляемый для других. В презентации заложен большой учебно-воспитательный потенциал по формированию специальных компетенций юриста, студенты учатся, аргументировано излагать свои решения той или иной юридической ситуации, анализировать свою деятельность, искать причины, подвергнутого критике решения юридического казуса.
В ходе нашего исследования в практику подготовки к семинарским и практическим занятиям были внесены темы проектных работ, представляющих блок знаниевого компонента социально-этических компетенций. В рамках предложенной тематики, студенты экспериментальной группы выполнили и защитили проектные работы «Морально-этические основы международного законодательства», «Судебный этикет», «Морально-этические аспекты адвокатской практики», «Морально-этические особенности уголовного процесса», «Морально-этические особенности гражданского процесса» и др.
Широкое распространение на занятиях получили активные формы обучения: деловые игры, мозговые штурмы, решение ситуационных задач, позволяющие максимально приблизить студентов к реальностям будущей профессии и выработать умения и навыки решения реальных профессиональных задач.
В экспериментальных группах в рамках соответствующих дисциплин было организовано проведение имитационных игр: «Судебный процесс в уголовном суде», «Бракоразводный процесс в гражданском суде», «Осмотр места происшествия», «Проведения задержания, обыска и ареста», «Выступление прокурора (адвоката) на судебном процессе», «Проведение допроса подозреваемого в совершении преступления». На занятиях по иностранным языкам отрабатывались игры: «Уголовный процесс в английском суде (по проблеме эвтаназии)», «Пресс-конференция между государственной властью и общественностью, прессой (по проблеме смертной казни)» и др.
Подводя итог, можно сказать, что компетентностному подходу в подготовке специалистов присущ взгляд, обращенный к будущим требованиям рынков труда (принцип опережающего образования), компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты, прагматическая и гуманистическая направленность.
Литература:
1. Морозова Г.Н. Теоретико-методологические основы подготовки компетентного специалиста правовой сферы в ссуз в условиях модернизации российского обра-
зования / Г.Н. Морозова, Н.В. Судденкова // Казанский педагогическийжурнал. -2006. -№ 5 (47). - С. 18-25.
2. Поспелова О. Профессиональные компетенции и повышение квалификации юристов/ http://www.av-msal.ru/notice/850/
3. Профессиональные навыки юриста: опыт практического обучения. М., 2001. С.15
4. Судденкова Н.В. К вопросу о роли профессиональной культуры в обеспечении нового качества подготовки современных специалистов / Н.В. Судденкова // Инновационное развитие образовательных учреждений как условие обеспечения подготовки кадров: Материалы Всероссийского совещания-семинара. - Смоленск: СПЭК, 2006. - С.430 - 434.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СИСТЕМУ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Ахметзянова Г.Н.
Непрерывность профессиональной подготовки специалистов для автомобильной отрасли рассматривается как основа создания единого образовательного пространства; определены экономические, институциональные и социальные факторы, влияющие на интегрированную систему обучения.
Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, специалисты автомобильного профиля, единое образовательное пространство, социально-экономические факторы, профессиональное образование.
Influence of social and economic processes on system of continuous professional education of automobile branch workers. The continuity ofprofessional training for automobile branch is considered as a basis of creation of uniform educational space; economic, institutional and social factors influencing integrated system of training are defined.
Key words: continuous professional training, experts of an automobile profile, uniform educational space, socio-economic factors