НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 37(043).
Е. А. Прасова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗРАБОТКЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ» В БФУ им. И. КАНТА
Даты обоснования разработки новой образовательной программы магистратуры «Психология здоровья», определены компетенции для магистров психологии в сфере профессиональной деятельности по формированию, сохранению и восстановлению здоровья. Новая образовательная программа магистратуры разрабатывается в русле Программы развития Балтийского федерального университета им. И. Канта.
This article is explains the need to develop a new master's programme — "Psychology of health — as well as to identify the competences of its graduates in the sphere of formation, preservation, and recovery of health. The new master's programme is being developed in the framework of the Programme for the Development of IKBFU.
Ключевые слова: компетенция, психология здоровья, программа развития федерального университета.
Key words: competence, health psychology, federal university development programme.
В жизни главного вуза Калининградской области — Балтийского федерального университета им. И. Канта — 2011 — 2012 гг. отмечены грандиозными переменами. План-график мероприятий до 2020 г. предусматривает модернизацию практически всех сторон деятельности, однако первый пунктом в нем выступает модернизация содержания и организации образовательного процесса, в том числе разработка и модернизация программ подготовки магистров [3].
Современная социально-экономическая и политическая ситуация требует развития человеческого капитала региона, в частности формирования качественного кадрового и научного потенциала [6]. Именно поэтому стратегической целью университета является «формирование конкурентоспособного человеческого капитала для опережающего социально-экономического развития Калининградской области и Северо-Западного федерального округа» на основе внедрения компетент-ностного подхода в образовательный процесс [3].
При решении поставленной задачи возникает ряд трудностей, наиболее значимую из которых составляет демографический кризис, обу-
135
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 11. С. 135—139.
136
словленный низкой рождаемостью, высокой смертностью и низким качеством здоровья населения. Объективное уменьшение количества выпускников школ усугубляется тенденцией к ухудшению качества их здоровья, влекущей за собой снижение работоспособности, нервнопсихической устойчивости, иммунитета и увеличение количества хронических заболеваний [5].
В условиях реформации института здравоохранения и кризиса института семьи, отвечающих за охрану здоровья и первичную социализацию детей и молодежи, на первый план выходит необходимость активизации индивидуальных и общественных механизмов самосохра-нительного поведения, обеспечить которую способны не столько медицинские работники, чье внимание сосредоточено на болезнях, сколько психологи высокой квалификации — магистры психологии здоровья, способные влиять на все уровни диспозиционной готовности к сохранению и восстановлению здоровья и содействовать тем самым формированию у детей и молодежи здорового образа жизни, повышать психологическую культуру здоровья
Новая программа будет базироваться на методологии здоровья, а не болезни, и позволит подготавливать высококвалифицированных конкурентоспособных магистров для стран Балтийского макрорегиона, которые смогут работать в кабинетах здоровья поликлиник и больниц, образовательных учреждений, а также преподавать психологию здоровья как самостоятельную дисциплину на разных ступенях образования.
Потенциальными заказчиками программы являются выпускники вузов по направлениям "Психология", "Лечебное дело", "Физкультура и спорт", работающие специалисты в сфере охраны здоровья, а также образовательные учреждения дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования РФ и стран Балтии.
Разработка новой образовательной программы магистратуры «Психология здоровья» вписывается и в Концепцию развития здравоохранения в России до 2020 г., в которой отмечается, что «сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым», а также указано на необходимость обязательного внедрения соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования [2].
Компетентностный подход предполагает поэтапную подготовку и проработку содержания новой образовательной программы [1], первым является информационно-аналитический этап, который включил в себя анкетирование потенциальных заказчиков и экспертный опрос.
Актуальность и востребованность новой программы магистратуры нашли подтверждение в результатах опроса более 600 калинин-
градских выпускников вузов и работающих специалистов самого разного профиля: третья позиция «Психологии здоровья» в рейтинге после программ по экономической психологии и менеджменту свидетельствует о возросшей значимости и популярности психологического обеспечения охраны здоровья среди молодежи с высшим образованием.
В то же время выявлено, что существующий ФГОС магистратуры не позволяет охватить все проблемы и психологические аспекты охраны здоровья, ввиду чего компетентностный подход должен опираться на анализ и выделение приоритетных по степени риска и значимых для здоровья областей жизнедеятельности. Поэтому разработка перечня дисциплин и формируемых в процессе обучения и практики компетенций осуществлялась исходя в первую очередь из основных (по статистике) факторов риска для здоровья россиян: высокое артериальное давление (психосоматические расстройства), высокий уровень холестерина (пищевое поведение), табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя (психологические зависимости), вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5 %, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности — 58,5 % [5; 6].
Экспертные оценки рисков для здоровья позволили выделить помимо основных следующие значимые области, в которых необходимо задействовать психологические механизмы охраны здоровья, а значит, сформировать компетенции магистров психологии здоровья: перинатальная, пренатальная психология и раннее развитие ребенка; психологические аспекты конституции и соматической патологии у детей; психология сексуальности; превенция онкологических заболеваний; психологическое сопровождение старения; превенция соматических заболеваний; профилактика наркомании; психология физкультуры и спорта; психология отдыха как ресурса сохранения здоровья; готовность к самосохранительному поведению.
Следующим этапом работы, который можно определить как синтетический, стала разработка перечня компетенций, необходимых для активизации психологических механизмов восстановления и охраны здоровья в вышеназванных предметных областях и дифференциация структуры компетенций (знаний, умений, навыков и практического опыта), их обобщение и определение дисциплин, в ходе освоения которых у будущих магистров психологии должны быть сформированы эти компетенции.
Второй этап разработки новой образовательной программы для магистров завершился определением дополнительных (к указанным во ФГОСе) компетенций в рамках дисциплин, обеспечивающих психологическую подготовку в предметных областях психологии здоровья, и детализацией знаний, умений и навыков, необходимых для формирования каждой компетенции. Так, например, дополнительная компетенция, трактуемая как «способность и готовность к выявлению взаимосвязи между образом жизни, складом личности, психическими, социальными факторами и физическим здоровьем личности, к выяв-
137
138
лению факторов риска и немедикаментозной коррекции соматической патологии; построению гипотез, прогнозов и профилактических мероприятий в конкретных ситуациях», предполагает формирование понятия о доклиническом этапе соматической патологии, психологических факторах риска соматической патологии, умений выявлять и объяснять взаимосвязь между образом жизни, складом личности, психическими, социальными факторами и физическим здоровьем личности, а также строить гипотезы и прогнозы в конкретных случаях и ситуациях, соответственно гипотезам определять психопрофилактические мероприятия и т. д.
Магистерская программа направлена на формирование не только компетенций в отдельных предметных областях психологии здоровья, но и более общей способности и готовности к выявлению культурно-обусловленных характеристик жизнедеятельности человека, влияющих на его здоровье, а также на применение мирового и национального опыта для разработки программ и технологий, научных исследований и рекомендаций, имеющих своей целью сохранение и укрепление здоровья у представителей разных этнических и социальных групп. Кроме того, будущие магистры смогут оценивать влияние изменений в жизнедеятельности, а также стресса на деятельность субъекта, анализировать социально-психологические механизмы регуляции адаптации населения к изменениям жизнедеятельности.
Следует заметить, что каждая компетенция представляет собой способность и одновременно готовность, т. е. системную индивидуальную профессиональную характеристику, и формируется усилиями не одной, а нескольких дисциплин, а закрепляется в личном опыте в ходе производственной или педагогической практики. Матрица (модель) компетенций получила одобрение экспертов — представителей потенциальных работодателей и ведущих специалистов в сфере охраны здоровья.
Общий перечень дисциплин определен исходя из проблематики вышеназванных областей психологии здоровья и требований ФГОСа. В него включены также дисциплины надпредметного уровня: «Психологическое благополучие как составляющая качества жизни», «Социокультурные аспекты психологии здоровья» и «Психология адаптации к изменениям жизнедеятельности». Освоение каждой дисциплины ставит целью формирование трех уровней компетенций: общекультурных и профессиональных в соответствии с ФГОСом, а также дополнительных профессиональных в зависимости от специфики поставленных задач.
Новая образовательная программа магистратуры, разработанная на основе компетентностного подхода, позволит готовить магистров психологии, которые смогут найти применение своим знаниям в самых различных сферах профессиональной деятельности и тем самым содействовать развитию человеческого капитала как в регионе, так и за его пределами.
Список литературы
1. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Educational Technology & Society. 2007. Vol. 10, № 3. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/3_Ibragimov.pdf (дата обращения: 30.08.2012).
2. Концепция развития здравоохранения в России до 2020 года. URL: http://nrma.ru/Reform/zdr_conception_2020.shtml (дата обращения:
30.08.2012).
3. Программа развития Балтийского федерального университета им. И. Канта. URL: http://www.kantiana.ru (дата обращения: 25.08.2012).
4. Развитие компетентностного подхода в Европе: требования EUR-ACE и
FEANI. URL: http://www.rae.ru/monographs/114 —3789 (дата обращения:
25.08.2012).
5. Симаева И. Н. Поведение детей и молодежи в отношении здоровья: проблемы и механизмы формирования // Актуальные вопросы педиатрии : сб. матер. конф. Вып. 3. Калининград, 2011. С. 89 — 99.
6. Simaeva I. N. Alimpieva A. V. Formation of self-preserving behaviour in the educational system as a contribution in the development of human capital / / The role of human capital in the development of the countres and regions of central and eastern Europe. Torun, 2010. P. 35—44.
Об авторе
Елена Анатольевна Прасова — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About author
Yelena Prasova, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
139