УДК 376.32
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРОВ К РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
Л.А. Колыванова1, Т.М. Носова2
1 Кинель-Черкасский филиал «Тольяттинский медицинский колледж»
446350, Самарская обл., с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, 60 А
E-mail: [email protected]
2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26
Статья посвящена профессиональному образованию магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» («Биологическое образование») на естественно-географическом факультете ПГСГА, формированию у них готовности к обучению людей с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка педагогов в магистратуре - актуальный вопрос сегодняшнего дня, обозначенный стратегией модернизации педагогического образования. Новое содержание практической подготовки педагогов в соответствии с основной профессиональной образовательной программой направлено на освоение основных компетенций, указанных в профессиональном стандарте.
Согласно основной образовательной программе, представляющей собой комплект нормативных и учебно-методических документов, определяющих цели, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания, ожидаемые результаты, оценку качества подготовки магистров, формируется основа становления профессиональной и общекультурной компетенции магистров. Основными видами профессиональной подготовки магистров выступают педагогическая, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская, научно-исследовательская, ориентированные на потребности рынка труда. При этом важно, чтобы в процессе профессионального образования у будущего специалиста были сформированы умения и навыки обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленные на формирование биоэкологической грамотности обучающихся и их безопасность жизнедеятельности.
Существенную роль в охране окружающей среды, экологическом просвещении, формировании экологической культуры людей с особыми образовательными потребностями занимают музеи, основная цель работы которых заключается в развитии личности человека, его культуры, сознания и мышления, осуществляемом музейными средствами.
В условиях модернизации музей выполняет функции образовательно-воспитательного центра и обновляет содержание биологического и экологического образования.
Ключевые слова: биоэкологическое образование, инклюзивное образование, экологическая культура, студенты с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная адаптация, музей, магистр.
Вхождение России в новые социально-экономические условия выдвинуло на первый план необходимость изменений в системе образования, стратегия которой заложена в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года и прослеживается в новом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1.09.2013.
Лариса Александровна Колыванова, кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью.
Тамара Михайловна Носова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности».
Закон расширяет образовательные возможности обучающихся и педагогов, становится основой для развития человеческого потенциала, максимально обеспечивая каждому те условия, которые система способна предоставить.
Сегодня международное сообщество, государства и правительства обеспокоены продолжающимся ухудшением состояния окружающей среды и принимают различные меры к решению этой проблемы исходя из стремления к устойчивому развитию, повышению качества жизни, обеспечению безопасного и благополучного будущего [13, 14].
Одним из ключевых моментов устойчивого развития общества признан приоритет экологического образования всех слоев населения, и в первую очередь - подрастающего поколения, так как именно здесь закладываются основы сознательного, ответственного отношения к природе.
Новый подход к экологическому образованию требует развития экологической мотивации сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой, поэтому неслучайно 2013 год был объявлен Всемирным годом охраны окружающей среды. Это было лейтмотивом международного экологического конгресса БЬРГТ-2013, проходившего в г. Тольятти с 18 по 22 сентября, и итогового съезда по охране окружающей среды, состоявшегося в г. Москве, в Кремле, 3-4 декабря, которые указали на важность развития экологической культуры общества, социализацию населения: «Человечество должно сменить систему ценностей, поэтому необходимо обратить внимание на рост экологических знаний и духовное его совершенство» [8, 10, 11].
В Российской Федерации система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования определена Законом «Об охране окружающей природной среды» (1991) и закреплена в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2011), Федеральной программе «Экологическое образование населения России» (1996-2010) и других документах, создавших правовые основы для построения системы экологического образования в стране.
Так, в статье 74 Закона РФ «Об охране окружающей среды» говорится: «В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов необходимо осуществлять экологическое образование, экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов» [6].
Экологическое просвещение, экологическое образование осуществляется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, юридическими лицами.
Для Самарской области реализация этих законов и постановлений имеет особую значимость и чрезвычайно актуальна. В 2011 году в губернии принята «Концепция экологического развития Самарской области на период до 2020 г.». На прошедшем в г. Новокуйбышевске заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (15.03.2012) руководством Самарской губернии было заявлено о принятии в регионе специальной экологической программы работы с молодежью, в которой отмечалась необходимость ухода от экологического нигилизма и важность проведения экологического просвещения в развитии экологической культуры населения. В связи с этим с 2008 года в области образован экологический совет, который с 2011 года работает совместно с участниками Общественной палаты.
Существенную роль в деле охраны окружающей среды, в экологическом просвещении, в формировании экологической культуры занимают музеи, основная цель работы которых заключается в развитии личности человека, его культуры, сознания, осуществляемое музейными средствами. В связи этим были приняты законы Самарской области «О культуре в Самарской области» (2002), «О музейном деле и музеях в Самарской области» (2008). Особое значение этот процесс имел в 2014 году, который был определен президентом РФ В.В. Путиным «В послании к общественному собранию» как год культуры.
Важную роль в развитии экологической культуры населения Поволжья занимает Самарский зоологический музей им. Д.Н. Флорова, основанный в 1929 году.
В настоящее время зоологический музей Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (III СТА) является одним из крупнейших в регионе. Его экспозиция, демонстрирующая многообразие животного мира, располагается в пяти залах и включает 61 систематическую витрину, 22 экологические диорамы, а коллекция насчитывает более 5000 тысяч экспонатов фауны региона и других континентов.
Среда, образующаяся на территории музея, представляет собой нечто переходное между классической образовательной средой обучения и пространством досуга. Определяя сущностные свойства музея, А.М. Разгон охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей; как информационное и коммуникационное учреждение, своеобразную семиотическую систему [4].
А.М. Разгон обозначил проблему исследования музееведения как круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, представлений и эмоций посредством музейных предметов.
Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, природных экспозиций, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм.
Музей - это уникальный общественный институт, имеющий особую специфику, отличную от других научных, образовательных учреждений культуры. Начиная с 90-х годов XX века в музееведении стал внедряться термин «культурно-образовательная деятельность». Это означало не только перемену в терминологии, но и изменение роли музея в обществе.
Основная миссия музея сегодня - это развитие личности человека, осуществляемое музейными средствами, где музей, выполняя функции образовательно-воспитательного центра, обновляет содержание образования, в частности биологического и экологического, в условиях его модернизации.
Анализ рассматриваемой проблемы, показав ее сложность, многогранность и неизученность, обнаружил недостаточность системных исследований в области образовательной, социокультурной, развивающей среды музея, влияющей на формирование экологической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В частности, не выявлены цели, тенденции, стратегии развития современных музеев и их роль в инклюзивном экологическом образовании, не проведены теоретические исследования и не разработаны методологические основы проектирования системы развития экологической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья музейными средствами, не представлены технологии и методика развития,
не разработаны подходы к системному построению инклюзивного биоэкологического образования на региональном уровне.
Анализ существующего инклюзивного биоэкологического образования Самарского региона выявил наличие противоречий:
- между социальной необходимостью и личностной потребностью в развитии экологической культуры;
- между потенциально возможным и реальным уровнем экологической культуры обучаемых;
- между необходимостью формирования экологической культуры людей с ограниченными возможностями здоровья через сферу образования и неразработанностью методологических, теоретических и дидактических основ ее развития в условиях деятельности музеев в регионе.
Необходимость преодоления этих противоречий определила цель исследования -формирование экологической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с помощью развития социокультурной адаптации средствами музея.
Задачи исследования:
- разработка методологических основ развития экологической культуры личности обучаемых с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании;
- создание и реализация педагогической концепции инклюзивного биоэкологического образования, учитывающей многообразие региональных особенностей;
- выявление эффективных условий и методики развития экологической культуры обучаемых с особыми образовательными потребностями средствами музея.
Изучение процесса развития музейно-образовательной среды в целом и форм ее государственного регулирования позволило наметить основные позиции, разработки которых будут способствовать раскрытию образовательного потенциала музеев в становлении экологической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Механизм процесса взаимодействия человека и среды в качестве основы формирования инклюзивного пространства, создающего условия для включения каждого ребенка в процесс обучения и социализации, по мнению В.А. Болотова, заключен в реформе педагогического образования, перед которым стоит задача подготовки педагогов, способных работать по новым школьным стандартам, где ставятся сложные задачи - не только освоения учащимися прикладных навыков, но и формирования, выращивания личностных качеств школьников, в том числе «субъективности» -способности самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, уметь работать в коллективе [1].
С точки зрения модернизации педагогического образования, в первую очередь это должно коснуться не столько предметной подготовки учителей, указывает В.А. Болотов, сколько организации совершенно другой педагогической практики, которая позволит оснастить будущих учителей новыми для российской школы педагогическими и психологическими навыками. Решение этих проблем должно стать одним из основных направлений модернизации педагогического образования, обозначенных в «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» № 3241п-П8, утвержденной 28.05.2014. Данная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах - государственной программе РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика», федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. и утвержденных «Профессиональным стандартом педагога».
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты определили долгосрочные цели развития образовательных организаций:
— переход на системно-деятельностный (компетентностный) подход;
— введение к 2022 году федеральных государственных стандартов всех уровней общего образования (в том числе инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья);
— введение целого спектра новых нормативно-правовых и финансово-экономических регуляторов.
Вместе с тем обновленные цели системы общего образования повышают традиционные и создают новые требования к качеству подготовки педагогических работников и уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. При сохранении лучших традиций в подготовке российских учителей и воспитателей, указывается в материалах «Комплексной программы» [2], необходимо развивать их новые профессиональные качества в соответствии со стандартами профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.
С переходом на двухуровневую подготовку (бакалавриат, магистратура) система высшего педагогического образования претерпела существенные изменения.
Бакалавриат в большей мере ориентирован на общее высшее образование, магистратура призвана готовить профессионалов высокой квалификации в одной области.
Подготовка педагогов в магистратуре — дело новое, актуальное. Освещая изменения в профессиональной образовательной программе подготовки педагога основного общего образования педагогической магистратуры, А.И. Совенков, А.С. Львова, С.Н. Вачкова, О.А. Любченко, Э.К. Никитина связывают их с переориентацией на новые образовательные результаты, выраженные в компетенциях, определяемых «Профессиональным стандартом педагога» [5]. Повышение практической подготовки будущих педагогов является одной из важнейших целей модернизации педагогического образования [12]. Новое содержание практической подготовки в соответствии с основной профессиональной образовательной программой направлено на освоение трудовых действий, указанных в «Профессиональном стандарте педагога» [3]. Поэтому программы магистерской подготовки должны строиться по модульному принципу. Модули программы универсальны и мобильны в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика». К таким модулям относится и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий и ее индивидуализация: «Основы современной системы основного общего образования», «Инклюзивное образование», «Проектирование образовательной деятельности в основной школе», «Оценка и мониторинг основных образовательных результатов обучающихся», «Основы научно-исследовательской работы обучающихся».
Модульный принцип позволяет выстраивать множество вариантов магистерских программ, оптимизируя процесс подготовки магистра, где вариативное построение дисциплин модуля создает индивидуальную траекторию обучения. Обозначенные положения легли в основу становления профессиональной и общекультурной компетенции магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» («Биологическое образование») на естественно-географическом факультете ПГСГА.
Работа магистратуры осуществляется согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), утвержденному приказом № 1505 Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.11.2014 [7].
На основании ФГОС ВО была разработана основная образовательная программа, представляющая собой комплекс нормативных и учебно-методических документов, определяющих цели, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения и воспитания, ожидаемые результаты, оценку качества подготовки магистров.
Цель магистерской программы обучения заключается в формировании у студентов общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, определенных требованиями ФГОС ВО.
К основным видам профессиональной подготовки магистрантов относятся педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая и культурно-просветительская, ориентированные на потребность рынка труда.
Магистерская программа включает ряд учебных циклов и разделов. Общенаучный учебный цикл включает базовую часть с изучением дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования» и вариативную часть с обязательными дисциплинами «Инклюзивное образование», «Менеджмент в образовании», «Кластерный подход к организации образовательных систем в полиэтнической среде» и курсами по выбору студентов («Экологическая культура личности», «Педагогическая этика», «Применение сетевых образовательных технологий в обучении»).
Базовая часть профессионального цикла включает следующие дисциплины: «Инновационные процессы в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Деловой иностранный язык», вариативная обязательная часть - «Современные образовательные технологии в обучении биологии», «Воспитание и социализация обучающихся в процессе изучения биологии», «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе изучения биологии», «Диагностика и оценка качества образовательного процесса по биологии», «Проектирование образовательного процесса по биологии»; по выбору студентов - «Краеведческий принцип в обучении биологии», «Патриотическое воспитание в обучении биологии», «Формирование универсальных учебных действий и ИКТ-компетентности в процессе обучения биологии», «Основы научной письменной речи».
Раздел «Практики и научно-исследовательская работа» включает научно-исследовательскую и педагогическую практики, а также выполнение научно -исследовательских работ, способствующих формированию готовности магистров к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи научно-исследовательской работы магистров:
- развитие креативного и системного мышления студентов с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение уровня их экологического сознания и культуры восприятия окружающего мира;
- использование в сфере профессиональной деятельности полученных биоэкологических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-исследовательская практика магистров проводилась на базе общеобразовательных, средне-профессиональных и высших учебных заведений: ГС(К)ОУ Школы-интерната № 17 (г. Самара), ГБСКОУ Школы-интерната № 1 им. К.К. Грота (г. Санкт-Петербург) и РГПУ им. А.И. Герцена, что способствовало становлению их профессиональных компетенций и формированию готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ходе непосредственного участия в учебном процессе данных образовательных учреждений магистрами был по-
лучен опыт работы с детьми с физическими недостатками, который впоследствии был реализован на практике.
Местом стационарной научно-исследовательской практики магистров ПГСГА являлся Кинель-Черкасский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медколледж» (Кинель-Черкасский филиал ГБПОУ «ТМедК»), реализующий программу инклюзивной профессиональной подготовки специалистов. Медицинский колледж представляет собой образовательное учреждение, в котором обучаются студенты с нарушениями зрения из разных регионов России.
Профессиональные образовательные программы колледжа разработаны на основе ФГОС СПО III поколения по следующим специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Медицинский массаж» (для обучения лиц с нарушением зрения).
Госстандартом ФГОС СПО (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению, специальность 34.02.02 «Медицинский массаж») определены требования к профессиональной подготовке медицинского работника и уровню освоения содержания конкретных дисциплин. При этом важно, чтобы в процессе обучения будущий специалист не только смог овладеть биоэкологическими технологиями, принципами безопасности жизнедеятельности, но и мог пропагандировать здоровый образ жизни среди окружающих. Поэтому в профессиональной подготовке студентов с нарушением зрения, обучающихся в медицинском колледже, важную роль играют как специальные общепрофессиональные дисциплины («Введение в профессию», «Гигиена и экология человека», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Экология Самарской области», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы исследовательской деятельности»), знание которых позволяет им грамотно строить трудовую деятельность, так и внеаудиторная деятельность, способствующая их дальнейшей социализации.
Научно-исследовательская работа магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» («Биологическое образование») включала также и формирование готовности к работе в социокультурной среде незрячих студентов медицинского колледжа. Данная работа осуществлялась на базе зоологического музея ПГСГА, что способствовало становлению экологической культуры студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Методика работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в пособии «Инклюзивное экологическое образование средствами зоологического музея», позволившем преподавателям применить конкретные рекомендации на практике.
Процесс формирования готовности магистров осуществлять развитие экологической культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья строился на основе использования среды музея, различных образовательных методов и технологий (обзорные лекции, беседы, просмотр видеофильмов и презентаций; экскурсии; работа с лабораторным и рельефно-графическим материалом; моделирование объектов живой природы; конкурсы, викторины, экспресс-опросы и различные практикумы), способствующих социокультурной адаптации обучаемых.
Так, практикум по биологии включал в себя разработку 13 биоэкологических тем, каждая из которых содержала цель, задачи, алгоритм действий, самостоятельную и практическую работы, широкий спектр материала и оборудования, используемых для обучения магистрами лиц с ограниченными возможностями здоровья при непосредственном их участии в изучении музейных экспозиций, что способствует повышению культурно-образовательного уровня инвалидов.
Для слепых и слабовидящих посетителей было предусмотрено тактильно-осязательное обследование и восприятие контурных изображений, для глухих и слабослышащих - визуальный материал с электроакустическим и звукоусиливающим сопровождением, что способствовало улучшению их восприятия окружающего мира и адаптации в нем.
Эффективность проведенной магистрами работы со студентами с особыми образовательными потребностями определялась с помощью выявления типа доминирующей установки их отношения к природе (по вербально-ассоциативной методике диагностики экологических установок личности В.А. Ясвина «ЭЗОП»): природа как объект красоты («эстетическая» установка), изучения, получения знаний («когнитивная»), охраны («этическая»), пользы («прагматическая») [9]. При определении доминирующей экологической установки значения распределились следующим образом: «эстетическая» установка наблюдалась у студентов 1-го курса (35,3 %), обучающиеся 2-го курса отдали предпочтение смешанному типу установки - «когнитивно-этической» (42,4 %), 3-го курса - «прагматической» (42,6 %). Анализ полученных данных характеризует рост объективного отношения студентов с нарушением зрения к окружающей среде, их социо-природную адаптацию в ней. Наиболее адаптированными являются выпускники медицинского колледжа, которые способны использовать полученные биоэкологические знания и умения на практике, в то время как студенты предыдущих курсов используют их для получения информации об этической и эстетической составляющих данных установок.
Одновременно с целью изучения магистрами динамики развития интереса студентов-инвалидов к предметам биоэкологического цикла было проведено тестирование, по результатам которого определялся коэффициент их интереса Ю, принимающий значения от -1 (полное отсутствие интереса) до +1 (наивысший интерес):
А• (+1) + в • (0) + С • (-1)
к =-N-'
где А - число студентов, назвавших изучение интересным; В - число студентов, индифферентно относящихся к изучению; С - число обучающихся, назвавших изучение неинтересным; N - общее число студентов.
Результаты сравнительного анализа изучения интереса студентов с нарушением зрения к биоэкологическим дисциплинам следующие: до начала эксперимента низкие (+0,12) и средние (+0,29; 0,34) показатели; после проведения практико-ориентированных занятий на базе зоологического музея им. Д.Н. Флорова, основанных на изучении животного мира Самарской области, охраны окружающей среды, заповедных территорий Самарского региона, средние (+0,38) и высокие (0,71; 0,86).
Ответы респондентов распределились следующим образом: 68,7 % студентов обратили внимание на необходимость приобретения биоэкологических знаний с целью развития экологической культуры и безопасного ориентирования в пространстве; 22,8 % отметили необходимость использования практических занятий по дисциплинам в качестве основного фактора повышения их интереса; 8,5 % посчитали важным проведение тренингов и дискуссий по данным предметам.
Оценка готовности магистров к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развития их профессиональных компетенций в области биоэкологии была проведена на основе тестирования до начала научно-исследовательской практики (НИП) и после нее, в ходе которого было предложено 48 вопросов, объединенных в группы по три для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала, по которому проводилась оценка каждой из профессиональных компетенций (ПК).
Результаты диагностики свидетельствуют о повышении уровня сформированно-сти ПК после прохождения НИП (от 4,08 до 4,61) и их однородности в эксперименте (от 2,11 до 4,65 %). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных, промежуточных и итоговых данных (о(к) (0,04) < о (п) (0,09) < о(и) (0,15)) позволяет говорить об эффективности формирования готовности магистров к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья в области биоэкологии в ходе научно-исследовательской практики.
Таким образом, система высшего профессионального образования Самарского региона, реализующая программы профессиональной готовности магистров к обучению лиц с особыми образовательными потребностями на базе ПГСГА по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» («Биологическое образование»), способствует формированию экологической культуры инвалидов, их полноценной интеграции в социум.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - Т. 19. - № 3. - М., 2014. - С. 33.
2. Концепция «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологические науки и образование. - 2014. - Т. 19. - С. 5-10.
3. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н).
4. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами: Труды НИИ культуры. - Вып. 122. - М., 1983. - С. 39-43.
5. Совенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологические науки и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - М.: МГПУ, 2014. - С. 197-208.
6. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125350/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/dok/1078946
8. Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: Сб. IV Международного экологического конгресса ELPIT-2013, 18-22 сентября 2013 г., Россия. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2013. - Т. 1. - С. 54.
9. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
10. Autism spectrum disorder - focus on educational methods. Catelijne Verschuren. Seminar «Inclusive education in the context of integration processes». 15 August, 2012.
11. Armstrong F. Difference, discourse and democracy: the making and breaking of policy in the market place // Inclusive Education. Vol. 7. 2011. № 4. p. 232.
12. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1.
13. BondR., Cartagena E. Peer Supports and Inclusive Education: An Underutilized Resource // Theory into Practice. 2012. Vol. 45. № 3.
14. Gewirtz S., Ball S. From «Welfarism» to new «managerialism»: shifting discourses of school headship in the education marketplace // Studies in the Politics of Education. 2011. № 21.
Поступила в редакцию 16.04.2015; в окончательном варианте 16.04.2015
UDC 376.32
FORMATION OF THE READINESS OF MASTERS FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OF PEOPLE WITH LIMITED ABILITIES BY MEANS OF THE MUSEUM
L.A. Kolyvanova1, T.M. Nosova2
1 Kinel-Cherkassky branch Tolyatti medical college
60A, Krasnoarmeyskaya st., village of Kinel-Cherkassy, 446350 E-mail: [email protected]
2 Volga region state social and humanitarian academy 26, Antonov-Ovseenko st., Samara, 443090
The article is devoted to the professional education of masters in the direction 44.04.01 - Pedagogical education («Biological education») at natural and geographical faculty of PGSGA, in order to form the readiness for the training ofphysically disabled people. Training of teachers in a magistracy is a topical issue today due to the strategy of modernization ofpedagogical education. The new content of the practical training of teachers according to the main professional educational program is directed at the development of the main competences specified in the professional standard.
According to the main educational program representing a set of the normative and educational and methodical documents defining the purposes, the contents, conditions and technologies of realization of the process of training and education, the expected results, an assessment of quality of training of masters, the basis offormation of professional and common cultural competence of masters is formed. The main types of vocational training of undergraduates are: pedagogical, designing, methodical, administrative cultural and educational, research activity focused on the requirements of labor market. Thus, it is important that in the course of professional education of the future expert the skills of training ofpersons with limited opportunities of health directed at the formation of bioecological literacy of the students and their health and safety were created.
The essential role in environmental protection, ecological education, formation of ecological culture of people with special educational needs is played by the museums whose main objective of work consists in the development of the identity of the person, his cultures, consciousness and thinking, carried out by museum means.
In the conditions of modernization the museum carries out functions of the educational center and updates the content of biological and ecological education.
Keywords: bioecological education, inclusive education, ecological culture, students with limited abilities, sociocultural adaptation, museum, master.
Original article submitted 16.04.2015; revision submitted 16.04.2015
Larisa A. Kolyvanova, candidate of pedagogical Sciences, Manager of public relations. Tamara M. Nosova, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of «Zoology and anatomy, physiology, life safety».