УДК 378. 046. 4
Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ:
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Обоснованы методические основы управления процессом достижения результатов компетентно стно-ориентированных образовательных программ. Обозначены основные элементы методического инструментария для оценки сформированности компетенций как результатов образования.
Показана необходимость актуализации метода изучения продуктов деятельности при реализации диагностической компоненты компетентностно-ориентированных программ. Приведены примеры индикаторов для оценки сформированности компетенций. Представлены данные эмпирического исследования, отражающие результативность компетентностно-ориентированных образовательных программ.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированная образовательная программа, компетенция, показатель, индикатор, оценка результативности.
В настоящее время компетентностный подход определяется стратегией модернизации современной российской системы образования по всем ее сегментам.
По мнению большинства авторитетных исследователей, компетентностный подход в отечественном образовании переходит из стадии самоопределения в стадию реализации. На этом этапе заданные им ценностные ориентиры требуют конкретизации на уровне научно-методических разработок, обеспечивающих успешность осуществления компетентностно-ориен-тированного образования.
Разработки, связанные с внедрением компетент-ностного подхода в образовательную практику России, отражены в работах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Н. А. Селезневой, А. И. Субетто, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и других ученых.
Анализ специальной литературы и данных наших собственных научно-педагогических исследований по проблеме реализации компетентностного подхода в практике высшего и дополнительного профессионального образования показывает, что реализация компе-тентностно-ориентированных образовательных программ предполагает наличие методической основы осуществления управления процессом достижения компетентностно запланированных образовательных результатов. В связи с этим необходимы обозначение и разработанность методического инструментария для оценки сформированности компетенций как результатов образования. На основе метода моделирования представляется возможным определить основные элементы данного методического инструментария. Таковыми выступают:
- компетентностно обозначенные цели образовательных программ (на основе планирования результатов образования в форме компетенций);
- разработанность показателей сформированности каждой из компетенций;
- определение образовательных технологий, целесообразных для реализации конкретной компетент-ностно-ориентированной программы;
- индикативная обеспеченность оценки сформированности компетенций в рамках конкретной образовательной технологии (наличие банка индикаторов);
- разработанность процедуры использования индикаторов сформированности компетенций в рамках конкретной образовательной технологии.
Рассмотрим подробнее некоторые из выделенных элементов, непосредственно связанных с оценкой результативности компетентностно-ориентированных программ (КОП).
Так, при формулировке целей КОП прежде всего следует четко обозначить, какой набор компетенций будет выступать в качестве предполагаемого образовательного результата. По нашему мнению, методические рекомендации по формированию целей ком-петентностно-ориентированных программ наиболее полно представлены в работах В. И. Байденко [1].
Следующим элементом методического обеспечения КОП нами определены показатели сформированности компетенций. Заметим, что в широком смысле показатель - это качественная или количественная характеристика отдельных свойств объектов и процессов, на основании которой можно контролировать процесс или изменения состояния наблюдаемого объекта [2]. Показатель сформированности компетенции - свойство (характеристика) субъекта учебной деятельности, объективно выражающее наличие в его поведении определенных компонентов компетенции: когнитивных, деятельностных, личностных. Это достаточно конкретные, легко идентифицируемые свойства, не отличающиеся интегральностью.
Методически при разработке показателей сформированности компетенций следует иметь в виду следующее: если «архитектура» компетенции включает три составляющие - когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практическое и оперативное применение знаний) и личностную (личностные качества, установки, ценностные ориентации), то каждая из названных сторон должна быть учтена в системе показателей сформированности компетенций [1].
Через использование методов проектирования, интервьюирования, анкетирования и метода экспертных оценок нами разработан авторский вариант перечня ключевыгс компетенций и определены показатели их сформированности [3]. Данная разработка, на наш взгляд, может быть использована как в практике высшей школы, так и в андрагогической практике. Кроме того, нами определены акцентации каждой из приведенных компетенций в соответствии с типологией, предложенной В. И. Байденко [1]. По его мнению, компетенции (соответственно их акцентаци-ям) также можно разделить на когнитивно-ориентированные, деятельностно-ориентированные, ценностно (личностно)-ориентированные.
Основным критерием для определения акцентации компетенции выступает доминирующая форма ее проявления в поведении человека (в учебной или реальной жизненной ситуации): демонстрация понимания чего-либо - когнитивно-ориентированные компетенции; демонстрация действия (предметного, вербального, коммуникативного, интеллектуального и др.) - деятельностно-ориентированные компетенции; демонстрация личностных проявлений (позиции, качества, установки и т. п.) - личностно-ориентированные компетенции. В табл. 1 приведен пример
показателей сформированности некоторых ключевых компетенций.
Помимо определения показателей сформированно-сти компетенций для формирования банка оценочных средств, адаптированных к компетентностному подходу, возникнет необходимость разрабатывать поведенческие индикаторы (или индикаторы определенных поведенческих способов демонстрировать компетенции в процессе аттестационных (оценочных) процедур).
Сущность понятия «индикатор» заложена в его энциклопедических определениях [2 и др.]. Заметим, что нецелесообразно отождествление понятий «индикатор» и «показатель», что иногда встречается в научно-педагогических разработках. Индикатор оценки сформированности компетенции - это средство, с помощью которого можно диагностировать изменения состояния компетенций по определенным показателям. Индикаторами оценки сформированности компетенции могут быть специальные диагностические задания. Нами сформулированы основные требования к моделированию индикаторов для оценки сфор-мированности компетенций:
- опора на операциональные особенности образовательной технологии, в рамках которой используется индикатор;
Таблица І
Cucmeмнo-дeяmeльнocmныe кoмnemeнцuu u noкaзameлu ux cфopмupoвaннocmu
Компетенция / акцентация компетенции (К-когнитивная, Д-деятельностная, Л-личностная) Показатели сформированности компетенций
Способность к анализу и синтезу / Д Умение разлагать целое на части и наоборот; умение детализации; умение структурировать информацию; умение классифицировать; умение выделять главное и второстепенное; умение формулировать суждения
Владение способами продуктивного проблеморазрешения / Д Понимание сущности проблемы как явления; умение выделять и формулировать проблему; владение широкими базовыми знания в различных областях; умение целеполагания и постановки задач; генерирование идей; умение определять средства достижения поставленных задач; умение определять и актуализировать ресурсы для достижения поставленных задач относительно решения проблемы, креативность; умение формулировать суждение, оценку какого-либо события, факта; ориентация на результат
Способность быстро адаптироваться к новым ситуациям / Д-Л Наличие широких базовых знаний в различных областях; умение быстро настраиваться на новое; умение применять имеющиеся знания и опыт для решения новых задач; креативность; коммуникабельность; рефлексивность
Широкомасштабное мышление / Д-к Наличие широких базовых знаний в различных областях; понимание взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и событиями жизни; умение мыслить поликонтекстно
Способность к проектной деятельности / Д Владение техниками фандрайзинга; умения продуктивного проблеморазрешения; умение конструировать; умения, связанные с внедрением проектов; креативность; ориентация на результат
- доминанта деятельностного начала в характере заданий-индикаторов (актуализация метода анализа продуктов деятельности в процессе оценки сформи-рованности компетенций);
- целевая и критериальная определенность индикаторов (наличие диагностично поставленных целей у заданий-индикаторов и обозначение критериев их достижения);
- введение шкалы для оценки уровня сформированности компетенций;
- использование специальных диагностических карт для оценки уровня сформированности компетенций в рамках конкретной технологии.
Считаем особо необходимым прокомментировать позицию, касаемую актуализации метода изучения продуктов деятельности при реализации диагностической компоненты компетентностно-ориентирован-ных программ. Многие специалисты справедливо отмечают, что самым сложным в диагностике и оценивании результатов КОП является то, что компетенции, как образовательный результат, как правило, не «улавливаются» количественными методами. Их можно наблюдать только в «ситуации включения» человека в деятельность [1, 3, 4 и др.]. Соответственно, появляется необходимость моделировать эту ситуацию при оценке результативности КОП в условиях образовательного процесса.
На наш взгляд, такая ситуация может быть создана, в частности, на основе актуализации метода изучения продуктов деятельности. Этот метод позволяет опосредованно изучить сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности - это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека. Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись [5].
Обозначенные выше требования позволяют сконструировать типовые задания - индикаторы для оценки сформированнности компетенций при использовании различных активных образовательных технологий в учебном процессе. Примеры представлены в табл. 2.
Заметим, что предлагаемые индикаторы оценки сформированности компетенций выступают одновременно и средствами формирования компетенции внутри определенной образовательной технологии. Это
отражает принцип системности, обеспечивающий функционирование образовательной технологии как способа достижения образовательного результата.
Индикативная определенность диагностики компетенций позволяет выявить несформированность отдельных компонентов компетенций у обучающихся: знание-понимание, умения, личностные качества, ценностные установки.
Предлагаемые методические основы реализации диагностической компоненты компетентностно-ориен-тированных образовательных программ - ориентир для преподавателей в осуществлении локальных методических разработок, адаптированных к особенностям конкретных учебных дисциплин.
Данный подход к реализации КОП апробирован нами в процессе преподавания учебных дисциплин «Методология и методы психолого-педагогических исследований», а также при реализации программы повышения квалификации социальных педагогов Томской области, 72 ч (по части вопросов, связанных с развитием их методологической компетентности).
В качестве примеров приведем несколько заданий, используемых в ходе тренинга методологических умений, проводимого на занятиях по «Методологии и методам психолого-педагогического исследования» со студентами специально сти « Социальная педагогика».
1. Определите объект и предмет исследования в соответствии с его темой (тема предлагается). Докажите методологическую корректность предлагаемых Вами вариантов.
2. Выделите в обосновании актуальности темы (текст актуальности предлагается) все существенные звенья аргументации: обоснование актуальности направления, обоснование практической актуальности темы исследования, обоснование научной актуальности темы.
3. Сгруппируйте задачи, приведенные в текстах представленных авторефератов, согласно следующей типологии задач педагогического исследования: историко-диагностические, теоретико-моделирующие, практико-преобразовательные.
4. Выделите в содержании гипотезы (формулировка гипотезы предлагается) исходный факт, концептуальную платформу, идею, искомый факт.
Эти задания выступают и тренировочными, и диагностическими (задания-индикаторы) для оценки сформированности таких компетенций, как способность к анализу и синтезу, способность корректно определять методологические характеристики психо-лого-педагогического исследования. Причем использование подобных заданий-индикаторов включается в содержание экзаменационных билетов по названной учебной дисциплине для оценки сформирован-ности тех компетенций, которые определяются образовательными результатами ее освоения.
В целостном виде комплекс заданий для формирования компетенций, обеспечивающих методологи-
Таблица 2
Индикативная обеспеченность оценки сформированности компетенций при использовании активных
образовательным технологий
Образовательная технология Индикаторы для оценки сформированности компетенций
Кейс-стади • Решение обучающимся кейсов, содержательно включающих ситуации, адекватные для оценки сформированности отдельных компетенций; • самостоятельное моделирование обучающимся кейсов по заданной проблеме; • экспертиза обучающимся решений кейсов, предложенных другими
Метод проектов • Выполнение обучающимся диагностических упражнений по оценке сформированности отдельных умений (целеполагания, формулировки проблемы; определение плана проектных работ; определение результативности проекта и т. д.); • осуществление обучающимся публичной защиты проектов; • деятельность обучающегося по сопровождению внедрения проектов (оценивают специально назначенные эксперты, лучше из числа работодателей - критерии оценки предлагаются экспертам); • экспертиза обучающимся проектов, разработанных другими
Игра • Самостоятельное моделирование обучающимся игровых сюжетов в соответствии с заданными темами (проблемами); • осуществление обучающимся игровых ролей, определенных ведущим; • самооценка обучающимся проигрывания собственных игровых ролей, определенных ведущим; • оценка других при проигрывании ими игровых ролей, определенных ведущим; • модификация обучающимся содержания игровых сюжетов в соответствии с задачами, поставленными ведущим; • написание обучающимся резюме, отражающих экспертизу результативности проведенной игры
Тренинг, видеотренинг • Самостоятельное моделирование обучающимся упражнений тренинга для формирования и оценки сформированности той или иной компетенции; • выполнение обучающимся диагностических упражнений в тренинге, позволяющих оценить сформированность той или иной компетенции; • обозначение обучающимся индивидуальных компетентностных дефицитов на основе просмотров и анализа материалов видеотренингов; • разработка обучающимся программы собственного компетентностного развития на основе рефлексивной оценки собственного поведения в тренинге
ческую культуру педагога, и для оценки их сформи-рованности приведен в содержании подготовленного нами практикума «Методология и методы педагогических исследований: выполнение выпускной квалификационной работы по специальности “Социальная педагогика”» [6]. При диагностике сформированно-сти компетенций с помощью представленных заданий-индикаторов используется трехбалльная шкала. которая определена критериями и показателями оценки качества (методологическая корректность, точ-
ность, полнота, глубина, оригинальность и т. п.) выполнения задания.
Как показывают данные специально проведенного нами опроса, при реализации показанного в статье подхода (компетентностно-ориентированные образовательные программы, направленные на формирование методологической компетентности педагога) 79 % респондентов отмечают результатом их освоения рост уровня понимания закономерностей исследовательской деятельности и способностей, обеспе-
чивающих методологическую компетентность педагога. В то время как при реализации традиционных образовательных программ подобной тематики данные позиции обозначают в качестве образовательного результата лишь 48 % респондентов.
Обобщая, заметим, что реализация диагностической компоненты компетентностно-ориентированного
образования требует соответствующей методической готовности преподавателя. Определение подходов, обеспечивающих формирование такой готовности, составляет проблему самостоятельного научно-методического исследования.
Список литературы
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
3. Смышляева Л. Г. Технологии компетентностно-ориентированного образования взрослых. Томск: Изд-во Томского политехнического унта, 2009. 212 с.
4. Вербицкий А. А., Креславская Е. Диагностика понимания в контекстном обучении // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 26-31.
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пос. М.: Академия, 2001. 208 с.
6. Яковлева А. Г., Смышляева Л. Г. Методология и методы педагогических исследований: выполнение выпускной квалификационной работы по специальности «Социальная педагогика»: Практикум. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 124 с.
Смышляева Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 61, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Яковлева А. Г., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой социальной педагогики.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 61, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.05.2009
L. G. Smyshljaeva, A. G. Jakovleva
REALIZATION OF THE COMPETENTLY-ORIENTATED EDUCATIONAL PROGRAMS: PECULIARITIES
OF ESTIMATION OF THE RESULTS
The authors prove methodical bases of management by process of achievement of results of the competently-orientated educational programs. They designate basic elements of methodical instrument for estimation forming competences as results of education.
Necessity of actualization of the method of studying of activity’s products is shown at realization diagnostic components of the competently-orientated programs. Examples of indicators for estimation forming competences are resulted. The data of the empirical research reflecting productivity of competently-orientated educational programs are presented.
Key words: the competently-orientated educational program, competence, an index, an indicator, the estimation ofthe results.
Smyshlyaeva L. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Yakovleva A. G.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]