РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. В. ИОДА
В статье автор продолжает рассмотрение вопросов, связанных с управлением рисками инновационной деятельности на основе концепции «риск-ресурс». Предлагаемый механизм включает в себя формирование в регионе кластерной модели развития инновационной деятельности, что позволит усилить синергетический эффект результативности субъектов инновационной деятельности, снижая уровень ее рисковасти.
Современное общество сегодня вынуждено реализовывать инновационный путь развития экономики, стимулирования развития инновационного предпринимательства. Однако инновационному предпринимательству присущи риски. Автор доказывает право на существование новой концепции «риск-ресурс», в соответствии с которой риски выступают в качестве факторов производства.
Особое место в становлении инновационной экономики отводится регионам, как мезосистемам. В соответствии со сложившейся ситуацией реализации инновационного пути развития, использованием рисков инновационной деятельности как факторов производства, возникает необходимость не минимизации рисков, а управления ими. Все это требует создания эффективно работающего механизма, в данном случае на уровне региона. В данном контексте наиболее важным шагом становится развитие инновационной инфраструктуры во всех возможных вариантах. Автор предлагает одно из таких направлений - реализацию кластерной модели регионального развития.
Ключевые слова: кластер, региональное развитие, инновационная деятельность, механизм управления рисками инновационной деятельности, региональная инновационная инфраструктура, «кристаллеровская решетка».
Современное состояние и развитие экономики напрямую зависит от ее инновационной ориентированности. Многие из возникающих вопросов и проблем остаются нерешенными на протяжении как минимум - десятилетия. Можно сказать, что проблемы не только не находят своего разрешения, но становятся все более отягощенными. Очевидно, что для решения глобальных проблем, должен быть сформирован механизм, построенный на системном подходе с четким осознанием «корня» проблемы. «Корень» же проблем надо очевидно искать в вечно движущей силе развития человеческого общества: противоречии между все более возрастающими потребностями и нехваткой ресурсов для их удовлетворения.
По этой причине общество оказалось перед необходимостью реализации инновационного пути развития, стимулирования развития инновационного предпринимательства.
Однако, инновации связаны с высокими рисками и одновременно сами являются результатом рисков. В данном контексте инновации можно трактовать как функцию от переменных аргументов - эффективности и рисков, подобно произ-
водственной функции. Отсюда риски выступают в качестве факторов производства. При этом риски инновационной деятельности обладают всеми характеристиками, присущими факторам производства - имеют собственника, стоимость (цену), приносят конечный результат, ограниченны количественно [1].
В большинстве случаев регион, располагая необходимыми условиями для развития инновационной деятельности, тем не менее, бывает отягощен проблемами, основными из которых являются:
- неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности, как производства знаний, так и коммерциализации научно-технических результатов;
- недостаточная связь науки и производства, трансферта знаний, недофинансирование прикладной науки;
- отсутствие системы обеспечения воспроизводства кадрового потенциала и материальнотехнической базы научных школ.
Решение этих проблем позволяет региону перейти от стадии конкурентного развития (развития на основе факторов производства) к иннова-
ционному развитию, подтверждая необходимость развития инновационного предпринимательства на региональном уровне:
- необходимость учета специфики и уровня развития регионов при формировании национальной инновационной политики;
- возможность эффективно реализовывать конкурентные преимущества региона;
- возможность эффективно развивать инновационное предпринимательство с учетом местных условий, рынка и ресурсов;
- возможность эффективно развивать инновационное предпринимательство в условиях неопределенности и рисков.
При этом важным моментом остается необходимость развития региональной инновационной инфраструктуры как единой системы взаимодействия всех участников инновационного предпринимательского цикла, обеспечивающих функционирование конкурентоспособной экономики региона и управления рисками инновационной деятельности.
Предлагаемая авторская концепция формирования инновационной инфраструктуры призвана решать проблемы снятия неопределенности и рисков и, как следствие, долгосрочные организационно-управленческие и социально-экономические цели, такие как:
- предпосылки и условия для кластеризации основных региональных предпринимательских структур;
- предпосылки для создания саморегулирующейся через участников инфраструктуры региональной инновационной системы;
- выработка конкретных механизмов управления для конкретных проектов через формирование структурных моделей;
- координация и регулирование отдельных процессов инновационных циклов по проектам и инновационной предпринимательской деятельности в регионе в целом;
- формирование стабильных конкурентных позиций через механизм управления рисками и выявление неопределенности для ведущих сегментов рынка;
- способствование накоплению критической массы технологического и информационного потенциала региона для возможности его «инновационного прорыва».
В данном контексте формирование инновационной инфраструктуры должно базироваться на взаимодействии японского подхода заимствования новшеств и развития инновационного предпринимательства и американского подхода созда-
ния новых структур на основе эволюционного развития инновационного предпринимательства. Американский подход предполагает создание локальных центров (научных, технологических и внедренческих), а японский - их объединение в некое целое с целью использования в общих целях достижений каждого отдельного субъекта.
Формирование региональной инновационной инфраструктуры уместно разбить на два крупных этапа, в пространстве и времени частично совпадающих.
Первый предполагает становление региональных центров инновационной деятельности -своеобразных мегаструктур на базе крупных промышленных предприятий (т. е. создание технопарков), вузов - создание научных парков и бизнес инкубаторов; и на базе малых и средних инновационных предприятий - формирование сети ИТЦ, ЦТТ и инновационных инкубаторов.
Второй этап должен сформировать региональный инновационный мегакоплекс из наукоемких кластеров, образованных через объединение структур первого этапа (рис. 1) [1].
Историко-генетический анализ эволюции регионального аспекта экономической политики отчетливо свидетельствует о проявлении двух тенденций: глобализации и локализации (регионализации) при одновременно понижающемся влиянии отраслевых детерминант и выходе на передний план активных участников региональных трансформаций - крупных территориальнопроизводственных кластеров, ассоциирующихся с открытым инновационным процессом и в, некотором роде, подменяющем представление о модернизации национальной экономики. Последнее обстоятельство объясняется усилением значимости территориально-производственных кластеров в решении проблемы экономического развития регионов, повышения их конкурентоспособности и инновационной направленности.
Современные кластеры описаны экспертами в семи аспектах. Эти же аспекты составляют основу для формирования региональных стратегий:
- географический: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных до подлинно глобальных;
- горизонтальный: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;
- вертикальный: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. В этом аспекте важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным воплощением инновационной деятельности в рамках кластера;
- латеральный: разные секторы, которые могут иметь общие возможности и способны обеспечивать экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;
- технологический: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией;
- фокусный: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - фирмы, разветвленной семьи предприятий, НИИ или учебного заведения;
- качество предпринимательской сети [8].
Рис. 1. Схема регионального инновационного мегакомплекса
Говоря о кластерах, в большинстве регионов можно выделить две альтернативные стратегии, которые дополняют друг друга:
1) стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах;
2) стратегии, направленные на создание новых сетей конструктивного сотрудничества внутри кластеров [5].
Реализация подходов при формировании объединений на базе технопарков в регионе предполагает формирование здоровой конкурентной борьбы между предприятиями близкими по своей отраслевой принадлежности и использующих одну и ту же или схожую ресурсную базу.
Наиболее интересным для региона видится одновременное формирование двух типов кластеров.
1) кластеризация по Дахмену, т. е. совокупности «блоков развития экономики», где основой развития является наличие связи между способностью одного сектора развиваться и обеспечивать прогресс в другом.
Основное отличие такого подхода к кластерам является три совокупных параметра:
- основан на инновационном развитии;
- ориентирован на разгруппировку производительных сил;
- перераспределение, объединение и снижение рисков предпринимательства.
Ядром такого кластера как раз и должен быть технопарк, который позволяет реализовать основные подходы при кластеризации.
К таким подходам относят:
- управление развитием территорий в результате партнерства участников кластера и их относительная независимость от местных властей (в результате взаимодействия с органами власти непосредственно управляющей компании кластера);
- инновационное производство;
- гибкая специализация предприятий (функциональная специализация, основанная на разделении труда, сменяется интеграцией трудовых процессов на базе технологических сетей);
- сеть корпоративно-автономных фирм;
- концентрация производства без его централизации;
- сочетание формальных и неформальных институтов и коммуникаций;
- формирование производственно-технологической связанности фирм - социально-культурной и хозяйственной среды жизни на территории [6].
2) кластеризация по Портеру, т. е. объединение предприятий в единый индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Такой тип кластеризации не является идеальным, так как в его основе лежат подходы отраслевого деления региона, а значит, он мало, чем отличается от стандартного деления секторов экономики и бизнес - группы в регионе.
В случае такого типа кластеризации можно отметить следующие основные моменты:
1. Доминируют хозяйственные стратегии ведущих корпораций.
2. Высокая степень зависимости (бюджетной, кадровой и т. п.) местных властей от конкретных компаний.
3. Массовое стандартизированное производство.
4. Жесткая специализация.
5. Вертикально-интегрированные производственно-технологические комплексы.
6. Централизация производства (градообразующие предприятия).
7. Формальные институты и формализованные типы коммуникации.
8. Специализированное знание, используемое в производственно-технологических процессах.
9. Размещение основных фондов на производственных площадках.
10. Отсутствие конкуренции внутри региона в доминирующих отраслях экономики.
11. Низкая мобильность рабочей силы [6].
Объектом кластерного управления является
не отдельная отрасль, а все многообразие межотраслевого и межсекторального взаимодействия составляющих в регионе. Скопление компактно расположенных взаимосвязанных предприятий, между которыми сохраняются конкурентные отношения, становятся носителями общей «коммерческой идеологии» и, инвестируя в специализированные технологии, инфраструктуру, человеческие ресурсы, ведут к массовому возникновению новых фирм. Таким образом, кластеры, диктуя необходимые потребности для своего развития,
формируют в регионе создание своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики территории и выступают современным инструментом управления рисками инновационной деятельностью, развитием региона в целом.
Наряду с общепринятыми национальными кластерами, региональные кластеры имеют свою определенную специфику и представляют собой совокупность предприятий, размещенных на одной территории, функционирующих с целью получения максимальной прибыли от своей деятельности и обеспечения расширенного воспроизводства экономики региона. Основными участниками регионального кластера являются:
- предприятия-производители товаров и услуг;
- организации-поставщики запасных частей и комплектующих для специализированных предприятий; некоммерческие предприятия (союзы и ассоциации предпринимателей, торгово-промышленные палаты и др.);
- организации, осуществляющие научноисследовательские и опытно-конструкторские разработки;
- население;
- учреждения сферы образования;
- предприятия, деятельность которых направлена на формирование эффективной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, зоны особого экономического режима, транспортные компании, кредитно-финансовые учреждения, технополисы, венчурные фонды, образовательные учреждения и др.) и т. д. [2].
Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.
Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:
- повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;
- доступности и качества специализированного сервиса;
- доступа к различного рода финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);
- доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;
- доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
- построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
- создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;
- создания системы взаимоотношений бизнес - власть.
Для того чтобы кластер достиг заметной внутренней динамики, он нуждается в привлечении множества участников и достижении некой критической массы. Присутствие критической массы позволяет сформировать и надолго сохранить постоянно обновляющиеся связи между гибкими фирмами малого размера и крупными поставщиками ресурсов. Критическая масса может служить буфером и придавать кластеру устойчивость к внешним воздействиям или давлениям другого рода, включая утраты компаний, даже когда эти компании могут быть отнесены к ключевым, пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков [4].
Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть идентичными, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели.
Масштабные процессы слияний предприятий имеют следствием вынос центров принятия основных решений крупных предприятий за пределы системы управления самого предприятия, требуя создания управляющей компании, роль которой может/должен выполнять технопарк. Несовпадение регионального пространства и пространства функционирования интегрированных бизнес-групп (протокластеров) приводит к возникновению двух оптимумов: потенциального оптимума регионального развития и реально существующего оптимума прибыли и рисков внутри кластера. Целевым ориентиром регионального уровня управления в указанном контексте множественности выделяемых оптимумов регионального воспроизводства является задача локализации на территории региона перекрестков высокотехнологичных производственных цепочек посредством формирования инновационных кластеров, но не вокруг крупных промышленных предприятий, связанных территориально и технологически, а вокруг научного центра (технопарка).
Для обеспечения эффективного развития кластеров необходима поддержка органов власти в осуществлении следующих направлений: создание кластерных организаций различных организационно-правовых форм; создание и поддержание благоприятных условий функционирования кластера, основанных на мониторинге возможностей и угроз развития кластера; осуществление эффективного сотрудничества, в первую очередь, информационного, между участниками кластера.
В соответствии Законом Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О промышленной политике Липецкой области» кластерная политика региона является составная часть промышленной политики, проводимой в целях формирования и поддержки кластеров, создания условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера [3].
Кластер Липецкой области - это объединение хозяйствующих субъектов в сфере производства, науки, образования, услуг, иных видов деятельности, имеющих между собой любые формы хозяйственных взаимосвязей.
При создании и функционировании кластеров в Липецкой области предполагается соблюдение следующих условий: наличие в составе участников кластера хозяйствующего субъекта с годовым объемом выручки не менее 3 млрд руб. без учета налога на добавленную стоимость; совокупный объем выручки участников кластера за год, предшествующий дате подачи заявки, составляет не менее 6 млрд руб. без учета налога на добавленную стоимость; доля субъектов малого и среднего предпринимательства от общего числа участников кластера составляет не менее 75 %; наличие кооперационных связей между хозяйствующими субъектами, входящими в кластер; доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, от общего числа участников кластера составляет не менее 50 %; доля хозяйствующих субъектов, имеющих договорные отношения с научно-исследовательскими и (или) образовательными организациями, от общего числа участников кластера составляет не менее 30 % [7].
С целью организации и проведения мероприятий по обеспечению методического, организационного, маркетингового сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере реализации кластерной политики в Липецкой области, а также разработки и координации программ развития кластеров на территории Липецкой области в июле 2013 г. создан «Центр кластерного развития Липецкой области» [7].
На территории Липецкой области созданы и обслуживаются два кластера: кластер сложнобытовой техники и кластер сельхозмашин и агрегатов. В стадии создания находятся еще два кластера: кластер автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих и кластер биотехнологий.
Поскольку экономика Липецка характеризуется четко выраженной моноспециализацией, то
здесь накоплен наибольший потенциал кластеризации, создана инфраструктура и имеется значительный опыт функционирования в рамках интегрированных структур.
Общий алгоритм формирования инновационного кластера в экономике Липецкой области может быть представлен в соответствии со схемой (рис. 2) [6].
Рис. 2. Общий алгоритм формирования инновационного кластера в регионе
Важно заметить, что жизнеспособные кластеры являются структурами, формирующимися самостоятельно, а не искусственно - органами власти. В случае принудительного формирования кластеров в экономике региона могут возникнуть прообразы территориально-производственных комплексов. Таким образом, в случае отсутствия исторически сложившихся, экономически обоснованных предпосылок для формирования кластера в регионе, результатом будет создание ТПК.
Интеграция, и, соответственно, синергетический эффект от деятельности предприятий кластера осуществляется, в первую очередь, на уровне муниципалитетов - территорий присутствия предприятий. Поэтому наиболее значимыми становятся следующие подэтапы алгоритма кластерообразо-вания в регионе:
- анализ потенциала будущего кластера;
- построение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий в рамках кластера;
- оценка социально-экономической эффективности кластера.
Данные подэтапы могут быть осуществлены через призму городского развития и стратегии региона. Взаимосвязь между программными документами и проектом создания кластера является залогом эффективности кластерообразования в регионе.
Проведенный авторский анализ вариантов возможных кластерных структур в регионе на основе использования так называемых «динамических теорий» размещения, теорий «кумулятивного роста» на базе «кристаллеровской решетки», позволил построить многомерную модель формирования регионального инновационного мегакомплекса в трехмерном измерении: неопределенность, ресурс, время.
Существующие в условиях неопределенности системообразующие точки региона, обладающие инновационными характеристиками и являющиеся частью инфраструктуры, объединяются в кластер, по структуре своей «кристаллеровскую решетку» для эффективного использования и распределения имеющихся в распоряжении региона ресурсов и временно-пространственного развития инновационных возможностей (рис. 3) [1].
Предлагаемая модель призвана связать в единую систему научные, проектные, учебные институты, органы власти, инновационные предприятия, инвесторов, участников информационной среды и рынков инновационных продуктов и проектов, промежуточных и конечных потребителей.
Рис. 3. Обобщенная схема кластера на основе регионального технопарка: элемент пространственной части модели
В результате реализации кластерной политики, в регионе при общей востребованности инноваций, повысится результативность механизма управления рисками инновационной деятельности.
Литература
1. Иода Е. В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: монография. Тамбов, 2007.
2. Иода Е. В., Чекмачев И. Ю. Кластерное развитие региональной экономики как механизм реализации
концепции открытых инноваций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 9. С. 96-101.
3. О внесении изменений в Закон Липецкой области «О промышленной политике Липецкой области. Закон Липецкой области № 144-ОЗ от 14.07.2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Поликанин Е. В. Реализация вектора модернизации региональной экономики на основе кластерного
подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2010.
5. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. иКЬ: http://base.consultant.ru
6. Трофимова О. М. Формирование развития кластеров в экономике старопромышленных регионов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2012. С. 22.
7. Устав областного автономного учреждения «Центр кластерного развития Липецкой области». иКЬ: http://lipetskprom.ru
8. Хасанов Р. Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов. иКЬ: http://www.pmjobs.net/art/7.doc. С. 36.
* * *
REALIZATION OF CLUSTER MODEL OF REGIONAL DEVELOPMENT:
RISK MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY
Ye. V. Ioda
In article the author continues consideration of the questions connected with risk management of innovative activity on the basis of the concept «risk-resource». The offered mechanism includes formation in the region of cluster model of development of innovative activity that will allow to strengthen synergetic effect of productivity of subjects of innovative activity, reducing level of its risk-taking.
Modern society is compelled to realize today an innovative way of development of economy, stimulation of development of innovative business. However risks are inherent in innovative business. The author proves the right for existence of the new concept «risk-resource» according to which risks act as production factors. The special place in formation of innovative economy is allocated for regions, as to mesosystems. According to current situation of realization of an innovative way of development, use of risks of innovative activity as production factors, there is a need non-minimization of risks, and managements of them. All this demands creation of effectively working mechanism, in this case at the level of the region. In this context development of innovative infrastructure in all possible options becomes the most important step. The author offers one of such directions - realization of cluster model of regional development.
Key words: cluster, regional development, innovative activity, mechanism of risk management of innovative activity, regional innovative infrastructure, «crystal lattice».