КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТЫХ ИННОВАЦИЙ
Е. В. ИОДА, И. Ю. ЧЕКМАЧЕВ
Модернизация национальной экономики на всех ее иерархических уровнях требует разработки комплекса мер по реализации начатого процесса. Особая роль в развитии национальной инновационной системы отводится регионам как важным субъектам в механизме реализации инновационного потенциала. В условиях невостребованности инноваций из-за высокого уровня рисков инновационной деятельности и неопределенности экономической ситуации чаша весов объективно перевешивает в сторону эффективного использования так называемых «открытых инноваций». Эффективным механизмом реализации концепции открытых инноваций становятся региональные кластеры. В статье рассматриваются подходы по формированию кластеров в регионах, отягощенных монопрофильными структурами.
Ключевые слова: модернизация, инновационная система, открытые инновации, кластерная политика региона.
Неизбежность перехода экономики на инновационный путь развития предполагает необходимость формирования инновационной системы как на уровне народного хозяйства страны в целом, так и на уровне отдельных регионов. Акцентирование внимания на региональных аспектах (используя их специфические особенности, позволяет максимальным образом наращивать инновационные возможности экономики территории, усиливать синергетический эффект потенцирования инновационного потенциала страны.
В целом региональная инновационная система, являясь связующим звеном между макро- и микроуровнями экономики, обеспечивает взаимодействие двух уровней управления; она учитывает как специфику инновационных систем хозяйствующих субъектов, так и требования национальной государственной инновационной системы.
Однако многолетняя практика формирования экономики инновационного типа выявила неоднозначные проблемы, характерные для всех ее иерархических уровней (макро-, мезо-, микро-, на-но-). Основополагающей проблемой оказалась невостребованность инноваций, прежде всего из-за их высокорискового характера [4].
Особое внимание в качестве наиболее перспективных направлений формирования национальной инновационной системы в условиях меняющихся принципов управления инновационной
деятельностью в регионах необходимо уделить «открытым инновациям».
Реализация концепции открытых инноваций призвана изменить и существенно расширить основные подходы к бизнес-моделированию инновационного процесса, которые с одинаковой долей вероятности могут быть весьма успешными. При этом, сущностное понимание концепции открытых инноваций требует более широкого и емкого подхода к рассмотрению инноваций, чем это традиционно принято в России [3].
Инновации могут быть определены как новая вещь, которая сделана полезной, причем новизна и полезность обозначаются пользователем. В данном контексте с точки зрения пользователя, процесс инновации обобщенно рассматривается в составе следующих этапов [16]:
Идея ^ Разделяемая идея = Инсайт ^ Приложение инсайта к практике = Изобретение ^ Использование изобретения = Инновация.
В процессе закрытой инновации - один участник; в открытой - несколько, каждый из которых -персона или группа (организация), возможно из разных стран. Отсюда, открытые инновации - это опора на внешних участников как на источники идей, так и как на средства коммерциализации [15].
Открытые инновации в сравнении с закрытыми более требовательны к качеству экономических, научных, политических, правовых институтов, составляющих их среду генерации, ведения и
использования инновации. В данном аспекте необходимо отметить, что в условиях глобальных рынков и отраслей отрытые инновации пересекают границы стран и регионов стран-инновационных лидеров, препятствуя формированию транснациональных инновационных цепочек, оттесняя Россию на периферию высоко конкурентного инновационного поля [1].
Концепция открытых инноваций предполагает реализацию ряда новых взглядов на развитие инноваций:
1. Расширение рисков (по сути, снятие всяких границ, ограничений) для более широкого развития инноваций.
2. Рассмотрение процессов инновационных исследований и разработок как открытых систем.
3. Расширении технологического сотрудничества, особенно в новых наукоемких технологиях с тем, чтобы выходить на рынок с новыми партнерами на основе новых, совместно разрабатываемых технологических идей.
Отсюда, логично основополагающей базой открытых инноваций является идея глобального (всеобъемлющего на любом уровне) и свободного
трансфера высоких технологий (по вертикали и горизонтали) [3].
К сожалению, рассматривая глобальный рынок инноваций в разрезе сценария российского сотрудничества с Западом, мы сегодня отчетливо осознаем нереальность его реализации. Вместо глобальных трансферов наукоемких технологий, России предлагаются либо «отверточная» сборка изделий, либо опасный с точки зрения модернизации и последующего инновационного развития трансфер - завод «под ключ». Такого рода модель взаимоотношений не просто сохраняет сложившийся негативный фонд, но даже и усугубляет технологическое отставание в ведущих технологиях (поставляемый завод теоретически и практически содержит в себе моральное старение в 10-15 лет). Данный сценарий реализации идей открытых инноваций не позволит России подойти к шестому уровню развития и уж тем более освоить технологии этого уровня [3].
При этом в России, с позиций либеральной оценки, реально существуют факторы развития открытых инноваций (рис. 1) [3].
Рис. 1. Факторы развития открытых инноваций в России
Особенности участия отечественных предпринимателей в реализации идеи открытых инноваций заключаются в том, что на сегодня практически нет ведущих отечественных предприятий, замыкающих инновации на внутренней среде. Трансферы осуществляются по горизонтали и вертикали достаточно энергично и с большим эффектом. Опасности дублирования инновационных разработок при этом практически нет, так как они проводятся еще в крайне ограниченных объемах [13].
При существующей на сегодняшний день противоречивости и дискуссионности вопросов, касающихся реализации идеи открытых инноваций, все вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости развития данного подхода в России. В данном контексте исключительно важным шагом является создание крупных региональных инновационных структур - инновационных зон -крупных территориальных инновационных кластеров, инновационных территорий и т. п. Такой подход по созданию инновационных территорий
предполагает формирование специфических моделей функционирования, бирж инновационных проектов, технопарков, инновационных центров при вузах, федеральных парков инновационных технологий и т. п. [3].
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., в качестве одной из подзадач модернизации экономики определено стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей и инновационных сетей [8].
Механизм промышленного развития территории, обеспечивающий эффективное прохождение всего экономического цикла в рамках определенной отрасли, осуществляющий превращение ресурсов и стартовых позиций территории в новые виды высокорентабельной продукции в целях развития отрасли, составляет территориально-отраслевой комплекс. В основе таких комплексов находится группа предприятий, объединенных территориально и по отраслевому принципу, которую можно определить как средообразующую (большинство предприятий являются градообразующими) [9].
За рубежом модель взаимодействия отраслевых производственных комплексов и территорий присутствия получила название теории кластеров.
Историко-генетический анализ эволюции регионального аспекта экономической политики отчетливо свидетельствует о проявлении двух тенденций: глобализации и локализации (регионализации) при одновременно понижающемся влиянии отраслевых детерминант и выходе на передний план активных участников региональных трансформаций - крупных территориально-производственных кластеров, ассоциирующих с открытым инновационным процессом и в, некотором роде, подменяющем представление о модернизации национальной экономики. Последнее обстоятельство объясняется усилением значимости территориально-производственных кластеров в решении проблемы экономического развития регионов, повышения их конкурентоспособности и инновационной направленности [2].
В контексте модернизации национальной экономики целесообразным представляется стимулирование развития не только кластерных полюсов роста в системе региональной экономики, но и на обеспечивающих предприятиях, без успешного функционирования которых невозможно эффективное развитие мезоэкономики в целом. Основная задача субъектов региональной власти
при реализации стратегий кластерного развития региона видится в создании благоприятной институциональной инфраструктуры и поддержке процессов инициации и развития кластеров, разработке целевых программ развития кластера, участие в выработке решений, влияющих на развитие кластера на всех уровнях управления, посредничество на международном уровне и целый ряд других.
Формирующаяся парадигма кластерного развития региональной экономики характеризуется общеэкономическими императивами успешной деятельности структур, обеспечивающих взаимную согласованность региональных стратегий и стратегий развития отдельных кластеров. При этом взаимоувязка и взаимосогласованность целей региона и кластера реализуется, в частности, следующим образом: при разработке региональной стратегии необходимо учитывать, какие ключевые точки роста существуют в регионе, и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста. В то же время при выявлении перспективных кластеров и при планировании их развития, в частности, при целеполагании в кластере обязательно должны быть учтены рамки и параметрические характеристики вектора региональных стратегий.
На уровне субъекта федерации кластерная политика представляет совокупность организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе создания и повышения конкурентоспособности региона на основе образования и развития кластеров между региональными органами власти и субъектами хозяйствования. Кластер представляет собой группу взаимосвязанных предприятий, действующих на определенной территории и в определенной отрасли на основе специализации, кооперации и интеграции [6].
Инвестиционные ресурсы кластера для осуществления его инновационных проектов могут формироваться как на основе внутренних (собственных средств предприятий-участников, а также финансово-кредитных учреждений и других потенциальных инвесторов данного региона, входящих в его состав), так и внешних источников финансирования (из данного или других регионов, включая иностранных инвесторов). В соответствии с этим инструментарий формирования и использования инновационно ориентированных инвестиций кластера предполагает учет, как источников инвестиций, так и форм взаимодействия предприятий кластера и потенциальных инвесторов. На практике используют такие кластерные финансовые стратегии, как стратегия самофинансирования, венчур-
ного финансирования, проектного финансирования, заемного финансирования на основе использования долгосрочного и краткосрочного банковского кредитования. Кроме того, финансовая стратегия крупного регионального кластера может быть ориентирована на использование нетрадиционных источников финансирования, в частности лизинга, франчайзинга, лицензионных платежей по ставке роялти и др.
Модели выбора оптимальной структуры и состава участников регионального кластера предполагают учет свойств кластера как особой моделируемой конструкции и специфики кластерного подхода к интеграции участников:
- инновационные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции (технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу);
- предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций;
- наличие в их структуре малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона;
- кластеры обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши и др. [2].
В число участников кластера включают:
- организации, осуществляющие производство продукции или оказывающие услуги для специализированных предприятий;
- профильные предприятия;
- предприятия рыночной инфраструктуры (транспорт, аудиторские, маркетинговые, консалтинговые, кредитно-финансовые, страховые, риэлтерские и лизинговые компании, логистические организации, торговля, энергетика, природоохранные и информационные учреждения);
- научно-исследовательские институты и образовательные учреждения;
- некоммерческие и общественные фонды и организации, ярмарки, аукционы, союзы, ассоциации предпринимателей;
- предприятия инновационной инфраструктуры (технополисы, бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриально-промышленные парки, венчурные компании, центры обмена технологиями, дизайнерские фирмы, центры поддержки субконтрактации, ассоциации и агентства регионального и муниципального развития) и др. [6].
Можно выделить два центральных элемента в кластерах. Во-первых, фирмы в кластере должны быть связаны некоторым способом. Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж), и горизонтальными (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных затрат, технологий или институтов, и другие связи). Кроме того, большинство этих связей вовлекают социальные отношения или сети, которые производят выгоды для задействованных фирм.
Вторая фундаментальная характеристика: кластеры - географически близкие группы взаимосвязанных компаний. Совместное местоположение компаний способствует формированию и увеличению преимуществ, создающих стоимость, являющихся результатом сети взаимодействий между фирмами.
В общем виде под кластером понимается территориально локализованная, обособленная в отрасли группа предприятий, сочетающая формальную самостоятельность и внутреннюю конкуренцию с кооперацией, наличием единого центра и системы сервисных услуг, цель функционирования которой заключается в реализации наиболее эффективным способом ключевых компетенций территории присутствия и достижения синергетиче-ских эффектов от взаимосвязанного и взаимодополняющего функционирования. При этом в качестве единого центра выступает так называемое «ядро» кластера, т. е. одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами на рынке и способных улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе [14].
Отсюда следует, что в качестве наиболее значимых характеристик кластеров можно указать на следующие:
- наличие группы компаний. В их структуре выделяется одно или несколько крупных предприятий - лидеров, образующих центр (ядро) и определяющих долговременную стратегию кластера;
- географическая локализация. Масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до страны или нескольких соседствующих стран;
- кооперирование предприятий кластера. Кластер характеризуется устойчивостью хозяйственных связей и доминирующим значением этих связей для большинства его участников. При этом в кластере присутствуют предприятия разных отраслей, технологически связанные друг с другом, между которыми существует специализация на
производстве основных и сопутствующих им товаров и услуг;
- наличие конкуренции внутри кластера. Сохранение конкурентной борьбы между участниками кластера является ключевым элементом концепции кластеров. Это побуждает его участников к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску;
- инновационная направленность кластера. Кластеры обладают большой способностью к инновациям, что объясняется возможностью участников кластера быстро реагировать на потребности покупателей, доступом к новым технологиям внутри кластера, кооперацией в осуществлении научно-исследовательских работ, а также конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций;
- взаимосвязь интересов предприятий кластера и территорий присутствия. Дополнительные синергетические эффекты, получаемые предприятиями кластера, возможны только в случае взаимоучета интересов территории и стратегических приоритетов кластера.
Формирование четких ориентиров развития кластерной политики требует выполнение следующих условий:
- рассмотрение кластера как целостного субъекта региональной экономической системы;
- стратегия развития кластера должна базироваться на инициативе участников кластера;
- повышение конкурентоспособности кластера на основе поддержки предприятий-участников в проектах по продвижению продукции (услуг) на новые рынки сбыта.
С учетом отраслевой специфики выделяются следующие типы кластеров:
1. К продуктовым кластерам относятся те, чья деятельность связана с производством продуктов и услуг (предприятия отрасли машиностроения, авиастроения, сервисные организации и организации строительной индустрии, предприятии по производству строительных материалов и др.). Подобные кластеры, как правило, представлены малыми и средними предприятиями.
2. Процессные кластеры формируются предприятиями, предполагающими в своей деятельности более длительный, в отличие от продуктовых, производственный цикл (нефтегазовые химические, целлюлозно-бумажные, металлургические, сельскохозяйственные и др.).
3. Рекреационные кластеры создаются в сфере туризма, отдыха и рекреации и включают в свой состав предприятия различных секторов по обслуживанию рекреантов и туристов (санатории,
отели, туристические и экскурсионные фирмы, гостиницы, предприятия сферы услуг общественного питания, производители сувенирной продукции, транспортные компании и др.).
4. Формирование инновационных кластеров обусловлено появлением новых отраслей и сфер деятельности (нано- и информационные технологии, биотехнологии, инновационные сырье и материалы, венчурные фонды, научно-исследовательские институты и лаборатории, технополисы, бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.). Инновационные кластеры базируются на использовании новых технологий и результатов научной деятельности высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
5. Транзитные кластеры включают в свой состав предприятия инфраструктуры и организации, специализирующиеся на оформлении документов, хранении, сопровождении, доставке грузов и транспортировке населения.
6. Комбинированные кластеры могут обладать характеристиками нескольких типов кластеров.
К числу основных проблем, наблюдаемых для всех типов кластеров, можно отнести:
- недостаток квалифицированных кадров, обусловленный несоответствием структуры и качества образовательных программ учебных заведений среднего профессионального и высшего профессионального образования потребностям современной экономики;
- слабая адаптация организаций к нововведениям, сопровождающаяся низким уровнем конкурентоспособности;
- недостаточное развитие и качество инженерно-транспортной инфраструктуры;
- отсутствие отлаженной системы эффективных информационно-маркетинговых коммуникаций между всеми предприятиями-участниками кластера;
- ограниченный доступ к иностранным рынкам.
Наряду с общепринятыми национальными кластерами, региональные кластеры имеют свою определенную специфику и представляют собой совокупность предприятий, размещенных на одной территории, функционирующих с целью получения максимальной прибыли от своей деятельности и обеспечения расширенного воспроизводства экономики региона. Основные участники регионального кластера:
- предприятия-производители товаров и услуг;
- организации-поставщики запасных частей и комплектующих для специализированных пред-
приятий; некоммерческие предприятия (союзы и ассоциации предпринимателей, торгово-промышленные палаты и др.);
- организации, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
- население;
- учреждения сферы образования;
- предприятия, деятельность которых направлена на формирование эффективной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, зоны особого экономического режима, транспортные компании, кредитно-финансовые учреждения, технополисы, венчурные фонды, образовательные учреждения и др.) и т. д.
Для обеспечения эффективного развития кластеров необходима поддержка органов власти в осуществлении следующих направлений: создание кластерных организаций различных организационно-правовых форм; создание и поддержание благоприятных условий функционирования кластера, основанных на мониторинге возможностей и угроз развития кластера; осуществление эффективного сотрудничества, в первую очередь, информационного, между участниками кластера [6].
В соответствии с Законом Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О промышленной политике Липецкой области» [3] кластерная политика Липецкой области является составной частью промышленной политики, проводимой в целях формирования и поддержки кластеров Липецкой области, создания условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.
Кластер Липецкой области - это объединение хозяйствующих субъектов в сфере производства, науки, образования, услуг, иных видов деятельности, имеющих между собой любые формы хозяйственных взаимосвязей [5].
При создании и функционировании кластеров в Липецкой области предполагается соблюдение следующих условий: наличие в составе участников кластера хозяйствующего субъекта с годовым объемом выручки не менее 3 млрд руб. без учета налога на добавленную стоимость; совокупный объем выручки участников кластера за год, предшествующий дате подачи заявки, составляет не менее 6 млрд руб. без учета налога на добавленную стоимость; доля субъектов малого и среднего предпринимательства от общего числа участников кластера составляет не менее 75 %; наличие кооперационных связей между хозяйствующими субъектами, входящими в кластер; доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих инноваци-
онную деятельность, от общего числа участников кластера составляет не менее 50 %; доля хозяйствующих субъектов, имеющих договорные отношения с научно-исследовательскими и (или) образовательными организациями, от общего числа участников кластера составляет не менее 30 %. В кластер не могут входить хозяйствующие субъекты, осуществляющие следующую деятельность:
- разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
С целью организации и проведения мероприятий по обеспечению методического, организационного, маркетингового сопровождения субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере реализации кластерной политики в Липецкой области, а также разработки и координации программ развития кластеров на территории Липецкой области в июле 2013 г. создан «Центр кластерного развития Липецкой области» [7].
На территории Липецкой области созданы и обслуживаются два кластера: кластер сложнобы-товой техники и кластер сельхозмашин и агрегатов. В стадии создания находятся еще два кластера: кластер автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих и кластер биотехнологий. В состав кластеров входят малые и средние предприятия. Основные показатели, характеризующие общую картину создания и функционирования кластеров, поддерживаемых Центром кластерного развития, приведены в таблице 1.
В экономике Липецкого региона роль кластеров чрезвычайно важна, поскольку имеет выраженную мононаправленность с градообразующим центром. Поскольку экономика Липецка характеризуется четко выраженной моноспециализацией, то здесь накоплен наибольший потенциал кластеризации, создана инфраструктура и имеется значитель-
ный опыт функционирования в рамках интегрированных структур. В совокупности территориальных связей, объединяющих промышленные предприятия, ключевую роль играют связи производственно-технологические и административно-организационные. Создание инновационного кластера в промышленной структуре подобного региона позволит наилучшим образом реализовать интересы
Характеристика деятельности Центра
различных акторов социально-экономического развития региона, а также эффективно выстроить и реализовать стратегию долгосрочного развития территории.
С учетом всего вышесказанного можно обозначить обобщенный подход к формированию модели инновационного кластера в регионе (рис. 1).
Таблица 1
стерного развития Липецкой области
Наименование показателя Значение в год
Рекомендуемое Плановое
Количество обслуживаемых (созданных) кластеров не менее 2 2 (кластер сложнобытовой техники, кластер сельхозмашин и агрегатов)
Кластеры, находящиеся в стадии создания (перечислить) - 2 (кластер автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих, кластер биотехнологий)
Общее количество субъектов МСП, вошедших в состав кластеров (единиц), из них: кластер сложнобытовой техники - 23; кластер сельхозмашин и агрегатов - 22
- якорные - кластер сложнобытовой техники - 1; кластер сельхозмашин и агрегатов - 1
Прирост количества субъектов МСП - участников действующих и создаваемых кластеров, поддерживаемых ЦКР,% не менее 20 % 25 %
Общее количество рабочих мест на малых и средних предприятиях - участниках кластеров кластер сложнобытовой техники - 4800 кластер сельхозмашин и агрегатов - 430
Количество вновь создаваемых рабочих мест на малых и средних предприятиях - участниках кластеров,% не менее 10 % 10 %
Годовой объем продукции (работ, услуг), производимой субъектами МСП - участниками кластеров, за 2012 год, млн руб. кластер сложнобытовой техники - 21300 кластер сельхозмашин и агрегатов - 6100
Прирост объема продукции (работ, услуг), производимой субъектами МСП - участниками кластеров,% не менее 20 % 20 %
Количество совместных кластерных проектов, обеспечивающих развитие кластеров: - -
- разработанных не менее 3 по каждому кластеру 6
- реализуемых не менее 3 по каждому кластеру 6
Количество разработанных проектов (стратегий, концепций, программ) развития кластеров (приложить по каждому кластеру) не менее 1 2
Количество человек, подготовленных, переподготовленных и прошедших повышение квалификации в рамках программ ЦКР не менее 40 40
Количество участников кластеров, получивших консультационные услуги не менее 20 20
Количество участников кластеров, получивших государственную поддержку при содействии ЦКР не менее 10 10
Количество новых продуктов (услуг) участников кластеров, выведенных на рынок при содействии ЦКР не менее 5 5
Количество организованных ЦКР конференций, семинаров в сфере интересов участников кластеров не менее 5 5
Количество проведенных информационных компаний в СМИ не менее 5 5
Количество проведенных маркетинговых исследований в интересах участников кластеров не менее 5 5
Объем (доля) частных инвестиций участников кластеров в совместные кластерные проекты, % от общей стоимости проектов не менее 20 % 20 %
м
л
&
£
н
а.
й
С
и
Л
Й *—
о
ч а *
5
В
и
«
&
о
К
Органы государственной власти в регионе и органы местного _самоупр авления_
КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА
Обслужи вающ не объекты:
■ сервисные, эемонтные дентры, центры сбыта
□ТОБОЙ
тро дукции
стр оительные л транспортные :труктуры - финансовые :труктуры банковские и небанковские кредитные ирганизации)
Дпро кластера: промышленные предприятия с региональной специализацией (черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, металлообработка и т.д.);
Дополняющие объекты: научно-исследовательские центры и лаборатории, образовательные учреждения, технопарки, бизнес-инкубаторы.
Вспомогательн ые объекты:
консультационн ые,
юридические,
консалтинговые,
финансовые,
лизинговые,
факторинговые,
страховые;,
инв е стиционно-
иннов ационные,
венчурнв1е
предприятия в
составе кластера
£ о
К
1
Местное население
Рис. 1. Обобщенная модель инновационного кластера в регионе [12]
В рамках данной модели можно выделить следующие структурные элементы:
1. «ядро» - объекты, вокруг которых группируется кластер, выполняющие основной вид деятельности, позиционирующие кластер, выпускающие конечную продукцию, т. е. промышленные предприятия с региональной специализацией;
2. «дополняющие объекты» - объекты, деятельность которых напрямую обеспечивает функционирование объектов «ядра»;
3. «обслуживающие объекты» - объекты, наличие которых обязательно, но деятельность, которых напрямую не связана с функционированием объектов «ядра» (предприятия, реализующие сервисные функции кластера, т. е. логистические, сбытовые, ремонтные и т. д.; финансовый центр кластера, т. е. банковская структура, осуществляющая финансовое сопровождение деятельности предприятий кластера);
4. «вспомогательные объекты» - объекты кластера, наличие которых желательно, но не обязательно для функционирования других объектов кластера (различные сервисно-консультационные предприятия, функции которых могут быть осуществлены как в рамках кластера, так и с помощью аутсорсинга; различные институты финансового
капитала, не входящие в состав финансового центра). Целью данных предприятий, в случае их наличия в кластере, является изыскание внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов, достижение стратегических выгод, связанных в первую очередь с повышением мобильности развития и реализации технологического потенциала всего кластера [11].
Уже имеющийся отечественный и западный опыт позволяют сформулировать методический подход к определению условий и возможностей, а также дальнейшему созданию и поддержке развития инновационного кластера в экономике региона, имеющего монопрофильный уклон.
1 этап: подготовительный - доаналитический; предполагает общеметодическую разработку модели кластера для конкретного региона; включает следующие подэтапы:
- оценка направленности производства в регионе;
- создание рабочей группы, определение предположительных участников будущего координационного совета;
- разработка миссии и цели функционирования кластера, ознакомление рабочей группы с пилотным проектом;
- разработка и утверждение нормативно-правовой базы функционирования инновационного кластера.
2 этап: аналитический - предполагает проведение исследований с целью выявления наличия условий, либо потенциальных конкурентоспособных кластеров, на основе анализа конкурентоспособности входящих в кластер предприятий. Включает реализацию следующих мероприятий:
- экспертным методом определяются параметры, по которым те или иные предприятия могут быть отнесены к ядру кластера;
- определяются границы выявленного кластера;
- выявляется ядро кластера, выявляются связи внутри кластера, детерминирующие его развитие, в том числе финансовый центр, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения;
- проводится стратегический анализ выявленной модели кластера, определяются его сильные и слабые стороны.
3 этап: организационно-экономический -предполагает формирование единой модели кластера, разработку рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования кластера, в том числе мероприятий государственной поддержки. Методической основой для реализации данного этапа является принцип интеграции стратегии социально-экономического развития региона и корпоративной стратегии кластера. Данный этап включает:
- определение масштабов совместной деятельности предприятий - участников кластера;
- закрепление функции за отдельными структурами кластера;
- разработку концепции инновационного развития кластера, в том числе построение дерева целей, сценариев и направлений инновационного развития;
- разработку инновационной программы развития кластера, предполагающую создание нормативно-правовых и организационно-хозяйственных механизмов реализации выявленных направлений инновационного развития.
4 этап: оценка эффективности деятельности кластера - разработка сценария долгосрочного развития кластера, в том числе прогнозов функционирования по отдельным направлениям, формирование методики оценки эффективности кластера с точки зрения синергетических эффектов и вклада в стратегию развития региона. Исходным
предположением будет тот факт, что в эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т. д. [10].
Общий алгоритм формирования инновационного кластера в экономике Липецкой области может быть представлен в соответствии с рисунком 2.
Важно заметить, что жизнеспособные кластеры являются структурами, формирующимися самостоятельно, а не искусственно - органами власти. В случае принудительного формирования кластеров в экономике региона могут возникнуть прообразы территориально-производственных комплексов. Таким образом, в случае отсутствия исторически сложившихся, экономически обоснованных предпосылок для формирования кластера в регионе (что является целью первого этапа данного алгоритма), результатом будет создание ТПК.
Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, должен использоваться при решении все более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности региона, отрасли; как основа региональной промышленной политики; при разработке программ регионального развития; как основа стимулирования инновационной деятельности; как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Отсюда, интеграция, и соответственно си-нергетический эффект от деятельности предприятий кластера осуществляется, в первую очередь, на уровне муниципалитетов - территорий присутствия предприятий. Поэтому наиболее значимыми становятся следующие подэтапы алгоритма кластерообразования в регионе:
- анализ потенциала будущего кластера;
- построение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий в рамках кластера;
- оценка социально-экономической эффективности кластера.
Данные подэтапы могут быть осуществлены через призму городского развития и стратегии региона. Взаимосвязь между программными документами и проектом создания кластера является залогом эффективности кластерообразования в регионе.
Л
J
л
у л
л
Рис. 2. Общий алгоритм формирования инновационного кластера в регионе [12]
Результативное функционирование кластеров является инструментом, сопутствующим экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики отдельных регионов, а, следовательно, и страны в целом за счет роста синергети-ческого эффекта от деятельности всех их элементов на основе реализации концепции открытых инноваций.
Литература
1. Алешина М., 2006.
И. В. Поведение потребителей.
2. Дышкант О. В. Кластерная модель организации крупного бизнеса как инструмент модернизации региональной экономики: на примере авиатранспортного комплекса Ростовской области: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2006.
3. Иода Е. В. О концепции открытых инноваций // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8. С. 96-101.
4. Иода Е. В. Управление рисками инновационной деятельности в регионе: монография. Тамбов, 2007.
5. О внесении изменений в Закон Липецкой области «О промышленной политике Липецкой области»: закон Липецкой области № 144-ОЗ от 14.07.2013г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Поликанин Е. В. Реализация вектора модернизации региональной экономики на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кисловодск, 2010.
7. Устав областного автономного учреждения «Центр кластерного развития Липецкой области».
8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. URL: http://base.consultant.ru
9. Тарасов Н. А. Стратегические приоритеты воспроизводственной кластеризации регионального экономического пространства: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Спб., 2012.
10. Трофимова О. М. Методика формирования кластерной политики в старопромышленном регионе // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. № 4(17). 2011. 18-21.
11. Трофимова О. М. Теоретические аспекты формирования инновационных кластеров в старопромышленных регионах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия экономика и менеджмент. Выпуск № 17 (225). 2011. С. 15-18.
12. Трофимова О. М. Формирование развития кластеров в экономике старопромышленных регионов: ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск. 2012. С. 22.
13. Федоров В. К., Епанешникова И. К., Ганза А. Н. О безусловных принципах и противоречиях развития открытых инноваций // Инновации. № 7 (14). 2010. С. 18-23.
14. Хасанов Р. Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов. URL: http://www.pmjobs.net
15. Boudrea K. J., Lakhani K. R. Yow to Manage Outside Innovation // MIT loan Management Review, Summer. Vol. 50. 2009. № 4.
16. Shane S. Cultural influences on national rates of innovation // Journal of Business Venturing. 8. Issue 1/ January 1993.
* * *
CLUSTER DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY AS MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF OPEN INNOVATIONS
Ye. V. Ioda, I. Yu. Chekmachev
Modernization of national economy at all its hierarchical levels demands development of a package of measures on realization of the begun process. The special part in development of national innovative system is assigned to regions, as to important subjects in the mechanism of realization of innovative potential. In the conditions of lack of demand of innovations because of high level of risks of innovative activity and uncertainty of an economic situation the bowl of scales objectively outweighs towards effective use of so-called "open innovations". Regional clusters become the effective mechanism of implementation of the concept of open innovations. In article approaches on formation of clusters in the regions burdened by monoprofile structures are considered.
Key words: modernization, innovative system, open innovations, cluster policy of region.