ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 620.9/336
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ
КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Канд. экон. наук, доц. НАГОРНОВ В. Н., асп. ОЗЕРЕЦ О. А.
Белорусский национальный технический университет
Проблема образования источников финансирования инвестиционных проектов прямым образом зависит от инвестиционной политики, определяемой финансовыми возможностями соответствующей отрасли экономики, отдельных субъектов хозяйствования.
Основные направления инвестиционной деятельности в энергетическом секторе Республики Беларусь заложены в Государственной комплексной программе модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 (далее - Программа) [1].
Основной предпосылкой принятия данной Программы послужило определение конкретных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности Республики Беларусь, надежного и эффективного энергоснабжения отраслей экономики, а также снижения износа основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, уровень которого по состоянию на 1 января 2005 г. достиг 60,7 % в связи с превышением темпов старения над темпами обновления основных фондов.
В качестве прогнозируемых результатов к 2010 г. предусматривалось:
• снижение энергоемкости ВВП не менее 25 % к уровню 2005 г.;
• получение суммарной экономии топлива по энергосистеме в 2006-2010 г. 900 тыс. т у. т.;
• обновление основных фондов в целом по энергосистеме на 14,9 процентных пункта;
• увеличение использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии до 22,7 % от общей потребности в ко-тельно-печном топливе республики.
В действующей Программе предусмотрены главные источники финансирования модернизации основных производственных фондов Белорусской энергосистемы на общую сумму 2567,53 млн дол. США без НДС, в том числе:
• инновационный фонд Министерства энергетики (бюджетные средства) - 914 млн дол. США (35,6 %);
• амортизация - 1014,09 млн дол. США (39,5 %);
• прибыль - 539,44 млн дол. США (21 %);
• привлеченные средства - 100 млн дол. США (3,9 %).
Указанные источники финансирования определены в ценовых условиях 2005 г. и были наиболее приемлемыми как с точки зрения установления оптимального соотношения собственных источников энергоснабжающих организаций, бюджетных (инновационного фонда Минэнерго) и заемных средств, так и со стороны роста тарифной нагрузки для потребителей республики, позволяющих сбалансировать интересы производителей и потребителей энергии.
Однако уже в самом начале реализации Программы энергетическая отрасль столкнулось с рядом трудностей и проблем, к которым можно отнести следующие:
• увеличение против ранее предусмотренной в Программе проектной стоимости объектов по ряду объективных причин (увеличение стоимости оборудования и строительно-монтажных работ, значительный рост цен на сырье и материалы, инфляционные процессы и др.);
• необходимость осуществления дополнительных капитальных вложений, не предусмотренных Программой, связанных с реализацией социально направленных программ государства;
• ограниченность собственного серийного производства энергетического и технологического оборудования;
• отсутствие отработанных технологических решений по использованию местных видов топлива;
• значительную загрузку подрядными работами отраслевых проектно-технологических институтов и строительно-монтажного комплекса в условиях потери определенного кадрового потенциала.
В то же время основной и наиболее значимой проблемой в реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, следует считать пересмотр ОАО «Газпром» ценовых условий по поставкам российского природного газа в Республику Беларусь, начиная с 2007 г.
Резкое повышение с 1 января 2007 г. цены на природный газ (рост составил 214 %) стало испытанием для энергетической отрасли, заключающимся в выполнении поставленной Правительством Республики Беларусь задачи по сдерживанию роста тарифов на энергию для потребителей страны. В связи с этим при установлении тарифов на энергию для реального сектора экономики было полностью исключено формирование инновационного фонда Минэнерго на реализацию инвестиционных проектов, предусмотренных Программой. Данное решение позволило снизить прирост тарифов на электрическую энергию для потребителей реального сектора экономики с 40,8 до 21,2 %.
Практически полное исключение из источников финансирования инвестиционных проектов инновационного фонда Министерства энергетики Республики Беларусь в 2007 г. стало для финансового менеджмента энергоснабжа-ющих организаций неприятной неожиданно-
стью, особенно там, где инновационный фонд являлся основным источником финансирования. Под большим вопросом оказалось дальнейшее выполнение в полном объеме мероприятий, определенных Программой.
В целях компенсации недостатка инвестиционных ресурсов Министерством энергетики было обеспечено принятие ряда системных мер по изысканию внутренних резервов (повышение эффективности работы организаций Минэнерго, снижение издержек производства и др.) и привлечению в значительном объеме иностранных кредитных ресурсов, доля которых в об-щем объеме необходимых капитальных вложений в 2007 г. достигла 18,7 %, или 196 млрд руб.
Следует отметить, что, начиная с 2006 г., энергоснабжающими организациями Минэнерго проводится активная работа по привлечению долгосрочных инвестиционных кредитов по трем направлениям:
• инвестиционные кредиты, выдаваемые белорусскими банками за счет собственных внутренних ресурсов;
• инвестиционные кредиты, выдаваемые белорусским банком за счет ресурсов иностранного банка;
• инвестиционные кредиты, выдаваемые иностранными банками по прямым кредитным соглашениям.
В качестве основных проектов, реализуемых за счет привлечения иностранных кредитных ресурсов, можно привести:
1. «Реконструкция Минской ТЭЦ-3» - открыты три кредитные линии с привлечением ресурсов иностранных банков Commerzbank AG (Германия), Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG (Австрия) и HVB Bank (Словакия) на общую сумму 94,7 млрд руб.;
2. «Реконструкция подстанции 330/110/10 кВ "Колядичи"» за счет привлечения кредитных ресурсов «Байерише Хюпо-унд Ферайнсбанк АГ» (Германия) в объеме 21,9 млрд руб. под гарантию Правительства Республики Беларусь;
3. «Реконструкция Лидской ТЭЦ» за счет привлечения иностранных кредитов Commerzbank AG (Германия), АКБ «Промсвязьбанк» (Россия) и собственных ресурсов ОАО «Белпромстройбанк» в размере 12,9 млрд руб.
Особым направлением в привлечении иностранных кредитов является сотрудничество с Экспортно-импортным банком Китая по реализации проекта «Реконструкция Минской ТЭЦ-2».
Однако обеспечить необходимую потребность в капвложениях за счет привлечения только кредитов банков не предоставляется возможным, так как ряд мероприятий, реализуемых в рамках Программы, имеют социальную направленность, финансирование которых предусматривалось за счет средств инновационного фонда, таких как:
• строительство объектов инженерной инфраструктуры для вводимого жилья;
• строительство и реконструкция объектов теплоснабжения республиканского научно-практического центра «Мать и дитя»;
• строительство сетей энергоснабжения в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села;
• строительство и реконструкция подстанций 110/10 кВ для электроснабжения объектов социальной инфраструктуры и жилья населенных пунктов республики;
• реконструкция и модернизация магистральных тепловых сетей для существующих районов жилой застройки.
Данные инвестиционные проекты являются непривлекательными для инвесторов из-за большого срока окупаемости и неудовлетворительных показателей эффективности их реализации.
В целях обеспечения необходимыми источниками финансирования инвестиционной Программы ГПО «Белэнерго» можно рассмотреть следующее.
Величина износа основных производственных фондов, отраженная в бухгалтерской отчетности, не соответствует фактическому состоянию основного технологического оборудования в связи с тем, что, начиная с восьмидесятых годов, затраты на проведение капитальных ремонтов основного технологического оборудования не увеличивают его стоимости, а наоборот, снижают вследствие списания заменяемых запасных частей и механизмов, а также проводимая переоценка основных средств индексным методом не в полной мере отражает динамику изменения цен на разные виды оборудования.
Проводимая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 [2] переоценка части основных средств по прямому методу оценки подтвердила, что большая часть имущества, находящаяся на балансе энергосистемы, недооценена, а уровень износа - существенно завышен. Этот вывод подтвердил и процесс оценки имущества ОАО «Белтрансгаз», где рыночная стоимость предприятия оценена намного выше, чем балансовая.
В связи с этим приведение к реальной стоимости имущества энергосистемы через проведение прямой оценки с привлечением независимых оценочных организаций - важнейшая задача предприятий электроэнергетики в ближайшие годы. Это позволит значительно увеличить основной источник финансирования инвестиционных проектов - амортизационный фонд.
Кроме того, в целях снижения ценовой нагрузки для потребителей страны при формировании бюджета Республики Беларусь на предстоящий год необходимо предусматривать средства республиканского бюджета на финансирование инвестиционных проектов, имеющих социальную направленность.
Значительный потенциал дополнительных источников финансирования инвестиционных проектов заложен в тех активах энергосистемы, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе, а являются наследием предыдущих этапов развития энергетической отрасли бывшего Советского Союза:
• на складах энергоснабжающих организаций скопились товарно-материальные ценности, оборудование и т. д., приобретенные в периоды «финансового изобилия», и их применение в технологическом процессе не представляется возможным из-за морального устаревания и частичной потери технологических свойств;
• наличие зданий и сооружений, не вовлеченных в хозяйственный оборот, объектов незавершенного строительства также присуще большинству предприятий электроэнергетики;
• наконец, наличие непрофильных убыточных производств, созданных в эпоху натурального хозяйства.
Реализация данных активов позволит существенно повысить ликвидность активов пред-
приятий электроэнергетики и найти дополнительные средства на модернизацию производства.
Наравне с указанными выше источниками финансирования инвестиционной программы в ближайшей перспективе можно рассматривать вариант начала акционирования электроэнергетической отрасли с последующим выкупом акций энергоснабжающих предприятий государством, что позволит снизить ценовую нагрузку на реальный сектор экономики, исключая инновационный фонд из тарифов на энергию и заместив его иностранным капиталом инвесторов.
Таким образом, обеспеченность источниками финансирования инвестиционной Программы напрямую зависит от устанавливаемых государством уровней тарифов на энергию. В условиях роста цен на импортируемые энергоресурсы не случайно на первое место ставится вопрос себестоимости производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии. Экономия и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, доля которых в себестоимости 1 кВтч электроэнергии и 1 Гкал теп-лоэнергии составляет более 50 %, увеличение использования местных видов топлива становятся для Белорусской энергосистемы приоритетной задачей государственной важности. Повышение энергетической безопасности и независимости страны должно достигаться за счет проведения энергосберегающих мероприятий, внедрения новых прогрессивных технологий в области энергетики, эффективного использования существующих мощностей.
В то же время действующие тарифы на энергию не отражают реального уровня затрат на производство, передачу и распределение энергии. В связи с этим требуется совершенствование тарифной политики, которая должна быть направлена, в первую очередь, на сокращение перекрестного субсидирования в тарифах на энергию. В результате перекрестного субсидирования в энергоснабжении промышленности сложилось ненормальное в физическом и экономическом плане положение, когда предприятиям стало выгодно отказываться от поставок энергии от энергосистемы и устанавливать собственные источники, которые неэф-
фективны в масштабах республики и приводят к нерациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
Необходимо ликвидировать льготные уровни тарифов на энергию для отдельных потребителей и тарифных групп потребителей, поэтапно повысить тарифы на энергию для населения до уровня, который позволит обеспечить полное возмещение населением затрат на полезно отпущенную энергию. Ликвидация перекрестного субсидирования в тарифах на энергию позволит снизить тарифную нагрузку для потребителей республики, которые несут на себе в настоящее время бремя перекрестного субсидирования.
Для реального отражения тарифами на энергию уровня затрат также необходимо пересмотреть действующую дифференциацию тарифов по группам потребителей. Так, в соответствии с Программой и Концепцией ценообразования в Республике Беларусь, одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 [3], предусмотрено установление тарифов на энергию, дифференцированное в зависимости от точек подключения потребителя к сети с последующим их формированием по уровням напряжения. Указанный переход к 2012 г. на формирование тарифов на электроэнергию предусмотрен Планом мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» [4], утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2007 г. № 1122 [5].
В целях создания альтернативных вариантов расчетов с потребителями за потребленную энергию целесообразно расширить сферу применения тарифов, дифференцированных по зонам суток, которая будет способствовать выравниванию графика нагрузок энергосистемы, снижению затрат и удельных расходов топлива. При этом необходимо оснастить потребителей республики соответствующими приборами учета. Тарифы на тепловую энергию целесообразно дифференцировать в зависимости от технических параметров теплоносителя.
В Ы В О Д Ы
В настоящее время возрастает актуальность реализации Программы в целях повышения энергетической безопасности Республики Беларусь путем проведения энергосберегающих мероприятий, внедрения новых прогрессивных технологий в области энергетики, диверсификации видов топлива и энергии.
Тарифы на энергию должны обеспечивать самофинансирование организаций энергетической отрасли и сформировать источники для обновления фондов на реконструкцию и техническое перевооружение. Без изыскания в полном объеме источников финансирования инвестиционных проектов реализация Программы не представляется возможной.
Реализация Программы должна осуществляться одновременно с учетом привлечения долгосрочных иностранных кредитных ресурсов.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Об утверждении Концепции энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбе-
режения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 20062010 годах: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 137, 1/6735.
2. О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования: Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2006. - № 171, 1/8013.
3. О Концепции ценообразования в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. № 799 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 120, 5/16291.
4. Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства: Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 146, 5/8668.
5. План мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства»: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2007 г. № 1122 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 225, 5/25774.
Поступила 30.10.2007
УДК 338.45:[620.9 + 662.6/.8] (476)
РАНЖИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ И СОБСТВЕННЫХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ВАЛОВОМ ПОТРЕБЛЕНИИ ТЭР БЕЛАРУСИ
РУМЯНЦЕВА Ю. Н.
Институт экономики НАН Беларуси
Энергетический фактор играет существенную роль в экономическом развитии любого государства. И как следствие, проблеме поиска оптимальных путей использования местных и собственных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) республики уделяется большое внимание.
При выработке направлений энергетической политики, ориентированных на достижение необходимого и достаточного уровня обеспеченности национального хозяйства страны
ТЭР, необходимо руководствоваться, в первую очередь, состоянием собственной минерально-сырьевой базы этой страны в части ТЭР.
Республика Беларусь располагает промыш-ленно освоенными запасами нефти, попутного газа и торфа, а также перспективными для промышленного освоения запасами бурых уг-
* Следует отметить, что термин «собственная» в данном случае употребляется для характеристики территориальной принадлежности, что следует из определения минерально-сырьевой базы как «совокупности месторожде-