ИНВЕСТИЦИИ РЕГИОНА
УДК 336.228:330.3
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И ВОВЛЕЧЕНИЯ БИЗНЕСА В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Л. П. ГОНЧАРЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: inn. invest@mail. ru С. А. ФИЛИН, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: safilin@mail. ru А. Ж. ЯКУШЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инвестиций и инноваций, старший научный сотрудник E-mail: yakushev@mnevniki. ru В. Ф. АКУЛИНИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: akulininf@yandex. ru Д. А. КУЗЬМИЩЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента инвестиций и инноваций E-mail: kuzov@mail. ru Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
В статье анализируются используемые в настоящее время рейтинговыми агентствами частные показатели, характеризующие интегральную инвестиционную привлекательность региона. Учет предлагаемых авторами дополнительных частных показателей при оценке инвестиционной привлекательности региона позволит повысить объективность такой
оценки, более полно реализовывать инвестиционный потенциал территории, активнее вовлекать бизнес в региональный инвестиционно-инновационный процесс.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность региона, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, бизнес, инвестиционный процесс.
Главной стратегической целью «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — «Стратегия-2020») является достижение уровня экономического и социального развития, который соответствует статусу России как ведущей мировой державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан [3]. Российская Федерация в период 2015—2020 гг. должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это означает в первую очередь высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни — ВВП на душу населения по паритету покупательной способности — должен увеличиться к 2020 г. на 70 %, или более чем на 30 тыс. долл.
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения достигнет 60—70 %, средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 г. около 30 м2 на 1 чел., или около 100 м2 на среднестатистическую семью. Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое. Концепция нацелена на формирование общества, основанного на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам [3].
Как известно, инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала любого государства и его субъектов. Потенциал, как правило, рассматривается как совокупность всех возможностей, средств, запасов, источников, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы и использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи. Все это делает актуальным совершенствование государственного управления инвестиционными процессами, в том числе инструментария оценки инвестиционного потенциала.
Во всех крупных государствах часть функций по регулированию инвестиционных процессов передана на региональный уровень управления, что позволяет учесть региональную специфику инвестиционных рынков. Россия в этом плане не исключение. Доктрины государственного управления, применяемые в настоящее время в Российской Федерации, предполагают значительную централизацию управления процессами социально-экономического развития на местах, в том числе инвестиционными процессами при учете региональных особенностей каждого из субъектов Федерации и федеральных округов, что повышает требования, в том числе к оценочному инструментарию. В свою очередь это благоприятно сказывается на деятельности бизнеса, предприятий, ведет к повышению качества жизни населения, увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Как известно, увеличение поступлений инвестиций в регион для обеспечения главной цели регионального развития — роста качества жизни населения — обеспечивается, в том числе, повышением его инвестиционной привлекательности и переходом на инновационный тип развития. С позиции сущности перевода экономики региона на инновационный тип развития в соответствии со «Стратегией-2020» проблема повышения инвестиционной привлекательности региона является одной из ключевых.
Неблагоприятная в настоящее время относительно многих других стран мира инвестиционная привлекательность значительной части регионов России является главной причиной значительного дефицита как отечественных, так и иностранных инвестиций, «ухода» российских капиталов за границу в инвестиционно более привлекательные страны [2]. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.
Российская Федерация поставила перед собой весьма непростую цель: в течение ближайших нескольких лет стать в авторитетных рейтингах предпринимательского климата сначала в числе первых 40, а затем — первых 20 стран, для чего необходимо качественно повысить инвестиционную привлекательность отдельных регионов и страны в целом.
Разработку предложений, которые, по мнению авторов, могут обеспечить повышение инвестици-
онной привлекательности регионов, следует начать с анализа понятия «инвестиционная привлекательность региона» и существующих методов его оценки.
Инвестиционная привлекательность региона, по мнению авторов, — это интегральная характеристика отдельных регионов России, представляющая собой совокупность различных объективных признаков (инвестиционного климата и др.), средств (уровня развития инфраструктуры), возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и иных факторов — природно-географических, социально-экономических, политических, существенно влияющих на совокупный потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции, формирование доходов от инвестиций и инвестиционных рисков, эффективность осуществления в регионе инвестиционной деятельности и, как следствие, формирующая представление инвестора о целесообразности реализации инвестиционных проектов в регионе, инвестирования в региональные объекты, участия в региональном инвестиционном рынке, а также реализуемая через региональную инвестиционную активность, выражаемую в развитии инвестиционной деятельности в регионе посредством преимущественно реальных инвестиций.
Ключевым фактором, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность, является понятие «инвестиционного климата», отличающееся сложностью и комплексностью, рассматриваемое как на уровне региона, так и для России в целом, и традиционно означающее наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [1].
На макроуровне это понятие включает показатели политической (в том числе законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций. Например, для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играют следующие факторы:
— политика государства в отношении иностранных инвестиций;
— вероятность национализации иностранного имущества;
— участие страны в системах международных договоров по различным вопросам;
— прочность государственных институтов;
— преемственность политической власти;
— степень государственного вмешательства в экономику и т. д.
На инвестиционном климате отрицательно сказываются прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, нечеткость и особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку последняя лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что может привести к снижению рентабельности инвестиций.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора (частного или юридического лица) и конкретных государственных (муниципальных) органов власти, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, небанковских финансовых структур, а также профсоюзов и трудовых коллективов региона—реципиентов инвестиций. На этом уровне происходит конкретизация интегральной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.
Поскольку практически любые законодательные и нормативно-правовые усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвестиций на местном уровне могут в некоторой степени компенсировать «изъяны» экономического регулирования на федеральном уровне, то данная сторона взаимоотношений между инвестором и государством становится зачастую определяющей.
Структура факторов, определяющих инвестиционный климат, учитывает:
- дифференциацию инвестиционного климата по разным уровням экономики;
- формирование инвестиционного климата под влиянием целостной совокупности объективных факторов, в том числе институциональных;
- невозможность свести понятие инвестиционного климата национальной экономики к совокупности инвестиционных климатов отраслей и регионов (свойство синергизма);
- возникновение различных рисков как следствие соответствующих аспектов инвестиционного климата (неразвитость, несогласованность, противоречия и т. д.).
Помимо инвестиционного климата, инвестиционная привлекательность региона на макроуровне зависит от ряда факторов:
1) степени промышленного развития региона;
2) географического расположения и природно-климатических ресурсов;
3) системы льгот для инвесторов в регионе;
4) уровня развития законодательной базы инвестиционной деятельности и др.
Рассмотрим существующие в России методы оценки инвестиционной привлекательности регионов.
Наиболее известный в настоящее время в России рейтинг агентства «Эксперт РА», составленный на основе сопоставления интегральных характеристик регионов, использует для оценки инвестиционной привлекательности субъектов РФ две относительно самостоятельные характеристики региона: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке на основе учета насыщенности территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительского спроса населения и других показателей, влияющих на потенциальные объемы инвестирования в регион и формируемых из девяти частных показателей:
— природно-ресурсного;
— трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
— производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
— инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
— институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
— инфраструктурного;
— финансового (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
— потребительского (совокупная покупательная способность населения региона);
— туристического (наличие мест посещения туристами и отдыхающими).
Интегральный инвестиционный риск показывает, какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе, и формируется из шести частных показателей: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального.
К числу наиболее информативных и масштабных современных методик относится методика комплексной (интегральной) оценки инвестиционной
привлекательности и инвестиционной активности в регионе, разработанная группой ученых Совета по изучению производительных сил (СОПС) [5]. Основной идеей этой методики является определение инвестиционной привлекательности и ее функции — инвестиционной активности, при этом инвестиционная привлекательность описывается при помощи двух интегральных характеристик — инвестиционного потенциала региона и регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности. Чем выше инвестиционный потенциал региона и чем ниже уровень регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности, тем выше инвестиционная привлекательность и, как следствие, инвестиционная активность в регионе.
Авторы предлагают методику расчета, учитывающую 23 показателя [5]. Для приведения частных показателей к сопоставимому виду авторами использована процедура стандартизации (нормализации) их значений путем отнесения числового значения каждого частного показателя по данному региону к среднему значению этого показателя по Российской Федерации в целом: Р7 =Р ./Р,
где Р— стандартизированное значение .-го частного показателя по 7-му региону; P . — числовое значение .-го частного показа-
.7
теля по 7-му региону;
P — числовое значение .-го частного показа-
$
теля в среднем по Российской Федерации. Следующим шагом в рассматриваемой методике является расчет интегральных показателей инвестиционной привлекательности региона:
м.=м+м,
7 а7 о?
где М — интегральный уровень инвестиционного потенциала 7-го региона;
Мь. — интегральный уровень некоммерческого риска в 7-м регионе.
Используемые в рассматриваемой методике 23 частных показателя разбиты на две группы: показатели инвестиционного потенциала и показатели некоммерческих рисков.
В группе показателей инвестиционного потенциала имеются подгруппы показателей, в числе которых основными являются:
1) производственно-финансовый потенциал;
2) социальный потенциал;
3) природно-географический потенциал. Первую подгруппу показателей составляют
следующие частные показатели:
— объем промышленного производства Пх;
— темпы изменения объемов промышленного производства П2;
— уровень развития малого предпринимательства П3;
— доля убыточных предприятий П4;
— суммарный объем внутренних инвестиционных ресурсов предприятий региона П5;
— объем розничного товарооборота П6;
— среднесписочная численность работников малых предприятий к численности экономически активного населения П7 .
Однако показатель П7 корректнее было бы использовать в качестве социально значимого. Он характеризует лишь долю трудоспособного населения, занятого в таком достаточно специфическом в условиях современной экономики секторе, как малое предпринимательство, и не имеет прямого отношения к эффективности инвестиционной деятельности и к уровню развития экономики региона.
Показатель П5 является комплексным, включает пять исходных статистических показателей и рассчитывается по формуле: П5 = (А + П ) / Н,
5 4 о. д в. и7 '
где Ао д — амортизационные отчисления, обеспеченные деньгами;
Пв н — прибыль за вычетом налогов и других обязательных платежей (по усредненной доле);
Н — наличное население на начало года, следующего за отчетным периодом. Показатель П6 также является интегральным и рассчитывается по формуле:
П6 = (О Н) / (П . / П ) / Н,
6 р. т ' 4 мин. I мин7 '
где Ор т — оборот розничной торговли на душу населения;
П — прожиточный минимум в регионе;
мин. I г ¿г ?
П — прожиточный минимум в среднем по России.
Показатель П7 рассчитывается по формуле: П7 = (Э^) / Н, где Э1 — экспорт в страны вне СНГ за отчетный период (год);
Э2 — экспорт в страны СНГ за отчетный период (год).
Вторую подгруппу показателей (социального потенциала региона) образуют следующие частные показатели:
— обеспеченность населения жильем П8;
— обеспеченность населения легковыми автомобилями П9;
— обеспеченность населения домашними телефонными аппаратами сети общего пользования П ;
— обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием П ;
— объем платных услуг для населения П ;
— уровень жизни населения региона П . Однако показатель П9 представляется мало
объективным. Ведь состояние производственной и социальной сферы, например, Приморского края мало связано с тем, что по количеству легковых автомобилей (в основном подержанных автомобилей японского производства) он вряд ли уступит другим регионам.
Показатель П8 определяется как количество жилой площади на одного жителя.
Показатель П10 рассчитывается по формуле: П10 = Т (Н /Н) + Т {(Н — Н ) / Н},
10 г. н 4 г. н ' с. н^4 г. н7
где Тг. н — обеспеченность населения телефонными аппаратами сети общего пользования в расчете на 1 000 семей постоянного городского населения;
Т — обеспеченность населения телефонны-
с. н
ми аппаратами сети общего пользования в расчете на 1 000 семей постоянного сельского населения;
Нг. н — наличное городское население. Показатель П является комплексным и рассчитывается по формуле:
П11 = (ПД • Т) / Vтн, где ПД — плотность автодорог общего пользования (протяженность автодорог, км /1 000 км2 территории);
Т — территория.
Показатель П12 представляет собой поду -шевое распределение средств, затраченных населением на платные услуги. Показатель П13 определяется как соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и прожиточного минимума в процентах.
Третья подгруппа показателей (природно-географического потенциала региона) включает следующие частные показатели:
— наличие природных запасов углеводородных ресурсов нефти и газа П14;
— наличие природных запасов минерально-сырьевых ресурсов (кроме углеводородных) П15;
— географическое положение региона по отношению к внешнеторговым выходам России П16
В группу показателей, определяющих уровень инвестиционных некоммерческих рисков, входят семь частных показателей:
— доля малоимущего населения П17;
— уровень преступности П18;
— уровень безработицы П19;
— уровень экологической загрязненности и дискомфортности климата П20;
— отношение населения региона к процессам формирования рыночной экономики П ;
— уровень конфликтности трудовых отношений П22;
— уровень политической стабильности П23.
Для оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности регионов России используются следующие показатели:
1) уровень общеэкономического развития региона, включающий основные показатели:
— удельный вес региона в валовом продукте и национальном доходе;
— объем произведенной промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения;
— средний уровень доходов населения;
— объем и динамика инвестиционной деятельности в регионе и другие;
2) уровень развития инвестиционной инфраструктуры в регионе. Данный показатель информирует о наличии на территории потенциально эффективных объектов инвестирования, готовых к принятию инвестиций и организующих деловые визиты в регион. Включает следующие основные показатели:
— количество подрядных строительных компаний (фирм) в регионе;
— объемы местного производства строительных материалов и производства энергетических ресурсов (в пересчете на электроэнергию);
— плотность железнодорожных путей сообщения и автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на 100 км2 территории;
— наличие банковской инфраструктуры, предложение финансовых и страховых услуг, а также инфраструктуры фондового рынка (фондовых и товарных бирж в регионе);
— количество брокерских контор, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг, и др.
Под инвестиционной инфраструктурой понимается комплекс деловых услуг (консалтинг чисто инвестиционный, правовой, технический и прочий), обеспечивающий эффективное использование
ресурсов применительно к условиям данной территории. В эту группу показателей целесообразно ввести наличие консалтинговых структур проектного сопровождения, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности региона;
3) демографическая характеристика региона, включающая основные показатели:
— удельный вес населения региона в общей численности жителей страны;
— соотношение городских и сельских жителей региона;
— удельный вес работающего населения (занятого на предприятиях и в организациях всех форм собственности и осуществляющего индивидуальную трудовую деятельность);
— уровень квалификации трудоспособного населения и др.;
4) уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона, включающий основные показатели:
— удельный вес предприятий негосударственных форм собственности в общем количестве предприятий региона;
— численность совместных предприятий с зарубежными партнерами в регионе;
— численность банковских учреждений (включая филиалы) на территории региона;
—численность страховых компаний (включая их представительства) на территории региона и др.;
5) уровень безопасности инвестиционной деятельности в регионе, включающий основные показатели:
— уровень экономических преступлений в расчете на 100 тыс. жителей;
—удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими предельно допустимые нормы, в общем количестве промышленных предприятий;
— средний радиационный фон в городах региона;
—удельный вес незавершенных строительством объектов в общем количестве начатых строительством объектов за последние три года и др. [5].
Однако во всех рассмотренных обобщающих показателях, характеризующих интегральную инвестиционную привлекательность региона, отсутствует частный показатель, характеризующий совокупную инвестиционную привлекательность его инновационной сферы.
Инновационный потенциал как частный показатель в интегральной характеристике региона
«инвестиционный потенциал» включает только уровень развития науки и внедрение достижений научно-технического прогресса в регионе.
С учетом того, что одной из главных целей «Стратегии-2020» является переход России и большей части ее регионов на инновационный тип развития, учет в совокупной инвестиционной привлекательности региона его инновационной сферы является весьма актуальной задачей.
Для повышения инвестиционной привлекательности региона и вовлечения бизнеса в инвестиционный процесс можно предложить следующие меры:
1) учитывать особенности регионов посредством ввода дополнительных интегральных показателей, характеризующих их специфику и инвестиционную привлекательность, в частности, долю национального богатства Российской Федерации, приходящуюся на регион. Учитывать в первую очередь показатели, характеризующие:
а) эффективность вложений и отдачу инвестиций за определенный промежуток времени в регионе;
б) эффективность инвестиций в инновационную сферу;
2) при ориентации региона на отечественные инвестиции акцентировать направления повышения его инвестиционной привлекательности именно на реализацию в регионе национальных проектов и федеральных целевых программ (ФЦП), в том числе посредством инициирования самим регионом реализацию в нем ФЦП;
3) дополнить обобщающий показатель, характеризующий интегральную инвестиционную привлекательность региона, частным показателем, характеризующим совокупную инвестиционную привлекательность его инновационной сферы;
4) привлечь в регионы аккредитованные специализированные научные структуры, обеспечивающие постоянный мониторинг его инвестиционной привлекательности, для выдачи рекомендаций по направлениям более эффективного использования инвестиций при выявлении изменений в существующих в регионе тенденциях в его социально экономическом развитии в зависимости от инвестирования тех или иных видов деятельности;
5) разработать условия, стимулирующие инвестирование крупными фирмами научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), стратегические инвестиции и инвестиции в развитие человеческого капитала.
Обоснуем данные предложения.
1. Значительная часть регионов и большая часть перерабатывающих видов экономической деятельности России не используют полностью инвестиционный (существует инвестиционный разрыв между инвестиционным потенциалом региона и объемом привлекаемых инвестиций) и ресурсный потенциалы для привлечения инвестиций.
В новой экономике, основанной на знаниях, наряду с такими традиционными составляющими, как физический капитал, природно-ресурсный капитал, существенную роль играют такие составляющие национального богатства, как человеческий капитал, инновационный потенциал, уровень образования. Так, согласно оценкам экспертов Всемирного банка, доля в национальном богатстве России человеческого капитала — 50 %, природного — 40 % и физического капитала — 10 %.
Если рассматривать национальное богатство региона как совокупность человеческого, природного и физического видов капитала (как долю национального богатства России, приходящуюся на соответствующий регион), то это и есть ориентир возможного обеспечения (залогового) привлекаемых в регион инвестиций — инвестиционный потенциал региона.
2. Объектами инвестирования в регионе могут выступать: отдельный инвестиционный проект, предприятие, населенный пункт, муниципальное образование, сектора региональной экономики и др. Все эти объекты объединяют наличие собственных бюджетов и систем управления. Объект каждого уровня и, соответственно, его инвестиционная привлекательность обладают собственным набором значимых свойств. Но регион в этом ряду занимает особое место. В силу особенностей он имеет свою специфику и в то же время в силу целостности структуры не является уникальным. С одной стороны, эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой, с другой — инвестиционная привлекательность, условия ведения бизнеса зачастую сильно различаются по регионам России. Поэтому учет региональной компоненты и особенностей привлечения тех или иных видов инвестиций в регион в этих условиях наиболее актуален.
Для оценки инвестиционной привлекательности российских регионов целесообразно использовать не одну, а ряд методик. Связано это с существующими, порой существенными различиями между российскими регионами и с необходимостью использования
для оценки их инвестиционной привлекательности различных показателей. Например, один регион имеет запасы углеводородных ресурсов, другой — благоприятные природные климатические условия для ведения сельскохозяйственного производства, в третьем имеется потенциал развития рекреационных и туристических услуг, четвертый регион является приграничным и имеет большие возможности для осуществления внешнеторговой деятельности. Поэтому для различных регионов может меняться набор частных показателей, используемых для оценки их инвестиционной привлекательности. Соответственно, различен вес используемых для оценки инвестиционной привлекательности регионов частных показателей, может изменяться и приоритетность частных показателей в зависимости от стратегических целей развития региона.
Поэтому в зависимости от используемых методик оценки совокупной инвестиционной привлекательности региона, имеющих различный набор и количество частных показателей, один и тот же регион может занимать различные позиции в рейтингах инвестиционной привлекательности по соответствующим методикам. Использование ряда методик для оценки совокупной инвестиционной привлекательности региона позволит повысить объективность ее оценки для региона, особенно обладающего специфическими особенностями по отношению к основной массе однотипных регионов.
Предлагается учитывать и другие виды (кроме инвестиционного) потенциалов, раскрывающих отдельные составляющие общего потенциала регионов для построения их комплексной оценки по уровню инновационной активности и инвестиционной привлекательности:
1) кадровый;
2) производственно-технологический;
3) экономический;
4) финансовый;
5) управления внедрением инноваций;
6) информационный;
7) социально-экономического развития региона;
8) условий и уровня жизни населения региона (города);
9) социальной сферы;
10) системы образования;
11) научно-технический;
12) системы здравоохранения;
13) потребительского рынка;
14)экологический;
15) сельскохозяйственной территории;
16) природно-ресурсный;
17) рекреационный потенциал и т. д.
С учетом того, что одной из главных целей «Стратегии-2020» является переход России и большей части ее регионов на инновационный тип развития, учет в совокупной инвестиционной привлекательности региона потенциала его инновационной сферы приобретает все больший вес и приоритетность. Однако существующие методики оценки инвестиционной привлекательности, даже такие авторитетные, как методики «Эксперт РА» и СОПС, не учитывают в полной мере инновационный потенциал региона.
Поэтому возможная методика оценки частного показателя, характеризующего совокупную инвестиционную привлекательность инновационной сферы региона с точки зрения потенциала его ресурсной (характеризующей возможности отдельных ресурсов для осуществления инновационной деятельности) и интегральной (характеризующей достигнутый уровень инновационного потенциала) составляющих, представлена в табл. 1 и 2.
Модель оценки инновационного потенциала региона представлена в табл. 2.
Кроме этого, предлагается дополнительно ввести группу показателей, характеризующих инновационный потенциал региона:
а) коэффициент обновления основных производственных фондов;
б) доля затрат на науку и научные исследования и разработки в валовом региональном продукте;
в) уровень инновационной активности промышленных предприятий региона;
г) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции региона.
Первостепенную важность имеют также не объем или количество инвестиций, а их качество и эффективность использования. Связано это с тем, что не все инвестиции, привлекаемые в регион, равноценны по их вкладу в развитие региональной экономики, в повышение конкурентоспособности региона и качества жизни его населения. Прежде всего для региона важны прямые иностранные инвестиции, предполагающие вложение в экономику региона в виде современных технологий и новейшего оборудования. Важны и отечественные инвестиции как признак доверия бизнеса к руководству региона и России в целом, как самый
Таблица 2
Модель оценки инновационного потенциала региона
Вид неравенства* Характеристика состояния инновационного потенциала
Р < Х2 Неудовлетворительное состояние инновационного потенциала, требующее радикальных преоб-
разований инновационной направленности. Классифицируется как слабая сторона регионального инновационного потенциала и региона в целом Х2 < Р < X Кризисное состояние, требующее ограниченных изменений инновационной направленности, чтобы достичь поставленных целей инновационного развития. Классифицируется как переходное (неустойчивое) состояние регионального инновационного потенциала и региона в целом
Р > Х1 Удовлетворительное состояние, адекватное поставленным тактическим целям инновационного
развития региона. Требует изменений, направленных на поддержание и возможное усиление позитивной динамики. Классифицируется как сильная сторона регионального инновационного потенциала и региона в целом
Источник: [5].
*Р — фактическое значение показателя, характеризующего ресурсную и результативную составляющую инновационного потенциала региона; Х1, Х2 — пороговые значения параметров, отражающих границы предкризисного и минимально допустимого кризисного уровня состояния региона.
Таблица 1
Система показателей, характеризующих совокупную инвестиционную привлекательность инновационной сферы региона
Группа показателей Наименование показателя Условное обозначение показателя Пограничная характеристика показателя
Х, Х2
Кадровая Доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно-производственного персонала, отн. ед. К1 0,8 0,25
Доля затрат на профессиональное обучение в общем объеме издержек на рабочую силу, отн. ед. К2 0,5 0,15
Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. населения территории, чел. К3 150 100
Технико-технологическая Уровень износа основных производственных фондов, % Т1 25 60
Коэффициент обновления основных производственных фондов, % Т2 12,0 4,5
Удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет, отн. ед. Т3 0,7 0,33
Финансовая Доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП, % Ф1 5 2,5
Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции, % Ф2 5 2,5
Отношение объемов инвестиций в промышленность к ВРП, % Ф3 11,8 2,4
Научная Удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. чел. населения, чел. Н1 40 13
Численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс. чел. населения территории, чел. Н2 4,0 0,4
Удельный вес стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств в сфере науки и научного обслуживания, % Н3 35 16
Интегральная составляющая Число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. чел. населения, % Р1 2,5 5
Уровень инновационной активности промышленных предприятий, % Р2 40 10
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % Р3 8 15
надежный сигнал к снижению ухода российского капитала за рубеж.
С учетом перехода России и большей части ее регионов на инновационный тип развития к 2020 г. в соответствии со «Стратегией-2020» особой актуаль-
ностью для регионов является также привлечение стратегических инвестиций в инновации.
Для инвестора одним из ключевых показателей является отдача вложенных средств. Отсюда актуальной задачей является качественное и эф-
фективное использование средств и ориентация на конечный результат.
Среди известных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность региона, такие показатели отсутствуют. Поэтому в качестве интегральных показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность региона, предлагаем использовать показатели, показывающие зависимость прироста:
- во-первых, валового регионального продукта от прироста инвестиций в регион;
- во-вторых, инновационной активности от прироста инвестиций в инновационную сферу.
Что касается наличия временного лага между инвестированием и достигаемым от него эффектом, то такие данные, в частности при инвестировании в инновации, имеются. Согласно статистическим данным, инновационно активные предприятия в России в расчете на 1 руб. затрат обеспечивают в среднем объем реализации продукции в стоимостном выражении в 4,4 раза больший (2007 г.), чем при ее производстве по традиционным технологиям. В США данный показатель на 1 долл. затрат в 9,5 раза больше, в ФРГ на 1 евро затрат — в 10 раз больше, во Франции на 1 евро затрат — в 13 раз больше. Поэтому усредненные за определенный период времени инвестиции в регионе (например, в течение 3-х лет) могут сравниваться достигаемым средним эффектом от них в экономику региона и с соответствующим аналогичным предыдушим периодом.
3. В настоящее время происходит переход от конкуренции за федеральный ресурс к конкуренции за бизнес, вносящий налоги в территориальные бюджеты, и за физических лиц, доходы которых тратятся в границах региона, создавая тем самым новые предпосылки для развития бизнеса. Главная проблема состоит в том, чтобы разработать, принять и реализовать программу, объективно нацеленную на перспективу регионального социально-экономического развития инновационного типа. Она базируется на объективной оценке инвестиционной привлекательности региона как основы привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации стратегических целей развития региона с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры в России и в мире в целом.
4. Аккредитованные специализированные научные структуры, обеспечивающие постоянный мониторинг инвестиционной привлекательности региона, за счет более оперативного мониторинга должны
повысить качество регионального управления, в том числе повысить эффективность управления инвестициями. Результаты мониторинга позволят определить проблемы и приоритеты развития региона в целях развития инвестиционного и инновационного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности.
5. Разработка и реализация в регионе условий, стимулирующих инвестирование крупными фирмами НИОКР, стратегические инвестиции и инвестиции в развитие человеческого капитала, позволят снять часть нагрузки с регионального бюджета по финансированию фундаментальных и прикладных НИОКР, региональной науки и образования за счет повышения инвестиционной привлекательности региона, привлечь в его экономику российские инвестиции, ускорить реализацию перехода региона на инновационный тип развития и оптимизировать соотношение финансирования науки, государства и бизнеса в соответствии с подобной структурой финансирования в экономически развитых странах. Система образования в регионе должна соответствовать уникальности данного региона, на которой концентрируются усилия власти и бизнеса. Среднее специальное и высшее образование должны создавать востребованный именно здесь человеческий капитал. При этом бизнес должен осознать необходимость этого. Для бизнеса — это повышение доходности инвестиций, для региона — повышение качества жизни. Целесообразно развивать формы участия бизнесменов в образовательном процессе, а студентов — в бизнесе посредством привлечения к созданию инновационных продуктов, развития системы прохождения практики студентов на инновационно активных предприятиях, реализующих инвестиционные проекты.
Список литературы
1. Бланк И. А. Инвестиционная привлекательность регионов. URL: http://www. consensus-audit. ru/dic/blank/ investiczionnaya-privlekatelnost-regionov.
2. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. URL: http://raexpert. ru/researches/regions/investclimate.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №> 1662-р (в ред. от 08.08.2009). URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online.
4. Москвина О. С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона. URL: http://journal. vscc. ac. ru/php/jou/autors/moskvina. php.
5. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Л. П. Гончаренко. М.: Экономика. 2007.