Научная статья на тему 'Теоретические подходы и практика оценки инвестиционной привлекательности регионов'

Теоретические подходы и практика оценки инвестиционной привлекательности регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1357
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СТРУКТУРА КАПИТАЛА / INVESTMENTS / RATING AGENCIES / INVESTMENT POTENTIAL / INVESTMENT RISKS / DIRECT INVESTMENTS / PORTFOLIO INVESTMENTS / CAPITAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

Инвестиции выступают важнейшим ресурсом системы финансового обеспечения регионального развития. Для обеспечения результативности региональной инвестиционной политики необходима система оценки уровня инвестиционной привлекательности регионов. В статье рассматриваются известные методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, проведен их сравнительный анализ, выделены преимущества и недостатки. Сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, используемой рейтинговым агентством «Эксперт РА»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES AND PRACTICE OF EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS

Investments are the most important resource of the system of financial support for regional development. To ensure the effectiveness of regional investment policy, a system for assessing the level of investment attractiveness of regions is necessary. The article discusses the known methods of assessing the investment attractiveness of the regions, conducted their comparative analysis, highlighted the advantages and disadvantages. Formulated and justified proposals for improving the methodology for assessing the investment attractiveness of the regions, used by the Expert RA rating agency

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы и практика оценки инвестиционной привлекательности регионов»

УДК 338.001.36 ББК 65.9(2Рос)-56

Гираев Везирхан Камалиевич - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Giraev Vezirhan Kamaliyevich - Candidate of Economic Sciences, senior researcher the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology of the Dagestan State University of The National Economy

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ

THEORETICAL APPROACHES AND PRACTICE OF EVALUATING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS

Инвестиции выступают важнейшим ресурсом системы финансового обеспечения регионального развития. Для обеспечения результативности региональной инвестиционной политики необходима система оценки уровня инвестиционной привлекательности регионов. В статье рассматриваются известные методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, проведен их сравнительный анализ, выделены преимущества и недостатки. Сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию методики оценки инвестиционной привлекательности регионов, используемой рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Ключевые слова: инвестиции, рейтинговые агентства, инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, структура капитала.

Investments are the most important resource of the system of financial support for regional development. To ensure the effectiveness of regional investment policy, a system for assessing the level of investment attractiveness of regions is necessary. The article discusses the known methods of assessing the investment attractiveness of the regions, conducted their comparative analysis, highlighted the advantages and disadvantages. Formulated and justified proposals for improving the methodology for assessing the investment attractiveness of the regions, used by the Expert RA rating agency. Keywords: investments, rating agencies, investment potential, investment risks, direct investments, portfolio investments, capital structure.

Принятие любого инвестиционного решения базируется на глубоком исследовании среды функционирования потенциального объекта инвестирования и непосредственно самого объекта. Основу такого исследования составляет системная, достоверная, своевременная и полная информация. В контексте инвестиционного обеспечения регионального развития эффективным направлением информационного обеспечения принятия инвестиционных решений потенциальными инвесторами (как из числа резидентов, так и, особенно, нерезидентов),

по нашему мнению, является система рейтингования. В контексте предмета нашего исследования речь идет о рейтинговой оценке регионов по уровню их инвестиционной привлекательности. Исходя из того, что региональная политика является составной частью общегосударственной социально-экономической политики и, собственно, государство является ответственным за последствия реализации такой политики, представляется целесообразным возложение функции внедрения, систематического осуществления и публичной огласки такого рейтингования именно на государство.

Целесообразность внедрения постоянно действующей системы оценки инвестиционной привлекательности регионов (ИПР) обоснована сложностью принятия потенциальными инвесторами, прежде всего иностранными, инвестиционных решений. Эти решения наиболее сложные по процедуре выбора, которые, как правило, принимаются, во-первых, в чрезвычайно нестабильной среде, во-вторых, при отсутствии формальных критериев - интуитивно. При таких условиях принятие инвестиционных решений сопровождается значительными рисками, последствия проявления которых могут быть крайне негативными для бизнеса в целом. Поэтому следует согласиться с мнением специалистов, что «оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия, как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом. Чем сложнее является ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах». [8]

В Российской Федерации система оценки уровня инвестиционной привлекательности территорий необходима не только для обеспечения потребностей национальной экономики в инвестициях, но и обеспечения устойчивого равномерного территориального развития, стабильности воспроизводственных процессов. На повестке дня стоит задача разработки универсальной системы оценки, которая отвечала бы интересам как внутренних, так и внешних потенциальных инвесторов при принятии ими тактических и стратегических решений по привлечению инвестиций в экономику страны в целом и ее регионы, в частности.

Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности регионов является логическим дополнением к широко применяемой в мировой практике оценке инвестиционной привлекательности страны в целом, которая выступает четким индикатором для потенциальных инвесторов, которые планируют выход на внешний инвестиционный рынок. В условиях глобализации с позиции иностранного инвестора, теоретически рейтинг отдельных регионов (субъектов) внутри страны тесно связан с рейтингом государства в мире в целом. Рейтинг государства важен для потенциального инвестора с точки зрения оценки возможных рисков, в то время как рейтинг региона (субъекта) внутри государства в большей мере представляет для него интерес с точки зрения будущих выгод. То есть потенциальный риск в данном случае уже определен де-факто общим рейтингом государства и именно на основе этого принято решение об инвестировании в страну. Кроме того,

реитинг государства может не отражать именно региональную дифференциацию социально-экономического и экологического развития, тем самым искажая объективную ситуацию, которая должна обязательно оцениваться при принятии инвестиционного решения. Усиление процессов глобализации и открытости национальных экономик актуализирует вопросы информационного обеспечения процесса принятия инвестиционных решении.

Следует отметить, что научная мысль находится в поиске универсальнои методики оценки инвестиционнои привлекательности и инвестиционного климата региона. Это связано и с тем, что развитие рыночных отношении обуславливает поиск оптимальных направлении вложения инвестиционных ресурсов, обеспечивающих стабильную доходность проектов с минимальными рисками. В настоящее время существуют различные подходы и методики, использующие количественные методы оценки, методики, оперирующие экспертными оценками, а также методики, комбинирующие эти подходы. Их можно объединить в следующие группы (см. рис. 1).

Зарубежные методики

Авторские методики

Методика Национального рейтингового агентства

Методы оценки ИПР

Методика СОПС Минэкономразвития РФ

Методика «Эксперт РА»

Методика АСИ (Агентства стратегических инициатив)

Рисунок 1. Наиболее известные методики оценки ИПР

Признание экспертного сообщества нашли следующие методики: методика Агентства стратегических инициатив (АНО «АСИ») (см. рис.2), методика оценки «ЭКСПЕРТ РА» (см. рис.3), методика журнала «Forbes» (см. рис.4) и методика Совета по изучению производственных сил Министерства экономического развития и торговли, разработанная И.И. Райзманом, И.В. Гришиной, А.Г. Шахназаровым и др. (см. рис.5). Над усовершенствованием методического инструментария рейтингования регионов активно работают также и такие ученые, как Ахтариева Л.Г., Климова В.И., Литвинова В.В., Соколова О.Ю. и др.

Практическое применение инвестиционных рейтингов стало востребовано в условиях санкционной политики западных стран и, в силу этого, дефицита внутренних инвестиционных ресурсов и необходимости их мобилизации для финансирования программ государственно-частного партнерства в рамках импортозамещения.

Методика Агентства стратегических инициатив

Регуляторная среда

-оценка эффективности процедур регистрации предприятий; -регистрация прав собственности;

Институты для бизнеса

-г/

-качество регионального законодательства о защите прав инвесторов;

-уровень административного давления на бизнес; -эффективность организационных механизмов поддержки бизнеса; -качество информационной

Доступность ресурсов и качественной инфраструктуры

о

оценка качества и доступности инфраструктуры; -качество и доступность финансовой поддержки; -качество и доступность трудовых ресурсов; -эффективность процедур постановки на кадастровый учет; -качество территориального планирования.

Эффективность поддержки субъектов малого предпринимательств а (СМП)

V_у

-уровень развития малого предпринимательства в регионе; -качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки СМП; -эффективность финансовой и нефинансовой поддержки СМП

Рисунок 2. Методика Агентства стратегических инициатив [13]

Одним из первых рейтинговых агентств, регулярно использующих интегральные оценки инвестиционной

привлекательности регионов с 1996 г., проводящих мониторинг инвестиционной привлекательности регионов России, является агентство «Эксперт-РА».

Несмотря на указанные недостатки, методика «Эксперт РА» нашла широкое признание и применение в отечественной инвестиционной практике. Другие методики малоинформативны, непопулярны у инвесторов, а зарубежные методики не учитывают специфику российской экономической системы, в силу чего малопригодны для внутренних инвесторов.

Методика «РА Эксперт»

Инвестиционный потенциал -показывает какую долю регион занимает на общероссийском рынке

Инвестиционный риск -показывает какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе

-трудовой;

-финансовый;

-производственный;

-потребительский;

-институциональный;

-инфраструктурный;

-природно -ресурсный;

-туристический;

-инновационный.

Ранг региона определяется количественной оценкой его потенциала, как доля в суммарном потенциале всех субъектов

-финансовый;

-социальный;

-управленческий;

-экономический;

-экологический;

-криминальный.

Ранг региона определяется по тому или иному значению индекса инвестиционного риска, т.е. как относительное отклонение от среднероссийского уровня риска, который принят за единицу

___У

Рассчитывается обобщающий показатель - сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов

Рисунок 3. Модель оценки инвестиционной привлекательности регионов рейтингового агентства «Эксперт РА» [14]

По результатам исследований составляется рейтинг регионов, то есть присваивается порядковый номер (ранг) в соответствии с местом этого региона в общем ряду. В дальнейшем на основе рейтингов и абсолютных значений показателей осуществляется группировка, в которой каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенных экспертами по соответствующим показателям.

Результаты рейтинговой оценки могут применяться и для определения степени кредитного риска в разрезе регионов, отраслей национальной экономики, субъектов предпринимательской деятельности. В контексте нашего исследования внимание заслуживает блок «рейтинговая оценка регионов».

Рисунок 4. Характеристики параметров оценки по методике журнала

«Forbes»

Источник: составлено автором на основе [3].

Обобщая наиболее популярные и получившие определенное признание методики АНО «АСИ» и «Эксперт РА» можно сделать вывод, что указанные методические подходы к рейтинговой оценке регионов ориентированы на обеспечение достаточно узкой функции в системе государственного управления региональным развитием - установление индикаторов для определения бюджетной политики относительно конкретного региона.

Рисунок 5. Методика Совета по изучению производственных сил Министерства экономического развития и торговли [3].

В то же время, отмеченные методики содержат достаточно ограниченный круг показателей, которые могут служить в качестве индикаторов именно инвестиционной привлекательности территории при принятии инвестиционных решений относительно нее потенциальными инвесторами.

В контексте же последнего, по нашему мнению, следует ставить вопрос о системе показателей, которые выполняли бы, своего рода, функцию «внешнего пиара» («внешнего имиджа») территории перед потенциальными инвесторами, раскрывая сильные и слабые стороны реализации инвестиционных проектов, риски, угрозы и опасности.

Следует отметить, что государство без видимых оснований снижает свое присутствие в этой сфере. Исходя из задач, которые стоят перед федеральным центром в части региональной политики, именно ее активная позиция должна проявляться в исполнении так называемых имиджевых функций по позиционированию регионов на инвестиционном рынке.

Рассмотрим методику рейтингового агентства «Эксперт РА», как получившую наиболее широкое признание, как регионов, так и инвесторов и экспертного сообщества, в том числе и зарубежных.

В этой методике учтены ключевые компоненты: инвестиционный потенциал - как совокупность имеющихся в регионе факторов

производства и сфер приложения капитала (количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории факторами производства - природными ресурсами, рабочеИ силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п., потребительский спрос населения и т.п.); инвестиционный риск - как совокупность изменяющихся факторов риска инвестирования (качественно-количественная характеристика, которая оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них, то есть отражает некоммерческие риски бизнес-среды, а также общее состояние бизнеса в регионе).

Содержательное наполнение отмеченных компонент имеет следующий вид (см. табл. 1 и 2).

Таблица 1

Компонента «Инвестиционный потенциал» оценки инвестиционной

привлекательности регионов [14]

Инвестиционный потенциал

Природно-ресурсный потенциал Средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, в т.ч.: нефти и газа; углей; драгоценных металлов и камней; руд цветных и черных металлов; нерудных полезных ископаемых; сельскохозяйственные угодья; древесины и др.

Трудовой потенциал Размер рынка трудовых ресурсов (доля населения в трудоспособном возрасте) и образовательный уровень населения (доля занятых с высшим и средним специальным образованием).

Производст венный потенциал Совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе, в т.ч. объемы производства в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве, оборот торговли и платных услуг населению.

Потребител ьский потенциал Совокупная покупательная способность населения региона, которая оценивается на базе объема доходов населения, а также их покупательской активности.

Инфраструк турный потенциал Транспортно-географическое положение региона (в т.ч. положение относительно основного экономического центра страны, главных магистралей, портов, авиаузлов и пограничных переходов) и его инфраструктурная обеспеченность (развитость транспортной сети и связи).

Инновацион ный потенциал Оценивается на основе данных о количестве работников в научно-исследовательской сфере, финансовых затрат на научные исследования и разработки, а также инновационной активности. Активность измеряется через количество заявок на патенты и объем разработанных передовых для России технологий.

Институцио нальный потенциал Включает в себя прямую оценку развитости финансовых и страховых институтов (количество факторов и объем предоставляемых услуг), а также косвенную оценку условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и иностранного бизнеса через результат - их представленность в регионе и ее изменение.

Инвестиционный потенциал

Финансовый потенциал Характеризует «условный объем денежной массы» в регионе через измерение количества денег, находящихся в руках бизнеса (сальдированный финансовый результат деятельности организаций), власти (доходы бюджета) и населения.

Туристическ ий потенциал Характеризует наличие мест «притяжения» в регионе (в т.ч. особое культурное и природное наследие), развитость туристской инфраструктуры (в частности, мест размещения) и туристический поток.

Таблица 2

Компонента «Инвестиционный риск» оценки инвестиционной привлекательности регионов [14]

Инвестиционный риск

Экономический риск Отражает тенденции развития бизнеса в регионе через призму динамических показателей развития промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также износ основных фондов и долю убыточных предприятий.

Социальный риск Показывает уровень социальной напряженности в регионе, которая оценивается на основании показателей безработицы, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также этнических особенностей субъекта.

Управленчески й риск - или уровень управления в регионе Оценивается на базе 3 основных критериев, которые возможно отследить через призму статистики: - способность региональной власти привлекать достаточный для дальнейшего развития экономики объем инвестиций, оцениваемый через соотношение прямых инвестиционных вложений и ВРП; - качество управления региональным бюджетом, включая: качество бюджетного планирования, качество исполнения бюджета, финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, качество управления государственной собственностью и прозрачность бюджетного процесса; - способность региональной власти обеспечивать население минимальным уровнем необходимых социальных услуг через косвенный индикатор уровня младенческой смертности в регионе.

Финансовый риск Показывает общий уровень финансовой надежности потенциальных контрагентов в регионе (в лице РОИВ и частных предпринимателей). Финансовое состояние региональных органов власти оценивается через призму текущей долговой нагрузки, способности покрывать расходы за счет собственных доходов и рейтингов кредитоспособности. Риски в бизнес-среде оцениваются через уровень просроченной кредиторской задолженности.

Инвестиционный риск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологический риск Оценивает уровень загрязнения окружающей среды через выбросы в атмосферу от разных видов источников, сбросы неочищенных стоков в поверхностные воды, а также уровень радиационного фона.

Криминальный риск Характеризует уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, количества преступлений экономической направленности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Рейтингование регионов по приведенным компонентам осуществляется на основе сочетания статистического и экспертного подходов. На первом этапе из всех статистических показателей, которые относятся к тому или иному виду риска и потенциала, рассчитываются доли каждого региона в России по 9 частным видам инвестиционного потенциала и индексы 6 частных видов инвестиционных рисков.

На втором этапе рассчитываются суммарный инвестиционный потенциал и интегральный инвестиционный риск. Инвестиционный рейтинг каждого региона по инвестиционному потенциалу рассчитывается как средневзвешенное по экспертным весам значение долей каждого региона по всем 9 видам частных потенциалов по следующей формуле:

Я , = ЦХ1к* Мк ), (1),

где: R1 - условная средневзвешенная доля ьго региона в России по совокупному инвестиционному потенциалу;

Х1к - доля >го региона в России по к-му виду потенциала (к = 1,

2... 9);

Мк - средняя величина экспертного веса к-го вида потенциала.

Интегральный индекс инвестиционного риска каждого региона рассчитывается как средневзвешенная сумма частных инвестиционных рисков региона по формуле:

01 = ЦДк ), (2),

где: Q1 - средневзвешенное значение ьго региона России по интегральному инвестиционному риску;

А;к - значение индекса к-ого вида риска >го региона;

N - средняя величина экспертного веса к-ого вида риска.

Оценка вклада каждого вида потенциала (Мк) и риска (Кк) в совокупный потенциал и совокупный риск осуществляется на основе анкетирования отечественных и иностранных инвесторов, в том числе представителей инвестиционных компаний.

На третьем этапе все регионы ранжируются по величине совокупного инвестиционного потенциала или интегрального инвестиционного риска. Место региона - место в ранжированном ряду регионов (рэнкинге) по определенному параметру или их совокупности.

В рэнкинге потенциала первое место получает регион, имеющий наибольшее значение R1. В случаях, когда фактические значения R1 у нескольких регионов оказываются равными, всей группе присваивается среднегрупповое место.

Первое место по интегральному риску получает регион, имеющий наименьший риск (лучший регион). В случаях, когда фактические значения статистических показателей у регионов оказываются равными, всей группе присваивается среднегрупповое место.

На четвертом этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности каждому региону присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности - индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона.

Изложенная методика, по нашему мнению, характеризуется логичностью концептуальной схемы и обоснованностью подхода, рассчитана на разные категории потенциальных инвесторов, в том числе таких, которые инвестируют в муниципальные долговые инструменты.

Вместе с тем, можно сформулировать некоторые дополнения, которые, на наш взгляд, концептуально улучшат рассматриваемую методику.

В компоненте «инвестиционный потенциал» целесообразно расширить содержание трудового потенциала, предусмотрев в нем показатели, характеризующие профессиональный и квалификационный уровень населения. Кроме того, с точки зрения оценки свободного ресурса рабочей силы, было бы логично включить сведения об уровне безработицы и структуре занятости населения по сферам деятельности. Для многих регионов с высоким уровнем безработицы и степенью занятости в личном крестьянском (фермерском) хозяйстве такой показатель был бы полезным с точки зрения резерва рабочей силы в регионе.

Учитывая оценку количественных параметров трудового потенциала в долгосрочной перспективе, целесообразно, с нашей точки зрения, выделение в его составе демографического потенциала. Такой подход кажется обоснованным, как с точки зрения удовлетворения перспективных потребностей будущего бизнеса в рабочей силе, так и в плане формирования потенциального потребительского рынка. Параметры демографического потенциала выступают одним из главных ориентиров при принятии инвестиционных решений, в аспекте размера инвестиций и их стабильности в долговременном периоде. Основные показатели, которые характеризуют демографический потенциал, могли бы быть: численность населения, в том числе, в разрезе половозрастной структуры, параметры рождаемости, смертности, браков и разводов, миграционной подвижности.

Компонента «производственный потенциал» должна, по нашему мнению, содержать дополнительные сведения об отраслевой структуре региона, его производственную специализацию в целом, в том числе в разрезе хозяйствующих субъектов. Кроме того, информация была бы значительно полнее при условии дополнения этой компоненты составной частью - «рыночный потенциал», который отражал бы рыночные ниши хозяйствующих субъектов (в регионе и в стране в целом), доли локального рынка в их сбытовых стратегиях.

Определенного уточнения, на наш взгляд, требуют инфраструктурный и институциональный потенциалы на предмет

разграничения объектов инфраструктуры. Ведь такие объекты как биржи, банки и т.д., с одной стороны, являются объектами инфраструктуры, с другой, - ведущими институтами рыночной экономики. В данном случае, на наш взгляд, целесообразно отдельно выделять уровень инфраструктурного обустройства территории в плане обеспечения производственного процесса и функционирования социальной сферы.

Вторую компоненту - «инвестиционный риск» целесообразно, с нашей точки зрения, дополнить риском, который отображал бы вероятность потери инвестиций или выгоды от них в результате сужения рынка сбыта, уменьшения рыночной ниши и т.д. Таким, в частности, может быть, например, рыночный риск.

При этом социальный риск, в свою очередь, должен был бы содержать оценку не только социального напряжения в регионе, но и оценку возможных сдвигов в контингенте потенциальных потребителей в результате изменения демографических параметров, миграционной подвижности, социального статуса и т.д.

В контексте разработки методики инвестиционной привлекательности регионов в совершенствовании нуждается система информационного обеспечения, в частности, системы статистических показателей. Действующая система таких показателей, с нашей точки зрения, может быть дополнена такими показателями:

- структура долгосрочных и краткосрочных инвестиций, в том числе, по всем видам инвестиций;

- источники финансирования инвестиций в основной капитал (прибыль, амортизация, средства от эмиссии акций);

- прямые инвестиции (материальные и нематериальные активы, финансовый лизинг, кредиты, взносы от собственников и учредителей) и их структура;

- портфельные инвестиции (акции, в том числе, проданные (приобретенные) на вторичном рынке без участия эмитента, долговые ценные бумаги с их расшифровкой) и их структура.

К сожалению, региональная статистика вообще не содержит информацию о портфельных инвестициях на региональном уровне, инвестиционных кредитах и их структуре (от банков, от международных финансовых организаций, полученные под региональные или муниципальные гарантии и т.д.), отраслевой структуре инвестиций по видам инвестиций (прямые, портфельные), структуре иностранных инвестиций (прямые, портфельные).

Методика рейтингования регионов по уровню их инвестиционной привлекательности должна концептуально отличаться от методики оценки органов власти по повышению уровня инвестиционной привлекательности регионов и компаний. В отличие от методики оценки, которая имеет целью определение эффективности работы именно органов власти в части привлечения инвестиций в регион и критерием такой оценки выступает именно результативный фактор -объем инвестиций, функциональное назначение методики рейтингования заключается в максимальном позитивном пиаре территории как потенциального объекта для вложения инвестиций отечественными и иностранными инвесторами. Такая позиция обуславливает

необходимость параллельного существования двух методик, которые взаимно дополняют друг друга и ориентированы на достижение единого результата - увеличение объемов инвестиций в регион и рост благосостояния населения региона.

Список литературы:

1. Ахтариева, Л.Г. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 1 (7). - С. 233-239.

2. Гусева, К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. - 1996. - № 6. - С. 2028.

3. Депутатова, Л.Н., Лутченко, М.А. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. -2013. - Т. 13. - № 2. - С. 215-218.

4. Дерябина, Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов // Инвестиции в России. - 2003. - №8. - С. 17-19.

5. Рахимов, Т. Р. Классификация методик оценки инвестиционного климата и ее применение для целей регионального развития [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление : электрон. науч. журн. - 2008. - № 2 (14). URL: http://region.mcnip.ru .

6. Репченко, Н.А., Фокина, О.М. Оценка инвестиционной привлекательности региона с учетом инновационного и бюджетно-финансового потенциала региона // Инновации. - 2007. - № 7 (105). - С. 64-67. 9.

7. Интернет-ресурс: http://www.ra-national.ru/

8. Интернет-ресурс: https://raexpert.ru/researches/regions/investclimate

9. Интернет-ресурс: https://asi.ru/investclimate/rating/

10. Интернет-ресурс: http://www.raexpert.ru

11. Интернет-ресурс: https://raexpert.ru/ratings/regions/2014/method

12. Интернет-ресурс: https://asi.ru

13. Интернет-ресурс: https://asi.ru/investclimate/rating/

14. Интернет-ресурс: http://www.raexpert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.