современного опыта, достижений образовательных технологий способствует целостному развитию личности ребенка, сохранению его психического и физического здоровья.
Преодоление и профилактика рисков в связи с внедрением ИИ в учебно-педагогические процессы требуют грамотной разработки комплексной государственной политики в области ИИвО.
Литература
1. Акимова М.К., Персиянцева С.В. Влияние нормативности и конкретно-ситуативных факторов на просоциальное поведение молодежи разных региональных выборок // Мир педагогики и психологии. 2019. №> 9 (38). С. 118-127.
2. Митина Л.М. Психологический анализ современного образования и профессионального труда в эпоху радикальных социокультурных технологических перемен // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. №№ 4 (57). С. 138-150.
3. Duggan S. AI in Education: Change at the Speed of Learning. UNESCO IITE Policy Brief. 2020.
P. 5.
4. Makridakis S. The forthcoming Artificial Intelligence (AI) revolution: Its impact on society and firms // Futures. 2017. Vol. 90. P. 46-60.
5. Russell S., Norvig P. Artificial intelligence: A Modern Approach. 4-th Ed. - New Jersey: Prentice Hall, 2020. - 1136 p.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Тимохина Алёна Владимировна (Тула, Россия), ассистент, аспирант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены особенности взаимодействия преподавателей со студентами специальности «Фармация» в образовательном пространстве. Проанализированы психолого-педагогические ситуации между субъектами высшего образования, которые оказывают влияние на качественную профессиональную подготовку будущих фармацевтов.
Ключевые слова: высшее образование, профессиональная направленность, сотрудничество, фармация, образовательное пространство.
PSYCHOLOGICAL SETTING OF COOPERATION BETWEEN STUDENTS-PHARMACISTS AND TEACHERS IN THE EDUCATIONAL SPACE AS ONE OF THE FACTORS OF PROFESSIONAL ORIENTATION
Timokhina Alyona Vladimirovna (Tula, Russia), assistant, postgraduate, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: [email protected]
Abstract. The article discusses the features of the interaction of teachers with students of the specialty "Pharmacy" in the educational space. Psychological and pedagogical situations between subjects of higher education, which influence the quality professional training of future pharmacists, are analyzed.
Keywords: higher education, professional orientation, cooperation, pharmacy, educational space.
Одна из приоритетных задач образовательной политики Российской Федерации - это повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов. На становление личности оказывают влияние различные факторы: социально-экономические, биологические, психологические. Из вышеуказанных факторов весомое место отдается, на наш взгляд, взаимодействию студентов с преподавателями. Так как во многих российских вузах образовательный процесс представляет не целостную, а разрозненную систему, где студенты изучают определенный блок дисциплин, не имея возможности со стороны преподавателей, объединить их в комплекс в качестве основы профессиональной подготовки. Такая проблема связана с тем, что плохо спланирована цепь взаимодействий: студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель, студент-студент. Поэтому возникающие проблемы у студентов в процессе
профессиональной подготовки должны включать постоянные взаимодействия студентов с преподавателями [2].
Цель нашего исследования - проанализировать уровень профессиональной направленности студентов специальности «Фармация» при низком и высоком взаимодействии с преподавателями.
На этапе теоретико-методологического исследования проанализируем сущность профессионально-педагогического взаимодействия студентов и преподавателей в образовательной среде вуза. В соответствии с учениями В.А. Кан-Калика, «профессионально-педагогическое общение — это система приемов и методов, влияние которых обеспечивает реализацию целей и задач педагогической деятельности и направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и обучающихся на повышение уровня мотивации» [3].
Взаимодействие - главное звено в педагогическом общении, основой чего является выбор задачи и определение путей и методов ее решения. Кроме того, успешность такого взаимодействия зависит не только от выполнения преподавателем профессиональных требований, но и от умения психологически грамотно решать многочисленные ситуативные задачи:
- устанавливать доверительный контакт со студентом;
- мотивировать обучающихся на изучение профильных дисциплин, уметь находить межпредметные связи и овладение коммуникативными особенностями;
- выстраивать взаимоотношения с коллегами, студентами и потенциальными работодателями;
Все указанные умения предполагают определенный уровень развития личностных качеств
будущего фармацевта, так как взаимодействие с преподавателями существенно влияет на поведения студентов в профессиональной среде вуза [1].
Также отметим тот факт, что различные роли преподавателей в педагогическом общении со студентами тоже влияют на продуктивность образовательного процесса и мотивацию обучающихся, так как проанализированные роли не бывают статичными.
По М. Талену, мы выделили и объединили в комплекс следующие модели взаимодействия преподавателей со студентами и коллегами (рисунок 1) [3].
Рисунок 1. Роли преподавателя во взаимодействии со студентами
Следовательно, в общем виде особенности профессионально-педагогического общения должно сводиться к тремя основными компонентами:
1. Систематическому отслеживанию статуса обучающихся, динамики его психического развития в процессе профессиональной подготовки.
2. Созданием социально-психологических и образовательных условий для развития личности каждого студента, успешности его обучения.
3. Повышение профессиональной и психологической компетентности самих преподавателей, комплексное взаимодействие в образовательном процессе [4].
Эмпирическое исследование проходило среди студентов первого курса специальности «Фармация» Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого (количество респондентов 25). В ходе опытно-экспериментального этапа студентам в течение учебного года (2021-2022 гг.) предложили заполнять психологический дневник, который является основой первичной адаптации первокурсников. В таком дневнике обучающиеся могли отмечать качество занятий, взаимодействие с преподавателями, внеаудиторное взаимодействие, негативное отношение педагогов и различные педагогические ситуации. В результате чего были выявлены следующие показатели:
- большинство студентов не увидели психологической помощи и консультации со стороны преподавателей 51 %;
- некоторые педагоги предпочитали объяснять только преподаваемую дисциплину, не делая акцент на межпредметные связи с профильными предметами и профессиональными ситуациями (47 %);
- отметим, что преподаватели на высоком уровне преподносили усваиваемый материал, что положительно влияет на уровень знаний студентов (70 %);
- однако, в дальнейшем большинство педагогов отказывались использовать данные знания во внеаудиторной деятельности и предпочитали уклоняться от конкурсов, конференций, лекториев, тематических круглых столов, проектных работ, что негативно влияет на мотивацию будущих специалистов (63 %).
На основе проведенных исследований мы составили обзорную схему взаимодействия преподавателей и студентов, в которой отразили роли субъектов профессионального процесса (таблица 1).
Психологическая модель взаимодействия студентов и преподавателей
Таблица
Цель профессионально-педагогического взаимодействия преподавателей со студентами - формирование профессиональной направленности будущих профессионалов в образовательных условиях пространства вуза
Преподаватели Субъекты образовательного процесса
Студенты
Создание образовательных п пспхолого-педагоппесхих условий
Эффективное овладение знаниями, умениями, навыками и профессиональными компетенциями
Взаимодействие с коллегами, повышение качества образовательной деятельности
Содействие в профессиональной ориентации и личностном развитии
Психологическая поддержка п оказание консультативной помощи в отношении развития творческих способностей и личностного роста студентов
Активное участие в творческих и профессиональных мероприятиях
Повышение пспхолого-педагогической и профессиональнои комиетентности
Стимулирование толерантного сознания
Результаты обучения
Создание испхолого-иедагогпческпх условий для повышения мотивации обучающихся в овладении профессиональными компетенциями в профессии фармацевта.
Таким образом, существенное влияние на уровень профессиональной направленности студентов в образовательном пространстве вуза оказывает взаимодействие с преподавателями. Их грамотно построенная речь, подобранный дидактический инструментарий, взаимосвязь и объединение с другими преподавателями повышает мотивацию обучающихся, что положительно направлено на профессиональную подготовку.
Литература
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
2. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14.
3. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. -
531 с.
4. Федотенко И.Л., Тимохина А.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной направленности будущих фармацевтов в условиях высшего образования // Социализация в глобальном мире: вызовы современности. Материалы Ш-й Всероссийской научно-практической конференции. 20-21 мая 2021 г. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского. 2021. - 262 с.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И РЕГУЛЯТОРНО-ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ1 Халфиева Алиса Рамилевна (Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии и образования, Казанский федеральный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты сравнительного анализа взаимосвязей показателей психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов-математиков первого и четвертого курсов во время семинарских занятий. Было выявлено, что, несмотря на большую разницу в количестве взаимосвязей показателей, у студентов как первого, так и четвертого курса значимую роль играют показатели, связанные с целеполаганием.
Ключевые слова: семинарские занятия, процесс обучения, рефлексивность, саморегуляция, студенты, учебные регуляторные свойства личности.
INTERRELATION OF MENTAL STATES AND REGULATORY-PERSONAL TRAITS
OF DIFFERENT COURSES STUDENTS IN SEMINAR LESSONS Khalfieva Alisa Ramilevna (Kazan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer Department of General Psychology of the Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University. E-mail: [email protected]
Abstract The article presents the results of a comparative analysis of the relationship between indicators of mental states and regulatory-personal properties of mathematics students of the first and fourth courses during seminars. It was found that, despite the large difference in the number of interrelations of indicators, indicators related to goal setting play a significant role in both first and fourth year students.
Keywords: practice lessons, educational process, reflexivity, self-regulation, students, educational regulatory properties of personality.
В современных условиях, несмотря на трансформации образовательного процесса, введение цифровых технологий, дистанционных форм обучения особенно важным было и остается выстраивание эффективной коммуникация между преподавателем и студентом. Если во время лекционных занятий, в основном, преподаватель в одностороннем порядке организует коммуникацию, то семинарские занятие отличаются тем, что студенты должны быть активно задействованы в выполнение заданий, данных преподавателем. К ним можно отнести участие в дискуссии, подготовка докладов, контрольные задания, творческие виды заданий. Поэтому здесь
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №19-29-07072.