тимально развивающих творческий потенциал будущего педагога,
4. Осуществлена теоретическая, прогностическая и практическая разработка нового подхода к развивающему обучению учителя, направленного на преодоление дидактических затруднений, возникающих в процессе освоения И'Г с целью развития творческого потенциала учителя,
5. Следующие итоги были получены автором с помощью статистических, математических, аналитических методов;
- в результате экспериментального исследования установлены существенные зависимости между развитием творческого потенциала и профессионализма учителей и применением методов учета дидактических затруднений,;
.. выявлено, что дисперсии двух сопоставляемых
выборок по результатам вторичной диагностики экспериментальных выборок: в группах констатирующего и формирующего исследований (по всем параметрам) действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной (на уровне зна-
чимости более 95 % или с вероятностью допустимой ошибки не более 0.05 %). Эти данные, показанные в таблицах и рисунках, свидетельствуют о росте следующих показателей (составляющих творческого потенциала и профессионализма учителей): общего интеллектуального уровня; эмоциональной окрашенности отдельных процессов, эмоционального отношения; творческих способностей (умения комбинировать, находить аналоги, реконструировать, склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.); профессиональных способностей учителей;
- в формирующем исследовании возникло такое явление, как корреляция умения узнавать эмоциональные состояния с гибкостью. Это означает, что возникло новое сочетание, или ансамбль, таких качеств, как, с одной стороны, умение выражать эмоции (развитость эмоциональной сферы), с другой -высокий уровень развития интеллектуального потенциала (большое количество стратегий в процессе принятия решений, многовариантность решения проблем).
Литература
1. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач, Киев, 1983,
2. Хилл П, Наука и искусство проектирования. М., 1973.
3. Альтшуллер Г.С., Вертким И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности, Кишинёв, 1990.
4. Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М., 1983.
5. Никольская О,Л. Анализ дидактических затруднений учителей при освоении инновационных технологий и психолого-педаго-гические условия их преодоления II Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 2 (34).
Н.И. Скороспешкипа
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Томский государственный педагогический университет
В последнее время в научной литературе все чаще говорится о необходимости реформирования системы образования. С развитием НТР идет огромный рост информации, необходимой для эффективной деятельности индивида в условиях современного общества, а значит, и объема учебных программ. Показателем развития учащегося является количество различной усвоенной информации. Но готовые знания не несут для учащегося той ценности, которую имеют ответы, полученные самостоятельно. Значение имеет не столько ответ, сколько процесс его получения, та серьезная работа, которая называется развитием. Усвоение готовой базы знаний занимает слишком длительное время, в течение которого человек должен только запоминать, понимать и усваивать, но
не думать, не создавать собственные ответы. В результате, после такого курса обучения, мы получаем в лучшем случае хорошего исполнителя, человека, умеющего следовать инструкциям и оперировать полученной информацией, но не «генератора».
Особое понимание процесса обучения в школе несет с собой такая характеристика, как продуктивность обучения [1]. Термин «продуктивность» появился в педагогике давно и понимается как важнейшее, определяющее качество мышления и деятельности человека. Ведущим фактором в толковании этого термина становится творческий аспект мышления в деятельности ребенка на занятии, создание им в ходе обучения некого продукта, который для него воспринимается как открытие, созидательный процесс.
Мыслительная деятельность в продуктивном обучении приобретает креативный характер. Учащиеся должны научиться работать с большими потоками информации, уметь по ходу поступления обрабатывать эту информацию, исследовать, группировать, обобщать и выполнять другие самые разнообразные виды умственных операций с информацией. Педагогика, обеспечивающая эти новые виды учебной деятельности со стандартным содержанием школьных предметов, получила название продуктивной педагогики.
Таким образом, возникает основание для серьезного пересмотра ведущих концепций школьного образования и смены образовательной парадигмы со
знаниевого подхода на информационно-деятельный.
Именно поэтому продуктивная педагогика стремится соответствовать требованиям времени, тому социальному заказу школе, который все сильнее и сильнее звучит в обществе.
Информационно-деятельный подход (ИДП) в образовании характеризуется направлением педагогического процесса на освоение учащимися различных способов умственных и чувственных действий как инструментов продуктивной работы с разнообразными потоками информации при восприятии и переработке этой информации до задаваемого конечного продукта. При работе с информацией с помощью различных способов умственных и чувственных действий происходит естественное усвоение определенных сведений, часто в большем объеме, чем это требуют стандартные учебные программы.
Однако эти сведения не имеют доминантного для учащихся значения и способны постоянно дополняться и видоизменяться как обычные оперативные сведения.
Информационно-деятельный подход [2] в образовании является стратегическим направлением и методологическим выбором организации и реализации педагогического процесса в школе, определяя его содержание и методы. Он является точкой интеграции для всех целей образования. Именно ИДП в начальной школе реализует основу продуктивного школьного образования. Он основан на концепции способов умственных и чувственных действий (СУЧД).
Говоря о комплексе интеллектуальной и чувственной деятельности как основе продуктивного интеллекта, следует помнить о функциональной структуре головного мозга и необходимости равноценного включения в интеллектуальный процесс обучения как чувственных, так и рассудочных его компонентов.
В качестве конечного продукта образования выступает система СУЧД с различной информацией и алгоритмы их применения, вплоть до формирования устойчивых навыков. Обучение школьным предметам на основе СУЧД приводит к особому явлению -формированию вида мыследеятельности или мыш-
ления в рамках данного учебного предмета как особой формы компетентной работы с информацией.
Информационно-деятельный подход направлен на обучение интеллектуально-чувственному инструментарию и способам его применения при работе с различными потоками информации.
В достижении единой для всего обучения современной цели образования - оптимального общего развития каждого школьника, приобретения им различных общих и специальных компетенций, а также набора личностных творческих достижений (портфолио) особое место занимает курс изучения русского языка. Родной язык - это та среда, в которой живет человек, это средство повседневного и научного общения в области культуры и искусства.
Язык усваивается не ради его самого, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Таким образом, каждый человек в процессе использования языка (в речевой деятельности) проявляет уровень своего общего развития, своей культуры, свои индивидуальные особенности. С другой стороны, в речевой деятельности заложены потенциальные возможности для общего развития человека.
Итак, на наш взгляд, цели системы обучения, направленной на общее развитие учащихся., наиболее полно соответствует предметная цель обучения русскому языку.
Ведущей задачей обучения русскому языку становится развитие речи во всех ее функциях; общения, воздействия; во всех формах; внутренней и внешней (устной и письменной) как критериях способности к умственной деятельности на уровне описания, анализа, вывода и обобщения. Очень важно не упустить этот период в начальной школе. Родной язык предоставляет знания, необходимые для того, чтобы человек мог войти в общество, играет центральную и даже базовую роль в системе учебных дисциплин, так как результаты языкового воспитания и само языковое воспитание и развитие присутствуют в рамках каждого учебного предмета.
Новые социальные реалии выдвигают и новые требования к теории и технологии обучения русскому языку уже в начальной школе. Они заключаются в необходимости для учащихся работать с большими массивами устной и письменной информации, в их умении осмысливать эту информацию, выбирать необходимую, трансформировать в нужном направлении.
Традиционно предмет русского языка рассматривается узко; развитие грамотности - практическое применение орфографии, пунктуации. Исходя из того, что цель и задачи изучения русского языка на современном: этапе гораздо шире проблемы грамотности, мы раздел «Родная речь» дополняем содержанием логических операций и работой с информацией [3].
Информационно-деятельный подход формирует у учащихся особый вид мышления, который имеет то же название: информационно-деятельное мышление (ИДМ). В его основе лежит комплекс способов умственных и чувственных действий с различными видами информации.
Выделение в содержании русского языка раздела развития речи как области формирования навыков профессиональной компетентности связано с работой над информацией. Мы стремимся к тому, чтобы тренировать у учащихся различные операции, действия и приемы в восприятии и переработке информационных потоков. Осваивая эти компоненты способов умственных и чувственных действий с информацией, дети приобретают конкретный опыт такой работы, который может им зачитываться как личное творческое достижение. Накопление необходимого набора таких достижений делает ребенка компетентным при восприятии информации на слух и письменно, способным анализировать и перерабатывать ее до уровня.
Становление информационной компетентности -процесс достаточно сложный и длительный. Детям приходится осваивать интеллектуально сложные виды умственных действий с информацией, поэтому этот процесс должен начинаться как можно раньше, создавая ситуации постоянной тренировки ребенка при работе с разнообразным видом учебной информации.
Ориентируясь на формирование у детей необходимого опыта на уроках русского языка, мы выбрали за основу таких тренировок ряд умственных операций с информацией, которые, как показал эксперимент, являются доступными для учащихся 1-го класса: генерация новых идей, выделение из потока идей нужной информации по заданному признаку, группировка накопленной информации по ведущим признакам. и внутренним сетям, обобщение и анализ внутренней структуры текста.
Генерация, идей - это интеллектуальный процесс порождения высказываний при обсуждении ситуации, имеющих характер новой информации в виде предположений, умозаключений, выводов.
В технологии Сибирской системы продуктивного образования генерация идей получила название метода актуализации имеющихся знаний (МАШ, автор А.А. Востриков). Она полностью вошла в курс русского языка для первого класса.
Цели МАИЗ: научить детей слушать друг друга и учиться друг у друга (формирование социальной компетентности).
Задачи:
- Сформировать в учебной группе опыт работы коллективного интеллекта.
- Сформировать опыт активного припоминания усвоенных знаний.
- Развить навык порождения новых идей, выделения их по заданному признаку, суммирования и группировки.
Суммирование - логическая операция коллективного интеллекта. Она заключается в том, что учащиеся приучаются внимательно слушать высказывания друг друга и запоминать все новые идеи, затем они припоминают все услышанное как сумму высказанных сведений. Главное в этом навыке -умение пользоваться чужой информацией и обучаться за счет новых для себя сведений, высказанных в группе.
Суммирование может выполняться при восприятии информации на слух и в ходе чтения. Самый сложный вид деятельности - это работа с информацией, воспринимаемой учащимися на слух.
Выделение нужных сведений из потока информации - это следующая за суммированием логическая операция с информацией. Обучение выделению нужных сведений предшествует формированию навыков группировки. Она заключается в том, что учащиеся слушают какую-либо информацию и выбирают для себя только те сведения, которые им следует выделять по заданию.
Группировка - вид логической обработки информации, основанный на распределении выделенных из разных источников сведений по группам. Она является важнейшим инструментом при формировании ИДМ на основе учебной информации в начальной школе.
В основе распределения лежит операция сравнения с задаваемыми для группировки признаками. При сравнении имеющихся сведений с задаваемыми признаками они распределяются в соответствующие группы.
Способность анализировать - это способность выделять в познаваемом явлении, объекте или понятии разные стороны, умение вычленять в этом наборе главные особенности и давать характеристику анализируемому.
Обобщение - сложный вид логической обработки информации. Он проявляется в том, что учащиеся осваивают навыки выделения опорных слов в сгруппированной информации и могут на основе опорных слов сделать короткое высказывание, обобщающее суть находящихся в группировке сведений.
С целью организации тренировки этих умственных и чувственных логических операций нами была разработана и введена в учебник русского языка для 1-го класса система упражнений.
Эти упражнения были основаны на двух способах умственных и чувственных действий:
1-й тренирует навыки генерации идей, суммирование высказанных идей и выделение идей по заданному признаку при работе с информацией, воспринимаемой на слух;
2-й основан на специально написанных текстах, позволяющих тренировать опыт выделения информации по определенным признакам, группировку информации по заданным признакам, анализ текстов и
выделение основных информационных направлений текста.
Тренировка навыка генерации новых идей, суммирования, выделения, группировки и обобщения осуществлялась с помощью специально разработанных творческих заданий, текстов и инструкций, которые были включены в содержание учебника русского языка первого класса.
Экспериментальная апробация этого материала в учебнике показала, что большинство детей 1-го класса осмысливают поставленные перед ними задачи и приобретают положительный опыт их решения, что создает положительный опыт применения тренируемых логических операций, которые вполне могут быть зачислены в портфолио.
Таким образом, разрабатываемая нами концепция экспериментально подтвердилась, и было показано, что идея тренировки ряда логических приемов с информацией в качестве содержания развития речи на уроках русского языка вполне оправдана и позволяет получить нужный набор личных творческих достижений каждого учащегося 1-го класса при освоении инструментария информационно-деятельного мышления. Констатирующее исследование показало, что идея тренировки на уроках развития речи навыков логических операций с информацией на слух и письменно полностью себя оправдала, и этот компонент в продуктивной технологии преподавания русского языка создает новые условия для формирования у учащихся информационно-деятельного мышления.
Дальнейшее наше исследование этого плана было направлено на совершенствование способов реализации этой концепции в продуктивном учебнике русского языка с целью оптимизации и более высокой эффективности этих видов учебной деятельности.
Следующим этапом в становлении разнообразного опыта работы с потоками информации стала тренировка более сложных приемов информационной обработки письменной информации с конкретными творческими целями во втором и последующих классах.
Освоив на уроках развития речи начальные приемы умственных действий логической обработки информации, дети подготовились к выполнению творческих заданий более сложного уровня. Такими творческими заданиями выступают сообщения на конференции. Сообщение в нашей разработке - это небольшое публичное выступление учащегося на заданную тему.
Нами была разработана специальная технология сообщений, ориентированная на данный возраст. В основу такого сообщения легла работа над готовыми текстами в виде аннотаций с последующим формированием планов-конспектов этих аннотаций и трансформации плана-конспекта в конечный продукт сообщения.
План-конспект - особая форма работы над сообщением с помощью аннотаций. Он отражает логику
и иерархию связей отработанных текстов по заданной творческой теме. Обычно план-конспект помогает учащемуся проявить логику реального плана работы над творческой темой, возникшего в результате первичного анализа имеющегося информационного материала.
Объем сообщения ограничивается временем на особом типе урока - конференции, которая завершает весь цикл творческой работы учащихся с информацией.
Для успешной работы по данной концепции тренировки И ДМ у учащихся 2-го класса на уроках развития речи, нами были разработаны целые комплексы творческих заданий, например «Декоративные птицы». К этим заданиям были даны примерные рабочие планы по выборке нужной информации, были подготовлены информационные тексты разнообразного содержания, которые предлагались детям для тренировки опыта работы с большим массивом информации.
В ходе обучения такой работе дети осваивали опыт работы с аннотацией, которая составляла примерно '/с, объема основного текста, но содержали основные информационные узлы этого текста. Отработка методики, работы с информацией основывалась на выделении основных мыслей с помощью опорных слов, а также путем обобщения содержания двух-трех малозначимых фраз в одной фразе.
Отработав все необходимые для задания тексты в виде аннотации, дети приступали к следующему этапу -разработке плана-конспекта своего задания. Для этого осваивалась методика группировки имеющихся аннотаций и выделение внутренних связей в каждой группировке, что позволяло «склеивать» имеющиеся аннотации с другими аннотациями в информационные наборы. Соединение информационных наборов нередко требует дополнительного формулирования введения и межнаборных переходов, которые должны выполняться детьми.
В результате уточняется полученный план-конспект и видоизменяется имеющийся рабочий план сообщения, исходящий из особенности выбранной информации. Завершает эту работу этап конечной доработки сообщения, который заключается в том, что дети должны:
- прочитать текст и удостовериться, что его логика безупречна, а содержание интересно;
- убедиться, что текст по времени предъявления информации вписывается в отведенное время.
Если полученный план-конспект требует определенной доработки по логике и содержанию, такая доработка делается с помощью учителя. Если время сообщения меньше заданного, то план-конспект расширяется за счет дополнительной информации из ранее переработанных текстов. Если время сообщения больше необходимого, то текст аннотации по возможности сокращается.
В учебнике русского языка 2-го класса нами были разработаны специальные тренировочные упражнения, для выполнения которых были разработаны:
- индивидуальные и групповые творческие задания по составлению сообщений на основе аннотации;
- набор необходимых сведений в виде тематических рассказов, которые позволяли учащимся находить нужную им информацию и работать с ней, подготавливая аннотации.
В качестве высокого уровня заданий дифференцированного обучения детям рекомендовалась определенная литература, которой они могли пользоваться помимо учебника.
Констатирующее исследование показало, что предложенный автором технологичный блок тренировки И ДМ на уроках развития речи во 2-м классе является посильным для детей и большинство учащихся справляются с поставленными учебными заданиями.
Творческие навыки работы с информацией, которые дети получили в ходе выполнения этих заданий, позволяют им' более глубоко и вдумчиво работать с любой учебной информацией.
На уроках русского языка 3-го и 4-го классов автор планирует углублять информационную компетентность учащихся на более сложном уровне учебных заданий в виде конспектов, тезисов, докладов, эссе.
Наше исследование и разработка этой концепции формирования ИДМ совпали с исследованием
Н.Л. Дудник, которая разрабатывает эту проблему на основе предмета дополнительного образования «История культуры», где творческие задания требуют интеграции ряда предметов (истории, литературы, географии и др.), которые будут изучаться в основной школе. Этот дополнительный предмет вводится со 2-го класса и выступает как пропедевтический курс по предметам основной школы. Дополнительное введение этого предмета во 2-м классе в рамках Сибирской системы продуктивного образования создает особые творческие условия для углубления творческого опыта работы с информацией и приобретения достаточно высокого уровня навыков такой работы, поэтому исследование автора и Н.Л. Дудник на этом этапе приобретают интегративный характер. Мы стараемся совместить программы тренировки компонентов ИДМ и набор формируемых у детей индивидуальных творческих достижений.
Полученные экспериментальные данные по нашим исследованиям показали, что предлагаемая нами концепция формирования информационной компетентности учащихся 1 -го и 2-го классов полностью
подтверждается результатами индивидуально-творческих достижений учащихся на уроках русского языка. Мы считаем, что эту концепцию следует довести до уровня достаточно разработанной образовательной технологии продуктивного обучения.
Литература
1. Скатан М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1968.
2. Востриков А.А, Технология продуктивно-формирующего обучения учащихся 1-го класса. Психопедагогика и социальная психология предметного обучения, Томск, 2000,
3. Скороспешкина Н.И. Методологические аспекты развития логического мышления на уроках русского языка в начальной школе II Мат-лы VII Всерос. конф, студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», Т. 3. Ч, 1, Томск, 2003.