приемов обучения немецкому языку, а также других школьных предметов. Анализ качества обучения учащихся интенсивных курсов основывался помимо объективных критериев, связанных с характером оценок по этим предметам, на анкетировании учителей, у которых эти дети учатся, и родителей. Изучение эффективности обучения но разным школьным предметам показало, что успеваемость по другим предметам у этих детей повысилась. Анкетирование выявило, что разработанный автором этап предварительного формирования базовых способностей к учебной деятельности на курсах английского языка имеет некий универсальный характер, так как послужил основанием для улучшения эффективности усвоения учебного материала но другим предметам, В результате полученных теоретических и экспериментальных данных были разработаны рекомендации по ведению предварительных тренировок способностей при интенсивном обучении иностранному языку в начальной школе - это методическое пособие к вводному курсу по изучению английского языка для учителей. Выделенные рекомендации стали основой для компоновки структуры действующего курса и учебника.
Тренировка приобретаемых способностей по разрабатываемой автором технологии выступает как предварительный этап обучения, она так и представлена в курсе и базовом учебном пособии.
Экспериментальное исследование подтвердило, что легкости и свободы обучения иностранному языку в начальной школе можно достигнуть, если изучить основные дидактические затруднения при обучении каждому виду учебной деятельности и организовать предварительную тренировку необходимых способностей, сохраняя ее как поддерживающую методику на протяжении всего процесса обучения.
Полученные в исследовании теоретические положения, подтвержденные экспериментом, позволили сформировать концепцию предварительного развития специальных способностей к изучению иностранных языков как важнейшего условия реализации принципов легкости, свободы в обучении. Сделан вывод о том, что разработанная концепция и технология могут быть использованы не только при обучении иностранным языкам, но и в процессе обучения другим предметам в начальной школе.
Литература
1. Бушков Л,И. К проблеме языковых способностей II Иностранные языки в школе. 1980. № 3.
2. Востриков A.A. и др. English Intensive Course for Children and Their Parents. 1-й год обучения. Томск; Новосибирск, 1999.
3. Востриков A.A. 14 др. English Intensive Course for Children and Their Parents. Тетрадь творческих заданий. 1-й год обучения.
Томск; Новосибирск, 2000.
4. Востриков A.A. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск, 1999.
5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986.
Ж/1, Иценко
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ИНТЕНСИВНОГО
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Томский государственный педагогический университет
В последние десятилетия в странах Евросоюза произошла существенная продуктивизация школьного образования. Сибирская система продуктивного образования также выступает как новая образовательная технология, направленная на продуктивное становление личности учащегося. И на первый план мы выводим понятие компетентности.
Компетентность - это уровень осведомленности личности в той или иной сфере деятельности', позволяющий ответственно выполнять эту' деятельность.
В настоящее время владение интеллектуально сложной профессией помимо профессиональной компетентности дополняется комплексом общих компетентностей:
- владение иностранными языками,
- умение пользоваться компьютером и основными офисными программами,
- умение грамотно говорить на родном и изученных языках,
- умение набирать информацию на компьютере со скоростью не менее 100 знаков в минуту,
- читать со скоростью не менее 200 слов в минуту?
- обладать высоко! эмоциональной устойчивостью,
- быть общительным и вызывать симпатию у окружающих,
- быть аккуратным и исполнительным и т.п.
Современная школа в России переживает сложный период. С одной стороны, идет развитие и становление рыночных отношений, с другой стороны, общество переходит из развитых индустриальных отношений в постиндустриальные. Современные рыночные условия жестко отразились на подготовке
выпускника школы в форме значительного усиления развития социального компонента и углубления уровня подготовленности для выполнения интеллектуально творческих заданий и работ.
Этот социальный заказ существенно изменил содержательный и методический арсенал школьного образования. Появился заказ родителей начинать обучение иностранным языкам в начальной школе на качественно новом измененном и эффективном уровне как универсальной компетентности.
От традиционного обучения интенсивное отличается в первую очередь способом организации и проведения занятий, повышенным внимаем к различным формам педагогического общения, социально-психологическим климатом в группе, созданием адекватной учебной мотивации, снятием психологических барьеров при усвоении языкового материала в речевом общении.
Сибирская система развивающего образования [1] выступает как новая образовательная технология, направленная на продуктивное становление личности учащихся, в котором участвуют три компонента: развивающее обучение, формирующее обучение и креативная педагогика.
Тренировка способностей основана на диагностическом прямом развивающем обучении, в основе которого лежит психопедагогика развития способностей детей к учебной и творческой деятельности [2]. Речь идет о четком выделении способностей, отработке их методики, тренировке и вовлечении их в учебную деятельность.
Формирующее обучение - технология гуманитарного воспитания, основанного на специально выделенных занятиях и осуществляющегося тренировкой целой группы личностных качеств, значимых как для ребенка, так и в социальном плане. У учащихся тренируются деловые, трудовые, личностные и нравственные качества. Дети обучаются самоанализу, самонаблюдению и самосовершенствованию.
Креативное предметное обучение основано на том, что учебный предмет становится инструментом для развития и становления творческих возможностей ребенка, всего блока интеллектуальных процессов, обеспечивающих индивидуальное и коллективное творчество.
Интенсивный курс английского языка, разработанный группой авторов (A.A. Востриков, Е.Н. Ду-дина, И.А. Иценко), основан на комплексном сочетании развития обучения и креативной педагогики [3]. Наши исследования посвящены педагогике интенсивного обучения английскому языку в начальной школе. В чем заключается специфика интенсивного обучения в начальной школе по данной технологии, предложенной нашей творческой группой? Мы считаем, что обучение иностранным языкам в школе должно проходить быстро, а значит, интенсивно и не растягиваться на весь период школьного
обучения, а ограничиваться вторым, третьим и четвертым классами. За этот период учащиеся получают стандартный набор знаний в объеме 2 500 лексических единиц. Интенсификация обучения предполагает увеличение количества учебных часов до шести в неделю. Это прежде всего связано с необходимостью формирования у учащихся навыков мышления и общения на иностранном языке, и сделать это надо быстро и эффективно. Мы пришли к пониманию этого процесса с позиции решения четырех задач:
1. Обучение иностранным языкам должно быть легким, свободным и доступным [4].
2. Обучение должно иметь внутренне обусловленный мотивационный характер, т.е. должно быть интересным и значимым для обучаемого.
3. Эффективность процесса обучения должна сразу же выводить детей на конкретный результат.
4. Обучение должно быть ориентировано на реальное общение на языке.
Проводимая автором, разработка трехлетнего курса интенсивного креативного обучения английскому языку в начальной школе в рамках этой образовательной технологии отличается существенными признаками от имеющихся образовательных технологий обучения иностранному языку в начальной школе. Данный интенсивный курс имеет следующие отличительные признаки:
- в основе технологии лежит психо педагоги ка и психодидактика;
- осуществляется развитие специальных способностей на основе диагностического прямого развивающего обучения;
- развитие и формирование базовых языковых навыков проводится с позиции психолингвистического подхода, креативной педагогики и личностноориентированного обучения;
- трехлетний курс интенсивного обучения английскому языку объединен концепцией, методами продуктивного обучения и точками интеграции с другими курсами продуктивного обучения для начальной школы по технологии Сибирской системы продуктивного образования.
К средствам, обеспечивающим эффективное обучение английскому языку в интенсивном режиме, относятся;
- стимуляция потребностно-мотивационной сферы учащихся;
- релаксация, снятие психологических барьеров, мешающих обучению, обеспечение чувства комфортности и безопасности;
- доброжелательный настрой учителя и атмосфера всеобщего доверия;
- специальная организация учебной среды (школьники сидят в креслах, расставленных полукругом, в центре находитсж кресло и маленький столик учителя).
Креативные аспекты педагогики основаны на творческих способностях учащихся, на организации педагогического процесса таким образом, при котором основная масса учебного времени уделяется индивидуальному и групповому творчеству. Разработанные автором аспекты креативного обучения иностранным языкам в интенсивном режиме в начальной школе рассматриваются как компонент Сибирской системы продуктивного образования.
Рассмотрим основные технологические моменты, опирающиеся на принципы природосообразности [5, б]. Это легкость, свободность, непринужденность в обучении иностранному языку. Он решается за счет раскрытия дидактических затруднений, которые испытывает ребенок в процессе обучения. Современный педагогический процесс реализуется как совокупность различных видов учебных действий в процессе освоения ведущих видов учебной деятельности. В технологии природосообразного продуктивного обучения используется информационно-деятель-ный подход. Этот подход ориентировал на освоение интеллектуально-чувственного инструментария для работы с различными видами информации. При обучении иностранному языку первичным становится инструментарий освоения ведущих способов становления коммуникативных навыков с позиции психолингвистики. Это психотехника освоения больших массивов лексики в качестве одной учебной дозы дидактического цикла, освоение алгоритмов построения английских фраз на моделях родного языка, освоение грамматических основ иностранного языка на моделях речевых конструкторов и т.д. Накопление знаний по грамматике, освоение и совершенствование всех видов речевой деятельности выступает как вторичный процесс, неизбежно связанный с работой учащихся в информационном потоке.
Продуктивное обучение в рамках информационно-деятельного подхода существенно влияет на структуру содержания учебного материала. Поскольку первичным выступает интеллектуально-чувственный инструментарий работы с учебной информацией, то существенно меняются представления о конечном продуете обучения. Стандартное содержание учебного курса подчиняется конечной цели обучения - свободному общению на. изучаемом языке и формированию инструмента продуктивного самообразования.
Взяв за основу схему распределения инструментально-содержательного учебного материала в Сибирской системе продуктивного образования, рассмотрим особенности нашего варианта интенсивного обучения английскому языку.
Любая программа обучения в начальной школе опирается на свои виды учебной деятельности. Хотя эти виды учебной деятельности в основном имеют общий характер, специфика каждой образовательной технологии накладывает на них свой отпечаток.
Виды учебной деятельности в интенсивном курсе английского языка совпадают с видами речевой деятельности как конечные продукты обучения. Это аудирование, чтение, письмо, монологическое и диалогическое высказывания. Их следует рассматривать как индивидуальные творческие достижения учащихся.
Учебные действия в данном случае отражают специфику образовательной технологии:
- сверхзапоминание лексики,
- психолингвистическое исследование грамматических конструкций,
- моделирование предложений на изучаемом языке,
- закрепление грамматически навыков устной речи на основе речевых конструкторов,
- синхронный перевод с русского языка на изучаемый и наоборот в высоком темпе,
- спонтанное общение на заданную тему.
Умственно-чувственные операции с учебным материалом - это основа всех видов учебных действий. Они построены на единстве умственного и чувственного восприятия материала, на логике и эйдетике, на творческом воображении и креативных действиях. Большинство операций дети выполняют самостоятельно. Учитель обучает самообразованию и регулирует этот процесс. Примером таких операций, скажем, для сверхзапоминания лексики, является комплекс чувственно-иллюстративных и ассоциативных действий с каждым изучаемым словом. Эти операции заложены в структуру учебного комплекса через инструкции и подробно описаны в методике для преподавателя.
Моделирование предложений на изучаемом языке основано на специальной психолингвистической системе операций, которые позволяют легко выделить специфику грамматических особенностей построения английского предложения на моделях русского языка. Например, пословный перевод с применением непереводимых включений: «Это ¡8 есть ап яблоко».
Непереводимые включения - это грамматические элементы английского языка, которые не имеют эк-
— П7 —
вивалента в русском языке. Они вводятся в грамматическую структуру русского перевода с целью снятия трудностей при освоении навыков перевода.
Каждый вид учебной деятельности является значимым и выделяется как самостоятельная оценочная категория. Поэтому стандартное оценивание, используемое в традиционной школе, нас не устраивает. В Сибирской системе продуктивного образования принята многонаминационная система результатов учебной деятельности учащихся.
Для оценивания полученных результатов мы используем цветовую гамму: красный цвет означает, что задание выполнено правильно и полностью; розовый цвет означает, что задание выполнено правильно и полностью, но с немногим опозданием; зеленый цвет означает, что задание выполнено с немногими неточностями, желтый цвет приглашает выполнить задание еще раз и поработать дополнительно. Результаты ответов заносятся в индивидуальную карт}7 творческого роста учащихся. Эта система позволяет получить сравнительно объективную картину успехов учащихся. Мы в проводимом исследовании взяли за основу эту систему оценивания и приспособили ее к специфическим особенностям изучения иностранных языков. Каждую неделю проводится рейтинг среди учащихся, заполняются карты личностного роста учащихся и цветовой «Экран успеваемости» для того, чтобы учащиеся и их родители могли проследить успешность обучения английскому языку в интенсивном режиме.
На хороший уровень владения языка мы выходим после проведения курса по развитию способностей к изучению иностранных языков, разработанного моими соавторами А.А. Востриковым и Е.Н. Дудиной.
Технология разрабатываемого курса отражает ранее описанные исихолого-педагогические особенности.
В основу учебного комплекса положены продуктивные учебники английского языка. Эти учебники отражают не класс, а год обучения. Поэтому мы говорим об учебнике первого, второго и третьего годов обучения. Продуктивность учебника выражена в том, что он структурирован по видам учебной деятельности и умственно-чувственным операциям каждого вида деятельности. Вводный цикл учебника посвящен развитию способностей к изучению английского языка по методике Е.Н. Дудиной.
Креативное обучение интенсивному курсу английского языка начинается со второго задания первого цикла.
Структура учебника такова [7]:
- работа с лексикой предыдущего цикла;
- психолингвистическое введение и закрепление лексики по методике Е.Н. Дудиной (50-60 ед.);
- речевая тренировка ранее введенной лексики через игры и аудирование, рисование, письменные тренировки;
-тренинг перевода слов и словосочетаний на скорость;
- диктанты;
- работа с учебным текстом на основе структурных моделей;
- работа над своим текстом;
- самостоятельный психолингвистический анализ и знакомство с английской грамматикой;
- тексты для самостоятельной работы.
Методика предусматривает, что 70% учебного
времени учащиеся работают самостоятельно под руководством преподавателя.
Речевая тренировка связана с активизацией ранее усвоенной лексики и формированием опыта отработки ее в разных видах и формах. Аудиовизуальная тренировка помогает ставить произношение, учит детей понимать на слух слова, предложения, мини-тексты, а затем и объемные тексты, давать их грамотный перевод и записывать его в тетради.
В системе активизирующих игр тренируются речевые навыки с использованием различных игровых приемов, избегая скуки и однообразия.
В письменной практике тренируются навыки перевода слов, словосочетаний с применением самостоятельной работы. Методика гарантирует нижний порог эффективности всей технологии, ориентируясь на учителей, начинающих осваивать ее, поэтому применяется жестко алгоритмизированная система знаний с 6-часовым занятием в неделю. По уровню усвояемости программа рассчитана на среднего ученика. Данный методический материал необходимо осваивать качествен но.
В конце каждого занятия проводится мониторинг качества усвоения материала.
Разрабатываемая нами образовательная технология реализует не только принципы природосообразного обучения, но и продуктивного обучения.
Продуктивное обучение иностранным языкам в интенсивном режиме заключается в том, что образовательный процесс ориентирован на самостоятельную творческую деятельность учащихся. Реализовать такой процесс проще всего на основе продуктивного дидактического цикла, предложенного A.A. Востриковым для Сибирской системы продуктивного природосообразного образования. Естественно, что каждая образовательная технология по-своему адаптирует содержание продуктивного дидактического цикла. Наша технология не стала исключением.
В данной технологии продуктивный дидактический цикл состоит из четырех ступеней.
I ступень - проблемное знакомство с образовательным стандартом и усвоение учебного материала с формированием мотивов его изучения, самостоятельное формулирование некоторых правил. Данная ступень формируется с помощью своих видов учебной деятельности.
II ступень - исследовательская работа, связанная с выявлением основных особенностей задания, и формулировка некоторых закономерностей, связанных с изучением иностранного языка (правил произношения, правил чтения, письма, грамматики и т.д.)
III ступень - конструирование творческого задания для себя или партнера, если учащиеся работают по модели «я - учитель, ты - ученик». Если учащиеся работают в режиме переводчика, то демонстрируют навыки перевода и чтения с родного языка на изучаемый язык и с изучаемого языка на родной. Наиболее интересные авторские детские разработки оформляются, в групповой учебник, который служит дополнительным материалом к уроку и для работы на каникулах.
IV ступень - моделирование творческой деятельности. У чащиеся предъявляют наработанный ими на конструкторской основе собственный творческий материал. И в зависимости от выбранной модели либо предъявляют его партнеру в режиме «я-учитель, ты -ученик», либо работают самостоятельно в других творческих моделях: переводчика, актера и т.д.
Лич постно ориентированное обучение предполагает организацию педагогического процесса в режиме индивидуально-группового обучения, позволяющего реализовать сильные стороны индивидуального и группового обучения. Учитель в учебной группе имеет 10-14 детей, где учитывает личностные особенности каждого ребенка в сложившейся педагогической ситуации и подбирает соответствующий педагогический прием или содержание обучения в рамках взаимодействия с обучаемым в режиме «здесь и сейчас».
Работая с экспериментальными группами по данной технологии и проведя курс развития способностей к изучению иностранного языка, мы добились того, что учащиеся за один сеанс (20-25 мин) введения лексического материала продуктивно усваивают до 35 новых слов.
Учителя начальной школы, чьи учащиеся занимались по интенсивной программе, отметили повышение качества успеваемости у школьников к концу учебного года. Ребята стабильно писали диктанты и выполняли контрольные работы по математике только на «хорошо» и «отлично», а также с легкостью запоминали длинные стихотворения наизусть.
Интерес учащихся к курсу изучения английского языка велик. Все ученики ждут занятии с нетерпением. Дети, пропустившие занятия по какой-либо причине, с большим желанием возвращаются в группу, проявляя огромную активность на занятиях. Особо хочется: подчеркнуть высокий уровень учебной дисциплины. Маленькие ученики проникаются серьезностью и сознательным отношением к изучению английского языка. Домашние задания выполняются охотно и регулярно. Особенно учащимся нравится чтение текстов на время с применением секундоме-
ра. Настроение учащихся всегда хорошее, приподнятое. Оно определяется в начале и в конце занятий по специальной шкале настроения. В конце каждого занятия учащиеся определяют свое отношение к занятию, оно всегда положительное, так как ребята ощущают приподнятое настроение в конце занятий.
После прохождения адаптационного курса сплочения группы складывается хороший дружный коллектив. Учащиеся развиваются, крепнут, приобретают свое лицо в поведении учеников, расширяются их интересы и мировоззрение. Учащиеся с пониженным уровнем знаний по другим предметам проявляют успехи в учебе, они преодолевают смущение, робость, скованность, неуверенность в себе. У всех учащихся налицо желание работать по новой для них технологии изучения английского языка.
Перед началом занятий с каждой группой проводится тестирование уровня способностей, а затем, развивая фотографическую, зрительную, пространственную, телесную, ассоциативную память, преподаватель одновременно вводит английский язык. При этом организовывает педагогическое пространство со вкусом, создает уют и теплую атмосферу занятий. Каждый ребенок находится под пристальным вниманием преподавателя. Преподаватель отрабатывает свою дикцию, говорит мягко, интонирует свой голос, каждое слово произносит четко, оформлено фонетически, совершенно рельефно. Каждое занятие начинается с приветствия на английском языке, когда ученики встают в круг, прикасаясь друг к другу, передавая друг другу хорошее настроение и пожелание успешной работы на занятиях. Вместе с преподавателем или учеником, заменяющим его, повторяются традиционные фразы приветствия и разговорные фразы.
Наши учащиеся - дети 8-10 лет, и с ними необходимо повторять наиболее употребляемые фразы. Для этого используются стихотворения с этими глаголами на английском и русском языках, а также записи нескольких песен, которые исполняются нашими учащимися с большой охотой и энтузиазмом, гармонично вовлекая себя в работу на занятиях. Учащимся также предлагается сочинить свои песни, употребляя эти глаголы. Наиболее удавшиеся песни входят в собственный учебник, составляемый учащимися в течение учебного года.
Игры имеют важное психологическое значение при создании креативной, радостной и спокойной атмосферы занятий, которая благоприятствует освобождению учащихся от психотравмы, от всяких напряжений и вызывает доверие, непринужденность отношений, чувство уверенности, поскольку в игре выключается целый ряд психологических возможностей. Все игры подбираются так, чтобы они несли в себе значительную информацию, а не только были веселыми и развлекательными. Через игры отрабатываются речевые коммуникативные обороты и важ-
ные грамматические структуры, утверждая радость работы на занятиях. С огромным интересом учащиеся погружаются в игры типа «Хвастуша», «Фантазеры», «Подзорная труба». Ошибки в английской речи учащиеся исправляют самостоятельно, анализируя и исследуя каждую. Огромным успехом пользуются у учащихся «Picture dictations». Во время проведения такого диктанта дети вспоминают образ слова, его орфографию. Очень часто при проведении аудирования учащиеся с помощью рисунков передают понимание услышанного текста. Основное рабочее время учащихся уходит на самостоятельную работу. Каждое занятие строится таким образом, что любой ребенок выполняет почетную роль учителя, а также ученика. На занятии преподаватель
учит детей справедливо оценивать знания и успехи друг друга, анализировать ошибки, искать их причины и искоренять.
Предлагаемый интенсивный курс английского языка для начальной школы задуман как трехгодичный курс на основе словаря из 2 500 лексических единиц, включающего грамматику разговорного английского языка, усвоение артикуляционной и интонационной базы современного разговорного языка [8].
Технология основана на принципах аудиовизуального обучения. Дети самостоятельно работают с учебником, тетрадью творческих заданий и диктофоном. Дикторами аудиозаписей являются носители языка. К 2005 г. технология полностью будет обеспечена набором учебников и методических материалов.
Литература
1. Востриков А,А. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск, 1999,
2. Востриков A.A. Педагогика развития резервных возможностей лдчности. Курс продуктивного обучения для учителей начальной школы. Одесса, 1992.
3. Востриков A.A. и др. English Intensive Course for Children and Their Parents. 1-й год обучения. Томск; Новосибирск, 1999.
4. Лозанов Г., Гатева Е. Суггестопедическое практическое руководство для преподавателей иностранных языков. София, 1981.
5. Кушнир А,М. Педагогика иностранного языка II Школьные технологии. 1997.
6. Кушнир А,М. Зачем ребенок приходит в школу II Там же. 1998, № б,
7. Иценко И.А. Особенности введения грамматических структур в интенсивном курсе английского языка для первого класса, Мат-лы регион, науч.-практ. конф. 23-24 марта 1998 г. Томск, 1998.
8. Иценко И.А. Особенности преподавания интенсивного английского языка в начальной школе второго года обучения II Мат-лы Vil Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», 14-19 апр. 2003 г. Т. 3, Ч. 1, Томск, 2003,
А, В. Чес покое
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПОСРЕДСТВО! НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК
Томский государственный педагогический университет
Актуальность разработки путей совершенствования профессионального мастерства педагога обусловлена закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-професси-онада, основанной на гуманистических идеалах и принципах [1-4].
Изменение социальных и экономических устоев нашего общества затрагивает все области его материальной и духовной жизни. Не является исключением и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение проблем высшей школы, научно-методическое обеспечение непрерывного образования, повышение эффективности обучения и гражданского воспитания подрастающего поколения, создание интеллектуального потенциала обще-
ства, развитие производительных сил страны, формирование новых общественных отношений и всестороннее, гармоничное становление личности, т.е. в конечном счете в подготовку специалиста-профес-
сионала [1, 2, 5].
Именно в процессе подготовки и обучения будущих специалистов в физкультурных вузах складываются те ориентиры, навыки, знания, которые в последующе}»! в значительной мере будут определять лицо всей сферы физической культуры и спорта, ее реальное место и значимость в обществе. Таким образом, резервы улучшения процесса профессиональной подготовки преподавателя физической культуры необходимо искать в вузовской системе [2, 6].
Специфика физкультурных вузов заключается в том, что содержанием большинства занятий является активная двигательная деятельность, т.е. процесс