УДК 339.923
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЙ СТРАТЕГИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ*
Д.В. Гордиенко
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. Рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии и государств Азиатско-Тихоокеанского региона - участников Индо-Тихооке-анского партнерства (ИТП). Цель работы - провести сравнительную оценку изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства при реализации этого глобального интеграционного проекта. В работе рассмотрены показатели экономической безопасности Японии и государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства. С помощью статистических и эконометрических методов оценены перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии, США, Индии и Австралии при реализации Индо-Тихоокеанского партнерства. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников ИТП. Проанализирована значимость для обеспечения экономической безопасности Японии и других стран Восточной Азии экономической кооперации и экономического противоборства в условиях глобализации. Предложенный подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников ИТП позволяет выявить приоритеты экономической кооперации и экономического противоборства в современных условиях. Сделан вывод о том, что договоренности в рамках Индо-Тихоокеанского партнерства должны установить новые регламенты и стандарты мировой торговли, изменив, тем самым, прирост уровня защищенности национальных экономик Японии и других участников ИТП.
Ключевые слова: экономика, Япония, Азиатско-Тихоокеанский регион, Индо-Тихоокеанского партнерство, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.
*Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №№ 19014-00009.
IMPLEMENTATION OF THE INDO-PACIFIC STRATEGY: A COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE SECURITY OF JAPAN'S NATIONAL ECONOMY
D.V. Gordienko
Abstract. Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. Prospects of changes in the level of economic security of Japan and the states of the Asia-Pacific region - participants of the Indo-Pacific Partnership (ITP) are considered. Goal - conduct a comparative assessment of changes in the level of economic security of Japan and the states - participants of the Indo-Pacific Partnership in the implementation of this global integration project. The paper considers the indicators of economic security of Japan and the states - participants of the Indo-Pacific Partnership. With the help of statistical and econometric methods, the prospects of changes in the level of economic security of Japan, the USA, India and Australia in the implementation of the Indo-Pacific Partnership are estimated. An approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security of Japan and the ITP member states is proposed. The importance of economic cooperation and economic confrontation in the context of globalization for ensuring the economic security of Japan and other East Asian countries is analyzed. The proposed approach to a comparative assessment of changes in the level of economic security of Japan and the ITP member states makes it possible to identify the priorities of economic cooperation and economic confrontation in modern conditions. It is concluded that the agreements within the Indo-Pacific Partnership should establish new regulations and standards for world trade, thereby changing the increase in the level of protection of the national economies of Japan and other ITP participants.
Keywords: economy, Japan, Asia-Pacific region, Indo-Pacific partnership, economic security, level of economic security, ensuring economic security of the state.
В 2018 г. на конференции Shangri-La Dialogue (SLD) в Сингапуре, идея Индо-Тихоокеанского партнерства (ИТ11) была впервые развернуто представлена американской стороной, причем с акцентом именно на аспекты региональной и, в частности, экономической безопасности.
Практическая реализация Индо-Тихоокеанского партнерства будет, скорее всего, осуществляться как по линии укрепления двусторонних отношений США со странами региона, так и по линии создания многосторонних форматов сотрудничества. Главным из них считается так называемый «Квадро», призванный объединить четы-
ре «демократии» Индо-Тихоокеанского региона - США, Японию, Австралию и Индию.
Концептуальное обоснование ИТП было предложено в Концепции «свободной и открытой Индо-Тихоокеанской стратегии» (U.S. Concept of a Free and Open Indo-Pacific Strategy, FOIP) [13]. По мнению экспертов Торгово-промышленной палаты США, Индо-Тихоокеанский регион может составить половину мировой экономики в течение десятилетий, но для этого нужны инвестиции в размере почти 26 трлн долл.
Теперь уже очевидно, что с точки зрения торгово-экономического сотрудничества цель ИТП - заменить Транстихоокеанское партнёрство (ТТ П), от которого отказался Д. Трамп1, и предложить некую альтернативу2.
В этой связи становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности3 и сравнительной оценки защищенности национальных экономик стран Восточной Азии в условиях реализации Индо-Тихоокеанской стратегии США.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического патроната4, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны.
Например, пороговыми уровнями экономической безопасности Японии считаются:
- для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 2 тыс. млрд долл. (в ценах 2003 г.);
- для валового сбора зерновых - 55 млн т (масса до обработки);
- для доли инвестиций в основной капитал - 16 % к ВВП;
- для доли расходов на оборону - 1,0 % к ВВП;
- для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5 % к ВВП;
- для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15 %;
- для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25 %;
- для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7 % к всему населению страны;
- для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8;
- для уровня безработицы - 8 % к экономически активному населению;
- для уровня монетизации - 25 % к ВВП;
- для внешнего и внутреннего долга - 40 % и 30 % к ВВП соответственно;
- для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства;
- для дефицита бюджета центрального правительства - 3 % к ВВП;
- для уровня инфляции - 25 %;
- для объема золотовалютных резервов - 57 млрд долл.;
- для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25 %;
- для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20 % (таблица 1)5.
Таблица 1
Уровни защищенности экономики государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства, характеризующие экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков
А* 2008 2009 2010 2015 2020 оценка 2025 прогноз
Австралия 29000 32100 62500 8,6х105 1,1х106 2,1х107
США 91200 96000 99500 5,08х105 2,05х106 4,5х107
Индия 1,3х104 3,1х104 3,3х104 7,6х105 1,1х107 9,4х107
Япония 1,05х106 1,12х106 1,23х106 3,47х106 1,20х107 3,74х107
* А - Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в рамках экономического патроната
Изменение уровня защищенности национальных экономик государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства в рам-
ках экономической кооперации может обусловливаться изменениями объемов внешнеторгового товарооборота, экспорта и импорта товаров и значений др. показателей экономической кооперации стих стран6. Таким образом, доли экспорта и импорта товаров могут стать основой для определения а .,;а , - весов экономической кооперации государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства с другими странами мира при реализации ИТП и взаимозависимости их экономик в условиях глобализации.
Сравнительная оценка уровней экономической безопасности государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономической кооперации, может базироваться на определении соответствующих значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны. При этом изменение уровней защищенности национальных хозяйств этих государств от внешних и внутренних угроз при реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе будет зависеть от изменений в объемах и долях экспорта и импорта товаров между странами, вовлеченными в ИТП.
Экономическая кооперация Японии. Объемы и доли экспорта/импорта товаров из Японии/в Японию в 2018 г. представлены на рисунок 1. Реализация Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами-участниками Индо-Тихо-океанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 6,4 % - с 54,5 % (991,9 млрд долл.) до 60,9 %. (1108,4 млрд долл.).
К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ИТП, может увеличиться на 3,16 п.п. - с 30,56 % до 33,72 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Банка Японии (таблица 2).
Изменение уровня защищенности национальных экономик государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства в рамках экономического противоборства может обусловливаться изменениями объемов нереализованного внешнеторгового товарооборота, нереализованного экспорта и нереализованного импорта товаров7, а также значений др. показателей экономического противоборства этих стран8.
China
19.4%
South Korea 7.23%
Chinese Taipei 5.77%
Thai,and Kong United 4.43% 4.оз% states
Malaysia u~»d...
1.9% 1.24%
18.9%
Germany 2.99%
1.65% 1.27%
1.2% 1.04%
■ ПИ
■ «II
■ ||П
exp.k.j
Объем и доли экспорта товаров из Японии в другие страны в 2018 г.
- веса финансово-экономического влияния национального хозяйства Японии на экономики государств мира (доли «экспорта финансово-экономического влияния Японии на национальные хозяйства государств мира»), %
https://oec.world/en/visllalize/tree_mapЛls92/export/jpn/show/ а11/2018/
China
23.8%
3.66% 3.31% Vietnam w»i»yji«
3.12% 3.11% 2.63%
Singapore Qatar
1.92% 1.33%
Philippine! ■Bill
1.72% Ml
Germany 3.71%
L27* 12694
Italy 1.2%
s
United States
11.2%
■I
ISnsiiSIi
Объем и доли импорта товаров в Японию из других стран в 2018 г.
-а. .,-веса финансово-экономического влияниянацио-
ппр.].к 1
нальных хозяйств государств мира на экономику Японии (доля «импорта финансово-экономического влияния государств мира на национальное хозяйство Японии»), %
https://oec.world/en/visllalize/tree_mapЛls92/import/jpn/show/ а11/2018/
Рисунок 1. Показатели взаимовлияния национальных хозяйств Японии и других государств мира при их экономической кооперации в условиях глобализации
Таблица 2
Изменения уровней защищенности национального хозяйства Японии от внешних и внутренних угроз при реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната
Защищенность национальной экономики Японии в рамках экономического патроната со стороны правительства и Банка Японии = 100 %
изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства
без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР с учетом реализации КСОСИТР
1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5
США 11,75 1,24 -6,13 2,41 5,62 3,65 9,27
Индия 0,949 0,095 -0,650 0,260 0,299 0,355 0,65
Австралия 3,74 0,38 2,23 -0,91 5,97 -0,53 5,44
Вьетнам 1,00 0,10/0 0,71 -0,29/0 1,71 -0,19/0 1,52/1,71
Бруней 0,32 0,03/0 0,32 -0,13/0 0,64 -0,10/0 0,54/0,64
Лаос 0,0029 0,0002/0 0,0021 -0,0015/0 0,005 -0,0013/0 0,0037/0,005
Н.Зеландия 0,3 0,03/0 0,04 -0,02/0 0,34 0,01/0 0,35/0,34
Сингапур 2,23 0,23/0 -2,78 1,10/0 -0,55 1,33/0 0,78/-0,55
Мьянма 0,033 0,002/0 0,040 -0,020/0 0,073 -0,018/0 0,055/0,073
Малайзия 2,97 0,30/0 2,11 -0,85/0 5,08 -0,55/0 4,53/5,08
Таиланд 1,594 0,163/0 0,012 -0,007/0 1,61 0,156/0 1,762/1,61
Камбоджа 0,013 0,001/0 0,024 -0,008/0 0,037 -0,007/0 0,03/0,037
Тайвань 3,46 0,36/0 -2,02 0,81/0 1,44 1,17/0 2,61/1,44
Индонезия 1,217 0,126/0 1,560 -0,630/0 2,78 -0,50/0 2,27/2,78
Филиппины 0,98 0,10/0 1,23 -0,49/0 2,21 -0,39/0 1,82/2,21
в случае реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе (только с участием США, Индии и Австралии)
30,56 1,72 -3,30 1,76 |27,26 3,48 30,74
ИТОГО в случае реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе (с участием США, Индии, Австралии, Н.Зеландии, Тайваня и стран АСЕАН)
|30,56 3,16 -3,30 1,22 |27,26 4,38 31,64
Справочно
Китай 24,5 0 -6,29 0 18,21 0 18,21
Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31
Ю.Корея 6,24 0 -4,53 0 1,71 0 1,71
ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78
Таким образом, доли нереализованного внешнеторгового товарооборота могут стать основой для определения а . ,;
г г г нереал 1тр.],к^
а , - весов экономического противоборства государств-участ-
Hepem.exp.kj г г ^ г
ников Индо-Тихоокеанского партнерства с другими странами мира при реализации ИТП и экономического ущерба от негативного влияния со стороны других государств в условиях глобализации.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического противоборства, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны. При этом изменение уровней защищенности национальных хозяйств этих государств от внешних и внутренних угроз при реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе будет зависеть от изменений в объемах и долях нереализованного экспорта и нереализованного импорта товаров между странами, вовлеченными в ИТП9.
Экономическое противоборство Японии. Реализация Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Индо-Тихоокеанского партнерства к 2020 г. на 16,7 % - с 54,5 % (247,9 млрд долл.) до 37,8 % (171,9 млрд долл.).
Очевидно, что при сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможны отрицательные приросты уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, США, Тайванем и Индией.
К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Японии с государствами-участниками ИТП, может повыситься на 1,22 п.п. - с -3,30 % до -1,08 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства
и Центрального банка этой страны (таблица 2).
* * *
Оценка прироста уровня защищенности национальных экономик Японии, США, Индии и Австралии и других государств-участ-
ников ИТП показала неоднозначность в обеспечении экономической безопасности этих стран при реализации ИТП10.
В общем случае, прирост уровня защищенности национальных экономик стран Восточной Азии при реализации Индо-Тихоокеанского партнерства может быть рассчитан по формуле:
где:
в70, в. - значение 7-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность стран Восточной Азии, реализованного в рамках экономического патроната правительства и центрального банка соответствующего государства; а,0, а , - вес 7-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность стран Восточной Азии в рамках экономического патроната правительства и центрального банка; N. - количество частных нормированных показателей экономической безопасности стран Восточной Азии, характеризующих защищенность национального хозяйства в рамках экономического патроната;
а „. - вес финансово-экономического влияния стран Восточной Азии на экономику государства (доля «импорта финансово-экономического влияния стран Восточной Азии на национальное хозяйство государства») в рамках их экономической кооперации; аехр.}0 - вес финансово-экономического влияния государства на экономику стран Восточной Азии (доля «экспорта финансово-экономического влияния государства на национальное хозяйство стран Восточной Азии») в рамках их экономической кооперации;
а „ - вес нереализованного финансово-экономического вли-
nepecm.mp.Oj г т
яния стран Восточной Азии на экономику государства (доля «нереализованного импорта финансово-экономического влияния стран Восточной Азии на национальное хозяйство государства») в рамках их экономического противоборства (конкурентной борьбы);
а - вес нереализованного финансово-экономического влия-
нeрeал.exp.J,0 Г т
ния национального хозяйства государства на экономику стран Восточной Азии (доля «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния государства на национальное хозяйство стран Восточной Азии») в рамках их экономического противоборства (конкурентной борьбы).
Примечания
1 Одним из первых распоряжений Дональда Трампа на посту президента США стал указ о выходе этой страны из Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве: «PresidentialMemorandum Regarding Withdrawal of the United States from the Trans-Pacific Partnership Negotiations and Agreement» [14]. 30 января 2017 г. Аппарат торгового представителя США в соответствии с указанием Президента США Д. Трампа направил в Министерство иностранных дел и торговли Новой Зеландии, являющейся страной-депозитарием Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, официальное уведомление о выходе США из ТТП [15]. В ноябре 2017 г 11 министров торговли ТТП договорились о сотрудничестве без участия США.
2 Министр торговли США У. Росс поясняет в этой связи, что соглашения, подобные ТТП, требуют слишком много усилий для заключения, и они очень сложны: «с такими крупными геополитическими явлениями как ТПП, никак не получается поставить контролируемый эксперимент».
При этом на словах Вашингтон приветствует вклад Китая в региональное развитие, подчеркивая, что ИТП не будет направлена на сдерживание Китая и на противопоставление китайской Инициативе Пояса и Пути (ИПП). При этом подчеркивается необходимость придерживаться «международных стандартов прозрачности, верховенства закона и устойчивого финансирования». Однако на практике, как представляется, главная подоплека ИТП - попытка провести именно «контролируемый» геостратегический и геоэкономический эксперимент, конструируя рамки партнерства искусственным путем, в американских интересах и не учитывая интересы потенциальных партнеров, отнюдь не заинтересованных в политическом и экономическом сдерживании Китая.
Сторонники классических геополитических подходов говорят о том, что создание ИТП означает продвижение США вглубь Евразии ещё дальше с востока на запад
путем укрепления сотрудничества преимущественно «морских» держав восточной и южной периферии евразийского континента (от Южной Кореи до стран Аравийского полуострова) и островных тихоокеанских государств (от Японии до Новой Зеландии). Главная цель ИТП при этом - политическое и военно-стратегическое сдерживание Китая, создание жесткого «каркаса», не позволяющего Пекину занять доминирующие позиции в регионе.
Оценивая инициативу США о создании ИТП, японские эксперты, например, говорят о том, что Япония в принципе не имеет возражений против этой инициативы, вопрос в том, чтобы она была «транспарентной и инклюзивной». И добавляют при этом, что эта инициатива может сыграть роль в развитии межрегиональных отношений с участием Восточной Азии, Южной Азии, Африки и Евразии; главное, чтобы она не была направлена против Китая, поскольку Япония заинтересована в стабильном развитии Китая и японо-китайских отношений. Их южнокорейские коллеги добавляют при этом, что пока рано говорить о полном одобрении ИТП, поскольку эта инициатива выдвинута в виде общего лозунга. Сеул пока не понял, что это такое, и нуждается в дополнительном времени для изучения вопроса. Но если данная инициатива будет направлена на сдерживание Китая, то участие в ней Республики Корея будет для нее «трудным выбором». Более подробно см. [10].
3 В «Концепции экономической безопасности Российской Федерации» понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз» [9]. В том же ключе это понятие трактуется и в «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г № 608. В «Новой экономической энциклопедии» понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «такое состояние экономики и готовность институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал» [11]. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. понятие «экономическая безопасность <государства>» определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство его экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов» [12]. По нашему мнению, экономическая безопасность государства может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, не смотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов. Здесь и далее под обеспечением экономической безопасности государства понимается процесс обеспечения защищенности национального хозяйства от внешних
и внутренних угроз на экономической территории государства. Другими словами, это процесс повышения или/и поддержания необходимого уровня защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз на экономической территории государства. Как представляется, закономерностями обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации являются:
1. Зависимость эффективности функционирования экономики от степени обеспеченности ресурсами.
2. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от эффективности принятия специальных мер и использования специальных средств.
3. Зависимость эффективности принятия специальных мер обеспечения экономической безопасности государства, применения специальных средств в интересах обеспечения экономической безопасности от наличия специализированной организационной структуры государства.
4. Зависимость эффективности обеспечения экономической безопасности государства от сосредоточения воздействия на экономику противостоящей в конкурентной борьбе стороны.
5. Зависимость эффективности функционирования национальной экономики от характера ее взаимодействия с национальными хозяйствами других стран.
6. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономическая кооперация в условиях глобализации, и степени взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран - сектора мирового хозяйства.
7. Зависимость степени защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз от уровня экономической безопасности государств, с которыми происходит экономической противоборство в условиях глобализации, и степени нереализованного взаимовлияния национального хозяйства на экономики других стран - сектора мирового хозяйства.
Выявленные закономерности обеспечения экономической безопасности государства позволяют определить в качестве основных форм обеспечения защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз: экономический патронат, экономическую кооперацию и экономическое противоборство.
4 Экономический патронат представляет собой форму обеспечения экономической безопасности государства, в рамках которой обеспечивается внутрисистемная безопасность подсистем экономического назначения страны, если совокупность этих подсистем рассматривать как целостную систему. В рамках экономического патроната обеспечивается безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой подсистемы управления национальным хозяйством, экономического обеспечения, производства и т.п. внутри более глобальной (например, государственной) управляющей системы. При реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории государства, могут выступать соответствующие нормированные макроэкономические показатели.
Значения нормированных макроэкономических показателей - частных нормированных показателей экономической безопасности, характеризующих защищенность национального хозяйства в рамках экономического патроната, в этом случае могут быть определены по формуле:
■или р...... . > ;>, рп,
где: р.. - значение г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого государства, реализованное в рамках его экономического патроната; Р - значение г'-го макроэкономического показателя - частного показателя экономической безопасности/-ого государства, характеризующего защищенность его национального хозяйства в рамках экономического патроната; Р ..- значение порогового значения г'-го макроэкономического показателя эконо-
пор., г,/ 1 1
мической безопасности /-ого государства; Рабс.без - значение г'-го макроэкономического показателя экономической безопасности /-ого государства соответствующее абсолютной защищенности его национального хозяйства от внешних и внутренних угроз - абсолютной экономической безопасности государства; Р . ..- зна-
у г • абс.опас.,1,}
чение г-го макроэкономического показателя экономической безопасности /-ого государства соответствующее абсолютной незащищенности его национального хозяйства от внешних и внутренних угроз - абсолютной экономической опасности государства.
Расчетная формула общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности /-ого государства - уровня защищенности его национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната может иметь вид:
где: УЭБ (ЭПатронат)}/ - общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства /-ого государства, реализованный в рамках экономического патроната; а, - вес г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность/-ого государства; р.- значение г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого государства. При соблюдении условия:
наименьшее возможное значение общего нормированного показателя (уровня) экономической безопасности /-ого государства, реализованного в рамках экономического патроната, - .. . = 10-38 - соответствует наименьшему
^ 3 ЭБ (ЭПатронат),},тт
уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя - У^,™ = 1038 - соответствует наи-
ЭБ (ЭПатронат)/, тах -1
большему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности
государства - УЭБ (Э^атронат)/ = 1 - соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики /-ого государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
5 Представляется, что значениями показателей-индикаторов экономической безопасности Японии в рамках реализации экономического патроната соответствующими ее абсолютной экономической безопасности могут быть:
- для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - не менее 25 850 млрд долл. (по ППС, в ценах 2003 г.);
- для валового сбора зерновых - не менее 140 млн т (масса до обработки);
- для доли инвестиций в основной капитал - не менее 60 % к ВВП;
- для доли расходов на оборону - не менее 2,77 % к ВВП;
- для доли затрат на «гражданскую» науку - не менее 4,8 % к ВВП;
- для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции -не менее 98 %;
- для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве -не менее 66 %;
- для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 0 % к всему населению страны;
- для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 1;
- для уровня безработицы - менее 3,907 % к экономически активному населению;
- для уровня монетизации - не менее 250 % к ВВП;
- для внешнего и внутреннего долга - 0 % и 0 % к ВВП соответственно;
- для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 0 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства;
- для дефицита бюджета центрального правительства - менее -19,7 % к ВВП;
- для уровня инфляции - 1,38 %;
- для объема золотовалютных резервов - не менее 8 000 млрд долл.;
- для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 0 %;
- для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 0 %.
Одновременно, значениями показателей-индикаторов экономической безопасности Японии в рамках реализации экономического патроната соответствующими ее абсолютной экономической опасности могут быть:
- для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 0 млрд долл. (по ППС, в ценах 2003 г.);
- для валового сбора зерновых - 0 млн т. (масса до обработки);
- для доли инвестиций в основной капитал - 0 % к ВВП;
- для доли расходов на оборону - 0 % к ВВП;
- для доли затрат на «гражданскую» науку - 0 % к ВВП;
- для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 0 %;
- для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 0 %;
- для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 100 % ко всему населению страны;
- для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - более 91;
- для уровня безработицы - 100 % к экономически активному населению;
- для уровня монетизации - 0 % к ВВП;
- для внешнего и внутреннего долга - более 1 000 000 % и 1 000 000 % к ВВП соответственно;
- для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - более 100 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства;
- для дефицита бюджета центрального правительства - более 1 000 % к ВВП;
- для уровня инфляции - более 1 000 000 %;
- для объема золотовалютных резервов - 0 млрд долл.;
- для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - более 1 000 %;
- для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 100 %.
6 Экономическая кооперация представляет собой форму обеспечения экономической безопасности государства, в рамках которой обеспечивается защищенность национального хозяйства при его взаимодействии с различными экономическими системами, несвязанными с этим сектором мирового хозяйства отношениями подчиненности. В рамках экономической кооперации обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций. При реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния экономики этого государства с различными национальными хозяйствами. Расчетная формула нормированного показателя экономической безопасности государства в рамках реализации его экономической кооперации - показателя взаимовлияния экономики этого государства с различными национальными хозяйствами - может иметь вид:
где: Рк. - значение к-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность/-ого государства, реализованное в рамках его экономической кооперации с к-ым национальным хозяйством (экономикой к-ого государства); а , а, к- вес г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (к-ого) государства; р.., р.к - значение г'-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (к-ого) государства в рамках экономического патроната правительства и центрального банка; N, Мк - количество частных нормированных показателей экономической безопасности, характеризующих защищенность национального хозяйства /-ого (к-ого) государства в рамках экономического патроната; а.т аех - веса финансо-
во-экономического влияния ¿-ого государства на экономику /-ого государства (доля «импорта финансово-экономического влияния ¿-ого государства на национальное хозяйство /-ого государства») и финансово-экономического влияния /-ого государства на экономику ¿-ого государства (доля «экспорта финансово-экономического влияния /-ого государства на национальное хозяйство ¿-ого государства») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации; К - количество рассматриваемых (в рамках экономической кооперации) государств мира.
7 Нереализованный внешнеторговый товарооборот, нереализованный экспорт и нереализованный импорт товаров представляют собой разницу между максимально возможным и реализованным объемом внешнеторгового оборота, экспорта и импорта товаров.
8 Экономическое противоборство представляет собой форму обеспечения экономической безопасности государства, в рамках которой обеспечивается защищенность национального хозяйства в ходе конкурентной борьбы противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта). В рамках реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели экономического противоборства экономики этого государства с различными национальными хозяйствами. Расчетная формула нормированного показателя экономической безопасности государства в рамках реализации его экономического противоборства - показателя противоборства экономики этого государства с различными национальными хозяйствами - может иметь вид:
(пд'г
.0,012
.(ИГ. (ИП
где: в/- значение 1-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность/-ого государства, реализованное при его экономическом противоборстве с 1-ым национальным хозяйством (экономикой 1-ого государства); а , а, / - вес г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (/-ого) государства; в в, / - значение г-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого (/-ого) государства, реализованного в рамках экономического патроната правительства и центрального банка; N, N - количество частных нормированных показателей экономической безопасности, характеризующих защищенность национального хозяйства /-ого (/-ого) государства в рамках экономического патроната; а . .,, а
нереал.1тр./,1у нереал.
ц-веса нереализованного финансово-экономического влияния /-ого государства на экономику /-ого государства (доля «нереализованного импорта финансово-экономического влияния /-ого государства на национальное хозяйство/-ого государства») и нереализованного финансово-экономического влияния национального хозяйства
j-ого государства на экономику l-ого государства (доля «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния j-ого государства на национальное хозяйство l-ого государства») в рамках их экономического противоборства в условиях глобализации; L - количество рассматриваемых (в рамках экономического противоборства) государств мира.
9 Как представляется, веса нереализованного финансово-экономического влияния государств - участников Индо-Тихоокеанского партнерства на экономику государств мира (доли «нереализованного импорта финансово-экономического влияния государств - участников ИТП на национальные хозяйства других государств») и нереализованного финансово-экономического влияния национальных хозяйств других государств мира на экономику государств - участников ИТП (доли «нереализованного экспорта финансово-экономического влияния других государств на национальные хозяйства государств - участников ИТП») в рамках экономического противоборства и веса финансово-экономического влияния государств - участников Индо-Тихоокеанского партнерства на экономику государств мира (доли «импорта финансово-экономического влияния государств - участников ИТП на национальные хозяйства государства мира») и финансово-экономического влияния государств мира на экономику государств - участников ИТП (доли «экспорта финансово-экономического влияния государств мира на национальные хозяйства государств - участников ИТП») в рамках их экономической кооперации в условиях глобализации являются однопорядковыми величинами.
10 Положительный прирост уровня защищенности национальных экономик при реализации ИТП имеется у Японии и Австралии. Для США положительный прирост может быть только при ограничении количества участников соглашения странами «Квадро». Отрицательный прирост уровня защищенности национальных экономик при реализации ИТП наблюдается у Индии.
Библиографический список
1. Гордиенко Д.В. Глобальные интеграционные проекты: изменение уровня экономической безопасности государств мира при их реализации. М., 2018.
2. Гордиенко Д.В., Гордиенко Ю.Д. Обеспечение экономической безопасности Соединенных Штатов Америки при реализации глобальных интеграционных проектов // Экономика и управление: проблемы и решения. 2018. № 6. Т. 3 (77).
3. Гордиенко Д.В., Камаев Р.А. Экономическая безопасность России и реализация глобальных интеграционных проектов: учебное пособие. М., 2020.
4. Гордиенко Д.В. Концепция обеспечения экономической безопасности Российской Федерации при реализации интеграционных проектов // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 2.
5. Гордиенко Д.В., Сафонов М.С. Реинтеграция или дезинтеграция. Как защитить национальные интересы? М., 2018.
6. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка защищенности экономики России при реализации глобальных интеграционных проектов. М., 2020.
7. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка защищенности экономики Японии при реализации глобальных интеграционных проектов // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2020. № 1.
8. Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка изменения уровня экономической безопасности государств АТР при реализации глобальных интеграционных проектов // Тезисы докладов XXIII Международной научной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». Москва, 24-25 октября 2018 г. М., 2018.
9. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М., 1994.
10. Петровский В. Химеры и реальности «Индо-Тихоокеанского партнерства». URL: https://interaffairs.ru/news/show/20316 (дата обращения: 13.10.2020).
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М., 2006. VI, 810 с.
12. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.08.2017).
13. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/11/Free-and-0pen-Indo-Pacific-4Nov2019.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
14. URL: https://www.whitehous.gov/the-press-office/2017/01/23/presidential-memorandum-regarding-withdrawal-united-states-trans-pacific/ (дата обращения: 05.10.2017).
15. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/us/ (дата обращения: 22.09.2020).
Д.В. Гордиенко
Доктор военных наук, профессор
Профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
E-mail: [email protected]