УДК 339.923
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Д.В. Гордиенко
Аннотация. Обеспечение экономической безопасности государства осуществляется в форме экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка, экономической кооперации и экономического противоборства с другими странами мира. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии и государств Азиатско-Тихоокеанского региона - участников Транстихоокеанского партнерства (ТТП), Индо-Тихоокеанского партнерства (ИТП) и Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Цель исследования - провести сравнительную оценку изменения уровня экономической безопасности Япония при реализации глобальных интеграционных проектов.
Ключевые слова: экономика, Азиатско-Тихоокеанский регион, Япония, Транстихоокеанское партнерство, Индо-Тихоокеанское партнерство, Всестороннее региональное экономическое партнерство, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.
COMPARATIVE ASSESSMENT OF SECURITY
OF THE ECONOMY OF JAPAN IN THE IMPLEMENTATION
OF GLOBAL INTEGRATION PROJECTS
D.V. Gordienko
Abstract. Ensuring the economic security of the state is carried out in the form of economic patronage on the part of the Government and the Central Bank, economic cooperation and economic confrontation with other countries of the world. The article discusses the prospects for changing the level of economic security in Japan and the countries of the Asia-Pacific region - participants of the Trans-Pacific Partnership (TPP), Indo-Pacific Partnership (ITP) and the Regional Comprehensive Economic Partnership (RCEP). Conclusions - to conduct a comparative assessment of changes in the level of economic security in Japan during the implementation of global integration projects.
Keywords: economy, Asia-Pacific, Japan, Trans-Pacific Partnership, Indo-Pacific Partnership, Comprehensive Regional Economic Partnership, economic security, level of economic security, ensuring economic security of the state.
Одной из причин роста количества Региональных торговых соглашений (далее - РТС) и Зон свободной торговли (далее - ЗСТ)
является эффект «переориентации торговли» («trade diversion»),
когда между странами, подписавшими преференциальное региональное торговое соглашение, упраздняются торговые барьеры, которые, тем не менее, сохраняются в торговле со странами остального мира. Это способствует расширению торговли между странами - участниками интеграционного проекта1 за счет вытеснения импорта из третьих стран2.
Реализация глобальных интеграционных проектов3 позволяет формировать глубокие интеграционные экономические партнерства между странами и/или регионами, обладающие большим весом в международной торговле и мировых инвестициях.
Таким образом, формирование глобальных партнерств с большим числом участников, включая крупные экономики, позволяет нивелировать эффект spaghetti bowl4 и, тем самым, снизить тран-закционные издержки компаний, ускорить развитие устоявшихся цепочек добавленной стоимости в регионе, а также сформировать новые, усиливая взаимовлияние национальных хозяйств стран-участников глобальных интеграционных проектов.
Рисунок 1. Динамика индекса глобализации KOF в Японии, России, Великобритании и Афганистане
Япония и другие государства-участники Транстихоокеанского партнерства, Индо-Тихоокеанского партнерства и Всестороннего регионального экономического партнерства, безусловно, вовлечены и продолжают вовлекаться в глобальные интеграционные проекты, о чем свидетельствует сравнительная динамика индекса глобализации KOF для различных стран мира (рисунок 1, [6])5.
Транстихоокеанское партнерство (далее - ТШ), Индо-Тихо-океанское партнерство (далее - ИТП) и Всестороннее региональное экономическое партнерство (далее - ВРЭП) воплощают три во многом альтернативных подхода к преференциальным торговым соглашениям, создаваемым под эгидой Японии6, США7 и Китая соответственно8.
Оценка изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников Транстихоокеанского партнерства
Транстихоокеанское партнерство (англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) - международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
По прогнозам, доля стран ТТП (вместе с США)9 в мировом ВВП может достичь 38-40 % и составить четверть оборота мировой торговли (при этом лидируя по объему доли в ВВП, но уступая в обороте мировой торговли торговому блоку АСЕАН+6 при условии участия Китая в АСЕАН).
Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности Японии и государств-участников Транстихоокеанского партнерства, реализованных в рамках экономического патроната в период 2007-2019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 1 (с. 10)ю.
При реализации глобальных интеграционных проектов показателями взаимовлияния национальных хозяйств Японии и государств-участников ТТП могут стать: величины объемов экспорта и импорта товаров (рисунок 2 на с. 11); объемов иностранных инвестиций; структура золотовалютных резервов; взаимное использование сырьевых, трудовых, энергетических, продовольственных, валютных ресурсов и пр.
Таблица 1
Уровни защищенности экономики государств-участников Транстихоокеанского партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков
Интегральный показатель * 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2020 г., прогноз 2025г., прогноз
Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0
Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0
Чили 88,2 82,1 88,3 92,9 105,0 133,0 145,0 170,0 190,0
Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0хЮ4 3,2хЮ4
Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0x103 5,0хЮ4 7,8x104
Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8хЮ5 6,0x105 8,6x105 1ДхЮ6 2ДхЮ7
Перу 15,7 16,9 18,9 19,9 42,1 72,0 91,0 110,0 125,0
Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0
Мексика 960,0 950,0 1000,0 1200,0 1800,0 2600,0 2800,0 3000,0 4000,0
Канада 19000 18100 18900 19500 2,94хЮ4 3,77x104 4,08хЮ4 5,05 хЮ4 9,5x104
США 90300 91200 96000 99500 2,5хЮ5 4,86хЮ5 5,08хЮ5 2,05хЮ6 4,5хЮ7
Тайвань 8300 8200 8700 8900 2,6хЮ4 4,7хЮ4 6,0x104 1Д)хЮ6 1,02хЮ6
Колумбия 35,9 38,2 41,1 49,9 61,2 82,0 95,0 120,0 135,0
Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0
Южная Корея 2,39хЮ6 2,47хЮ6 3,02 хЮ6 3,22хЮ6 6,23хЮ6 8,82x106 9,70хЮ6 3,29хЮ7 5,41хЮ7
Япония 1Д)хЮ6 1,05хЮ6 1,12хЮ6 1,23хЮ6 2,41хЮ6 3,03хЮ6 3,47хЮ6 1,20хЮ7 3,74x107
: Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в рамках экономического патроната
TOTAL $695В
Китай Южная сша Корея Германия GBR ®Ра|,чия
Другие Страны Азии Таиланд млийшя Вьетнам " М'рмщ Росом СНЕ
Гонконг Сингапур Индия '»"• Я" Мексика Канада Оман ""*" СО Польша
Индонезия 3=-
Южм» sr Германия , (III
Другие Индонезия Страны Азии
Таиланд
Малайзия о»»»
Объем и доли экспорта товаров из Японии Объем и доли импорта товаров в Японию
в другие страны в 2017 г. [9] из других стран в 2017 г. [9]
Рисунок 2. Показатели взаимовлияния национальных хозяйств Японии и других государств мира
в рамках их экономической кооперации
Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 4,5 % - с 44,97 % (818,5 млрд долл.) до 49,47 %. (900,4 млрд долл.). В этом случае, к 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации со странами - участниками ТТЛ11, может увеличиться на 3,75 п.п. - с 36,24 % до 39,99 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии (таблица 2)12.
Показателями экономического противоборства13 национальных хозяйств стран мира могут стать: нереализованный внешнеторговый товарооборот14; объем причиненного экономического ущерба и др.
Реализация Соглашения о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Транстихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 17,99 % - с 44,97 % (204,6 млрд долл.) до 26,98 % (122,8 млрд долл.)15.
К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономического противоборства со странами - участниками ТТЛ, может увеличиться на 3,53 п.п. - с -9,08 % до -5,55 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната (таблица 2)16.
Оценка изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников Индо-Тихоокеанского партнерства
В 2018 г. на конференции Shangri-La Dialogue (SLD) в Сингапуре, идея Индо-Тихоокеанского партнерства (ИТП) была впервые развернуто представлена американской стороной, причем с акцентом именно на аспекты региональной и, в частности, экономической безопасности. Концептуальное обоснование ИТП было предложено в Концепции «свободной и открытой Индо-Тихоокеанской стратегии» (U.S. Concept of a Free and Open Indo-Pacific Strategy, FOIP).
Таблица 2
Изменения уровней защищенности национального хозяйства Японии от внешних и внутренних угроз при реализации соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната
Защищенность национальной экономики Японии е рамках экономиче-
ского патроната со стороны правительства и Банка Японии = 100 %
Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики
в рамках экономической кооперации и экономического
противоборства
учета ации ТТП ° Е 53 н ^ 1 и 5 н я учета ации ТТП ° Е а н ^ 1 и 5 Н я учета ации ТТП ° Е а н ^ 1 и 5 Н я П Т я * ои ти 2 я ча
1 1 11 11 о |
а е р & 1 ре пр а е р & 1 ре пр а е р & 1 ре пр ла е р
1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5
Вьетнам 1,00 0,10 0,71 -0,29 1,71 -0,19 1,52
Бруней 0,32 0,03 0,32 -0,13 0,64 -0,10 0,54
Чили 0,53 0,05 0,54 -0,21 1,07 -0,16 0,91
Н.Зеландия 0,30 0,03 0,04 -0,02 0,34 0,01 0,35
Сингапур 2,23 0,23 -2,78 1,10 -0,55 1,33 0,78
Австралия 3,74 0,38 2,23 -0,91 5,97 -0,53 5,44
Перу 0,13 0,01 0,062 -0,027 0,192 -0,017 0,175
Малайзия 2,97 0,30 2,11 -0,85 5,08 -0,55 4,53
Мексика 0,88 0,10 -0,97 0,39 -0,09 0,49 0,40
Канада 1,58 0,16 0,048 -0,019 1,628 0,141 1,769
США 11,75 1,24/0 -6,13 2,41/0 5,62 3,65/0 9,27/5,62
Тайвань 3,46 0,36/0 -2,02 0,81/0 1,44 1,17/0 2,61/1,44
Колумбия 0,133 0,01/0 0,06 -0,026/0 0,193 -0,016/0 0,177/0,193
Филиппины 0,98 0,10/0 1,23 -0,49/0 2,21 -0,39/0 1,82/2,21
Ю. Корея 6,24 0,65/0 -4,53 1,79/0 1,71 2,44/0 4,15/1,71
В случае реализации Соглашения о Транстихоокеанском
стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США)
36,243 3,75 -9,08 3,528 |27,163 7,278 34,441
ИТОГО В случае реализации Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения
для Транстихоокеанского партнерства
(без участия США, Тайваня, Колумбии, Филиппин, Южной Кореи)
|36,243 1,39 -9,08 -0,966 |27,163 0,424 27,587
Справочно:
Китай 24,5 0 -6,29 0 18,21 0 18,21
Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31
Индия 0,95 0 -0,65 0 0,30 0 0,30
ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78
Реализация Концепции свободной и открытой стратегии в Ин-до-Тихоокеанском регионе позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами-участниками Индо-Тихоокеанского партнерства к 2020 г. не менее, чем на 6,4 % - с 54,5 % (991,9 млрд долл.) до 60,9 %. (1108,4 млрд долл.). К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ИТП, может увеличиться на 3,16 п.п. - с 30,56 % до 33,72 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Банка Японии (таблица 3)17.
В то же время реализация Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Индо-Тихоокеанского партнерства к 2020 г. на 16,7 % - с 54,5 % (247,9 млрд долл.) до 37,8 % (171,9 млрд долл.)18.
К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Японии с государствами-участниками ИТП, может повыситься на 1,22 п.п. - с -3,30 % до -1,08 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны (таблица 3)19.
Оценка изменения уровня экономической безопасности Японии и государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства
Всестороннее региональное экономическое партнерство, сокращенно ВРЭП (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) - это соглашение о «зоне свободной торговли плюс» («ЗСТ +»), охватывающее 10 государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).
Результаты расчетов значений общих (интегральных) нормированных показателей экономической безопасности государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства, реализованных в рамках экономического патроната в период 20072019 гг. и в перспективе до 2025 г., представлены в таблице 4 (с. 16).
Таблица 3
Изменения уровней защищенности национального хозяйства Японии от внешних и внутренних угроз при реализации свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната
Защищенность национальной экономики Японии ерамках экономического патроната со стороны правительства и Банка Японии = 100 %
Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономического противоборства Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического противоборства
без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР без учета реализации КСОСИТР прирост с учетом реализации КСОСИТР с учетом реализации КСОСИТР
1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5
США 11,75 1,24 -6,13 2,41 5,62 3,65 9,27
Индия 0,949 0,095 -0,650 0,260 0,299 0,355 0,65
Австралия 3,74 0,38 2,23 -0,91 5,97 -0,53 5,44
Вьетнам 1,00 0,10/0 0,71 -0,29/0 1,71 -0,19/0 1,52/1,71
Бруней 0,32 0,03/0 0,32 -0,13/0 0,64 -0,10/0 0,54/0,64
Лаос ...... 0,0002/0 .......1 -0,0015/0 0,005 -0,0013/0 0,0037/0,005
Н.Зеландия 0,3 0,03/0 0,04 -0,02/0 0,34 0,01/0 0,35/0,34
Сингапур 2,23 0,23/0 -2,78 1,10/0 -0,55 1,33/0 0,78/-0,55
Мьянма 0,033 0,002/0 0,040 -0,020/0 0,073 -0,018/0 0,055/0,073
Малайзия 2,97 0,30/0 2,11 -0,85/0 5,08 -0,55/0 4,53/5,08
Таиланд 1,594 0,163/0 0,012 -0,007/0 1,61 0,156/0 1,762/1,61
Камбоджа 0,013 0,001/0 0,024 -0,008/0 0,037 -0,007/0 0,03/0,037
Тайвань 3,46 0,36/0 -2,02 0,81/0 1,44 1,17/0 2,61/1,44
Индонезия 1,217 0,126/0 1,560 -0,630/0 2,78 -0,50/0 2,27/2,78
Филиппины 0,98 0,10/0 1,23 -0,49/0 2,21 -0,39/0 1,82/2,21
В случае реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе (только с участием США, Индии и Австралии)
ИТОГО 16,44 1,72 -4,55 1,76 11,89 3,48 15,36
В случае реализации Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе (с участием США, Индии, Австралии, Н.Зеландии, Тайваня и стран АСЕАН)
(30,56 3,16 -3,30 1,22 27,26 4,38 31,64
Справочно
Китай 24,5 0 -6,29 0 18,21 0 18,21
Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31
Индия 0,95 0 -0,65 0 0,30 0 0,30
ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78
Таблица 4
Уровни защищенности экономики государств-участников Всестороннего регионального экономического партнерства, характеризующих экономический патронат со стороны соответствующих правительств и центральных банков
Интегральный показатель * 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г. 2020г., прогноз 2025 г., прогноз
Индия 5,9хЮ3 1,3х104 ЗДхЮ4 3,3х104 7,8хЮ4 3,1 хЮ5 7,6x105 1ДхЮ7 9,4x107
Бруней 7,9 8,3 8,9 9,9 16,9 49,0 51,0 90,0 126,0
Новая Зеландия 5000 5500 5900 6200 7000 7550 7800 2,0хЮ4 3,2хЮ4
Сингапур 5500 5800 6100 6500 7400 8600 9,0x103 5,0хЮ4 7,8x104
Австралия 31000 29000 32100 62500 1,8хЮ5 6,0x105 8,6x105 1ДхЮ6 2ДхЮ7
Лаос 5,0 6,1 7,9 9,3 10,9 12,3 14,0 32,0 47,0
Вьетнам 29,7 31,4 38,2 44,9 66,9 97,6 101,0 600,0 850,0
Малайзия 74,1 89,3 96,3 120,0 240,0 550,0 600,0 6900,0 9500,0
Мьянма 67,9 75,9 84,1 90,0 165,0 235,0 280,0 300,0 700,0
Таиланд 1621,2 1713,6 1810,6 1950,0 3009,0 3799,0 4080,0 5050,0 9700,0
Филиппины 41,3 52,9 62,1 74,1 115,0 245,0 300,0 900,0 1010,0
Южная Корея 2,39хЮ6 2,47хЮ6 3,02хЮ6 3,22хЮ6 6,23хЮ6 8,82x106 9,70x106 3,29хЮ7 5,41хЮ7
Камбоджа 1,5хЮ"4 1,0хЮ"3 2,0х Ю"1 2,1 3,1 4,1 4,5 6,0 11,0
Индонезия 78,3 81,2 86,4 92,9 104,0 235,0 145,0 170,0 210,0
КНР 1,5хЮ6 3,0хЮ5 7,0x105 8,0x105 6,9хЮ6 8ДхЮ6 8,3x106 4,8хЮ7 6,6x109
Япония 1,00хЮ6 1,05хЮ6 1,12хЮ6 1,23хЮ6 2,41 хЮ6 3,03хЮ6 3,47хЮ6 1,20хЮ7 3,74хЮ7
: Интегральный показатель защищенности экономики государства, реализованный в рамках экономического патроната.
Реализация ВРЭП позволит увеличить долю товарооборота Японии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. не менее, чем на 7,85 % - с 52,08 % (947,9 млрд долл.) до 59,93 % (1 042,7 млрд долл.).
К 2025 г. уровень экономической безопасности Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 4,96 п.п. - с 46,08 % до 51,04 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии (таблица 5 на с. 18).
В то же время реализация ВРЭП позволит сократить долю нереализованного товарооборота Японии с государствами-участниками Всестороннего регионального экономического партнерства к 2020 г. на 20,83 % - с 52,08 % до 31,25 %20.
К 2025 г. уровень экономической безопасности, реализованный в рамках экономического противоборства Японии с государствами-участниками ВРЭП, может увеличиться на 2,26 п.п. - с -5,97 % до -3,71 % - от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка этой страны (таблица 5).
Сравнительная оценка изменения уровня экономической безопасности Японии при реализации глобальных интеграционных проектов
Результаты анализа диаграммы (рисунок 3 на с. 19) позволяют предположить следующее.
Во-первых, реализация Всестороннего регионального экономического партнерства повышает защищенность национальной экономики Японии в рамках экономической кооперации со странами-участниками к 2025 г. на 4,96 п.п. от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центробанка этой страны.
Одновременно участие Японии в реализации Всестороннего регионального экономического партнерства позволит национальной экономике Японии в рамках экономического противоборства со странами-участниками этого глобального интеграционного проекта к 2025 г. повысить свою защищенность на 2,26 п.п. от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната.
Таблица 5
Изменение уровня защищенности национального хозяйства
Японии от внешних и внутренних угроз при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства, % от уровня защищенности национального хозяйства, реализованного в рамках экономического патроната
Защищенность национальной экономики Японии в рамках экономиче- 1
ского патроната со стороны правительства и Банка Японии = 100 % |
Изменение уровня защи- Изменение уровня защищен- Изменение уровня защищенности экономики в рамках экономической кооперации и экономического
щенности эко- ности эконо-
номики в рамках экономической кооперации мики в рамках экономического противоборства
противоборства
;з учета зации ВРЭП § к 5 т Н Си ¡г М ^ а и 5 и а ;з учета зации ВРЭП § к 5 т Н Си ¡г М ^ а и 5 я ;з учета зации ВРЭП § к 5 т Н Си ¡г И ^ а и 5 я П Э Р м В 2 я 5 я ет д ^ 8
би ае р — = 8 ¡| & ¡и с а би ае р — в 8 ¡| & ¡и с а би ае р — в 8 | & ¡и с а си ае р
1 2 3 4 5 2+4 3+5 2+3+4+5
Индия 0,949 0,095 -0,650 0,260 0,299 0,355 0,654
Бруней 0,321 0,029 0,320 -0,130 0,641 -0,101 0,540
Н.Зеландия 0,300 0,030 0,040 -0,020 0,340 0,010 0,350
Сингапур 2,232 0,226 -2,780 1,100 -0,548 1,326 0,778
Австралия 3,738 0,379 2,230 -0,910 5,968 -0,531 5,437
Лаос 0,0029 0,0002 0,0021 -0,0015 0,005 -0,0013 0,0037
Вьетнам 0,997 0,102 0,710 -0,290 1,707 -0,188 1,519
Малайзия 2,971 0,302 2,110 -0,850 5,081 -0,548 4,533
Мьянма 0,033 0,002 0,040 -0,020 0,073 -0,018 0,055
Таиланд 1,594 0,163 0,012 -0,007 1,606 0,156 1,762
Филиппины 0,979 0,100 1,230 -0,490 2,209 -0,39 1,819
Ю. Корея 6,239 0,648 -4,530 1,790 1,709 2,438 4,147
Камбоджа 0,013 0,001 0,024 -0,008 0,037 -0,007 0,030
Индонезия 1,217 0,126 1,560 -0,630 2,777 -0,504 2,273
Китай 24,502 2,759 -6,290 2,470 18,212 5,229 23,441
|итого |46,087 4,961 -5,972 2,264 |40,115 7,225 47,34
Справочно:
Россия 1,90 0 -0,59 0 1,31 0 1,31
США 8,36 0 0,76 0 9,12 0 9,12
ЕС 8,87 0 -1,09 0 7,78 0 7,78
Канада 0,634 0 0,285 0 0,919 0 0,919
о о
я «
я 5
® 5
в ^
* 13
£ в
«о^ О
'5 , ^
В В О
2 о И
3 н « и 5 «
О
и о в
о а г ВВо
5 Й §
Я А а
В В л
¡3 5
я о Э
5 и а
®В в
х М
£ а § Э^с ВВ*
Э "
в
а
— в вог яРо
В и и £ Я О
^ В л
ё 3 >я
I I "
« щ 5
£ Я о
вя
^ я
а в £ =
¿5 г «
э
в
3
я м
В результате защищенность национальной экономики Японии при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства повышается на 7,22 п.п. (таблица 5).
Во-вторых, реализация же Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе повысит защищенность национальной экономики Японии к 2025 г. лишь на 3,16 п.п. в рамках ее экономической кооперации со странами-участниками и на 1,22 п.п. - в рамках экономического противоборства.
В результате защищенность национальной экономики Японии при реализации Индо-Тихоокеанского партнерства повышается на 4,48 п.п. (таблица 3).
В-третьих, реализация Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (с участием США) влечет за собой к 2025 г. изменения приростов защищенности национальной экономики Японии (+7,3 п.п.) сравнимые с приростами при реализации Всестороннего регионального экономического партнерства.
Реализация же Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства (без участия США) делает прирост защищенности национальной экономики Японии сравнимым с погрешностью проведенной оценки (+0,4 п.п., таблица 2).
В-четвертых, реализация ТТП является менее выгодной для национальной экономики Японии, чем ВРЭП, с точки зрения обеспечения экономической безопасности.
Это объясняется тем, что экономическая кооперация и экономическое противоборство со странами-участниками Соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве в сумме обеспечивают изменение защищенности национальной экономики Японии только на 27,2 % от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и центробанка этой страны.
В то же время Всестороннее региональное экономическое партнерство обеспечивает изменение защищенности национальной экономики Японии на 40,1 % от уровня защищенности, реализованного в рамках экономического патроната. То есть исходная база для реализации глобального интеграционного проекта с участием Японии у ВРЭП выше, чем у ТТП (таблицы 2 и 5).
Примечания
1 И, возможно, увеличению взаимовлияния между национальными экономиками этих стран.
2 И, как правило, снижению взаимовлияния между национальными экономиками стран-участников и третьих стран. Потенциальные риски, связанные с потерей позиций на рынках стран, подписавших РТС или соглашение о ЗСТ, побуждает не участвующие стороны подключаться к процессу реализации глобального интеграционного проекта на различной основе.
3 В некоторых источниках глобальные интеграционные проекты называются мега-региональными торговыми соглашениями [7].
4 Этот термин впервые был использован Джагдишом Бхагвати (Jagdish Bhagwati) [5]. Spaghetti bowl effect представляет собой явление международной экономической политики, которое отражает осложнения, возникающие в связи с заключением соглашений о свободной торговле между странами, вызванные применением в этих странах внутренних правил происхождения товаров и услуг. Из-за резкого роста числа РТС/соглашений о ЗСТ этот эффект приводит к дискриминационной торговой политике и парадоксальным, часто противоречащим друг другу результатам двусторонних и многосторонних торговых соглашений, и в итоге негативно сказывается на взаимной торговле партнеров по соглашению. Применительно к торговле между азиатскими странами spaghetti bowl effect иногда называют «эффектом чаши с лапшой», или «noodle bowl effect». Региональные торговые соглашения и соглашения о ЗСТ получили особо широкое распространение в АТР уже к концу 1990-х гг. [3]. По состоянию на май 2018 г. в Секретариате ВТО в общей сложности было нотифицировано 673 РТС (включая соглашения, касающиеся торговли услугами и интеллектуальной собственности, инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества), из которых 459 вступили в силу, а 287 являются действующими «физическими» РТС.
5 Существуют различные способы количественного измерения процессов глобализации. В частности, одним из таких способов является расчет индекса глобализации KOF. Процессы глобализации, реализующиеся в различных странах, оцениваются по 24 показателям, объединенным в три основные группы глобальной интеграции: экономическая глобализация (объем мировой торговли, тарифная политика, ограничения на счета, налоги на международную торговлю и т.д.); социальная глобализация и политическая глобализация. Индекс глобализации KOFисчисляется как сумма указанных составляющих с весовыми коэффициентами 36, 39 и 25 % соответственно [8].
6 Д. Трамп считает, что многосторонние соглашения - «зло для США», поскольку в таких сделках его страна противостоит пусть и более слабым игрокам, зато объединенным в коалицию. «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение для Транстихоокеанского партнерства» подписано без участия США.
7 В 2018 г. на конференции Shangri-La Dialogue (SLD) в Сингапуре, идея Индо-Ти-хоокеанского партнерства была впервые развернуто представлена американской стороной, причем с акцентом именно на аспекты региональной и, в частности, экономической безопасности.
8 Если Япония стремится к заключению соглашений, которые охватывают сферы деятельности, выходящие за рамки компетенции ВТО, то образование Зоны свободной торговли, создаваемой между участниками ВРЭП, в основном ограничивается решением вопросов, входящими в предмет регулирования всемирной организации. Это фундаментальное отличие двух подходов к реализации глобальных интеграционных проектов будет определять архитектуру торгово-экономических отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе в среднесрочной перспективе. Практическая реализация Индо-Тихоокеанского партнерства будет, скорее всего, осуществляться как по линии укрепления двусторонних отношений США со странами региона, так и по линии создания многосторонних форматов сотрудничества. Главным из них считается так называемое «Квадро», призванный объединить четыре «демократии» Индо-Тихоокеанского региона - США, Японию, Австралию и Индию.
9 Несмотря на то, что Соглашение о Транстихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве не было одобрено Конгрессом США, в силу ряда причин мы далее исходим из предположения, что США все еще являются участником ТТП. В силу сложности бюрократических процедур в США и наличия сильной оппозиции (даже в рядах Республиканской партии) решению президента-республиканца Д. Трампа о неучастии страны в ТТП, это решение не окончательно и поэтому может быть пересмотрено.
10 Экономический патронат правительства и центрального банка является одной из форм обеспечения экономической безопасности государства. При обеспечении экономической безопасности государства в рамках экономического патроната в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории государства, могут выступать соответствующие нормированные макроэкономические показатели - частные показатели экономической безопасности [1; 2; 4]. По мнению авторов [4], показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть: 1. Объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2. Валовой сбор зерновых, млн т; 3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4. Доля расходов на оборону (в % к ВВП); 5. Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению); 11. Уровень монетизации (в % к ВВП); 12. Внешний долг (в % к ВВП); 13. Внутренний долг (в % к ВВП); 14. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета); 15. Дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП); 16. Уровень инфляции (в %); 17. Объем золотовалютных резервов (млрд долл.); 18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %); 19. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %). Предполагается, что наименьшее возможное значение г-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического патроната, - р.т.п = 0,01 - соответствует
наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение г'-ого нормированного частного показателя - В. = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение г'-ого нормированного частного показателя - р. = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего (интегрального) нормированного показателя безопасности национального хозяйства /-ого государства - уровня защищенности национальной экономики, реализованного в рамках экономического патроната при одинаковой значимости каждого показателя - а. = 1, может иметь вид [2]:
Нормирование макроэкономических показателей может производиться относительно соответствующих пороговых значений экономической безопасности государства. Например, пороговыми уровнями экономической безопасности Японии считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 2 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.); 2) для валового сбора зерновых - 55 млн т (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал - 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону - 1,0 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку - 1,5 % к ВВП; 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8; 10) для уровня безработицы - 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации - 25 % к ВВП; 12) и 13) для внешнего и внутреннего долга - 40 % и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства - 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции - 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов - 57 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов - 20 % [2].
11 Экономическая кооперация является одной из форм обеспечения экономической безопасности государства. При обеспечении экономической безопасности в рамках экономической кооперации в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния его экономики с различными национальными хозяйствами. Здесь и далее предполагается, что наименьшее возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономической кооперации с экономикой ¿-ого государства, - Ркт.п = 0,01 - соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее
возможное значение ¿-ого нормированного частного показателя - в = 100 - со-
^ ^ ' k,max
ответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение k-ого нормированного частного показателя - вк = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства j-ого государства - уровня защищенности национальной экономики, реализованного в рамках экономической кооперации одинаковой значимости каждого показателя -aki= 1, может иметь вид [2] :
= П Р"У. o,oi < fi'у < 100 t-1
12 В то же время в случае реализации Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП, без участия США, Тайваня, Колумбии, Филиппин и Южной Кореи) уровень защищенности национальной экономики Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации, может увеличиться к 2025 г. только на 1,39 п.п. - с 36,24 % до 37,63 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.
13 Экономическое противоборство является одной из форм обеспечения экономической безопасности государства. При обеспечении экономической безопасности в рамках экономического противоборства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства могут выступать показатели экономической (в мирное время - конкурентной) борьбы этого государства с различными национальными хозяйствами. Предполагается, что наименьшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя экономической безопасности государства, характеризующего уровень экономической безопасности государства, реализованный в рамках экономического противоборства с экономикой /-ого государства, - в, = 0,01 - соответствует наименьшему уровню экономической безопасности государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение /-ого нормированного частного показателя - fiima = 100 - соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-ого нормированного частного показателя - Pt = 1 - соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства. Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства j-ого государства - уровня защищенности национальной экономики, реализованного в рамках экономического противоборства одинаковой значимости каждого показателя - atJ = 1, может иметь вид [2]:
14 Под нереализованным внешнеторговым оборотом понимается разница между объемами потенциального (максимально возможного) и реализованного внешнеторгового товарооборота.
15 Здесь и далее отрицательные значения изменения уровня экономической безопасности государства, реализованные в рамках его экономического противоборства,
означают, что экономическое противоборство этого государства с другими странами мира снижает уровень защищенности его национального хозяйства. Положительные же приросты этого уровня при реализации глобального интеграционного проекта, наоборот, будут означать, что снижение уровня защищенности экономики государства будет ослабевать. При сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможно снижение уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Сингапуром, Мексикой, США, Тайванем и Южной Кореей.
16 В то же время в случае реализации Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП, без участия США, Тайваня, Колумбии, Филиппин и Южной Кореи) уровень защищенности национальной экономики Японии, реализованный в рамках ее экономического противоборства, может к 2025 г. еще более уменьшиться на 0,97 п.п. —9,08 % до -10,05 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.
17 Реализация Концепции свободной и открытой стратегии вИндо-Тихоокеанском регионе только с участием США, Индии и Австралии увеличит уровень защищенности национальной экономики Японии, реализованный в рамках ее экономической кооперации к 2025 г на 1,72 п.п. - с 16,44 % до 18,16 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.
18 При сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможно снижение уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с США, Индией, Сингапуром и Тайванем.
19 Реализация Концепции свободной и открытой стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе только с участием США, Индии и Австралии увеличит уровень защищенности национальной экономики Японии, реализованный в рамках ее экономического противоборства к 2025 г. на 1,76 п.п. - с -4,55 % до -2,79 % от уровня экономической безопасности, реализованного в рамках экономического патроната со стороны Правительства и Центрального банка Японии.
20 При сохраняющихся трендах экономического развития Японии и структуре ее товарооборота, возможно снижение уровня защищенности национального хозяйства этой страны при продолжающемся экономическом противоборстве с Китаем, Индией, Сингапуром и Южной Кореей.
Библиографический список
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.02.2019).
2. Гордиенко Д.В., Ганин В.А. Изменение уровня экономической безопасности государств при реализации глобальных интеграционных проектов. М., 2017.
3. Стапаран Н.В. Основные форматы многостороннего взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанской регионе // Индекс Безопасности. 2015. № 3 (114), Т. 21. С. 25-36. URL: https://docplayer.ru/42737367-Natalya-stapran-osnovnye-formaty-mnogostoronnego-vzaimodeystviya-v-aziatsko-tihookeanskom-regione.html (дата обращения: 23.01.2020).
4. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005.
5. Bhagwati J. U.S. Trade Policy: The Infatuation with Free Trade Agreements. 1995. URL: http://www.columbia.edu/cu/libraries/inside/working/Econ/ ldpd_econ_9495_726.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
6. Savina G., Haelg F., Potrafke N., Sturm J.-E. The KOF Globalisation Index - Revisited, Review of International Organizations. 2019/ URL: https://doi. org/10.1007/s11558-019-09344-2 (дата обращения: 23.01.2020).
7. World economic forum // Mega-regional Trade Agreements Game-Changers or Costly Distractions for the World Trading System? URL: http://www3. weforum.org/docs/GAC/2014/WEF_GAC_TradeFDI_MegaRegional-TradeAgreements_Report_2014.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
8. URL: http://globalization.kof.ethz.ch/media/filer_public/2014/04/15/ variables_2014.pdf (дата обращения: 18.07.2017).
9. URL: https://oec.world/ru/visualize/tree_map/hs92/export/jpn/show/ all/2017/ (дата обращения: 18.11.2019).
Д.В. Гордиенко
Доктор военных наук, профессор
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва
E-mail: [email protected]