МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
том числе динамику развития профессионально значимых личностных качеств студентов. Результатом освоения умений служит сформированное портфолио студентов, которое позволит фиксировать, учитывать и представлять в динамике результаты образовательной деятельности каждого обучающегося.
Учитывая, что личные образовательные результаты одного обучающегося всегда будут отличаться от результатов другого, необходимо выстроить интегративную систему оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в которую включены, следующие элементы: эффективность учебной деятельности, творческая активность обучающегося, эффективность исследовательской деятельности, портфолио обучающегося.
Эффективность учебной деятельности осуществляется в соответствии со следующими критериями: уровень познавательной активности, степень самостоятельности, умение вычленять главное, уровень умений и навыков, навыки коллективной работы, умения работать с диагностической картой. Также учитывается отношение обучающегося к учебным дисциплинам.
Уровень творческой активности обучающихся определяется:
-чувством новизны - показывает, насколько обучающийся способен чувствовать, видеть новые грани в уже известной ему информации;
-указывает на способность обучающегося мыслить оригинально, творчески; -направленность на творчество - указывает, насколько обучающийся стремится к творческой работе (включает самооценку).
Эффективность исследовательской деятельности определяется уровнем развития исследовательских навыков: высокий, хороший, удовлетворительный.
Портфолио обучающегося позволяет фиксировать, учитывать и представлять в динамике результаты образовательной деятельности каждого обучающегося.
Данная система работы позволяет:
-определять уровень обученности по учебной дисциплине; -проводить своевременно обработку полученных результатов; -выявлять факторы и условия, влияющие на качество обучения; -разработывать направление деятельности по коррекции знаний обучающихся.
Мониторинг личностных достижений обучающихся - позволяет увидеть в комплексе личностный рост каждого обучающегося, т.к. именно он обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого, с учетом его возможностей и способностей.
©И.В. Демешева, Ю.С. Федотова,2015
УДК 377.5
К.И. Жукова
преподаватель
Технологический колледж ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) г. Челябинск, Российская федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация
Проблема повышения качества подготовки специалистов является одной из актуальных задач развития общества на современном этапе. Важная роль в этом принадлежит физической культуре и массовому спорту. Отечественный опыт физического воспитания студенческой молодежи свидетельствует о том, что занятия физической культурой и спортом в совокупности с овладением профильными предметами способствуют физическому, психическому и нравственному
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
совершенствованию личности, повышению жизнедеятельности, всестороннему развитию способностей будущего специалиста.
Ключевые слова
Физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Состояние здоровья молодежи является важнейшим слагаемым здорового потенциала нации, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение, о чем свидетельствует реализуемый Правительством РФ национальный проект «Здоровье». На необходимость формирования потребности в здоровом образе жизни студенческой молодежи нацеливает и «Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года».
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Таким студентам в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.
Целью физического воспитания и образования в колледже является сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование у студентов сознательного и активного отношения к физической культуре.
Достижение цели обеспечивается решением ряда задач:
-создание условий для реализации принципов здорового образа жизни;
-усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитание необходимости регулярных занятий физической культурой и спортом; -сохранение и укрепление здоровья студентов; -популяризация спорта;
-активизация социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности;
-формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, приобщение студентов к занятиям физкультурой и спортом;
-повышение уровня информированности молодежи по вопросам сохранения и укрепления здоровья посредством действующей информационно-пропагандистской и образовательной системы колледжа, привлечения к активному отдыху, занятию физической культурой, туризмом и спортом.
Поставленные цели и задачи предполагают соблюдение следующих принципов:
-физическое воспитание в колледже является не только учебной дисциплиной, но и важнейшим базовым компонентом формирования культуры здоровья студенческой молодёжи; -доступность оздоровительных мероприятий для молодежи;
-непрерывность оздоровительных мероприятий на протяжении обучения в колледже.
Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Самостоятельные занятия - это огромный пласт в физическом развитии человека, наиболее гибкий,
210
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
приспособленный к конкретному индивиду. Эти занятия, помимо физического совершенствования, также помогают человеку стать более решительным, целеустремленным, развивают силу воли, самодисциплину. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, сдача контрольных нормативов.
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
В стандарте определён социальный заказ на здоровую физически и психически развитую личность. В связи с этим становится актуальным вопрос создания условий для развития такой личности, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При этом задачей внеурочной деятельности становится коррекция проблем, возникших во время освоения предмета физическая культура.
Проанализировав систему своей работы, я пришла к выводу, что для решения проблемы необходимо выстраивание индивидуальной траектории физического развития каждого обучающегося по основным качествам физического развития: сила, скорость, гибкость, выносливость, координация. Для отслеживания уровня выше указанных качеств необходима система их диагностирования. Диагностика - это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию. Занятия физическими упражнениями являются очень сильным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно организованные занятия укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, совершенствуют функциональные системы организма человека.
Для отслеживания уровня физической подготовленности для студентов была разработана диагностическая карта, позволяющая выявить уровень физических качеств (таблица 1). Эти данные анализируются, и студентам даются рекомендации по повышении их физической подготовленности. На основе этих рекомендаций студенты выстраивают свою индивидуальную программу их совершенствования, которая позволила бы улучшить отношение студентов к состоянию своего здоровья и физическому развитию.
Таблица 1.
Карта диагностики физических качеств (фрагмент)
Фамилия, имя студента Гибкость Сумма баллов
Подвижность в плечевом суставе (max. 5 баллов) Подвижность позвоночного столба (max. 5 баллов) Подвижность в тазобедренном суставе(тах. 5 баллов) 14 - 15 баллов (высокий) 12 - 14 баллов (средний) 9 - 12 баллов (низкий)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Диагностика физической подготовленности дает возможность отслеживать состояние физического развития обучающегося, намечать индивидуальную программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.
©К.И. Жукова
УДК 378
А.Ф. Иванов
К.п.н., доцент
Альметьевский государственный нефтяной институт г. Альметьевск, Российская Федерация О.Г. Миндиярова Альметьевский государственный нефтяной институт г. Альметьевск, Российская Федерация
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена системе профессиональной подготовки кадров с использованием традиционных и информационных технологий, основанной на интеграции образования, науки и производства. Данная система призвана активизировать практическую направленность обучения специалистов, повысить качество подготовки.
Ключевые слова
Профессиональное образование, подготовка кадров, информационные технологии.
Республика Татарстан занимает ведущее положение в развитии нефтяной промышленности всей страны, начиная с 1943 года после открытия Шугуровской площади Ромашкинского месторождения. За прошедшие десятилетия нефтяниками Татарстана накоплен богатый опыт разработки нефтяных месторождений. При этом из нефтяных месторождений Татарстана с начала разработки отобрано более 80% начальных извлекаемых запасов.
До недавнего времени основные усилия нефтяников были направлены на освоение и совершенствование систем разработки высокопродуктивных месторождений. Длительная и интенсивная разработка этих месторождений истощила их запасы, что послужило причиной падения добычи нефти в настоящее время. С целью снижения падения добычи нефти всё чаще начинают вводиться в активную разработку так называемые малоэффективные месторождения.
Таким образом, сложившаяся ситуация в нефтяной отрасли, а также стремительное развитие информационной индустрии и внедрение её разработок во все без исключения области жизнедеятельности с особой остротой ставят проблему улучшения качества образования инженера-нефтяника, повышения его эффективности.
Вместе с тем, в настоящее время одним из проблемных моментов для нефтегазовой отрасли в целом является дефицит высококвалифицированных инженерных кадров. Данная проблема осложняется в связи с переходом вузов в 2011 году на двухуровневую систему подготовки кадров «бакалавр» - «магистр».
Нефтегазовая отрасль - опасное производство, требующая особой подготовки. Однако снижение обучения с 5 до 4 лет привело к сокращению числа часов на теоретическое обучение, уменьшению времени на выполнение выпускной квалификационной работы и т.д. [1, с.225].
Решить кадровую проблему в этих условиях возможно лишь благодаря тесной интеграции науки, образования, производства. В настоящее время на юго-востоке Республики Татарстан успешно реализуется