УДК 378
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, КАК ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
Е.В. Лапина, Л.А. Обухова
Рассмотрена структура профессиональной деятельности и профессиональной компетентности воспитателя ДОО с позиции ценностно-смыслового повышения квалификации. Выделены направления формирования ценностно-смысловых ориентаций педагогов при повышении их профессиональной квалификации
Ключевые слова: профессиональная компетентность воспитателя; андрагогический подход; саморегуляция
Современное состояние системы повышения квалификации характеризуется такими факторами как нарастающий объем научной информации; прогрессом в области техники и технологии; интеграцией образования, наук и производства; углубляющимися демографическими,
экономическими и энергетическими проблемами. Специфической тенденцией последних лет является возросшее стремление взрослого населения повысить свою профессиональную квалификацию, функциональную и технологическую грамотность, компетентность и общую культуру.
Компетенция - профессиональное (индивидуальное) качество (свойство), которое может быть задействовано в процессе профессиональной деятельности. Компетентность -обладание этим качеством или свойством (совокупностью качеств и свойств), в результате чего профессиональная деятельность становится успешной (эффективной, продуктивной). [2, с. 131]
Рассматривая структуру профессиональной деятельности и профессиональной компетентности воспитателя детской образовательной организации (ДОО), мы в качестве важнейшего компонента, критерия актуального уровня педагогического профессионализма, определяем умение сконструировать непосредственно
образовательную деятельность для вариативной, необходимой для раскрытия темы недели (дня) педагогической ситуации.Такая конструктивная деятельность воспитателя существенно отличается от произвола и желания применить какую-либо понравившеюся ему «инновацию».
Исходя из поставленных задач ФГОС дошкольного образования, следует развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. [5] Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы образовательного процесса его
Лапина Елена Владимировна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, тел. 89202167354
Обухова Людмила Александровна - ВОИПКиПРО, д-р пед. наук,профессор, проректор по научно-исследовательской работе, e-mail: [email protected]
содержания, и, конечно же, традиционную методику организованной образовательной деятельности детей.
В настоящее время сложилось целое направление - педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, опосредуя их ценностным отношением. [3, с.4]
В институте повышения квалификации, решая поставленную задачу, необходимо обратить внимание на выбор целей, содержания, технологий взаимодействия обучающих и обучающихся с позиций андрагогического подхода, который предполагает:
-общение со слушателями как с коллегами, которые привносят в процесс обучения существенную долю своего предшествующего профессионально-педагогического опыта;
-предварительное обсуждение со слушателями курсов повышения
квалификации учебного плана;
-привлечение обучающихся в качестве консультантов при проведении практических занятий;
-предварительного планирования
результата обучения совместно со слушателями;
- использования разнообразных форм и методов в обучении взрослых.
Так, огромную положительную роль в системе непрерывного дополнительного профессионального образования играет использование информационных компьютерных технологий и мультимедийной техники, существенно улучшающих положительную динамику и качественную составляющую учебных занятий. Практикующим воспитателям необходимо знание современных технологий, передовых педагогических практик, с которыми важно знакомить педагогов, так как без понимания и осмысления их сути трудно рассчитывать на применение новых практик в образовательном процессе ДОО. Поэтому главной целью повышения квалификации педагогов ДОО является развитие их
практических компетенций в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
Даже там, где для грамотного сопровождения ребенка созданы необходимые условия, как подчеркивает Е.А. Ямбург, важна не теория во имя теории, а главной фигурой все равно остается педагог, именно он выступает в роли интегратора, обобщающего и интерпретирующего все полученные данные о ребенке, организуя прямую непосредственную работу с ним. Поэтому, не будучи по образованию ни психологом, ни дефектологом, он должен научиться понимать своих коллег, представляющих другие науки о ребенке, уметь, читая их заключения, делать на их основании педагогические выводы, переводя их в плоскость конкретных практических действий. [6, с. 69]
В процессе общения с детьми и коллегами у педагога ДОО возникает необходимость произвольнойсаморегуляции собственного
поведения. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль - непременные условия адекватности любой деятельности. Ведь побудительной силой произвольного действия является принятое решение, оно направлено на достижение цели (предвосхищая будущее), наконец должно произойти сопоставление желаемого результата с достигнутым - оценка, контроль. [4, с. 215] Личностный аспект повышения квалификации педагога учитывается при формировании методов курсовой подготовки. Так деятельностная парадигма, которая связывает ценностный аспект позиции педагога с формированием системы действий и четкой структуризацией деятельности позволяет решать проблемы саморегуляции поведения педагога.
Ценностно-смысловое повышение
квалификации предполагает понимание ценности проектирования траектории повышения квалификации, осмысленного подбора содержания повышения квалификации и формирования профессиональной компетентности. Понимание смысла-повышения квалификации как ценности личностного развития.
Выделим направления формирования ценностно-смысловых ориентаций педагогов при повышении их профессиональной квалификации: диагностическое, эмоционально-смысловое,
деятельностное, рефлексивное, содержательное наполнение которых имеет следующую структурную организацию: изучение исходного состояния и постановку цели педагогической деятельности, организацию повышения
квалификации, рефлексию и оценку деятельности по проектированию траектории ценностно-смыслового повышения квалификации.
Организация образовательного процесса на курсах повышения квалификации педагогов ДОО осуществляется с учётом принципа интеграции, под которым понимается привлечение разных специалистов (психологов, педагогов,
специалистов в области ИКТ) для решения проблемы средствами различных наук. Так, например:
- специалисты в области психологии предлагают педагогам ДОО характеристики возрастных особенностей дошкольников, в которых дается подробный анализ проблем ребенка и необходимые практические рекомендации по работе с ним;
- специалисты в области педагогики раскрывают суть ФГОС дошкольного образования; актуальные введения профессионального стандарта педагога; особенности моделирования развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации с учетом интеграции образовательных областей и другие актуальные вопросы;
- специалисты в области ИКТ технологий обучают воспитателей ДОО навыкам и элементарным умениям владения современным мультимедиа оборудованием и использованию современной компьютерной техники в практической деятельности.
В ходе практических занятий слушатели курсов знакомятся с дидактическими материалами, которые носят универсальный характер воздействия на ребенка, то есть обеспечивают необходимый уровень зрительной, слуховой, осязательной, вестибулярной и двигательной нагрузки.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования конкретное содержание
образовательных областей реализуется в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала (конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал), изобразительной, музыкальной, двигательной. На практике конкретное содержание образовательной деятельности обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях. Специалисты кафедры теории и методики дошкольного образования органично решают задачи освоения слушателями курсов целевых комплектов игровых образовательных средств (ЦКИС) и применения их в практической деятельности по коррекции и развитию психомоторных функций у детей, коррекции эмоциональной сферы, развитию познавательной деятельности, формированию высших психических функций, развитию коммуникативной
деятельности. [1, с. 8]. Например, см. табл. 1.
Освоив ЦКИС в условиях интеграции образовательных областей, слушатели курсов выполняют практическую работу «Проектирование и организация образовательной деятельности с использованием ЦКИС в проблемно - игровых ситуациях», используя форму, представленную в табл.2.
Таблица 1
ЦКИС Умения, которыми должен овладеть дошкольник Виды игровых средств
«Физические свойства» Задачи: формирование представлений о физических свойствах объектов окружающего мира -о свойствах и состояниях веществ; -о материалах, используемых для изготовления обиходных предметов; -о видах и характеристиках движения; -о явлениях магнитного и земного притяжения; -об электрических и оптических свойствах. Большинство из этих представлений формируются в ходе проведения экспериментов. Лабораторные емкости и инструменты, предметы для экспериментов, лото, физические приборы. Игры на равновесие и др.
Таблица 2
Тематический цикл Цель, задачи Интеграция образовательных областей, приоритетные виды деятельности Игровые средства
Все профессии нужны, все профессии важны Цель: Формирование первичных представлений о профессии строителя, саморегуляция в самостоятельной творческой деятельности. Задачи: -формирование первичных представлений о профессии посредством использования дидактического материала; -развитие воображения, творческой активности; -формирование познавательных действий, интереса, становление сознания; -реализация самостоятельной творческой деятельности ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие. Виды деятельности: -игровая, -двигательная, -коммуникативная, -познавательно-исследовательская, -трудовая Забивалки,конструкторы с инструментами, игры- сортёры, наборы цветных блоков,игры-стратегии,счетные устройства и материалы,строительные наборы, рабочие места, костюмы по профессиям, транспорт и др.
Вариант модели образовательного процесса
Таблица 3
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно -пространственной среды) Взаимодействие с семьей Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий Возникшие профессиональ ные затруднения
На основании выше перечисленного, слушатель курсов повышения квалификации должен продемонстрировать умение составить рабочую программу воспитателя, обосновать выбор тех или иных методических приемов и технологий, позволяющих добиться оптимального результата в практической деятельности (возможная оценка профессиональных качеств педагога, обеспечение обратной связи с потребителями его деятельности).
Таким образом, на технологическом уровне внедряются активные формы и методы обучения, увеличилось разнообразие предлагаемых слушателям образовательных услуг, на содержательном уровне увеличен удельный вес
образовательных программ и курсов, заметно возросло число учебных часов, выделяемых на практическую деятельность, расширен объем методологического и управленческого знания.
Литература
1.Асмолов А.Г., Перечень целевых комплектов игровых средств для оснащения дошкольных образовательных организаций. ае-pro.ru
2.Мозгарев Л.В. Система повышения квалификации работников образования - вчера,
сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области / Л.В. Мозгарев, О.Н. Мосолов, Ю.А. Савинков.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012. - 220с.
3. Обухова Л.А., Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности/ Л.А. Обухова, Е.В. Лапина -Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.- 120 с.
4. Семенович А.В., Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - 6-е изд. - М.: Генезис, 2013. - 474 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
6. Ямбург Е.А., Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?/ Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования METHODICAL COMPETENCE OF EDUCATOR, AS VALUED ASPECTOF POSITION OF A
TEACHER E.V. Lapina, L.A.Obuhova
The structure of professional activity and professional competence of educator is considered from the position of the valued-semantic intraining
Key words: professional competence of educator; approach; self-regulation