1.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Антонова Елена Ивановна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Чебоксарский кооперативный институт. Филиал: филиал Российского университета кооперации. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: [email protected]
Прокопьева Надежда Викторовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность министр юстиции Чувашской Республики. E-mail:[email protected]
Аннотация: Статья посвящена вопросам реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. В статье представлен анализ правовых основ и форм организации оказания гражданам бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью; бесплатная юридическая помощь; оказание бесплатной юридической помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.
IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF PROVIDING CITIZENS WITH FREE LEGAL AID IN THE RUSSIAN FEDERATION
Antonova Elena Ivanovna, PhD at Law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Chuvash Cooperative Institute. Branch: Russian University of Consumer Cooperation branch. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: [email protected] Prokopjeva Nadezhda Viktorovna, PhD at Law, associate professor. Position: the Minister of justice of the Chuvash Republic. E-mail:[email protected]
Annotation: The article is devoted to the implementation of the state policy in the field of providing citizens with the free legal aid. An analysis of the legal basis and forms of the organization of rendering to citizens the free legal aid in the Russian Federation subjects presents in the article. Keywords: a free legal aid, state policy in the field of providing citizens with the free legal aid; the free legal aid to citizens in the Russian Federation subjects.
В 2011 году принят Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), направленный на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан. Указанным Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Согласно ст. 4 Федерального закона государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи. На
территории субъектов Российской Федерации эффективность реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью обеспечивается своевременным и исчерпывающим принятием органами государственной власти регионов необходимых организационно-правовых решений.
В настоящее время прослеживается тенденция развития законодательства субъектов Российской Федерации в сфере бесплатной юридической помощи по увеличению категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и расширению перечня случаев по ее оказанию. В частности, субъектами Российской Федерации устанавливаются дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи путем принятия региональных законов по расширению перечня категорий граждан, имеющих право на получение юридической помощи, и перечень случаев ее оказания. При этом во внимание принимается необходимость государственной поддержки граждан, остро нуждающихся в социальной помощи в том или ином регионе. Но решающим вопросом по установлению дополнительных гарантий является наличие необходимых финансовых средств в бюджете субъекта Российской Федерации для выделения ассигнований на дополнительное финансирование оказания бесплатной юридической помощи. В 2012 году таких субъектов Российской Федерации, где установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, было 25, в 2013 году - 47, 2014 году - 52. В качестве дополнительных категорий граждан включены лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалиды III группы; представители коренных малочисленных народов; многодетные родители и родители, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет в неполных семьях; граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций [4].
Основным вопросом по реализации Федерального закона на территории субъектов Российской Федерации является определение органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, на который возлагается полная ответственность за организацию оказания бесплатной юридической помощи органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, государственными юридическими бюро (иными государственными учреждениями) и адвокатами, уполномоченными на данную деятельность. Субъектами Российской Федерации данные органы были определены в 2012 - 2013 гг. Только в 2-х субъектах Российской Федерации органы исполнительной власти, уполномоченные в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, были определены в 2014 году - в Кабардино-Балкарской Республике (Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики) и в Красноярском крае (Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Красноярского края) [4].
В Чувашской Республике в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики «Об определении органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и утверждении перечня органов исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственных им
учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Чувашской Республики» от 10 мая 2012 года № 171 органом исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, является Министерство юстиции Чувашской Республики [3]. Указанным Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики утвержден также перечень органов исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Чувашской Республики [3]. Порядок оказания бесплатной юридической помощи органами исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственными им учреждениями определен Законом Чувашской Республики от 30 марта 2012 года № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» (далее - Закон Чувашской Республики). Согласно ст. 4 Закона Чувашской Республики органы исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственные им учреждения оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан [2].
Органы исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственные им учреждения в рамках предоставленных полномочий оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, указанным в статье 6 Закона Чувашской Республики, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях, установленных пунктами 4, 6, 8 и 14 части 1 статьи 5 Закона Чувашской Республики, с учетом положений статьи 8 Закона Чувашской Республики.
Для получения бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях гражданин или его представитель представляет в органы исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственные им учреждения заявление об оказании бесплатной юридической помощи, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, документ, подтверждающий отнесение его к одной из категорий граждан, предусмотренных статьей 6 Закона Чувашской Республики. Гражданином могут быть представлены иные документы, необходимые для оказания бесплатной юридической помощи. В случае обращения через представителя предъявляются также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.
При поступлении в орган исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственное ему учреждение заявления об оказании бесплатной юридической помощи (за исключением заявления об оказании бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной форме), содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственного ему
учреждения, в течение семи дней со дня регистрации данного заявления орган исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственное ему учреждение направляет гражданину или его представителю письменное разъяснение о невозможности оказания ему бесплатной юридической помощи.
Заявление об оказании бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, поступившее в органы исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственные им учреждения, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации данного заявления. В исключительных случаях, а также в случае направления запросов в иные органы государственной власти руководитель органа исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственного ему учреждения, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего заявление об оказании бесплатной юридической помощи. По итогам рассмотрения заявления, указанного в части 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики, органом исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственным ему учреждением заявителю направляется письменный ответ с приложением заявления, жалобы, ходатайства или другого документа правового характера, составленного в соответствии с данным заявлением.
Представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях осуществляется работниками органов исполнительной власти Чувашской Республики или подведомственных им учреждений на основании доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации активно участвуют в оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, а количество оказанной ими гражданам бесплатной юридической помощи за 2014 год составляет 6 692 419 [4].
Основная работа по оказанию бесплатной юридической помощи в соответствии со статьей 20 Федерального закона реализуется государственными юридическими бюро и (или) адвокатами, участвующими в государственной системе бесплатной юридической помощи [7]. По итогам 2014 года в 59 субъектах Российской Федерации бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты, в 9 субъектах Российской Федерации - только государственные юридические бюро (иные государственные учреждения). В 16 субъектах Российской Федерации в оказании бесплатной юридической помощи задействованы и государственные юридические бюро (иные государственные учреждения), и адвокаты [4].
С 2012 года количество адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, постоянно увеличивается: в 2012 году -7 631; в 2013 году - 12 358; в 2014 году - 13 370 [4]. Например, в Чувашской Республике государственное юридическое бюро не создано, а в список адвокатов Адвокатской палаты Чувашской Республики, задействованных в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Чу-
вашской Республики, по состоянию на 3 июня 2015 года включено 72 адвоката. В первом полугодии 2015 года адвокатами бесплатная юридическая помощь была оказана 381 гражданину по 891 случаю, предусмотренному Законом Чувашской Республики. В ходе мониторинга оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, в I полугодии 2015 года, проведенного Министерством юстиции Чувашской Республики, определены категории граждан, которые наиболее часто обращались к адвокатам за бесплатной юридической помощью: инвалиды I и II групп - 138 (36,3 %); дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей - 71 (18,6 %); граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Чувашской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума - 64 (16,98 %); граждане, имеющие трех или более совместно с ними проживающих несовершеннолетних детей - 44 (11,6 %); ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации - 40 (10,5 %); граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан - 9 (2,36 %); лица, освободившиеся из мест лишения свободы, в течение трех месяцев со дня освобождения - 8 (2,1 %); реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий - 3 (0,78 %); лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью - 1 (0,26 %); усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей - 1 (0,26 %); супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации - 1 (0,26 %). Основными вопросами, с которыми обращались граждане к адвокатам за получением бесплатной юридической помощи были: признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части явля-
ются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения -283 (31,76 %); предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг -141 раз (15,82 %); установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов - 127 (14,25 %); заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи) - 57 (6,4 %); назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение - 50 (5,6 %); обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц - 48 (5,4 %); защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг) - 47 (5,3 %); признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи) - 40 (4,48 %); защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 25 (2,8 %); медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов - 22 (2,48 %); отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя - 19 (2,13 %); ограничение дееспособности - 6 (0,67 %); признание гражданина безработным и установление пособия по безработице - 5 (0,56 %); реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий - 4 (0,44 %); обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи - 4 (0,44 %); установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов - 3 (0,34 %); возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией - 3(0,34 %); бесплатная юридическая помощь, оказанная в экстренном случае гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - 7 (0,78 %). Количество оказанной бесплатной юридической помощи по видам, представленным к оплате, в I полугодии 2015 года составило: правовое консультирование в устной форме -363 (40,74%); составление документов правового ха-
рактера - 256 (28,73 %); правовое консультирование в письменной форме - 138 (15,5 %); представление интересов гражданина в суде - 103 (11,56 %); представление интересов гражданина в государственных и муниципальных органах, организациях - 31 (3,47 %) [6].
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в государственной системе бесплатной юридической помощи также участвуют только адвокаты. При этом их численность в системе - 265, т.е. 46,5% от общего количества адвокатов в округе. Количество граждан, обратившихся к адвокатам за бесплатной юридической помощью, составляет 1 905 человек. Финансирование в региональном бюджете предусмотрено в размере 7 713 400 руб., фактически выплачено адвокатам 6 435 733 руб. (83,4%) [4].
Из общего числа граждан, проживающих на территории России, 17,88% (26 491 701 чел.) имеют право на получение бесплатной юридической помощи, из них 49,12% (13 013 474 чел.) отнесены к категории малоимущих граждан. В 2014 году доля граждан, получивших бесплатную юридическую помощь, от общего количества имеющих право на ее получение в государственном юридическом бюро и у адвокатов составляет: малоимущие - 0,23%; инвалиды I и II групп - 0,38%; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза, Социалистического Труда - 0,3%; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающих наказание в местах лишения свободы, - 0,7%; признанные судом недееспособными - 0,2% [4].
Наблюдается положительная динамика увеличения числа государственных юридических бюро, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На конец 2014 года на территории Российской Федерации действовало 24 государственных юридических бюро. Количество сотрудников государственных юридических бюро в 2014 году составило 476. В 2012 году данные показатели составляли 121 единицу; в 2013 году - 445 единиц. Общий объем бюджетных ассигнований на финансирование деятельности государственных юридических бюро в 2012 году составил 32 102 090 руб., в 2013 году -275 679 793 руб. и в 2014 году - 330 531 940,2 руб. Объем бюджетных ассигнований на оплату труда адвокатов составляет: в 2012 году - 89 240 834,7 руб.; в 2013 году - 232 582 496 руб.; в 2014 году -184 571 463,07 руб. [4].
В некоторых субъектах Российской Федерации активно развиваются два направления - работа государственного юридического бюро и сотрудничество с адвокатами. Например, в Ульяновской области государственное юридическое бюро рассматривает типовые случаи оказания помощи, а адвокаты подключаются к решению более сложных правовых вопросов. При этом государственное юридическое бюро, наряду с оказанием первичной помощи, фактически выступает функциональным заказчиком для адвокатов. Организовано взаимодействие с региональным уполномоченным по правам человека, муниципалитетами, общественными организациями и учреждениями социальной защиты. Стационарные подразделения бюро есть в каждом районе Ульяновской области. В 2014 году численность граждан, обратившихся в бюро за бесплатной юридической помощью, составляет 4 972 человека, к адвокатам - 616. При этом численность работни-
ков бюро - 39, адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, - 123. На финансирование деятельности государственного юридического бюро выделено 11 955 870 руб., на финансирование деятельности адвокатов - 1 096 900 руб., из них выплачено адвокатам - 1 084 312 руб., т.е. 98% [4].
Государственная система бесплатной юридической помощи Свердловской области также функционирует с участием государственного юридического бюро и адвокатов, но более значимое положение здесь занимает государственное юридическое бюро. В 2014 году численность граждан, обратившихся в бюро за бесплатной юридической помощью, составляет 5 049 человек, к адвокатам - 205. Работников бюро - 15, адвокатов, заявивших участие в государственной системе бесплатной юридической помощи, - 223. Государственным юридическим бюро ведется активная работа с другими участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи по организации выездных приемов граждан на местах. Государственное юридическое бюро активно проводит работу и по правовому просвещению граждан. В областном бюджете на деятельность государственного юридического бюро выделено 11 737 000 руб., на деятельность адвокатов - 260 000 руб., из них освоено адвокатами 178 307 руб. (68%) [4].
Исходя из анализа показателей по объему бюджетных ассигнований, предусмотренных в региональном бюджете на оплату труда адвокатов и финансирования деятельности государственных юридических бюро, а также объему оказанной помощи адвокатами и сотрудниками государственных юридических бюро, можно отметить, что в 2012 - 2014 гг. органы исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации делают выбор в пользу специально созданных казенных учреждений - государственных юридических бюро. Как правило, при одновременном участии в регионе государственного юридического бюро и адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи ведущее место в данной деятельности занимает государственное юридическое бюро. При этом показатели государственных юридических бюро по оказанной гражданам помощи в десятки раз превышают показатели по помощи, оказанной адвокатами. В Камчатском крае, Оренбургской, Самарской областях, где действуют государственные юридические бюро и привлечены адвокаты, показатели по помощи, оказанной адвокатами, равны нулю [4].
Из года в год растет количество граждан, обратившихся за получением бесплатной юридической помощи как к адвокатам, так и в государственные юридические бюро,. За 2012 год к адвокатам обратилось 26 923 гражданина, 2013 год - 46 253, 2014 год -71 415. В государственные юридические бюро за 2012 год обратилось 24 373 гражданина, 2013 год - 56 959, 2014 год - 121 889. При этом государственные юридические бюро действуют только в 24 регионах России (28,4%), а адвокаты задействованы в 75 (88,24%). Показатели в 2014 году по обращениям граждан в государственные юридические бюро почти в 2 раза выше, чем к адвокатам [4].
По итогам сопоставления показателей деятельности государственных юридических бюро Министерство юстиции Российской Федерации отмечает особо эффективную работу по оказанию бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро Пензенской, Свердловской, Иркутской, Волгоградской,
Тамбовской и Ульяновской областей. Максимальный процент участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи наблюдается в Дальневосточном федеральном округе (более 35%), минимальный - в Северо-Западном федеральном округе (10%) [4].
Министерством юстиции Российской Федерации отмечается, что при оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, как и в прошедшие годы, остаются низкие показатели по случаям оказанной помощи и размерам денежных средств, выплаченных адвокатам за оказанную помощь. Объем предусмотренных бюджетных ассигнований на оплату труда адвокатов в 2014 году составляет 184 571 463,07 руб., из них выплачено - 63 763 279,95 руб., т.е. процент фактически выплаченных денежных средств адвокатам составляет 34,55%. Высокие показатели по оказанной адвокатами бесплатной юридической помощи и объему денежных средств выплаченных адвокатам за такую помощь сохраняют и в 2014 году органы государственной власти Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Приморского края, Чувашской Республики, Челябинской и Нижегородская областей [4].
В ряде субъектов Российской Федерации, где основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, возникают определенные трудности, связанные со сложностью подготовки адвокатами отчетов для получения оплаты труда за оказанную помощь и получении компенсации понесенных расходов. Кроме большого количества документов, необходимых для формирования отчетности, к таким проблемам относятся трудности подтверждения участия в судебных заседаниях, если рассмотрение дела не окончено, трудности подтверждения представления гражданина в государственных и муниципальных органах, проблема длительных сроков, установленных региональным законодательством для возмещения расходов. Одним из путей решения этих трудностей, по мнению Министерства юстиции Российской Федерации, является предоставление субсидии адвокатской палате субъекта Российской Федерации для оплаты труда адвокатов и компенсация их расходов на территории региона (Москва, Московская область) [4], хотя, на наш взгляд, данный вопрос требует дальнейшей проработки и согласования с субъектами Российской Федерации.
Следует также отметить, что в субъектах Российской Федерации не одинаковы размеры платы за примерно идентичные виды юридической помощи, в связи с чем представляется, что нижний предел оплаты труда адвоката должен быть установлен федеральным законодательством. Государственные юридические бюро не наделены правом оценивать материальное положение заявителя. Это компетенция органов социальной защиты субъекта Российской Федерации, где постоянно проживает заявитель. Следовательно, до обращения в государственное юридическое бюро гражданин вынужден проходить несколько инстанций, что часто приводит к отказу гражданином от реализации своего права на юридическую помощь. Возможность получения сведений о материальном положении лица государственными юридическими бюро или адвокатскими образованиями Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» не предусмотрена, хотя это позволило бы, с одной стороны, сократить количество инстанций, которые гражданин проходит до обращения в государственное юридиче-
ское бюро, а с другой - при необходимости проверить сведения о материальном положении заявителя.
Другая проблема при оказании гражданам бесплатной юридической помощи связана с механизмом определения права гражданина на получение бесплатной юридической помощи, установленным в субъектах Российской Федерации, особенно в отношении малоимущих граждан.
У граждан зачастую отсутствуют документы, подтверждающие их принадлежность к категориям, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи. Сбор необходимых документов затруднителен и длителен, так как, к примеру, процедура признания граждан малоимущими подразумевает представление в орган социальной защиты населения перечня документов, свидетельствующих о наличии у него этого права, на сбор которых требуется длительное время.
Вопрос об упрощении порядка оформления документов, подтверждающих статус малоимущего гражданина, находится в компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Представляется, что в целях обеспечения доступа малоимущих граждан к получению бесплатной юридической помощи в объеме, предусмотренном статьей 20 Федерального закона, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо предусмотреть особый порядок и условия ее получения. По мнению Министерства юстиции Российской Федерации, данная проблема характерна для большинства субъектов Российской Федерации [4]. Из доклада о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год следует, что в 77 субъектах Российской Федерации процент оказанной бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам составляет менее 1% общего количества малоимущих граждан, проживающих в регионе. В 8-ми субъектах Российской Федерации более активно ведется работа с малоимущими гражданами. Так, в Пензенской области бесплатная юридическая помощь оказана около 5,5% малоимущих граждан, в Ульяновской области - около 4%, в Ямало-Ненецком автономном округе - около 4,5%, в Томской области - 2%, в Магаданской области - около 8%, в Еврейской автономной области - около 9%, в Смоленской области - 19%. В большинстве этих субъектов Российской Федерации бесплатная юридическая помощь оказывается с участием государственных юридических бюро. Малоимущие граждане, имеющие низкую степень социальной активности, чаще обращаются за решением своих юридических проблем в государственное учреждение [4].
Интересным представляется опыт Алтайского края, где с 2012 года действует в качестве участника государственной системы бесплатной юридической помощи Краевое автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края», с сетью филиалов в муниципальных районах и городских округах Алтайского края. Данное учреждение оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь во всех видах, предусмотренных Федеральным законом [4].
В реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью участвуют и органы местного самоуправления, которые активно реализовывают предусмотренные Федеральным законом полномочия по организации
оказания бесплатной юридической помощи, а также непосредственно осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах. Например, в Чувашской Республике, в целях правового информирования и правового просвещения населения органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию: порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи; содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей; компетенция и порядок деятельности органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц; правила оказания государственных и муниципальных услуг; основания, условия и порядок обжалования решений и действий органов местного самоуправления; порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий [5].
Количество оказанной гражданам юридической помощи органами местного самоуправления и муниципальными юридическими бюро за 2014 год составляет: малоимущие - 0,45%; инвалиды I и II группы - 0,24%; ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза, Социалистического Труда - 0,3%; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - 4,29%; признанные судом недееспособными - 1,32% [4].
В оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи задействованы также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (3 589 802), органы управления государственных внебюджетных фондов (6 398 638), нотариусы (3 652 559) [4].
В негосударственной системе бесплатной юридической помощи задействованы юридические клиники, создаваемые образовательными организациями высшего образования, и центры бесплатной юридической помощи, создаваемые некоммерческими организациями, в том числе профессиональными объединениями юристов. В полномочия органов государственной власти при этом входит создание условий для развития сотрудничества с участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи. По данным Министерства юстиции Российской Федерации только в 30% субъектов Российской Федерации приняты решения органов государственной власти, направленные на развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки [4]. Следовательно, в обеспечении граждан бесплатной юридической помощью приоритетными остаются активизация работы по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и совершенствование как федерального, так и регионального законодательства в данной сфере.
Список литературы:
1. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6725.
2. Закон Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» от 30 марта 2012 года № 20 // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2012. - № 3.
3. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об определении органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и утверждении перечня органов исполнительной власти Чувашской Республики и подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Чувашской Республики» от 10 мая 2012 года № 171 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 15.07.2015).
4. Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год // [Электронный ресурс]. Доступ из http://minjust.ru (дата обращения 15.07.2015).
5. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощи органами местного самоуправления в Чувашской Республике // [Электронный ресурс]. Доступ из http://minjust.cap.ru (дата обращения 15.07.2015).
6. Мониторинг оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, в I полугодии 2015 года // [Электронный ресурс]. Доступ из http://minjust.cap.ru (дата обращения 05.08.2015).
7. Петренко Н.И., Антонова Е.И. Обеспечение права граждан на юридическую помощь // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 6. - С. 11 - 13.
Рецензия
на статью «Реализация государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в субъектах Российской Федерации» кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации Е.И. Антоновой, кандидата юридических наук, доцента, министра юстиции Чувашской Республики Н.В. Прокопьевой
Вопросы реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в субъектах Российской Федерации, которым посвящена рецензируемая статья, являются, безусловно, актуальными. Государство ставит большие и ответственные задачи, связанные с обеспечением и защитой основных прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на очевидную значимость и необходимость права на бесплатную юридическую помощь, до сих пор остаются актуальными вопросы, касающиеся ее содержания и субъектов оказания, общей системы реализации и гарантированного обеспечения. Законодательство, закрепляющее механизм реализации права на бесплатную юридическую помощь, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
В статье представлен анализ правовых основ и форм организации оказания гражданам бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации. По результатам проведенного анализа авторами отмечается, что в обеспечении граждан бесплатной юридической помощью приоритетными остаются активизация работы по развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и совершенствование как федерального, так и регионального законодательства в данной сфере.
Теоретическая значимость обозначенных в статье проблем и сформулированных положений состоит в том, что они в определенной степени расширяют научное представление об институте оказания бесплатной юридической помощи, дополняют юридическую науку, а на их основе возможна дальнейшая научная разработка проблем оказания бесплатной юридической помощи. Выводы и положения, содержащиеся в статье, могут содействовать совершенствованию законодательства о гарантиях и механизмах обеспечения и защиты права на бесплатную юридическую помощь.
Практическая значимость сформулированных в статье выводов и положений заключается в том, что они могут быть применены в практической деятельности различных субъектов оказания бесплатной юридической помощи и иметь значение для работы законодательных органов по совершенствованию как федерального, так и регионального законодательства в данной сфере.
Представленная на рецензирование статья «Реализация государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в субъектах Российской Федерации», подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом Антоновой Е.И. и кандидатом юридических наук, доцентом Про-копьевой Н.В., соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода научным работам, и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент -
ректор Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, доктор исторических наук, профессор В.В. Андреев