УДК 347.97 ББК 67.75 О-32
L.S. OVODKOVA*
CIVIL RIGHTS TO QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE
Аннотация: в статье освещаются вопросы реализации Федерального закона « Об оказании бесплатной юридическойпомощи в РоссийскойФедерации», приводится опыт отдельных субъектов Российской Федерации в этом направлении.
Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, юридическая клиника, адвокат.
ЛЕЙЛА САРВАРОВНА ОВОДКОВА*
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Annotation: in the article the author considers issues of realization of the Federal Law «About the free legal assistance in the Russian Federation», shows experience of certain territorial subjects of the Russian Federation in this direction.
Key words: free legal assistance, legal assistance bureau, lawyer.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»1 (далее - Федеральный закон № 324-ФЗ) направлен на создание условий получения бесплатной юридической помощи для малоимущих и иных социально незащищенных категорий граждан. Он не регулирует вопросы оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве.
Федеральным законом предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Государственная система бесплатной юридической помощи формируется в составе следующих участников: органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственныхюридических бюро и адвокатов. В регионах Российской Федерации государственная система бесплатной юридической помощи создается и финансируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Негосударственная система формируется на добровольной основе в составе юридических клиник, созданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и негосударственныхцентров бесплатной юридической помощи, создаваемых некоммерческими организациями, профессиональными объединениями юристов.
Координация работы по реализации Федерального закона № 324-ФЗ возложена на уполномоченный федеральный орган исполнитель-
■ö ш
1
с
■с §
I
о §
0 ■с (D
1 I О О)
о о
ш
со
ш §
S
0
со
(D
со
£
Со
ш
1
о §
Сс
о
ш о
с
* Помощник прокурора Железнодорожногорайона г. Рязани E-mail: [email protected].
о го
viä
О >3
5
о
го
со
CD
3
о
CD
О §
У §
ГО ф
го
6
о с
о
<0
0
1 I о
У
о §
0 §
3
у
1 го
а о
ной власти - Министерство юстиции Российской Федерации2. Организация деятельности участников государственнойсистемы в регионе должна осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регулироваться законодательством каждого региона.
Получение бесплатной юридической помощи в государственной системе обеспечивается: в отношении малоимущих граждан, инвалидов первой или второй группы, ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отбывающих наказание в местах лишения свободы, отдельных групп граждан в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»3 и «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»4, граждан, признанных судом недееспособными, иных граждан в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 324-ФЗ); в части случаев оказания бесплатной юридической помощи, в первую очередь связанных с повседневными потребностями граждан (социальное, пенсионное обеспечение, жилищные, семейные, трудовые и другие вопросы) (ч. 2, 3 ст. 20).
Оказание бесплатной юридической помощи в государственной системе осуществляется государственными юридическими бюро и (или) адвокатами в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления документов правового характера, представления интересов граждан в судах и организациях. Органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения оказывают бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
До принятия Федерального закона № 324-ФЗ не существовало единой системы, обеспечивающей право малоимущих и иных социально незащищенных граждан на получение бесплатной юридической помощи. Ранее бесплатная юридическая помощь оказывалась отдельным категориям граждан по ограниченному кругу вопросов (ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Фе-дерации»)5. Предусмотренные федеральным законодательством случаи оказания бесплат-
ной юридической помощи не обеспечивали современных потребностей, связанных с повышением социальных обязательств государства. В связи с этим были необходимы консолидация и системное развитие норм об оказании бесплатной правовой помощи.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона № 324-ФЗ на региональном уровне путем создания государственных юридических бюро или привлечения к этой работе адвокатов. При этом субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование деятельности таких бюро и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов. Данное полномочие предполагает, что при формировании бюджета субъект Российской Федерации будет исходить из своих финансовых возможностей. Более того, законодатель определил участие адвокатов в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на добровольной основе, что позволит на качественно новом уровне оказывать такую помощь.
Одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, что позволяет им применить все возможные варианты сотрудничества государственных юридических бюро и адвокатов в рамках действующего законодательства.
Указанная система взаимодействия государственных юридических бюро и адвокатов даст возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять контроль за качеством оказания бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом № 324-ФЗ определена основная категория граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, что дает право субъектам Российской Федерации расширить перечень соответствующих категорий граждан, а также перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи.
Данное положение Федерального закона № 324-ФЗ является наиболее рациональным, так как позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с этим оперативно дополнять перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи, исходя из особенностей каждого региона. Это, без сомнения, благоприятно отразится на социальной и экономической ситуации в регионах.
Для принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину необход» мо иметь пакет документов, подтверждающих право на получение этой помощи. В некоторых регионах порядок сбора документов для гражданина неоправданно усложнен. Вместе с тем указанный Федеральный закон не ограничивает право субъектовРоссийской Федерации использовать механизмы, упрощающие сбор документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи. Так, в Санкт-Петербурге адвокаты, участвующие в оказании бесплатной юридической помощи, имеют возможность оперативно проверить, включен ли обратившийся гражданин в городской реестр получателей социальной помощи.
Наряду с государственной системой бесплатной юридической помощи Федеральный закон № 324-ФЗ предусматривает формирование и развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи, которая включает в себя юридические клиники, создаваемые образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридического профиля, и центры бесплатной юридической помощи, создаваемые некоммерческимиорганизациями, в том числе профессиональными объединениями юристов.
Граждане, в силу разных причин не имеющие доступа к бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, могут получить юридическую помощь в негосударственном секторе.
Федеральный закон № 324-ФЗ определил, что деятельность создаваемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования в форме юридического лица либо структурного подразделения юридических клиник как участника негосударственной системы обеспечивает исполнение обязательств по оказанию бесплатной юридической помощи. Создание юридических клиник осуществляется в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации.
Имеющийся опыт работы юридических клиник подтверждает востребованность данной формы деятельности, поэтому они действуют во всех ведущих вузах России. Юридической клиникой Санкт-Петербургскогогосударствен-ного университета как одной из старейших раз-
работана методика деятельности юридических клиник, отличительной чертой которой является внедрение в практику работы института кураторства (наставничества).
При работе с гражданами студенты закрепляют на практике полученные знания, приобретают навыки практической работы, а граждане имеют возможность воспользоваться юридической поддержкой на безвозмездной основе. Одновременно отрабатывается механизм, который обеспечивает качество оказываемой юридической помощи. Это и специальная подготовкасту-дентов, и неоднократная проверка их работы кураторами, и совместная работа студентов в группах, и возможность консультацийу преподавателей и специалистов. Юридические клиники способствуют доступу населения к правосудию, обеспечивают правовое информирование граждан и вместе с тем помогают воспитывать новое поколение юристов-профессионалов, ориентированных на социальную помощь.
Другим участником негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются центры бесплатной юридической помощи. Такие центры могут создаваться некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации.
Виды бесплатной юридической помощи, категории граждан, имеющих право на получение этой помощи, и перечень правовых вопросов, по которым она оказывается, определяются негосударственными центрами бесплатной юридической помощи самостоятельно. При этом к категориям граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи, прежде всего должны относиться граждане с низкими доходами или находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Отличительной чертой деятельности негосударственных центров является оказание юридической помощи гражданам на безвозмездной основе на всех ее стадиях. Наиболее активно в формировании негосударственной системы по развитию деятельности негосударственныхцен-тров бесплатной юридической помощи участвует Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России».
■ö ш
1
с
■с §
I
о §
0 ■с (D
1 I О 0) о
о
ш
со
ш §
S
0
со
(D
со
г
Со
ш
1
о §
Сс
о
ш о
с
1 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 2011. №2 48. Ст. 6725.
2 См.: О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции РоссийскойФедерации, утвержденное Указом Президента РоссийскойФедерации от 13 октября2004 г. № 1313: Указ Президента Рос. Федерации от 25 мая 2012 г. № 742 // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2012. № 22. Ст. 2759.
о го
3 См.: О социальном обслуживанииграждан пожилого возраста и инвалидов: Федер. закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 1995. № 32. Ст. 3198; 2003. № 2. Ст. 167. № 35. Ст. 3607; 2011. № 46. Ст. 6727.
4 См.: О психиатрическойпомощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Федер. закон от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // ВедомостиСъезда народных депутатовРос. Федерации и ВерховногоСовета Рос. Федерации. 1992.
VO № 33. Ст. 1913; Собр. законодательстваРос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3613; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. О Ст. 167; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2009. № 11. Ст. 1367; 2010. № 31. Ст. 4172; 2011. № 7. Ст. 901; № 15. Ст. 2040; № 48. Ст. 6727.
Р 5 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 2002. № 23. Ст. 2102; 2003. № 44. Ст. 4262; 2004. * № 35. Ст. 3607. № 52 (ч. 1). Ст. 5267; 2007. № 31. Ст. 4011; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2011. № 29. Ст. 4291; № 48. 1С Ст. 6727.
го
со
00
Ü о со
о §
§
го ф
го &
о с
о
<0
0
1 I о
У
о §
0 §
Ü
1 го
а о