Научная статья на тему 'Реализация государственной переселенческой политики в Северо-Кавказском крае в начальный период коллективизации: переселение цыган, корейцев, ассирийцев'

Реализация государственной переселенческой политики в Северо-Кавказском крае в начальный период коллективизации: переселение цыган, корейцев, ассирийцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / COLLECTIVIZATION / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / RESETTLEMENT POLICY / CAUCASUS STUDIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Истягин Вадим Роланович

В статье дан подробный анализ состояния историографического освоения различных аспектов переселенческой политики в 20-30-е гг. ХХ века на Северном Кавказе. Автором предпринята попытка проследить основные этапы и закономерности в изучении аграрной политики СССР, охарактеризовать основные работы, а также выделить основные точки зрения по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF STATE RESETTLEMENT POLICY IN THE NORTH CAUCASIAN REGION AT THE INITIAL STAGE OF COLLECTIVIZATION: RESETTLEMENT OF GIPSY, KOREANS AND ASSYRIANS

The article presents the detailed analysis of historiographic development condition as regards various aspects of resettlement policy in the 20-30th of the XX century in the North Caucasus. An attempt is made to track the main stages and regularities in studying agrarian policy of the USSR, characterizing the main works, and also highlighting the main points of view on this subject.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной переселенческой политики в Северо-Кавказском крае в начальный период коллективизации: переселение цыган, корейцев, ассирийцев»

3. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы: в 6 т. / науч. консультант проекта Е. А. Скрипилев. Т. IV. На рубеже веков: эпоха войн и революций / отв. ред. И. А. Исаев. М.: Мысль, 2003. 677 с.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 32. Отделение второе. 1912. Петроград: Государственная типография, 1915. 1819 с.

5. Сборники статистических сведений Министерства Юстиции. Выпуски 16, 18, 20 и 22. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Европейской России за 1900, 1902, 1904, 1906 гг. СПб., 1901, 1903, 1906, 1907.

6. Сборник статистических сведений Министерства Юстиции. Выпуск 30. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Европейской России за 1914 гг. Издание первого департамента Министерства юстиции по 3-му делопроизводству. Статистическое отделение. СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1916. 503 с.

7. Свод законов Российской империи. Т. 16. Ч. 1. Судебные уставы. СПб.: Издание кодификационного отдела при Государственном совете, 1892. 348 с.

УДК 94 (470+571)"1917/1991' (470.6):930.1(091)

В. Р. Истягин

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ КРАЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ: ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЦЫГАН, КОРЕЙЦЕВ, АССИРИЙЦЕВ

В статье дан подробный анализ состояния историографического освоения различных аспектов переселенческой политики в 20-30-е гг. ХХ века на Северном Кавказе. Автором предпринята попытка проследить основные этапы и закономерности в изучении

аграрной политики СССР, охарактеризовать основные работы, а также выделить основные точки зрения по данной теме.

Ключевые слова: кавказоведение, Северный Кавказ, коллективизация, переселенческая политика.

V. R. Istyagin

REALIZATION OF STATE RESETTLEMENT POLICY IN THE NORTH CAUCASIAN REGION AT THE INITIAL STAGE OF COLLECTIVIZATION: RESETTLEMENT OF GIPSY, KOREANS AND ASSYRIANS

The article presents the detailed analysis of historiographic development condition as regards various aspects of resettlement policy in the 20-30th of the XX century in the North Caucasus. An attempt is made to track the main stages and regularities in studying agrarian policy

В государственной переселенческой политике в период коллективизации на Северном Кавказе выделялись два направления, и оба они были вызваны насущной хозяйственной необходимостью развития колхозной системы. Первое направление - массовое переселение в кубанские станицы демобили-

of the USSR, characterizing the main works, and also highlighting the main points of view on this subject.

Key words: Caucasus studies, North Caucasus, collectivization, resettlement policy.

зованных красноармейцев и создание красноармейских колхозов. Появление красноармейцев на кубанской земле не только было вызвано хозяйственной необходимостью, но и связано с трагической страницей кубанской истории - массовой депортацией населения «чернодосочных» станиц. Второе направле-

ние - национальное - было непосредственно связано с осуществлением государственной национальной политики и выразилось в курсе на оседлость цыганского населения и создания цыганских колхозов, а также образовании корейского рисоводческого и ассирийского колхозов. Необходимо отметить, что так называемый национальный поток отличался немногочисленностью переселенцев. При этом оба направления государственной переселенческой политики не пересекались друг с другом.

В научной литературе цели создания национальных переселенческих колхозов связывали с политикой государства в отношении различных национальных меньшинств. Первым о цыганских колхозах в контексте переселенческой политики писал Н. И. Платунов, перечисливший ряд законодательных актов о переводе цыган на оседлость, упомянувший наличие нескольких цыганских колхозов в Азово-Черноморском и Северо-Кавказском краях и отметивший, что по экономическому положению и хозяйственно-организационному уровню цыганские колхозы были слабее русских [7, с. 265-266, 271]. Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков анализировали причины появления цыганских колхозов в контексте мероприятий советской власти в отношении цыганского населения в предвоенные годы. Отметив, что к 1938 г. в стране были созданы 52 цыганских колхоза, указанные авторы констатировали: «Колхозная система сама по себе полностью противоречила цыганской ментальности». Цыганские колхозы либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались [4, с. 203]. В подобном же ключе пишет о цыганских колхозах Н.Ф. Бугай [2, с. 46-47]. О корейском рисоводческом колхозе в советской научной литературе не упоминалось вовсе. В последние годы в работах исследователей истории советских корейцев Ж. Г. Сон [11, с. 87-104; 12, с. 174-177, 322-335] и Н. Ф. Бугая [1, с. 111-117] эта проблема получила определенное освещение. В случае с переселением корейцев на Кубань Ж. Г. Сон отметила совпадение национальной политики партии и необходимость освоение новой сельскохозяйственной отрасли - рисоводства [11, с. 175].

Во второй половине 1920-х - середине 1930-х годов в Советском Союзе в рамках реализации государственной национальной по-

литики осуществлялся комплекс мероприятий по переводу кочующих народов, в том числе и цыган, на оседлый образ жизни. Государственная власть стремилась не только сделать кочевавших цыган оседлыми, но и привлечь их к сельскохозяйственному труду, при этом в полном соответствии с идеологическими установками приоритет отдавался коллективным формам хозяйствования перед индивидуальными.

Коллективизация внесла коррективы в хозяйственное обустройство цыганских хозяйств. Оседлые цыгане, как и все сельское население страны, широко вовлекались в колхозы. Проблемы коллективизации цыган рассматривались 5 января 1931 г. на заседании правления Колхозцентра СССР. Правление констатировало большой наплыв за последнее время цыган-ходоков в земельные органы с ходатайствами о наделении их земельными участками для организации коллективных хозяйств. Заключив, что в цыганских массах происходит «коренная ломка кочевого образа жизни и стремление переключить себя на трудовые рельсы» посредством объединения в колхозы, Колхозцентр отметил недостаточную работу местных земельных органов и колхоз-союзов, зачастую проявлявших недостаточное внимание этому делу и не учитывавших особенности цыганской народности. Причем это касалось как уже существовавших, так и вновь созданных цыганских колхозов. В новом постановлении Колхозцентр предлагал установить всяческое поощрение расселения цыган группами, что позволило бы широко привлекать цыган в колхозы и проводить среди них политико-воспитательную работу. Колхозцентр обратился в Наркомзем СССР с просьбой отправить на места директиву о выделении особых земельных фондов как для прибывавших в колхозы цыган, так и для создававшихся колхозов [5, с. 210].

С момента заседания правления Кол-хозцентра до появления нового постановления о цыганах прошло более года. 1 апреля 1932 г. вышло постановление президиума ВЦИК «О состоянии работы по обслуживанию трудящихся цыган». Заслушав доклад инструктора ВЦИК Поповой о состоянии работы по обслуживанию трудящихся цыган, президиум ВЦИК констатировал, что на основе постановлений от 1 октября 1926 г. и 20 февраля 1928 г. отдельные группы трудящихся цыган стали оседлыми, организовали

колхозы и начали работать в промышленности и промысловой кооперации. С введением письменности и развитием культурно-просветительской работы на родном языке среди трудящихся цыган возросла «политическая сознательность и активность», они получили возможность активного участия в политическом, хозяйственном и культурном строительстве страны. Однако президиум отметил, что из-за недооценки отдельными центральными ведомствами и местными исполкомами, и советами значения работы среди трудящихся цыган намеченные мероприятия по их трудовому устройству и социально-культурному обслуживанию не получили надлежащего практического осуществления. В целях дальнейшего вовлечения цыган в промышленное производство и совхозно-колхозное строительство и усиления их культурно-бытового обслуживания президиум ВЦИК предложил наркоматам и организациям осуществить ряд мер. Наркомату земледелия РСФСР было предложено разработать и представить в Совнарком РСФСР конкретный план землеустройства трудящихся цыган для их компактного заселения, предоставить им земельные участки из государственного земельного фонда и организовать материально-техническую базу. Наркомату земледелия и Колхозцентру РСФСР, исполкомам и советам было предложено путем организационно-хозяйственного укрепления существующих цыганских колхозов, демонстрации и популяризации их работы усилить вовлечение кочующих трудящихся цыган в колхозы, которые должны явиться организаторами оседания цыган. Также предлагалось: развернуть работу по очистке колхозов от «классово-чуждых элементов»; предусмотреть необходимые мероприятия по хозяйственному укреплению создававшихся цыганских колхозов: финансирование и кредитование колхозов, обеспечение семенами, машинами и рабочим скотом; в месячный срок разработать и осуществить специальные мероприятия по подготовке колхозных работников из среды цыган [5, с. 210-211].

Президиум ВЦИК в постановлении предложил Всекопромсоюзу [Всероссийский союз промысловой кооперации - В. И.] наряду с дальнейшим вовлечением цыган в систему промысловой кооперации принять меры к организационно-хозяйственному укреплению существовавших артелей и к их очистке от классово чуждых элементов; обеспечить

трудовые артели цыган сырьем, полуфабрикатами и необходимыми средствами на капитальное и жилищное строительство, на оборудование и механизацию мастерских; развернуть в артелях общественно-массовую и культурно-просветительскую работу, обратив особое внимание на их бытовое обслуживание; организовать подготовку кадров из трудящихся цыган в системе промысловой кооперации путем открытия школ (ШУМП, ФЗУ) [ШУМП - школа ученичества массовых профессий; ФЗУ - школы фабрично-заводского ученичества, основной тип профессионально-технической школы в СССР (1918-1940 гг.) -В.И.] и краткосрочных курсов. Наркомату труда РСФСР было предложено на основании постановления президиума ВЦИК от 10 декабря 1931 г. о выполнении директив партии и правительства по формированию национальных рабочих кадров в АССР и автономных областях предусмотреть подготовку квалифицированных кадров для промышленности из трудящихся цыган на 1932 год. В свою очередь, местным исполкомам и советам предписали при проведении в жизнь постановления ВЦИК от 10 декабря 1931 г. учесть необходимость вовлечения в промышленность и совхозы трудящихся цыган.

Таким образом, в ряде постановлений центральной власти были сформулированы основные положения и механизмы реализации государственной национальной политики в отношении цыганского населения, заключавшиеся в стремлении сделать их оседлыми, наделить землей, на которой они могли бы работать, а с началом коллективизации максимально вовлечь цыган в колхозное производство. Привлекая цыган в качестве рабочих рук, государство решило сделать из неграмотных нищих кочевников полноценных граждан, а потому всемерно заботилось об их просвещении, повышении культурного уровня, охране здоровья и получении ими рабочих профессий и навыков работы в селе.

Цыганские колхозы создавались первыми из всех переселенческих хозяйств в начале коллективизации.

Решение о развитии культу рно-быто-вого устройства в цыганских колхозах принималось на высшем уровне. Так, 5 января 1931 г. правление Колхозцентра СССР предложило национальному бюро и культурно-бытовому сектору Колхозцентра совместно с Наркома-

том просвещения организовать культурно-бытовые учреждения в цыганских колхозах: детские площадки, школы, клубы и т. д. [4, л. 79].

В постановлении президиума ВЦИК «О состоянии работы по обслуживанию трудящихся цыган» от 1 апреля 1932 г. отмечалось, что с введением письменности и развитием культурно-просветительской работы на родном языке, среди трудящихся цыган возросла «политическая сознательность и активность», они получили возможность активного участия в политическом, хозяйственном и культурном строительстве страны. Однако предпринимавшиеся усилия были признаны недостаточными. Поэтому ВЦИК поручил Наркомату просвещения РСФСР в кратчайший срок разработать мероприятия об охвате цыган обучением на родном языке; в течение 1932 г. во всех местах компактного проживания цыган организовать для них сеть школ первой ступени с интернатами; в течение года организовать курсы по подготовке и переподготовке педагогических кадров из трудящихся цыган и открыть цыганское отделение при одном из московских педагогических техникумов; обеспечить цыганские школы учебниками и учебными пособиями на родном языке. При комплектовании высших и средних учебных заведений, и рабочих факультетов следовало обеспечить максимальное вовлечение трудящихся цыган. Наконец, Наркомату здравоохранения РСФСР в постановлении ВЦИК предлагалось обеспечить медицинское обслуживание колхозников-цыган, обратив особое внимание на усиление сети охраны материнства и младенчества, с целью «освобождения рабочих рук женщин-цыганок для работы в колхозах...» [4, л. 31, 38].

Осуществлявшаяся работа по оседлости цыган и их вовлечению в колхозы и промысловые артели привела к определенным итогам. Летом 1935 г. президиум ВЦИК заслушал доклад отдела национальностей о результатах проверки выполнения постановления президиума ВЦИК от 1 апреля 1932 г. «О состоянии работы по обслуживанию трудящихся цыган». Президиум констатировал, что за прошедшие три года работа среди трудящихся цыган «несколько улучшилась»: были образованы 16 цыганских колхозов, определенное количество цыган были привлечены на работу в промышленность и на новостройки, были созданы школы-семилетки с интернатом, отделение рабфака и педагогического

техникума. Вместе с тем президиум отметил сохранявшуюся недооценку значения этой работы со стороны наркоматов и ряда местных исполкомов и советов, в результате чего ряд положений указанного постановления не были выполнены. По итогам заслушанного доклада президиум ВЦИК 1 июля 1935 г. принял постановление о дальнейшей работе с трудящимися цыганами. В постановлении предлагалось Наркомзему РСФСР совместно с Переселенческим управлением отвести в одном из многоземельных краев (областей) территорию для компактного заселения желающих заняться сельским хозяйством цыган, распространив на них полагавшиеся переселенцам льготы. До выполнения данного решения ВЦИК предложил Наркомзему РСФСР принять меры по организационно-хозяйственному укреплению существующих колхозов и подготовке колхозных кадров из трудящихся цыган. Всеко-промсоюз получил предписание об оказании помощи и укреплению имевшихся цыганских промысловых артелей. ОГИЗ [ОГИЗ - Объединение государственных книжно-журнальных издательств при Наркомпросе РСФСР 1930-1949 гг. - В..] было предложено принять меры по обеспечению издания литературы и учебников на цыганском языке и усилению их распространению среди трудящихся цыган. 1 июля 1935 г. на заседании президиума ВЦИК была образована комиссия, которой поручили обсудить вопрос о целесообразности землеустройства цыган в одном месте, наметить места переселения и определить направления хозяйства: животноводческое, кустарно-промысловое или смешанное. Комиссии предложили созвать совещание с привлечением 8-10 представителей с мест, а также выработать проект практических предложений и представить их в президиум ВЦИК. 7 августа на заседании созданной 1 июля комиссии было решено поручить группе в составе представителей Наркомзема РСФСР, Наркомзема СССР, Переселенческого комитета, Отдела национальностей ВЦИК и представителя Наркомата совхозов СССР к 1 сентября 1935 г. определить оптимальные районы для сосредоточения в них трудящегося кочующего цыганского населения с переводом его на оседлость и необходимые для этого организационные и хозяйственно-финансовые мероприятия. Руководству промысловой кооперации было предложено в тот же срок наметить меро-

приятия по организационно-хозяйственному укреплению существовавших цыганских промысловых артелей.

Таким образом, в середине 1930-х гг. национальная политика в отношении цыган претерпела коррективы: подтвердив курс на оседлость и вовлечение цыган в колхозы и промысловые артели, власть решила сосредоточить цыган в одном регионе, создать некий цыганский район. Отказ Азово-Черноморско-го и Северо-Кавказского краев от приема цыган не означал принципиального неприятия этой политики, напротив, на территории краев существовали и успешно работали цыганские колхозы.

Следует признать, что в культурно-бытовом развитии для работавших в колхозах цыганских семей после принятия указанных выше постановлений произошли позитивные изменения. Так, в июле 1935 г. Токмаков в докладной записке в отдел национальностей ВЦИК предложил срочно командировать в Северо-Кавказский край в цыганский сельсовет сотрудника и по примеру 1933-1934 гг. организовать выпуск газеты на цыганском языке, «на основе трудовой жизни» и силами цыганского сельсовета. Необходимость возобновления издания такой газеты автор мотивировал тем, что каждый ее выпуск, а вышло всего два номера, поднимал «широкие массы трудящихся цыган на практическое и деловое обсуждение их производственных недостатков», а также обсуждался вопрос о положении цыган-кочевников. Все это делалось посредством обмена письмами между цыганскими колхозами, артелями и отдельными цыганами-кочевниками. Реализация данного предложения дало бы возможность высшей власти получить всестороннее представление о цыганской жизни [3, л. 6 об.]. Выходит, что в 1933-1934 гг. в единственном на Северном Кавказе цыганском сельсовете в районе колхоза «Труд ромэн» выпускалась газета на цыганском языке. Она, очевидно, действительно сыграла положительную роль в оседании цыган-кочевников и вовлечению их в колхозы, но по неуказанной причине газета практически сразу перестала выходить.

Культурно-бытовое состояние цыганских колхозов к середине 1930-х гг. было далеким от идеала, хотя и имелись отдельные «очаги культуры». В 1936 г. в колхозе «Нэво дром» имелась школа, детские ясли и медпункт [12].

В 1936 г. в колхозе «Труд ромэн» Минерало-водского района Северо-Кавказского края имелось 40 саманных крестьянских домов в 1-2 комнаты, крытых черепицей и с глинобитными полами. Все дома нуждались в среднем и капитальном ремонте, надворные постройки находились в полуразрушенном состоянии. Клуба или избы-читальни в колхозе не было. В небольшой избе имелся красный уголок. Библиотеки и радиоточки не было, «избача или культурника нет». В колхозе имелась начальная школа, для которой была приспособлена крестьянская хата с двумя «классными комнатами». В школе было 70 учеников и всего 1 учитель. Всего числились 75 детей школьного возраста, все младшие школьники учились в школе. В колхозе имелись детские ясли на 40 детей - очень бедно оборудованное помещение в крестьянском доме. Но колхоз имел кредит в 3 000 рублей на оборудование яслей. По причине отсутствия в колхозе коммунистов не имелось парторга, были 12 комсомольцев с небольшим стажем. Очень редко выпускалась стенгазета [8, л. 65]. Посетивший весной 1936 г. три цыганских колхоза в Азово-Черномор-ском и один колхоз в Северо-Кавказском краях ответственный секретарь ВПК Захаров отметил: «... в домах цыгане живут грязновато. Нет необходимой домашней утвари, коровы стоят в хатах». Он предложил руководству купить и раздать цыганам-колхозникам табуретки и скамейки, чтобы в их квартирах был относительный уют. Он отметил, что газеты в цыганских колхозах почти не выписывают и политическая работа среди цыган не проводится. «Очень и очень требуется в каждом колхозе парторганизатор», - констатировал он [9, л. 13, 13 об.].

25 февраля 1 937 г. президиум Азо-во-Черноморского крайисполкома признал недостаточной проводимую культурно-политическую работу Щербиновского, Ново-Ти-таровского и Тарасовского райисполкомов, горсоветов Ростова и Новочеркасска среди осевших цыган. Крайисполком обязал край-ОНО обеспечить выделение средств в размере 9 000 рублей на оборудование школы в колхозе «Новый путь» Тарасовского района. КрайОНО предложили обеспечить полный охват детей школьного возраста в цыганских колхозах школьным обучением и закончить ликвидацию неграмотности и малограмотности в течение 1937 года [9, л. 17].

По данным посетившего в мае 1934 г. инструктора сельхозотдела Азово-Черно-

морского крайкома Савина, в ассирийском колхозе имени А. И. Микояна Курганинского района в 1933 г. была построена школа, в которой обучались 63 ребенка. Средства на ее строительство в размере 3 000 рублей были выделены Обществом ассирийцев, остальные средства были изысканы на месте. В 1934 г. в колхозе был построен клуб, «но в силу отсутствия средств не оборудован и нет библиотеки». В одном из домов были организованы детские ясли. В 1934 г. большинство колхозников жили в отдельных домах, но около 40 семей проживали по две семьи в одном доме, т. е. не имели отдельного жилья. Зарегистрированы 6 случаев покупки домов колхозниками в других станицах, с помощью колхоза они заканчивали их строительство и на новом месте [13, л. 77]. Наиболее острой в ассирийском колхозе была жилищная проблема, вызванная недостаточным количеством домов для колхозников. Краевая газета «Молот» 30 декабря 1936 г. сообщала, что в корейском рисоводческом колхозе имени Г. М. Димитрова Славянского района «блестяще развивается колхозная самодеятельность, создан духовой оркестр из пионеров, работают кружки, выписывается много литературы, газет». Колхозникам было выдано по 12,5 кг риса на трудодень [6, с. 681]. Парторг колхоза Хван Дон-хан констатировал: «Колхоз им. Димитрова стал зажиточным, у него есть 4 автомашины, 150 велосипедов и духовой оркестр. Это, бесспорно, работа райкома партии» [12, с. 330].

Таким образом, переселенцы: и бывшие цыгане-кочевники, никогда не работавшие на земле, и рисоводы-корейцы, и ассирийцы должны были активно строить новую жизнь, добросовестно и ударно трудиться в колхозах. В этом смысле различий между нацменами и красноармейцами не было никаких. В отношении национальных меньшинств переселение на кубанскую землю было обусловлено реализацией национальной политики и необходимостью вовлечения нацменов в колхозное производство. Национальных колхозов было немного, и едва ли они могли внести существенный вклад в сельскохозяйственное производство, однако опыт корейцев-рисоводов

был усвоен, рисоводство стало неотъемлемой отраслью кубанских хлеборобов.

Переселение представителей так называемых национальных меньшинств осуществлялось их национальными организациями и земельными органами и носило добровольный характер. Объективно оно имело целью сделать некогда обездоленных людей полноценными гражданами и привлечь их к созидательному труду в колхозах.

Культурно-бытовое обустройство национальных переселенческих колхозов в 1930-е гг. было далеким от идеала. Но принимая во внимание государственное значение переселенческой кампании, удалось добиться определенных позитивных сдвигов. В национальных колхозах были открыты и оборудованы школы, ясли и детские сады, имелись клубы. И если школы и детские сады работали, то учреждения культуры и досуга - библиотеки, клубы, кинотеатры - часто бездействовали. Это было тем более странно, что, в отличие от многочисленных красноармейских колхозов, цыганские колхозы создавались в рамках реализации политики оседания кочевого населения и вовлечения их в колхозы. Да и создавались они, в отличие от красноармейских колхозов, не в экстренном порядке. Цыгане за неимением колхозных парторгов были избавлены от партийной агитации и не были вовлечены в систему партпросвещения. А в остальном культурно-бытовое положение цыганских колхозов принципиально ничем не отличались от состояния красноармейских колхозов, они переживали те же трудности, что и красноармейские колхозы. Повседневная жизнь переселенцев - красноармейцев и цыган - по причине общности их сельского образа колхозной жизни и работы едва ли принципиально отличалась.

Несколько особняком стояли ассирийский и корейский колхозы. Созданные по инициативе национальных объединений, колхозы пользовались их поддержкой, в том числе финансовой, что позволяло им создавать социальную инфраструктуру: детские ясли, школу, клуб, библиотеку. В сравнении с цыганскими колхозами ассирийцы и корейцы были устроены гораздо лучше в культурном плане и зажиточнее в материальном.

Литература

1. Бугай Н.Ф. Корейцы Юга России: межэтническое согласие, диалог, доверие. М.: ИЦ Института российской истории РАН, 2015. 510 с.

2. Бугай Н. Ф. Цыгане России: общество, адаптация, консенсус (1900-2010). М.: Кучково поле; Лавандр, 2012. 352 с.

3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1235. Оп. 121. Д. 31. ГАРФ. Ф. Р-1235. Оп. 130. Д. 5.

4. Деметер Н., Бессонов Н., Кутенков В. История цыган - новый взгляд. Воронеж: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2000. 334 с.

5. Килин А. П. Политика перевода цыган на оседлый образ жизни: проблемы реализации (19261937) // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. С. 187-223.

6. Коллективизация сельского хозяйства на Северном Кавказе (1927-1937 гг.). Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1972. 822 с.

7. Платунов Н. И. Переселенческая политика Советского государства и ее осуществление в СССР (1917 - июнь 1941 гг.). Томск: Издательство Томского ун-та, 1976. 383 с.

8. Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 5675. Оп. 1. Д. 151.

9. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 141.

10. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 149. Л. 13 - 13 об.

11. Сон Ж.Г. «Корейский вопрос» в Азово-Черноморском крае в 1930-е годы // Голос минувшего. 2008. № 1-2. С. 87-104.

12. Сон Ж.Г. Российские корейцы: всесилие власти и бесправие этнической общности. 19201930. М.: Гриф и К, 2013. 533 с.

13. Центр документации новейшей истории Ростовской области. Ф. 8. Оп. 1. Д. 45.

УДК 93/99(470)

С. Б. Калинченко

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОРИИ НАУКИ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В статье дан анализ научных трудов, посвященных истории становления и развития науки на Северном Кавказе. С позиций проблемно-хронологического подхода определены направления исследований по изучению организации научных учреждений,

S. B. Kalinchenko

подготовки кадров, деятельности научных обществ, отдельных отраслей науки в регионе.

Ключевые слова: История науки, высшая школа, научные учреждения, научные кадры, отрасли науки.

THE MAIN TRENDS IN HISTORIOGRAPHY OF SCIENCE IN THE NORTH CAUCASUS

The article studies the scientific papers on the history and development of science in the North Caucasus. From the standpoint of problem-chronological approach the areas of research to study the organization of scientific institutions, training activities of scientific

Развитие современного российского общества зависит от ряда экономических, политических, духовных и иных факторов, среди которых все большее влияние приоб-

societies, individual branches of science in the region are specified.

Key words: history of science, higher educational institution, research institutions, scientific staff, branches of science.

ретают наука и образование. Государство использует научные исследования для создания экономики, военной мощи, идеологического оправдания своей политики и повышения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.