Научная статья на тему 'Реализация государственной национальной политики в Красноярском крае: традиции и инновации'

Реализация государственной национальной политики в Красноярском крае: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
990
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОС / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / ЭТНИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / NATIONAL POLITICS / ETHNOS / SOCIO-ORIENTED NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / ADAPTATION OF MIGRANTS / ETHNIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баринов Роман Геннадьевич, Рафиков Рашит Гиззатович

В статье освещаются вопросы реализации государственной национальной политики в Красноярском крае с учетом региональных особенностей. Этот опыт представляет большой интерес, т.к. используются инновационные подходы, формы и методы работы с опорой на государственно-частное партнерство, использование институтами гражданского общества фандрайзинга, обучающих технологий, развитие информационного пространства и технологий адаптации мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Баринов Роман Геннадьевич, Рафиков Рашит Гиззатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE STATE NATIONAL POLICY IN KRASNOYARSK REGION: TRADITION AND INNOVATION

The article reveals the issues of realization of the state national policy in the Krasnoyarsk Region from a regional perspective. This experience is of great interest, since using innovative approaches, forms and methods of work based on public-private partnerships, the use of the institutions of civil society of fundraising, the use of learning technologies, the development of the information space and adaptation of migrants.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной национальной политики в Красноярском крае: традиции и инновации»

УДК 323.101 (47) ББК 66.3, 5

реализация государственной

национальной политики в красноярском крае: традиции и инновации

Баринов роман Геннадьевич,

и.о. начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края, пр. Мира, г. Красноярск, Красноярский край, 110660009,

Barinov@krskstate.ru

рафиков рашит Гиззатович

кандидат исторических наук, заместитель начальника управления общественных связей

губернатора Красноярского края, пр. Мира, г. Красноярск, Красноярский край, 110660009,

Rafikov@krskstate.ru

Аннотация

В статье освещаются вопросы реализации государственной национальной политики в Красноярском крае с учетом региональных особенностей. Этот опыт представляет большой интерес, т.к. используются инновационные подходы, формы и методы работы с опорой на государственно-частное партнерство, использование институтами гражданского общества фан-драйзинга, обучающих технологий, развитие информационного пространства и технологий адаптации мигрантов.

Ключевые слова

Национальная политика, этнос, социально ориентированные некоммерческие организации, адаптация мигрантов, этническая мобильность.

В последние годы на федеральном уровне наблюдается повышение интереса к сфере межнациональных отношений. О значимости государственной национальной политики с откровенной прямотой говорится в концептуальной статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос»: «Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - националь-

ный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие»1.

43

44

С принятием Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.2 (далее - Федеральная стратегия) и ряда других нормативных правовых актов стратегического характера3 данная сфера ставится на уровень национальной безопасности государства. Реализация Федеральной стратегии, повышение ее эффективности невозможно без учета особенностей того или иного региона, его возможностей объективного и субъективного характера. Об этом наглядно свидетельствует современный опыт Красноярского края, который, несмотря на свою уникальность, практически не освещается в научной литературе.

Актуальность проблематики, слабая ее изученность применительно к Красноярскому краю, новизна происходящих в этом регионе процессов - все это обусловило выбор темы предлагаемой статьи.

Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в крае насчитывается 159 национальностей.4 В северных районах проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера (КМНС) общей численностью в 16,5 тыс. чел., причем половина из них - долганы, кеты, нганасаны и энцы - имеют сугубо местное, автохтонное происхождение. Численность нерусско-

'Путин В.В. Россия - национальный вопрос // Независимая газета». 2012. 23 января.

2утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012. №

1666.

3Речь, прежде всего, идет о Плане мероприятий по ре-

ализации в 2013-2015 гг. Стратегии государственной нацио-

нальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.07.2013 № 12226-р) и Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (утв. Пост. Правительства РФ от 20.08.2013 № 718).

4Этно-Мир на Енисее. О народах Красноярского края. 2012. № 7. С. 4.

5Рафиков Р.Г. Межнациональные отношения в Красноярском крае на современном этапе / Цикл лекций по развитию гражданской культуры населения Красноярского края. Лекция № 7 Электронный ресурс. Режис доступа к ресурсу: http://gokrk.ru/upload/iblock/f1d/f1d98ef786b25aca4e90a39ae 3aba94b.pdf (Дата обращения 01.09.2016).

го населения составляет в Красноярском крае 320 тыс. чел. или 10,5% от общего числа жителей региона, а с учетом мигрантов - превышает 380 тыс. человек5.

Механизм реализации государственной национальной политики в Красноярском крае полностью соотносится с региональной этнической и конфессиональной спецификой, главная из которых - наличие четырех основных этнокультурных групп: русские, КМНС, национальные меньшинства и мигранты. Каждая из этих групп имеет свои характерные особенности, требующие комплексного анализа и учета в работе государственных органов власти, органов местного самоуправления. Данные подходы нашли отражение в формировании системы управленческих структур, региональном законотворчестве, программном обеспечении, механизме их исполнения.

В сфере реализации государственной национальной политики в Красноярском крае в качестве стратегических был принят ряд документов. Прежде всего, это План мероприятий по реализации в Красноярском крае в 20142015 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. По завершении сроков его действия Губернатор края В.А. Толоконский утвердил аналогичный план мероприятий на следующее трехлетие (2016-2018 гг.)6 .

Реализация вышеназванного плана опирается на широкое программное обеспечение. Так, в отношении аборигенного населения Красноярского Севера на протяжении последних лет реализуется государственная программа «Создание условий для сохранения традиционного образа жизни КМНС Красноярского края и защиты их исконной среды обитания»7. Объем бюджетных ассигнований на нее составил в 2015 г. 426,6 млн. рублей, из них 93,2% - это средства краевого бюджета. На 2016 г. запланировано увеличение объемов до 432,1 млн.

бПервый план был утвержден Губернатором края 13 апреля 2014 г., второй - распоряжением Губернатора края от 29.03.2016 № 143-рг.

7Утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2913 № 520-п.

руб. (95,4% из краевого бюджета). Помимо этого, Красноярский край на поддержку экономического и социального развития КМНС получил из федерального бюджета межбюджетные трансферты в размере 12,3 млн. руб. в 2014 г., 8,5 млн. руб. в 2015 г. и 6,3 млн. руб. в 2016 г. На наращивание поголовья домашних северных оленей Красноярского края получены федеральные субсидии в размере 19,5 млн. руб. в 2015 г. и 20,1 млн. руб. в 2016 г.8

Осенью 2014 г. принимается государственная программа Красноярского края «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края» на 2015-2017 гг. с общим объемом на три года в размере 239,8 млн. рублей из краевого бюджета (в т.ч. на 2015 г. - 87,6 млн. руб., на 2016 г. - 76,2 млн. руб.)9. Эта программа состоит из 4 подпрограмм, каждая из которых имеет свою целевую направленность:

- формирование общероссийской идентичности;

- сохранение и развитие русского этноса и российского казачества;10

- сохранение и развитие этнокультурных традиций народов, проживающих на территории края;

8Материалы текущего архива Управления общественных связей Губернатора Красноярского края.

9Утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2014 № 442-п.

10Казачество было включено в подпрограмму как «этнокультурная группа русского этноса». Работа с данной целевой группой ведется в соответствии с Планом мероприятий по реализации в 2015-2017 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 г. на территории Красноярского края (утвержден распоряжением Губернатора Красноярского края от 20.03.2015 № 120-рг).

11В соответствии с решением Комиссии ФАДН России по отбору региональных целевых программ для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках федеральной целевой программы:

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» от 08.04.2016 государственная программа Красноярского края набрала наибольшее количество баллов среди программ регионов Сибирского федерального округа. Общий размер субсидии составил 29 076,4 тыс. руб., немногим уступив только Республике Башкортостан и Санкт-Петербургу.

- профилактика межнациональной напряженности, этнического экстремизма и ксенофобии.

Данная программа по итогам конкурса, проведенного Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) в апреле 2016 г., была признана одной лучшей по Сибирскому федеральному округу. Получение по итогам конкурса федеральной субсидии в размере 29,1 млн. руб. позволило значительно увеличить количество и качество мероприятий, проводимых в сфере межнациональных отношений11.

В Красноярском крае развиты различные формы общественной самоорганизации этносов. К середине 2016 г. в регионе функционировало свыше 90 зарегистрированных нацио-нальнокультурных организаций, в том числе 8 региональных и 25 местных национально-культурных автономий. Помимо национальных объединений, в крае действует 335 зарегистрированных религиозных организаций, представляющих более 30 религиозных направлений и культов.

Традиционно взаимодействие органов исполнительной власти Красноярского края с национальными объединениями и религиозными организациями ведется системно, на плановых началах, через широкую сеть переговорных площадок, что также является спецификой Красноярского края. Институализация взаимоотношений государственных структур и общественных организаций происходила постепенно.

Среди основных переговорных площадок можно выделить Общественную палату национальностей и Общественную палату КМНС Гражданской ассамблеи Красноярского края, Совет молодежных национальных объединений края, получивший в 2016 г. статус юридического лица, Совет при Губернаторе края по взаимодействию с религиозными организациями Красноярского края,12 Межнациональный культурный центр при Дворце Труда и Согла-

12Гражданская ассамблея Красноярского края создана 26 июня 2007 г. в соответствии с Законом края от 14.02.2007 № 21-5803. В нее вошли 14 общественных палат. 9 июня 2011 г. был принят новый Закон края «О Гражданской ассамблее Красноярского края» № 12-5975.

45

46

сия, рабочую группу по взаимодействию с казачеством, общественные и консультативные советы при министерствах и ведомствах краевого и федерального уровней.

В январе 2016 г. Губернатор края В.А. Толо-конский торжественно открыл Дом дружбы народов Красноярского края13. Данное учреждение является основным ресурсным центром для реализации проектов социально ориентирвоан-ных некоммерческих организаций, работающих в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений, адаптации и интеграции мигрантов, а также переговорной площадкой инновационного типа. Большую системную работу среди представителей КМНС Красноярского Севера ведет Таймырский дом народного творчества.

На уровне органов местного самоуправления общественные советы по межнациональному и межконфессиональному взаимодействию действуют в г. Красноярске и при 4 районных администрациях г. Красноярска, а также еще в 31 муниципальном образовании края.

Поддержка деятельности национально-культурных НКО и СО НКО, работающих в сфере гармонизации межнациональных отношений, ведется в рамках вышеуказанных программ. Особо подчеркнем тот факт, что за счет этих средств в течение года на территории Красноярского края реализуется более 150 национальных и межнациональных мероприятий и проектов силами самих СО НКО и, прежде всего, национально-культурных общественных организаций. По имеющимся сведениям, данные инновационные подходы государственно-частного партнерства используются только в Красноярском крае.

Реализация этого механизма государственно-социального партнерства не означает отказа от финансовой поддержки в виде грантов или субсидии для осуществления проектной деятельности. Социально ориентированные НКО региона, работающие в сфере гармонизации межнациональных отношений, активно участвуют в краевой грантовой программе «Со-

13Создано в соответствии с распоряжением Губернато-

ра Красноярского края от 24.09.2015 № 859-р.

циальное партнерство во имя развития» с ежегодным объемом финансирования в 30 млн. рублей. С помощью специальной номинации «Согласие» поддерживаются проекты, направленные на воспитание толерантности, достижение гражданского согласия и гармонизацию межнациональных отношений. По итогам 20132016 гг. в данной номинации было одобрено 16 проектов на общую сумму в 2,9 млн. рублей.

Кроме того, в рамках реализации федеральных субсидий бюджету Красноярского края в 2013-2015 гг. было одобрено 10 краевых проектов СО НКО, направленных на развитие межнационального сотрудничества, на общую сумму в 3,9 млн. рублей14 .

В грантовой политике Красноярского края особое внимание уделяется северным народам. В рамках государственной программы «Создание условий для повышения уровня традиционного образа жизни»,15 предусмотрено предоставление грантовой поддержки, направленной на сохранение и на развитие видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС. В настоящее время рассматривается вопрос о расширении категорий соискателей, предусматривающих возможность участия в конкурсе не только общин КМНС, некоммерческих партнерств, но и индивидуально работающих мастеров из числа малочисленных народов, занимающихся художественными промыслами и народными ремеслами.

При финансовой, организационной и информационной поддержке органов государственной власти и муниципалитетов Красноярского края регулярно проводятся различные фестивали национальных культур и дни национальных культур, а также мероприятия, посвященные национальным и религиозным праздникам живущих в крае народов.

Традиционными для региона стали: русская «Масленица» и Дни русской духовной культуры, праздники «Хэйро», День коренных народов мира, День рыбака и День оленевода на-

14Материалы текущего архива Управления общественных связей Губернатора Красноярского края.

15Утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 520-п.

родов Севера, татаро-башкирский «Сабантуй», чувашский «Акатуй» и «Чуклеме», хакасские «Чыл Пазы» и «Тум пайрам», якутский «Ысыах», бурятские «Сагаалган» и «Сурхарбаан», тувинские «Наадым» и «Шагаа», таджикский «Сайри Лола», молдавский «Мэрцишор», белорусские «Каляды» и «Дажинки», праздник «Навруз» народов Средней Азии и Азербайджана, Дни славянской культуры и письменности, праздник народов Балтии «Янов день - Лиго», армянский «День матери, любви и красоты», литовский «Ярмарка Казюкаса», азербайджанский «Праздник граната», немецкий праздник весны, украинские «Шевченковские дни», фестиваль еврейской книги, турнир по футболу «Кубок наций», казачье мероприятие «Взятие снежного городка» и многие другие.

Брендовыми для региона являются такие мероприятия, как Международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири», Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые охватывают десятки тысяч гостей и жителей Красноярского края. Главным событием 2015 г. стало проведение в Красноярске XV Федерального Сабантуя, в котором приняли участие свыше 40 тыс. чел., в том числе гости из 28 субъектов Российской Федерации.

Особыми категориями населения, работа с которыми выходит на новый уровень, являются сообщества мигрантов. Причем, это не только трудовые иностранные мигранты, но и дети-инофоны (для которых русский язык не является родным), учащиеся вузов и средних специальных учебных заведений, приехавшие в Красноярск из национальных республик России и зарубежных стран. Последней целевой категории тоже необходимо содействие в социокультурной адаптации и интеграции. Особую роль здесь играет Дом дружбы, задачей которого является координация деятельности по взаимодействию с негосударственными организациями и учреждениями, работающими в сфере адаптации и интеграции мигрантов.

Интересные проекты реализуются и в отношении трудовых иммигрантов. В январе 2016 г. Красноярский филиал ФГУП «Паспортно-ви-

зовый сервис» ФМС России открыл Центр социальной адаптации и интеграции мигрантов с помещениями общей площадью 4000 кв. метров (единственный по своему мультикомплексному подходу в РФ). Центр предоставляет полный комплекс услуг по принципу «одного окна» и включает: гостиницу; медицинский центр с выдачей справок; локальный центр тестирования; миграционный центр по подготовке и оформлению документов; биржу вакансий; получение юридической, социально-психологической помощи.

Работу по адаптации и интеграции мигрантов из числа соотечественников успешно ведут национально-культурные автономии народов Средней Азии и Кавказа - в основном через оказание информационной, юридической и справочной помощи (армяне, азербайджанцы, киргизы, таджики, узбеки), помощи в трудоустройстве (узбеки, киргизы) и в организации проживания (узбеки). При их поддержке и соучастии в августе 2016 года были подготовлены и изданы «Справочники мигранта по Красноярскому краю» на четырех языках: русском, киргизском, таджикском и узбекском. Всего по Красноярскому краю тестированием по русскому языку занимаются 16 локальных центров.

Различные вопросы теоретического характера, исторического и современного опыта социокультурной адаптации и интеграции мигрантов обсуждаются на регулярно проводимой с 2010 г. международной научно-практической конференции «Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в ХХ-ХХ1 веках: опыт и перспективы». которая проводится в г. Красноярске.

В Красноярском крае сформировалась интересная и в определенном смысле инновационная система обучения управленцев и общественников, работающих в сфере межнациональных отношений. На ежегодных учебных семинарах по вопросам реализации государственной национальной политики на территории края, взаимодействия органов исполнительной власти края с национальными и религиозными организациями первоначально прошли обучение главы и заместители глав му-

47

48

ниципальных образований, затем - специалисты структурных подразделений Правительства края и муниципалитетов, уполномоченных в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. На этих семинарах слушатели, помимо получения теоретических знаний, знакомятся с руководителями национальных, общественных и религиозных организаций, посещают культурные центры и храмы, получают практические навыки, в том числе по алгоритму решения возможных конфликтных ситуаций.

Для лидеров и актива национальных НКО ежегодно на плановой основе проводятся семинары-тренинги по темам: «Взаимодействие национальных НКО и СМИ», «Национальные НКО и правоохранительные органы», «Профилактика национального и религиозного экстремизма в молодежной среде», «Национальные НКО и проектная деятельность», «Славянские молодежные объединения Красноярского края» и другие. Эти же вопросы обсуждаются также в ходе ежегодного летнего межнационального и межконфессионального молодежного слета «Интер-лагерь».

Обучающий эффект имеют также мероприятия окружного и федерального уровней, которые в последние годы проводятся в г. Красноярске. Летом 2015 года в г. Красноярске прошли два федеральных семинара по проектной деятельности для СО НКО Сибирского федерального округа, работающих в сфере гармонизации межнациональных отношений.

В марте 2016 г.в Красноярске состоялся семинар-совещание по теме: «О практике и задачах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В августе 2016 г. край принимал двухдневный межрегиональный семинар-совещание «Практика взаимодействия регионов и НКО Сибири в сфере реализации государственной национальной политики. Этносоциальные процессы в Сибирском федеральном округе: общее и особенное», а также четырехдневный межрегиональный семинар по вопросам государствен-

но-конфессиональных отношений в Красноярском крае и СФО.

С целью предупреждения и предотвращения возникновения конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае идет развертывание структуры мониторинга через:

- внедрение соответствующей федеральной системы мониторинга предконфликтной ситуации с размещением рабочих мест во всех муниципальных образованиях края. 5 апреля 2016 г. заключено Соглашение о сотрудничество в сфере реализации государственной национальной политики между ФАДН России и Красноярским краем. За последующие три мея-ца были проведены: процедура по закупке услуги по обеспечению доступа к системе электронного мониторинга, оборудованы рабочие места во всех муниципальных образованиях, обучен персонал;

- проведение ежегодных социологических исследований по узловым и актуализированным аспектам межнациональных, межконфессиональных и миграционных отношений в крае;

- продолжение работы ранее созданных рабочих групп, координационных и общественных советов; постоянное взаимодействие органов власти с национальными институтами гражданского общества;

- формирование экспертного сообщества из числа ведущих представителей научного сообщества, лидеров диаспор и конфессий.

Для решения задач культурно-просветительского, информационного, воспитательного характера и повышения уровня этнотолерант-ности значение имеет расширение информационного пространства, которое ведется в Красноярском крае по следующим основным направлениям.

По инициативе Администрации Губернатора края с 2009 г. в региональном эфире выходит цикл телепередач, посвященных духовному самосознанию русских Красноярского края (вышло 125 оригинальных программ). В 2015 г. впервые был подготовлен цикл телепрограмм, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Красноярском крае. Вышло

в эфир 20 телепередач и 30 видеоматериалов, в которых рассказывается об истории, культуре, праздниках различных народов, проживающих на территории Красноярского края16 .

На 2016 г. запланирована подготовка двух циклов телепередач, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений в крае на сумму в 7,1 млн. рублей. Часть телепередач уже вышла в эфир.

С 2010 г. в Красноярске издается альманах «Этно-Мир на Енисее. О народах Красноярского края». Выпускаются также различные бюллетени, сборники, газетная и журнальная продукция национальных НКО.

В 2015 г. был реализован интересный проект - краевой лекторий «Этномир Красноярского края». Первый опыт его апробации в г. Красноярске и г. Норильске среди различных целевых групп населения (школьники, студенты, мигранты, активисты НКО) в формате открытых лекций, видеолекций и презентаций показал актуальность и востребованность «живого общения» лектора с населением, особенно на периферии региона. В 2016 г. этот проект получил свое дальнейшее развитие за счет расширения количества охваченных лекциями муниципальных образований.

16Материалы текущего архива Управления общественных связей Губернатора Красноярского края.

Таким образом, краевые органы исполнительной власти опираются на совершенствование многоуровневой системы мер и механизмов проведения ответственной национальной политики, способствующей сохранению общественно-политической стабильности в Красноярском крае.

Результатом всей этой работы стало улучшение ряда базовых показателей. К примеру, по социологическим опросам 2010 г., проведенных по заказу Администрации Губернатора края, среди молодежи региона многонационально-стью в России были довольны 37%, недовольны - 22,5%, индифферентны - 40%. В апреле 2015 г. о своем позитивном отношении к многона-циональности заявили 63% жителей края, отрицательно - только 12%, безразлично - 26%.17 Для 83,8% взрослого населения края важно чувствовать себя гражданином Российской Федерации, 73,2% оценивают ситуацию в межнациональных отношениях в Красноярском крае как позитивную18.

17Этно-Мир на Енисее. О народах Красноярского края. 2015. № 11. С. 15.

18Материалы социологического исследования ноября 2015 г., проведенного по заказу Управления общественных связей Губернатора края.

Список литературы

1. Путин В.В. Россия - национальный вопрос // Независимая газета». 2012. 23 января.

2. Рафиков Р.Г. Межнациональные отношения в Красноярском крае на современном этапе // Цикл лекций по развитию гражданской культуры населения Красноярского края. Лекция № 7. Электронный ресурс. Режим доступа к ресурсу:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. http://gokrk.ru/upload/iblock/f1d/f1d98ef786b25aca4e90a39ae3aba94b.pdf (Дата обращения 01.09.2016).

4. Этно-Мир на Енисее. О народах Красноярского края. Альманах. 2012. № 7.

5. Этно-Мир на Енисее. О народах Красноярского края. Альманах. 2015. № 11

49

REALIZATION OF THE STATE NATIONAL POLICY IN KRASNOYARSK REGION: TRADITION AND INNOVATION

Barinov Roman Gennadjevich,

Acting as Head of the Department of Public Relations of the Governor of the Krasnoyarsk Region, Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Krai, 110660009,

Barinov@krskstate.ru

Rafikov Rashit Gizzatovich,

Candidate of Historical Sciences, Deputy of Head of the Department of Public Relations of the Governor of the Krasnoyarsk Region,

Abstract

The article reveals the issues of realization of the state national policy in the Krasnoyarsk Region from a regional perspective. This experience is of great interest, since using innovative approaches, forms and methods of work based on public-private partnerships, the use of the institutions of civil society of fundraising, the use of learning technologies, the development of the information space and adaptation of migrants.

Keywords

National politics, ethnos, socio-oriented non-governmental organizations, adaptation of migrants, ethnic mobility

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.