УДК 343.976(470 + 571) Васильев Алексей Михайлович
доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор филиала Кубанского государственного университета в г. Тихорецке
Копченко Инна Евгеньевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирской государственной педагогической академии
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
Аннотация:
В статье рассматривается одна из серьезных угроз национальной безопасности - высокий уровень потребления и распространения наркотиков, свидетельствующий о необходимости дальнейшего совершенствования антинаркотической политики и подходов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Подчеркивается, что особая роль в улучшении ситуации по немедицинскому потреблению наркотиков отводится Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, консолидированные усилия которой позволяют реализовывать государственную антинаркотическую политику.
Ключевые слова:
наркотические средства, психотропные вещества, закон.
Vasilyev Alexey Mikhaylovich
D.Phil. in History, PhD in Law, Professor, Tikhoretsk branch of Kuban State University
Kopchenko Inna Evgenyevna
PhD in History, Assistant Professor, Philosophy, Law, Social Science and Humanities Department, Armavir State Teachers' Training Academy
IMPLEMENTATION OF THE STATE ANTI-DRUG POLICY IN THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL DRUG CONTROL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Summary:
The article deals with such a serious national security threat as high consumption and trafficking of drugs, which requires further improvement of drug control policy and approaches of drug trafficking counteraction. It is emphasized that the Federal Drug Control Service of the Russian Federation plays a special part in easing of the situation of non-medical drug consumption. Its consolidated efforts allow to implement the state drug control policy.
Keywords:
drugs, psychotropic substances, law.
Конец XX - начало XXI вв. можно охарактеризовать как мировой феномен наркоагрессии, который стал «серьезным испытанием для систем здравоохранения, образования, уголовного правосудия, социальной защиты, экономики, а иногда и политической системы различных стран» [1, с. 33]. Известным является тот факт, что при производстве, изготовлении или переработке синтетических и полусинтетических наркотиков (речь идет о наркотических средствах и психотропных веществах, включенных в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации (стимуляторов амфетаминового ряда, героина и кокаина)) используется целый ряд химических веществ, находящихся в легальном обороте и в Российской Федерации, и за ее пределами. Например, для изготовления героина необходим ангидрид уксусной кислоты, ацетон, этиловый эфир, толуол, соляная кислота; производство кокаина требует применения в химическом синтезе перманганата калия; а для изготовления стимуляторов амфетаминового ряда необходимо использование эфедрина и псевдоэфедрина, 1-фе-нил-2-пропанона, аллилбензола, бензальдегида, нитроэтана и многих других веществ.
Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее - Федеральный закон № З-ФЗ) вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации (далее - Перечень) и международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее - Конвенция 1988 г.), определяются как прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее по тексту - прекурсоры) [2]. Организации эффективного контроля за оборотом прекурсоров, направленной на предупреждение вовлечения указанных веществ в незаконный оборот, отводится одно из важных мест в механизме противодействия наркоугрозе. К числу таких мер также следует отнести ограничение сырьевой базы незаконного производства и изготовления наркотиков, а также выработку адекватных мер ответственности за нелегальный оборот прекурсоров. Действующее законодательство РФ, регулирующее сферу контроля оборота прекурсоров, было модернизировано, что прежде всего было связано с приведением его в соответствие с положениями международного законодательства.
Особое значение имеет действие вступившего в силу с 1 января 2013 г. правового механизма, который предусматривает запрет оборота на территории Российской Федерации отдельных прекурсоров и внесение их в список I Перечня. Возможность производства, реализации и использования таких прекурсоров, их ввоз (вывоз) разрешается строго для определенных целей, а именно для научной и учебной, а также экспертной и оперативно-розыскной деятельности.
Реализующаяся государственная антинаркотическая политика позволила выделить в ее структуре такое самостоятельное направление, как уголовно-правовая политика в отношении прекурсоров. Так, с 1 января 2013 г. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) содержит уже четыре статьи - 228.2, 228.3, 228.4 и 229.1, - которые предусматривают ответственность за незаконный оборот прекурсоров.
Полагаем, что реализация уголовно-правовой политики в отношении прекурсоров должна определить вектор особой актуальности исследования вопросов, направленных на выработку и применение оперативно-разыскных мер противодействия незаконному обороту прекурсоров в качестве приоритета для борьбы с наркопреступностью и наркобизнесом.
Как верно отмечает Т.М. Клименко, наиболее опасное проявление наркотизма - наркотическая преступность, составляющая совокупность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наркопреступность как сложное социально-правовое явление представляет собой многоэтапную, многоаспектную деятельность, в которую вовлечен весьма широкий круг тесно связанных между собой функционеров: наркодилеров, наркокурьеров, содержателей наркопритонов и потребителей, что является одним из факторов, способствующих ее росту [3, с. 3].
Деятельность ФСКН России, направленная на пресечение наркотиков, дает положительные результаты. Прежде всего речь идет о показателе лиц, потребляющих наркотики, уровень которого за 2014 г. составил 7,3 млн чел. по сравнению с предыдущими годами, в течение которых количество наркопотребителей было зафиксировано на отметке 8-8,5 млн чел. [4. с. 46-48]. Анализ показывает, что количество пресеченных преступлений возросло по сравнению с прошлым годом. За январь - июнь 2015 г. органами наркоконтроля расследовано 6 595 наркопреступлений, совершенных в организованных формах, что на 6,6 % больше, чем за соответствующий период 2014 г. [5. с. 203-204].
Кроме того, на 13,2 % (до 5,7 тыс.) возросло число установленных органами наркоконтроля лиц, причастных к совершению наркопреступлений в организованных формах, что составляет 78,6 % от общего числа лиц данной категории, установленных всеми правоохранительными органами [6]. Эффективным показателем в данном случае выступает рост раскрытия наиболее тяжких преступлений данной категории - совершенных в составе преступных сообществ (организаций).
Достаточно положительной выглядит динамика удельного веса изъятия синтетических наркотиков в общей массе наркотических средств. Данный показатель в 2012 г. составлял чуть более 3 %, в 2013 г. он уже был более 5 %, в 2014 г. - составил 13 %, а по итогам первого полугодия 2015 г. - достиг 17,6 % [7].
В качестве важнейшего фактора, определяющего вектор развития современной наркоситуации в Российской Федерации, как и прежде остается производство опийных наркотиков в Афганистане, имеющее огромные масштабы, а также их дальнейшее перераспределение через государства-транзитеры к конечным потребителям.
Безусловным мировым лидером по объемам производства опия и героина является Афганистан. Особое опасение вызывает устойчивая тенденция к росту масштабов производства опия. Если в 2013 г. был достигнут рекорд по посевным площадям опийного мака - 209 тыс. га (увеличение на 36 %), что позволило увеличить производство опия где-то в 1,5 раза - до 5,5 тыс. т, то в 2014 г. объем производства опия возрос до 6,3 тыс. т, что стало возможным из-за дальнейшего прироста площадей посевов мака до 225 тыс. га [8].
В последнее время увеличилась роль еще одного маршрута - «Балканского», точнее его северного ответвления. «Балканский маршрут» берет свое начало в Иране и проходит в обход территории Турции через Кавказский регион, используя акватории Каспийского и Черного морей, в Россию и через Украину - в Западную Европу. Об увеличении роли данного маршрута можно говорить на основании изъятий в 2014 г. особо крупных партий героина в Армении (порядка 1 т) и в Грузии (около 2,7 т). Данный героин предназначался для отправки в направлении российских границ.
Изменение границ Российской Федерации, а именно присоединение Крыма, с учетом дальнейшего развития его транспортной инфраструктуры и использования Черноморских портов с годовой мощностью 10,9 млн т, обозначает акцент на героиновом трафике через акваторию Черного моря, порты которого могут быть использованы как крупные перевалочные пункты транзита афганских наркотиков по северному ответвлению «Балканского маршрута».
В качестве основного фактора, способствующего поступлению на территорию Российской Федерации наркотиков афганского происхождения, следует назвать отсутствие надлежащего контроля за миграционными процессами.
Имеющиеся криминальные логистические центры (Московский регион, Санкт-Петербург, Ленинградская, Свердловская, Челябинская области, Пермский край) оказывают содействие иностранным гражданам (3 % от общего числа наркопреступников) по доставке оптовых партий героина. За 2013-2014 гг. они составили 80 % от общей массы пресеченных оптовых партий героина (132 млн наркодоз) [9]. Смертоносный трафик афганского героина - не единственная угроза. Не менее существенной проблемой представляется захлестнувший страну поток новых синтетических психоактивных веществ. К тому же наблюдается устойчивая тенденция увеличения удельного веса таких веществ в общей массе изъятых наркотических средств. В 2012 г. этот показатель составил 3,6 %, в 2013 г. - 5,7 %, а за январь-сентябрь 2014 г. он достиг 13,5 % [10].
Имеющаяся возможность быстро синтезировать неподконтрольные аналоги синтетических наркотиков приводит к лавинообразному распространению синтетических наркотиков, называемых «дизайнерскими».
На территории Российской Федерации ФСКН России, используя опыт «Системы раннего оповещения» Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости, была разработана и в 2012 г. внедрена «Система выявления новых видов психоактивных веществ», имеющая целью эффективное противодействие распространению новых видов наркотиков.
Работа данной системы позволила органам наркоконтроля установить эффективные меры контроля за оборотом более 700 разновидностей наркотических средств и их производных, которые являются компонентами всевозможных «курительных смесей» (спайсов), «дизайнерских наркотиков» и «солей».
Активной экспансии синтетических наркотиков способствует быстрый рост их производства в Китае. Насчитывающей более 33 тыс. предприятий химической отраслью КНР обеспечивается около 30 % мирового производства химикатов. А отсутствие каких-либо законодательных запретов на оборот «дизайнерских» наркотиков на территории Китая дает возможность любому из предприятий выполнять заказ на синтезирование того или иного вещества.
Существующая схема поставок «синтетики» проста. Отправленные из Китая оптовые партии «синтетики» через крупные транспортные узлы доставляются транзитом в Московский регион, откуда наркотики распространяются по регионам страны.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что наряду с героиновой экспансией из Афганистана, серьезным источником наркоугрозы, имеющей не меньшее значение, следует указать и поставки новых видов синтетических психоактивных веществ из Китая.
Широкое распространение синтетических наркотиков, а также эффективное противодействие трафику афганских опиатов позволяет на перспективу говорить о реструктуризации российского наркорынка. Прежде всего речь идет о частичном замещении «традиционных» наркотиков, таких как героин, синтетическими наркотическими средствами и психотропными веществами, что приведет к соответствующим изменениям структуры наркопотребления.
В современном мире синтетические наркотики являются масштабным вызовом обществу. Требуется системное и принципиально новое законодательное решение, направленное на совершенствование действующих регламентов, которое позволит оперативно реагировать на появление их новых видов. Учитывая сложившуюся ситуацию, ФСКН России подготовила законопроект, предусматривающий наделение органов наркоконтроля полномочием приостанавливать на срок до 2 лет оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории Российской Федерации, а также вменять уголовную ответственность за их незаконный оборот. Законопроект был принят и вступил в силу с 2015 г.
Новые виды синтетических психоактивных веществ чрезвычайно опасны для здоровья лиц, потребляющих их, поскольку их воздействие на организм человека абсолютно непредсказуемо. К тому же многие из них обладают сильнейшими отравляющими свойствами.
Так, согласно статистической информации Роспотребнадзора, в Российской Федерации вследствие широкого распространения новых видов психоактивных веществ наблюдается существенный рост числа случаев отравления ими. В 2013 г. зарегистрировано 26,7 тыс. подобных фактов (18,4 на 100 тыс. населения), что на 46 % больше аналогичного показателя за 2010 г., при этом ведущее место (47,3 %) в структуре отравлений занимают «неуточненные» психоактивные вещества [11].
В ходе реализации мер по укреплению национальной безопасности на 2014-2015 гг., изложенных в докладе «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации в 2013 г. и мерах по ее укреплению», ФСКН России завершена разработка программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Немаловажной является разработка ФСКН проекта федерального закона, который имеет целью законодательное закрепление понятийного аппарата в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Данным законопроектом предусмотрено включение в Федеральный закон № 3-ФЗ самостоятельной главы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и больных наркоманией».
Второе направление деятельности государства и общества по реализации комплекса мероприятий, направленных на реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей, должно приобрести первостепенное, исключительное значение.
Полагаем, что возможность надлежащей реализации подпрограммы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» даст колоссальный эффект по декриминализации общества и в первую очередь молодежной среды, а также консолидирует системную интенсификацию всех этапов борьбы с наркопреступностью и ее профилактики.
Так, с 25 мая 2014 г. вступил в силу принятый по инициативе ФСКН России Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12], которым закреплена возможность возложения судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую, социальную реабилитацию на лицо, совершившее административное правонарушение в области законодательства о наркотиках, при этом признанное больным наркоманией либо потребляющим наркотики без назначения врача.
Тем же Федеральным законом введена административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая сложившуюся ситуацию, органы наркоконтроля в рамках межведомственного взаимодействия, работы антинаркотических комиссий проводят работу по мотивации судейского корпуса к внедрению в судебную деятельность по делам об административных правонарушениях практики принятия аналогичных решений в отношении подсудимых, допускающих потребление наркотиков.
Ориентируясь на дальнейшее нормативно-правовое регламентирование мероприятий по профилактике наркопотребления, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 28 мая 2014 г. № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него при назначении административного наказания судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», проект которого был разработан ФСКН России.
Полагаем целесообразным предусмотреть распространение положений ст. 72.1 УК Российской Федерации («Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией») также на лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача (не страдающих наркоманией), что позволит вовлечь данный контингент наркопотребителей в систему диагностики и профилактических мероприятий наркологической службы.
Ссылки:
1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2011 г. «Социальная сплоченность, социальная дезорганизация и запрещенные наркотики» // Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 33.
2. О наркотических средствах и психотропных веществах : федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЭ (ред. от 03.02.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.06.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Клименко Т.М. Проблемы противодействия наркопреступности, наркотизму и наркомании в РФ (вопросы теории и практики) : дис. ... д-ра юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 3.
4. Васильев А.М., Васильева Н.А. Проблемы правового статуса прокурора в досудебном производстве // Российская юстиция. М., 2014. № 5. С. 46-48.
5. Васильев А.М. Криминологическая характеристика преступлений, посягающих на конституционные права и свободы граждан в сфере трудовых отношений // Концепт : научно-методический электронный журнал. Киров, 2015, Т. 13. С. 203-204.
6. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [Электронный ресурс]. URL: http://www.fskn.gov.ru/ (дата обращения: 22.12.15).
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».