А.В. Константинова
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРАВА
Исторический «выбор» человеческой цивилизацией именно правовой формы общения между людьми был предопределен той уникальной способностью права эффективно и разносторонне воздействовать на общественные отношения. В системе социального регулирования правовое воздействие занимает особое место, так как является тем необходимым организационным фактором, с помощью которого осуществляется государственное руководство обществом.
Не секрет, что воздействие права на общественные отношения имеет многосторонний, разнообразный характер, и состоит не только в нормативном, но и в психологическом, идеологическом и др. влиянии права на сознание, волю и чувства людей. Именно через призму разума человека право находит свою «физическую оболочку». Другими словами, данная категория представляет собой весь процесс влияния права на социальную жизнь.
Механизм правового воздействия представляет собой единую, объемную систему, которая может рассматриваться в нескольких аспектах, уровнях и плоскостях. Эта система, как и взаимосвязи ее элементов, динамична. Воздействие постоянно развивающейся системы на общественные отношения выражает категория функций права. По мнению ряда современных ученых, именно посредством механизма государственно-правового воздействия происходит реализация функций государства и права [1, с. 98].
Само понятие «реализация» происходит от латинского «геа^», что в буквальном смысле означает овеществление чего-либо [2, с. 525].
В соответствии с определением, приведенным в Толковом словаре русского языка, оно является синонимом термина «осуществление», а сам глагол «осуществить», означает «привести в исполнение, воплотить в действительность» [3, с. 671].
Как видно из указанных выдержек, рассматриваемая дефиниция направлена на достижение определенного результата, цели, поэтому, руководствуясь рассмотренным этимологическим значением, далее мы будем использовать понятия «реализация» и «осуществление» как равнозначные.
Обращаясь к термину «реализация функций права», можно отметить, что его единственной трактовкой, существующей в настоящее время в юридической литературе, является определение Т.Н. Радько. Как справедливо отмечает ученый, данный термин означает достижение целей той или иной функции, претворение ее в жизнь, выполнение правом своей социальной роли [4, с. 93]. Из этого определения совершенно очевидно следует, что конечным результатом процесса реализации функций права является достижение необходимого социального эффекта, а именно - упорядоченности, стабилизации, развития общественных отношений, а также вытеснения при этом негативных для общества отношений. Иными словами, завершающим этапом в реализации функций права является правопорядок. Именно он выступает четким и прямым отражением всего процесса воздействия права на общественные отношения.
В качестве примера можно привести процесс реализации компенсационной функции права, где речь идет о полном возмещении причиненного ущерба. Так, ст. 53 Конституции РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Реализация же восстановительной функции права состоит в отмене принятых юридических и иных решений, восстановлении нарушенных прав, связей, отношений. Так, ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление положения, существующего до нарушения права».
Таким образом, как видно из приведенных примеров, конечной целью реализации функций права является нормализация, упорядочение общественных отношений, укрепление правопорядка.
По мнению ряда исследователей, процесс реализации функций права в целом имеет универсальный характер по отношению ко всем функциям, которые осуществляются посредством таких форм реализации права, как соблюдение, исполнение, использование и применение [5, с. 8; 6, с. 8].
С точки зрения В.П. Реутова, «...реализация функций и есть реализация норм права» [7, с. 15]. С таким мнением можно согласиться, но лишь отчасти. Дело в том, что термины, «реализация функций права» и «реализация права», хотя и находятся между собой в тесной взаимосвязи, не являются тождественными. Без реализации становится невозможным осуществление правом своих функций, то есть выполнения своей социальной роли. И наоборот, правопорядок, который выступает заключительным этапом реализации функций, выражает реальное осуществление права. Однако, по нашему мнению, реализация прав и обязанностей, не является заключительным этапом процесса осуществления функций права. В этом смысле функцию права можно считать полностью реализованной лишь тогда, когда достигнут необходимый результат - социальный эффект,
запланированный законодателем, с учтенными при этом общественными интересами. Это подтверждается позицией А.И. Абрамова, согласно которой «функцию права можно считать реализованной лишь тогда, когда полностью решены все задачи и достигнуты конечные цели правового регулирования» [8, с. 84].
Необходимо отметить, что осуществление функций права происходит с помощью двух способов.
Первый способ заключается в реализации функций права через правоотношения, в которые вовлечены различные категории граждан с дифференцированным правовым статусом. Здесь речь идет о правовом регулировании как специально-юридической форме (аспекте) правового воздействия, которое связано с прямыми, строго определенными предписаниями о должном и возможном поведении, с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов. «Права и обязанности в этих правоотношениях становятся в известной мере осознанной необходимостью поведения, и, стало быть, осуществляются не в качестве вынужденной реакции на притязание, а как стремление удовлетворить законный интерес носителя права» [9, с. 99].
Данный способ характерен для осуществления специально-юридических функций. В качестве примеров можно привести регулятивную и охранительную функции права. Так, реализация регулятивной функции осуществляется через регулятивные правоотношения, которые возникают на основе правомерных юридических фактов и в соответствии с предписаниями регулятивных правовых норм. Поэтому именно регулятивные правоотношения составляют основу правопорядка как конечной цели осуществления регулятивной функции права. Реализация же охранительной функции права осуществляется через охранительные правоотношения, возникающие вследствие неправомерных поступков субъектов права. Ее осуществление происходит путем применения специальных охранительных норм, мер правовой защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.
Второй способ состоит в реализации функций права вне правоотношений. В этом случае речь идет о правовом воздействии как о многостороннем процессе влияния права на социальную жизнь, в ходе которого право воздействует на правосознание человека путем формирования у него определенных взглядов на различные явления правовой действительности и, соответственно, отношения к ним. С помощью рассматриваемого способа реализуются общесоциальные функции права. В качестве примера можно привести реализацию воспитательной функции права, которая допустима без вступления субъектов в конкретные правоотношения и представляет собой процесс воспитательного действия права и его норм на различные уровни общественного (индивидуального) правосознания. Внимание здесь акцентируется на общеидеологическом влиянии правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование уважительного отношения к праву, выработке ценностных ориентиров, в том числе и «привычки» поступать в соответствии с правом. Поэтому реализация данной функции происходит, как правило, через так называемые средства правовой пропаганды: путем проведения с целью обучения семинаров, лекций, конференций, выступлений, встреч с представителями юридической науки, через средства массовой информации и т.д.
Выделенные способы реализации функций права помогают дифференцированно подойти к таким правовым категориям, как «правовое регулирование» и «правовое воздействие». Ранее отмечалось, что понятие «воздействие» по объему более широкое, чем понятие «регулирование», поскольку «воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей» [10, с. 435]. Так, С.А. Комаров включает в механизм правового воздействия, наряду с механизмом правового регулирования, правосознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс [10, с. 436].
Хотя и существуют различия между данными правовыми категориями, важно отметить, что общим, ключевым моментом, как регулирования, так и воздействия права выступает их объект - человек, который является главным адресатом воздействия права.
По своей природе, в отличие от других живых существ окружающего мира, человек обладает фундаментальным свойством - разумом. Благодаря этому он осмысленно существует в мире, совершенствуется, осознает в нем свое бытие и место всего остального. Посредством разума человек возвышается над природой. По словам К. Маркса, «своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [11, с. 188]. Таким образом, в здоровом виде, все действия, поступки человека имеют волевую основу и опосредованы работой его сознания.
Цель человеческого разума состоит в непрестанном постижении истины, в том числе и истины своего бытия. По этому же принципу строятся и взаимоотношения человека с правом. Благодаря своему сознанию, а в данном случае - правосознанию (обыденному, профессиональному, научному), он познает, подвергает осмыслению и оценке правовые реалии.
При этом человек выступает для права, с одной стороны, средством, в котором оно получает возможность своего существования, с другой - целью, на которую направлено правовое воздействие.
Соответственно, право воздействует на сознание людей, на их волю, и, как отмечает Л.С. Явич, «...право обращено главным образом к воле человека, поскольку именно эта сторона психической деятельности индивида получает непосредственное выражение в его сознательной деятельности» [12, с. 47]. Поэтому любой правовой механизм начинает свою работу лишь с того момента, когда человек «оживляет» его своей волей.
Известно, что право представляет собой определенную социально-правовую программу суждений о должном, возможном и запретном. Посредством этого осуществляется регулирование общественных отношений [13, с. 26]. Объективизация этой программы в действиях субъектов происходит через так называемый «психологический механизм», который можно охарактеризовать как определенную проекцию влияния способов правового регулирования на психологическую сферу личности [10, с. 441]. Рассматриваемый «психологический механизм» представляется своеобразным промежуточным звеном, между правовым воздействием и достижением необходимого социального эффекта как конечного результата реализации функций права.
Перевод нормативности права в упорядоченность общественных отношений можно описать следующим образом.
Информация, содержащаяся в нормативно-правовом материале, должна быть воспринята адресатом, т.е. пройти через сознание и волю человека. При этом внешнее воздействие права осуществляется путем преломления через внутренние свойства личности, посредством понимания, усвоения и оценки. Затем следует формирование внутренних побудительных мотивов (установок) к дальнейшему поведению. Принятое в результате решение воплощается в действиях субъекта. Все это можно также представить в виде схемы:
Рассмотренный процесс интериоризации права «содержит в себе несколько аспектов: познавательный (знание и понимание действующих социальных, в том числе и правовых норм); аксиологический (оценка действующих норм как справедливых) и поведенческий (способность личности действовать в соответствии с требованием норм)» [14, с. 118].
Состояние «выхода» из системы характеризует процесс реализации функций права, для которого характерно: обязательное присутствие поведенческого акта, и как заключительного этапа реализации -достижение запланированного социального эффекта (упорядоченности, согласованности общественных отношений).
Необходимо отметить, что реализация каждой отдельно взятой функции имеет и свою специфику, обусловленную ее содержанием. Речь идет о конкретных путях достижения целей той или функции права - о способах правового регулирования, которые в известной степени определяют модель поведения субъектов.
Уникальность данной правовой категории неоднократно отмечается многими учеными. Так, по мнению С.С. Алексеева, они (способы) «не могут быть подведены ни под одно из понятий, выделяемых аналитической юриспруденцией, хотя со всеми ими тесно связаны и в них выражены. Они - не нормы права, не правоотношения, не юридические факты, не элементы юридической техники» [15, с. 352]. Ученый справедливо относит эту категорию к глубинам правовой материи, составляющим исходный материал [15, с. 352].
А.В. Малько и К.Е. Игнатенкова отмечают, что «дозволение, запрет и позитивное обязывание - три кита, на которых базируется регулятивная мощь права...» [16, с. 52].
Как утверждает В.М. Горшенев, они «характеризуют внешние факторы механизма правового регулирования, т.е. своеобразные способы организации воли субъектов отношений для достижения определенного правового (юридического) эффекта» [17, с. 51].
Таким образом, посредством правового регулирования обеспечивается возможность многостороннего и системного воздействия на общественные отношения с целью эффективного государственного руководства обществом.
В теории права, как правило, выделяют четыре основных способа правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на собственные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения определенных действий; в) позитивное обязывание -возложение обязанности к активному поведению; г) рекомендование - совет. Программа, заложенная в них, призвана организовать и направить волю субъектов, к которым адресовано нормативное предписание. Воздействие на волю осуществляется путем установления ее возможного и должного состояния, необходимого для достижения желаемого для общества и государства результата -упорядочения общественных отношений. Иными словами, способы правового регулирования выступают своеобразными путями трансляции государственной воли воспринимающему реципиенту (личности).
В сочетании данных способов проявляются особенности той или иной функции. Не случайно способ правового регулирования является одним из критериев разграничения функций права на регулятивные и охранительные.
Подводя итог рассмотрения проблем реализации функций права, можно сделать вывод о том, что данный вопрос, несомненно, представляет значительный научный и практический интерес. Его глубокое изучение может способствовать разработке новых, более эффективных приемов правового воздействия на постоянно развивающиеся общественные отношения.
Литература
1. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
2. Большая советская энциклопедия. М., 1975. Т. 21.
3. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, М., 2003.
4. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974.
5. Новиков М.В. Ограничительная функция права и ее реализация в российском законодательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2004.
6. Данченко А.А. Превентивная функция российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002.
7. Реутов В.П. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. М., 1962.
8. Абрамов А.И. Теоретические и практические проблемы реализации функций права: Монография / Под общ. ред. В.М. Ведяхина. Самара, 2008.
9. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: «Зерцало», 2000. Т. 2.
11. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
12. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М.: Госюриздат, 1961.
13. Орзих М.Ф. Право и личность. Вопросы теории правового воздействия на личность социалистического общества. Киев, 1978.
14. Афанасьева О.В., Кузнецов В.Ю., Левченко И.П. и др. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.
15. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
16. Малько А.В., Игнатенкова К.Е. Способы правового регулирования деятельности органов публичной власти // Современное государство. 2009. № 3.
17. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.