Социально-бытовой
Мотивационно-ценностный
Учебно-профессиональный
Сред. ур. =18ч. Высокий ур. =1ч.
Кк
низ. ур.=5ч. Ко
низ ур.=14ч.
Кк ср.ур.=12ч. Ко ср.ур.=4ч. Кк выс.ур.= 2ч.
Ко выс.ур.= 1ч.
Самооценка
высокая
неадекватная =0
о С а мооц енка
средня Метизации
адекватная = на
9ч. неудачу=1ч.
Самооценка Мотивация
низкая на успех
адекватная =18ч.
= 1 ч.
Самооценка
низкая
неадекватная
1ч.
Ценности социализирую щие =10ч. Ценности адаптированно
сти =6ч. Промежут. тип = 2ч. Ценности индивидуализ ирующие-1ч.
Высокий уровень внутренней мотивации =4 Средний уровень внутренней мотивации =12 Низкий уровень внутренней мотивации =3
Высокий уровень =0
Средний уровень = 6
Низкий уровень =13
Повторная диагностика по этим же направлениям через полгода покажет динамику изменений сформированности социальных навыков у выпускников в период обучения в профессиональных образовательных организациях.
Таким образом, можно сделать вывод, что важным преимуществом в использовании инструментария социального опроса выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является мониторинг анализа динамики социализации подростков в течение нескольких лет.
Литература
1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5 000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. Москва: Эксмо, 2007. 542 с.
2. Килина И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. В. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахоровой. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. 150 с.
Реализация экспериментальной деятельности в детском доме Малых С. Н.1, Буркова И. А.2
'Малых Светлана Николаевна /Malyh Svetlana Nikolaevna — методист; 2Буркова Ирина Александровна / Burkova Irina Aleksandrovna — социальный педагог, Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа, г. Юрга
Аннотация: в данной статье рассматривается опыт участия в экспериментальной деятельности педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отображены основные этапы работы в эксперименте и результаты проделанной работы.
Ключевые слова: эксперимент, постинтернатное сопровождение, социально-бытовые навыки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, детский дом, образовательные организации.
Вхождение выпускников детских домов во взрослую самостоятельную жизнь сопряжено с множеством сложностей и не всегда проходит успешно. Подросток, переступая порог детского дома, сталкивается с проблемами обеспечения жилья, организации быта, поиска работы, взаимодействия с широким социумом и многими другими [1].
Попадая в сложный взрослый мир, подросток не умеет правильно применить те знания и навыки, которые он приобрёл в детском доме, так как пребывание в сиротском учреждении нередко формирует
наличие иждивенческих установок у выпускника, низкий уровень трудовой мотивации, правовой грамотности. Учитывая тот факт, что многие воспитанники оказываются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже в подростковом возрасте, то адаптироваться в нормальных жизненных условиях им мешает накопленный негативный опыт проживания в асоциальных условиях.
Изучив проблемы постинтенарной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод о том, что на первых этапах становления самостоятельности выпускникам необходима помощь значимых взрослых. В детском доме это воспитатели, кураторы, тьюторы, в профессиональных образовательных организациях, куда поступил выпускник, это социальный педагог, классный руководитель, мастер. Для оказания квалифицированной помощи в постинтернатном сопровождении необходимо сетевое взаимодействие детского дома с профессиональными образовательными организациями.
Проанализировав опыт сетевого взаимодействия других регионов и городов Кемеровской области по постинтернатному сопровождению, было выявлено, что в Юргинском городском округе не отлажена система сетевого взаимодействия. Поэтому педагогический коллектив МКОУ «Детский дом «Радуга» вышел с предложением к коллегам Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» об участии в экспериментальной деятельности по данному вопросу. На основании решения учёного совета ГБУ ДПО «КРИРПО» МКОУ «Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа присвоен статус базового учреждения по теме: «Разработка и апробация муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Юргинского городского округа)».
Для работы в эксперименте определилась творческая группа педагогического коллектива.
В рамках реализации программы эксперимента внедрены теоретические и практические основы в виде этапов, способствующих дальнейшей успешной социально-профессиональной адаптации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2015 г.):
- изучение теоретических основ сетевого взаимодействия образовательных организаций по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка образовательными организациями программы эксперимента;
- проведение семинара-практикума для участников эксперимента образовательных организаций Юргинского городского округа.
2. Констатирующий этап (январь - июль 2016 г.):
- разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Юргинского городского округа;
- разработка нормативных документов, обеспечивающих сетевое взаимодействие образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка алгоритма сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа, предприятий, службы занятости по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне муниципалитета;
- подбор диагностического инструментария, разработка анкет;
- проведение первого констатирующего эксперимента.
3.Формирующий этап (август 2016 г. - июль 2017 г.);
- проведение обучающих семинаров и консультаций для участников эксперимента по вопросам сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа в решении вопросов постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- апробация модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Юргинского городского округа;
- реализация механизмов сетевого взаимодействия системы образования и системы социальной защиты, предприятий, службы занятости по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне муниципалитета;
- апробация алгоритма сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
80
4. Заключительный этап (сентябрь - декабрь 2017г.)
- проведение второго констатирующего эксперимента;
- разработка методических рекомендаций по реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обобщение и представление результатов работы в научных публикациях, выступлениях на вебинаре, научно-практических конференциях, семинарах по заявленной теме;
- подготовка информационно-аналитического материала по реализации модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пройдя два этапа экспериментальной деятельности, творческой группой разработана нормативно-правовая база по проблеме эксперимента: приказы, положения, договоры. Разработан и апробирован учебно-методический материал: программа эксперимента, программа постинтернатного сопровождения, индивидуальный план сопровождения выпускника детского дома, портфолио достижений выпускника детского дома. Повысилась профессиональная активность педагогического состава образовательной организации через участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах и вебинарах, участие в конференциях различного уровня и пр.
Анализируя результат работы на данном этапе, можно сделать вывод, что экспериментальная деятельность подталкивает педагогов к включению в инновационный процесс и раскрывает их творческие способности.
Литература
1. Рекомендации по реализации краевой программы «Социальная адаптация выпускников
детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей». [Электронный ресурс]. URL: http://educaltai.ru.
(дата обращения: 02.06.2016).
Национальная и культурная специфика речевых актов комплимента в русском и английском языках Гулак А. В.
Гулак Анна Владимировна / Gulak Anna Vladimirovna - магистрант, кафедра английского языка, Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций, Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация: в статье анализируются национальная и культурная специфика комплиментов в русском и английском языках.
Ключевые слова: комплимент, речевой акт, оценочное высказывание.
Специфика русской и английской культуры, особенности и национальная природа представителей двух лингвокультурных обшцостей определяют различия в сознании и оценочных высказываниях на русском и английском языках. При этом национально-культурная специфика речевых актов комплимента в русском и английском речевом общении проявляется как в содержании высказываний, так и в их форме. В данной статье мы постараемся раскрыть характерные национальные и культурные особенности комплимента на примере материала художественной литературы на русском и английском языке.
Словарь современного русского литературного языка дает следующее толкование: «Комплимент -похвала, вызванная стремлением сказать любезность или польстить кому-либо». Таким образом, комплимент здесь выступает синонимом похвалы и лести [4].
Комплимент, как оценочное высказывание, может выделять отдельные специфические черты человека и личности в целом, способности и достоинства и прочие особенности. Список возможных потенциальных объектов для комплимента практически не лимитирован, но, как в русской, так и в английской коммуникативной культуре и речевом этикете, есть перечень самых распространенных объектов для комплиментарных высказываний [3]. Результаты проведенного Р. Серебряковой исследования похвалы и комплимента в русском и английском общении свидетельствуют об