Научная статья на тему 'Диагностика социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа как этап постинтернатного сопровождения'

Диагностика социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа как этап постинтернатного сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1010
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ НАВЫКИ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малых Светлана Николаевна, Миляева Алёна Сергеевна, Позолотина Елена Сергеевна

В данной статье рассматривается необходимость проведения психодиагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков для построения дальнейшего образовательного маршрута выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малых Светлана Николаевна, Миляева Алёна Сергеевна, Позолотина Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа как этап постинтернатного сопровождения»

Диагностика социализации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа как этап постинтернатного сопровождения Малых С. Н.1, Миляева А. С.2, Позолотина Е. С.3

'Малых Светлана Николаевна /Malyh Svetlana Nikolaevna — методист;

2Миляева Алёна Сергеевна /Milyaeva Alyona Sergeevna — педагог-психолог;

3Позолотина Елена Сергеевна /Pozolotina Elena Sergeevna - педагог-психолог, Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа, г. Юрга

Аннотация: в данной статье рассматривается необходимость проведения психодиагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков для построения дальнейшего образовательного маршрута выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, диагностика, социально-бытовые навыки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, детский дом, образовательные организации.

Проблемы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникли не сегодня. Этим вопросом занимаются педагоги детских домов, профессиональных образовательных организаций, органы опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства создан давно и уже полностью сформировался, однако существует актуальная проблема в сфере помощи детям, это - жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которая остается одной из самых сложных в решении.

Сложившаяся ситуация связана, прежде всего, с несовершенством нормативно-правового обеспечения на федеральном уровне, отсутствием правоприменительной практики, института законного представительства детей на этапе обучения в учреждениях среднего или высшего профессионального образования (указанные образовательные учреждения не являются воспитательными и не вправе осуществлять надзор за детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей).

Таким образом, при поступлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 18 лет, их законными представителями являются не образовательные организации, а органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.

По постановлению Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» некоторые функции органов опеки могут быть переданы организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В МКОУ «Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа Кемеровской области создан отдел семейных форм устройств детей, одной из функций, которого и является постинтернатное сопровождение выпускников. Проблема постинтернатного сопровождения заключается в отсутствии налаженной системы сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа. В связи с этим. МКОУ «Детский дом «Радуга» присвоен статус базового учреждения Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» по теме «Разработка и апробация муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Юргинского городского округа)».

Длительное пребывание в условиях организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нередко приводит к формированию у воспитанников особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации. Кроме того, многие воспитанники оказываются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже в подростковом возрасте и на их социально-психологический статус негативно повлияли условия их воспитания.

Одним из этапов работы по данной теме является психологическая диагностика.

Цель диагностики — выявление специфики развития подростка, отражающей ключевые особенности формирования социальных навыков.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить в процессе диагностики воспитанника эмоциональные и личностные особенности, препятствующие адекватной социально-психологической адаптации в социуме;

2. определить наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками;

3. определить в процессе диагностики подростка его дальнейший образовательный маршрут.

От анализа психолого-педагогической диагностики зависят выбор средств и определение путей индивидуальной профилактической работы. С этой целью подобраны и апробированы некоторые диагностики по направлениям [2, с. 117]:

Таблица 1. Диагностики по направлениям

Социально-бытовое

Мотивационно-ценностное

Учебно-профессиональное

Анкета на выявления

уровня сформирова нности бытовых навыков выпускника

«Комуни кативные и

организа торские склоннос ти» (КОС)

Методи

ка самооце

нки личност и С. А. Будасси

«Мотивац ия успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А. А. Реана

Модификация методики Р.

Инглхарта для изучения ценностей структуры массового сознания

Методика диагностики направленнос ти учебной мотивации

Лист наблюдения

участников профориентацион ных мероприятий образовательных организаций

от 0 до 5 бытовые навыки не сформирова ны; от 4 до 6 низкий уровень сформирова нности бытовых навыков; от 7 до 25 средний уровень сформирова нности бытовых навыков; от 26 до 30 высокий уровень сформирова нности бытовых навыков;

Кк Уровень 0,10-0,45

1 I -низкий

0,46-0,55

2 II -ниже

среднего 0,56-0,65

3 III -средний 0,66-0,75

4 IV -высокий 0,76-1 5

V - очень высокий

Ко Уровень 0,20-0,55

1 I -низкий

0,56-0,65

2 II -ниже

среднего 0,66-0,70

3 III -средний 0,71-0,80

4 IV -высокий 0,81-1 5

V - очень высокий

От 4-1,0 до + 0,85 -выс. неадекв атная; От + 0,84 до + 0,53 -

выс. адекв.; От + 0,52 до -0,1 -сред. адекв.; От -0,09 до -0,32 - низ. адекв.; От -0,33 до -1,0 -

низ. неадекв.

от 1 до 7, то

диагности

руется мотиваци

я на неудачу (боязнь неудачи). от 14 до 20, то диагности

руется мотиваци я на успех (надежда на успех).

1. Адаптир-ая (А)

2. Социализ-ая (С)

3. Индивидуализ-

ая (И)

0—5 баллов

— низкий уровень

внутренней мотивации; 6—14 баллов

— средний уровень

внутренней мотивации;

15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации

указывается % участия в проф. мероприятиях и ур-нь: 90-100 % -выс.; 40-89% -сред.; до 39% -низ.уровень готовности обучающегося к осуществлению выбора профессии

В результате проделанной работы, выявленные показатели диагностики предопределили необходимость проведения дополнительных мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности социальных навыков. Кроме того, возникла потребность в проведении диагностики по изучению мотивов учебной деятельности будущих выпускников, так как учебную деятельность можно определить как специально организованную активность подростков. Действительно, проблема мотивации учебной деятельности на сегодняшний момент является актуальной, так как от мотивации к обучению зависит успешная социальная адаптация будущих выпускников.

Социально-бытовой

Мотивационно-ценностный

Учебно-профессиональный

Сред. ур. =18ч. Высокий ур. =1ч.

Кк

низ. ур.=5ч. Ко

низ ур.=14ч.

Кк ср.ур.=12ч. Ко ср.ур.=4ч. Кк выс.ур.= 2ч.

Ко выс.ур.= 1ч.

Самооценка

высокая

неадекватная =0

8 Самооценка

средня Метизации

адекватная = на

9ч. неудачу=1ч.

Самооценка Мотивация

низкая на успех

адекватная =18ч.

= 1 ч.

Самооценка

низкая

неадекватная

1ч.

Ценности социализирую щие =10ч. Ценности адаптированно

сти =6ч. Промежут. тип = 2ч. Ценности индивидуализ ирующие-1ч.

Высокий уровень внутренней мотивации =4 Средний уровень внутренней мотивации =12 Низкий уровень внутренней мотивации =3

Высокий уровень =0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний уровень = 6

Низкий уровень =13

Повторная диагностика по этим же направлениям через полгода покажет динамику изменений сформированности социальных навыков у выпускников в период обучения в профессиональных образовательных организациях.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным преимуществом в использовании инструментария социального опроса выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является мониторинг анализа динамики социализации подростков в течение нескольких лет.

Литература

1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: Более 5 000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова и др. Москва: Эксмо, 2007. 542 с.

2. Килина И. А. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации / И. А. Килина, Н. В. Осипова, Т. В. Михайлова; под общ. ред. В. И. Сахоровой. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. 150 с.

Реализация экспериментальной деятельности в детском доме Малых С. Н.1, Буркова И. А.2

'Малых Светлана Николаевна /Malyh Svetlana Nikolaevna — методист; 2Буркова Ирина Александровна / Burkova Irina Aleksandrovna — социальный педагог, Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом «Радуга» Юргинского городского округа, г. Юрга

Аннотация: в данной статье рассматривается опыт участия в экспериментальной деятельности педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отображены основные этапы работы в эксперименте и результаты проделанной работы.

Ключевые слова: эксперимент, постинтернатное сопровождение, социально-бытовые навыки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, детский дом, образовательные организации.

Вхождение выпускников детских домов во взрослую самостоятельную жизнь сопряжено с множеством сложностей и не всегда проходит успешно. Подросток, переступая порог детского дома, сталкивается с проблемами обеспечения жилья, организации быта, поиска работы, взаимодействия с широким социумом и многими другими [1].

Попадая в сложный взрослый мир, подросток не умеет правильно применить те знания и навыки, которые он приобрёл в детском доме, так как пребывание в сиротском учреждении нередко формирует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.