Музейная педагогика как средство развития универсальных учебных действий при изучении кубановедения
Воловодова М. И.
Воловодова Марина Ивановна / Volovodova Marina Ivanovna - учитель кубановедения, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3, станица Павловская
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении многих задач. С помощью данной технологии, у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности развиваются универсальные учебные действия.
Abstract: the relevance of the topic chosen due to the fact that the museum education teacher expands the possibilities for solving many problems. With this technology, students in the classroom and in extracurricular activities develop universal educational actions.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейный предмет, музейная культура, музейная коммуникация.
Keywords: museum education, museum object, museum culture, museum communication.
При обучении и воспитании подрастающего поколения необходимо опираться на наглядно-действенный метод. Музей - место, где встречаются прошлое и настоящее. Все предметы, собранные в музее, имеют свою историю. Каждый экспонат прошел через многие руки, и теперь занимает достойное место в нашей музейной комнате. Ни для кого не секрет, что музейная педагогика расширяет возможности учителя в решении многих задач.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются: музейный предмет -подлинник, обладающий большой научной, исторической и художественной значимостью, который можно рассматривать, брать в руки.
Музейная культура дает ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, как необходимо относиться к нему.
Музейная коммуникация - это процесс общения с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи [Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика, с. 104].
С помощью музейной педагогики у учащихся развиваются универсальные учебные действия:
• Умение ставить перед собой цели и проектировать пути их достижения;
• Умение сопоставлять и анализировать;
• Умение находить применение своим знаниям;
• Умение и готовность обучаться;
• Умение добиваться целей речевыми средствами;
• Умение презентовать себя и результаты своего труда. Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, который основан на интересе детей к исследовательской деятельности, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.
Моя методическая система реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Я использую следующие нетрадиционные виды уроков:
- урок экскурсия
На этапе урока «О чем рассказал экспонат?» передо мной стоит цель: дать информацию о назначении этого предмета;
- познакомить с его историей и историей появления в музее;
- воспроизвести с помощью экспоната возможные события в быту казака.
При этом я использую следующие методы и приемы: словесный, наглядный, а у учащихся развиваются универсальные учебные действия: умение слушать, видеть, воспринимать, переживать и сопереживать; умение обобщать и анализировать.
На уроке - встрече музейный предмет, например, письмо солдата с фронта, позволяет использовать метод погружения в историческую обстановку, учащиеся узнают о действии военно-полевой почты, учатся приему складывания письма в виде треугольника. Но самое главное этот музейный экспонат позволяет почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы ВОВ.
Наиболее часто используемый мною урок - путешествие. Мы часто с ребятами совершаем виртуальные экскурсии по краю. Учащиеся приносят в музейную комнату много фотографий и вот они позволяют нам отправляться в путешествие по родному краю.
С целью активизации познавательной деятельности, развития у школьников творческих способностей, инициативности, самостоятельности в урочной и внеурочной деятельности я использую следующие технологии:
Технология проблемного обучения позволяет подвести учащихся к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность. На уроках кубановедения я использую следующие виды заданий:
- Ребятам предлагается проблемная ситуация, необходимо используя учебник, опираясь на музейные экспонаты ответить на поставленный вопрос.
- Игра «Кот в мешке» позволяет дать характеристику музейным предметам, дает возможность ощутить себя соучастниками исторических событий.
Также в своей деятельности я использую информационно-коммуникационные технологии, которые способны вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, Так при изучении раздела «История Кубани» в урочной и внеурочной деятельности мне очень помогает экспонат музея - районная газета «Единство». Учащимся с помощью источника информации (газета) и средств сети Интернет необходимо дать ответ на вопрос. У ребят развиваются следующие универсальные учебные действия: умение ориентироваться в потоке информации и находить нужную; умение обобщать и классифицировать, анализировать, делать выводы.
Проектная деятельность обогащает личностный опыт школьников и позволяет им:
- Совершенствовать умение работать с информацией;
- Актуализировать знания по предмету и конкретной теме;
- Применять их в своей учебной деятельности.
Так при изучении разделов «Природа Кубани», «История Кубани», «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья» учащиеся создают сборники «Кубанские говоры», «Кубанская старина», Кубань в годы ВОВ и др.
Музейная педагогика помогает воспитывать уважение к традициям казачества, прививая любовь к родному краю.
Я считаю, что ребенок должен знать и любить свои родные корни. Они в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой. «Музыка жизни умолкнет, если оборвать струны воспоминаний» (Джером Клапия Джером).
Литература
1. Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая
школа, 2004, 104 с.