A.B. САМАРУХА
зам. директора по региональной экономике НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: [email protected]
Д.И. САЧКОВ
аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ*
Рассмотрены направления воздействия на эколого-социально-экономическую ситуацию территорий органов местного самоуправления. Охарактеризованы реализуемые антикризисные мероприятия в муниципальных образованиях Иркутской области. Даны общие рекомендации по усилению экономической устойчивости муниципальных образований на основе использования инновационных принципов.
Ключевые слова: антикризисные мероприятия, местное самоуправление, информационно-коммуникационные технологии, инновации, система менеджмента качества.
УДК 332.1(571.53) ББК 65.04
A.V. SAMARUKHA
Deputy Director of Regional Economy of Research Institute of Self-Regulation and Business Development of Baikal National University of Economics and Law, PhD in Economics, associate professor, Irkutsk
e-mail: [email protected]
D.I. SACHKOV
post-graduate student of Baikal National University
of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF ANTI-RECESSIONARY ACTIONS AT THE LEVEL OF MUNICIPAL BODIES ON THE BASIS OF INNOVATIVE MECHANISMS
Some directions of the local governments influence on an ecology-socio-economic situation of the territories are considered. The implemented anti-recessionary actions in municipal bodies of the Irkutsk region are characterized. Some general recommendations about municipal bodies' economic stability strengthening on the basis of innovative principles application are made.
Keywords: anti-recessionary actions, local government, information-communication technologies, innovations, quality management system.
Mиpoвoй финан^вый ^изис 20082010 гг. пoвлиял как на экoнoмичecкyю oá-cтaнoвкy в cтpaнe в цeлoм, так и на paзвитиe
oтдeльныx peгиoнoв и ^ муниципальные oбpaзoвaний (MO). В нас^ящее вpeмя, чepeз гад пocлe пpoявлeния aктивнoй фазы
* Печатается пpи пoддepжкe фанта резидента Poccийcкoй Фeдepaции для гocyдapcтвeннoй пoддepжки мoлoдыx poc^éc^x ученье MK-3603.2009.6 «Paзpaбoткa мexaнизмa aнтикpизиcнoгo yпpaвлeния coциaльнo-экoнoмичecким paзвитиeм муниципальные oбpaзoвaний peгиoнa».
© A.B. Самаруха, Д.И. Сачков, 2010
кризиса, необходимо подвести первые итоги работы муниципалитетов и дать оценку эффективности мер органов исполнительной власти по противодействию кризисным явлениям на муниципальном уровне.
На наш взгляд, необходимо иметь в виду, что органы местного самоуправления обладают достаточными материальными и организационными ресурсами для решения финансовых проблем на местах и в силу этого оказывают существенное влияние на качество реализации государственной антикризисной программы на своей территории. В условиях рыночной экономики муниципалитеты играют значительную роль в социально-экономическом развитии территории как крупные собственники, участники хозяйственных отношений, а также обладают властными полномочиями и способны регулировать отдельные направления функционирования экономики точечно и комплексно, путем издания соответствующих нормативно-правовых актов и применения методов частно-государственного партнерства. С учетом накопленного на протяжении двух последних десятилетий опыта преодоления экономических кризисов в России требуется серьезно обосновать подходы к определению роли антикризисного управления в механизме местного самоуправления и его структуры.
Мы считаем, что на первом этапе органам местного самоуправления необходимо определить, какие параметры социально-экономического развития территории сигнализируют о развитии кризисной ситуации, каков ее характер, что требуется для оперативного реагирования на происходящие изменения, для разработки антикризисной стратегии, конкретных, целенаправленных мероприятий и их реализации с целью недопущения экономического спада и социальных потрясений.
Сообщения о различных по уровням кризисных угрозах (внешних и внутренних, финансовых, административно-политических, внутренних экономических, техногенных, экологических, эпидемиологических, социальных и др.) можно своевременно получить из информационных источников. На фоне реализации в России инновационной стратегии, модернизации экономики и создания информационного общества на
принципах устойчивого развития (сбалансированного социально-экономического и экологического развития, предполагающего повышение уровня и качества жизни населения при сохранении и восстановлении экосистемы) возникает острая необходимость совершенствования механизма местного самоуправления в условиях проявления кризиса. На наш взгляд, необходимо выделить четыре направления антикризисной деятельности муниципалитетов:
- активное участие в финансовом оздоровлении экономической сферы МО (малых, средних и крупных предприятий);
- реализация мероприятий по антикризисному управлению муниципальными предприятиями и организациями;
- повышение эффективности управления муниципальным имуществом;
- антикризисное управление МО как единым территориально-хозяйственным комплексом и модернизация механизма местного самоуправления с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и сертификации по системе менеджмента качества (СМК), а также разработка и внедрение универсальной методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и устойчивости социально-экономического и экологического развития на базе инновационных принципов.
Три первых направления с разной степенью детализации отражаются в действующем законодательстве РФ. На этой основе уполномоченными органами проводится мониторинг крупных социально и экономически значимых предприятий, осуществляются меры по недопущению банкротства градообразующих, стратегических предприятий и других хозяйствующих субъектов. При банкротстве муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления выступают в качестве собственников имущества должника, что также нашло свое отражение в законодательстве о банкротстве и об унитарных предприятиях. Четвертое направление антикризисной деятельности муниципалитетов в настоящее время является менее проработанным методически и пока мало апробировано и слабо развито на практике.
В России термин «антикризисное управление» начал широко использоваться после введения в действие законодательства о банкротстве при описании процедур банкротства юридических и физических лиц. В настоящее время, по мере возникновения и развития новых форм территориального управления, становится очевидным, что МО и регионы представляют собой сложные социально-экономические системы, подверженные, как и системы производственные, воздействию кризисных явлений. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами, в том числе непосредственно антикризисное управление МО.
При рассмотрении вопросов преодоления кризиса как основы для стабилизации социально-экономической ситуации на территории МО органам местного самоуправления необходимо учитывать возможность обеспечения ее устойчивого развития. В самом общем смысле антикризисное управление МО можно определить как один из важнейших постоянно реализуемых видов деятельности органов местного самоуправления, обеспечивающих устойчивость развития местной
экономики и сглаживание негативных последствий явлений различной природы.
В настоящее время очевидно, что организационными преимуществами и экономической устойчивостью к кризисным потрясениям обладают те органы местного самоуправления, которые своевременно, вследствие достаточной осведомленности и квалификации их сотрудников, внедряли инновационные принципы в свою деятельность. На наш взгляд, это свидетельствует о необходимости разработки и реализации плана антикризисных мероприятий с широким привлечением ИКТ и активным развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры с целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления через системное формирование отлаженных взаимосвязей посредством сертификации по СМК и внедрения методики проведения постоянного мониторинга эффективности деятельности этих органов на принципах достаточной оперативной информированности, общественного участия и контроля.
Мы считаем, что под инновационным антикризисным местным самоуправлением необходимо понимать управление МО, направленное на реализацию антикризисных
Классификация МО с учетом различных параметров оценки антикризисных мероприятий*
Мероприятия Количество мероприятий Степень учета специфики, 0-10 баллов Степень приоритетности, 0-10 баллов Степень реализации, 0-10 баллов Уровень эффективности, 0-10 баллов
Активные МО (гг. Иркутск, Ангарск, Шелехов, Братск; Шелеховский район)
По поддержке населения 15-18 8 8 7 7
По поддержке экономики 16-20 8 8 8 7
По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 4-6 7 10 6 7
Средние МО (гг. Усть-Илимск, Черемхово, Саянск; Иркутский, Усть-Илимский, Ангарский, Усольский, Братский, Черемховский районы)
По поддержке населения 10-14 6 9 6 5
По поддержке экономики 10-15 6 9 6 5
По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 1-3 5 9 5 4
Слабые МО (гг. Байкальск, Усолье-Сибирское, Зима, Тулун, Тайшет; Боханский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Киренский, Куйтунский, Нижнеудинский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Тайшетский, Усть-Кутский, Усть-Удинский, Эхирит-Булагатский, Катангский и другие районы)
По поддержке населения 7-9 4 10 4 3
По поддержке экономики 7-9 4 10 3 2
По развитию ИКТ и сертификации на основе СМК 0 0 8 0 0
* Составлено авторами на основе планов и отчетов о реализации антикризисных мероприятий за 2009 г.
мероприятий при активном использовании ИКТ, СМК и методов мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления с целью предотвращения экономического спада, социальных потрясений, экологических и техногенных катастроф, а также на сглаживание и устранение их негативных последствий.
На наш взгляд, важно отметить, что именно в 2009 г. в отрасли информатизации и связи Республики Татарстан было успешно завершено внедрение основных социально-экономических инвестиционных проектов создания и развития современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в том числе 100-процентной цифровизации всех сетей связи республики. Это стало надежной опорой для преодоления отдельных проявлений кризиса и осуществления дальнейших мероприятий по модернизации механизма местного самоуправления и повышению эффективности взаимоотношений с бизнесом.
Анализ антикризисных мероприятий, проводимых органами местного самоуправления МО Иркутской области, показывает, что еще многие муниципалитеты страдают от несвоевременного информирования и, следовательно, реагирования на экономические, социальные, экологические и иные угрозы в связи с низким уровнем развития информационных технологий и соответствующей инфраструктуры.
На основе анализа информации о запланированных в МО Иркутской области антикризисных мероприятиях и доступных данных по их реализации целесообразно произвести оценку эффективности антикризисной деятельности органов местного самоуправления МО Иркутской области (табл.).
Исследуемые МО, с нашей точки зрения, возможно разделить на три группы в зависимости от активности и реализации антикризисных программ: активные, средние и слабые. В первую группу вошли МО, которые помимо шаблонных антикризисных мероприятий проводили мероприятия, учитывающие специфические особенности проявления угроз и негативных последствий на их территории,
и активно применяли ИКТ. Ко второй группе нами отнесены МО, редко предусматривающие в своих программах использование таких технологий. И в третью группу включены те МО, которые обошлись усеченным, неполным списком антикризисных мероприятий по поддержке экономики и населения (формальный подход) и совсем не планируют применение ИКТ. К сожалению, ни одно из рассматриваемых МО не было сертифицировано по системе менеджмента качества.
Основным выводом, полученным на основе анализа собранной информации, на наш взгляд, может быть следующий: чем оперативнее и полнее органы местного самоуправления МО информируются о процессах, происходящих на их территории, и, следовательно, чем развитее здесь информационная среда, тем больше целесообразности в их действиях и тем эффективнее реализуются антикризисные мероприятия на территории МО. Это свидетельствует об острой необходимости использования информационно-коммуникационных технологий при проведении антикризисных мероприятий на уровне МО. Также стоит отметить, что чем меньше задействованы в системе управления инструменты ИКТ и чем ниже уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, тем ниже степень информированности органов власти о реальном социально-экономическом состоянии территории и о первоочередных кризисных проблемах и тем ниже оперативность и эффективность осуществления антикризисных мероприятий. К тому же анализ показывает, что большинство антикризисных мероприятий имеют формальный вид и основываются на шаблонном подходе, не учитывающем специфику территорий.
Особое внимание в период кризиса следует уделить экологической безопасности, так как возможно возникновение техногенных чрезвычайных ситуаций на территориях МО вследствие сокращения финансирования текущего и капитального ремонта и несвоевременного технического перевооружения предприятий.