Научная статья на тему 'Реалии таможенной службы: вечные и переменные приоритеты'

Реалии таможенной службы: вечные и переменные приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реалии таможенной службы: вечные и переменные приоритеты»

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ

Реалии таможенной службы: вечные и переменные приоритеты

Интервью с генерал-майором таможенной службы В.И. Голоскоковым состоялось в период его перевода с должности исполняющего обязанности ДВТУ на должность начальника Приволжского таможенного управления. Время пребывания его на посту и.о. начальника ДВТУ составило 15 месяцев стабильной работы с превышением практически всех отчетных показателей работы в рамках таможенной статистики.

Знакомство читателей журнала с Вячеславом Ивановичем состоялось еще в 2001 г., также на рубеже его служебной деятельности - перехода с должности начальника таможенного поста «Аэропорт» на должность начальника Сахалинской таможни. И уже тогда его отличало стратегическое видение перспективы развития таможенной службы Дальневосточного региона.

фискальный характер, непосредственно связанный с повышением уровня собираемости таможенных платежей через повышение эффективности таможенного контроля. В зависимости от особенностей оперативной обстановки в те или иные годы актуализировались другие важные задачи, например, в этом году -контроль интеллектуальной собственности, а на отдельных направлениях отдельных региональных таможенных управлений - повышение достоверности декларирования отдельных товаров. Для Дальневосточного таможенного управления -это прежде всего товары, ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, товары на экспорт, а также биоресурсы и лес - как серьезная экспортная составляющая.

- Вячеслав Иванович, по каким приоритетным направлениям работали таможенные органы Дальневосточного таможенного управления под вашим руководством?

- Деятельность российской таможни на протяжении всей своей истории имела вечный приоритет -

Основным для нас направлением деятельности является организация работы по контролю таможенной стоимости и правовой работы в части повышения уровня исполнения законодательства всеми должностными лицами. Это касается и сроков таможенного оформления, и соблюдения всех процедур при таможенном оформлении. Одно из важнейших направлений в последние годы - работа по использованию системы анализа управления рисками. Сложность ее заключается в том, что на данный момент не существует четкой и обоснованной научной модели системы анализа управления рисками. Есть приказы, нормативные документы, но они не имеют научнометодической базы. И руководство ФТС России в этом уже убедилось, объявив, что пора переходить к новому этапу работы в этом направлении - осмысление накопленного опыта, творческая переработка его и выход на новый уровень.

- Наверное, немаловажная роль отводится при этом Российской таможенной академии?

- На одной из коллегий ФТС России, которую проводило Сибирское таможенное управление в мае 2007 г., как раз обсуждались перспективы развития Российской таможенной академии. И реально была отмечена крайне слабая связь Академии с практической деятельностью таможенных органов. Все единодушно отмечают высокий уровень теоретической подготовки выпускаемых специалистов и в то же

время констатируют, что Академия фактически не участвует в разработке фундаментальных научных основ таможенного дела и прикладных методик. Так, в 2006 г. в реализации государственных заказов по повышению квалификации сотрудников таможенных органов Российская таможенная академия сильно сдала позиции: из 100 лотов, выставленных ФТС России на тендер, ею было выиграно всего 2.

Пути исправления сложившейся ситуации уже намечены: Федеральной таможенной службой определено участие Академии в системе дистанционного обучения и развитие новых форм повышения квалификации сотрудников таможенных органов. Ситуация должна измениться коренным образом. И эта обратная связь - проведение и осуществление научно-исследовательских работ на практические темы по заказу региональных таможенных управлений и ФТС России -даст вузу очень большой материал для научной и практической работы.

ДВТУ в этом году заказало одну научно-исследовательскую работу, и Владивостокский филиал выиграл тендер на проведение НИР по изучению возможностей и описанию моделей автоматизированного процесса взаимодействия всех участников логистического процесса на морском транспорте. Необходимо получить четкую научную модель взаимодействия перевозчика, экспедитора, брокера и таможенного органа в ходе обработки и таможенного оформления грузов, перемещаемых морским

транспортом. Это очень важная задача - на сегодняшний день в дальневосточных портах время оформления грузов достигает 10 суток (время перевалки грузов с морского транспорта на железнодорожный, включая разгрузку, оформление, перегрузку и выход платформы из порта). Даже если совместными усилиями мы сократим данное время на 3 дня, это будет огромным нашим достижением и преимущество - повысит конкурентоспособность наших портов в мировой транспортной системе.

- Для вас существуют личные приоритеты в работе?

- Для меня личный приоритет в работе - это повышение эффективности управленческой деятельности и качества работы, которое состоит из нескольких слагаемых: качество управления, качество подготовки персонала, материально-техническое обеспечение и система мотивации личного состава к эффективному качественному труду.

За последние 2 года в целом по ДВТУ произошло закрепление кадров в общем проценте кадрового состава. Однако, если смотреть по сегментам, то мы потеряли среднее руководящее звено - начальников и заместителей таможенных постов и таможен. Из-за высокой дифференциации экономической и социальной развитости районов Дальнего Востока зачастую сложно организовать ротацию кадров: трудно уговорить хорошего профессионала переехать с Камчатки, Магадана в Приморский край. И наоборот: люди привыкают

к своему региону, ценят его, находят для себя какие-то преимущества, не хотят менять образ жизни: разные привычки, разные уклады, разная ментальность. А серьезную мотивацию мы пока предложить не можем. Поэтому постоянно приходится осуществлять поиск мотивации, чтобы наши управленческие устремления по ротации кадров совпадали с устремлением должностных лиц. Ломать людей можно, но зачем? Как показала практика, успех от этого невелик.

- В должности исполняющего обязанности начальника Дальневосточного таможенного управления вы работали с мая 2006 г. по сентябрь 2007 г. Какие реальные результаты достигнуты за этот период при решении основных задач, определенных ФТС России для ДВТУ?

- Главное достижение, пожалуй, в том, что в достаточно сложных кадровых коллизиях Управление продолжало стабильно работать, не было допущено никаких срывов. Все отчетные показатели в рамках обычной статистики улучшились. Прежде всего, это связано с тем, что на 50 процентов увеличился товарооборот импорта, естественно, на столько же возросли и платежи. В 2006 г. учитываемый во внешней торговле товарооборот через таможни ДВТУ составил 16 277,5 млн. долл. США и по сравнению с 2005 г. увеличился на 21,9 процентов. Объемы товарооборота в натуральном выражении в отчетном году

по сравнению с предыдущим увеличились на 5,9 процентов и составили 37,7 млн. тонн (основная часть 33,4 млн. тонн или 88 процентов пришлась на экспорт.

Импортный бум в России -это общая экономическая тенденция в стране, характерная для 20062007 гг. Для Дальнего Востока это тем более закономерно, т. к. президентом России официально объявлено, что к 2010 г. объем торгового оборота между Россией и Китаем должен составить 70 млрд. рублей. В прошлом году, по нашим данным, было 27 млрд., а по китайским -32 млрд. долл. США. Следовательно, к 2010 г. товарооборот увеличится в 2 раза, с учетом экспорто-им-портной составляющей, а импорт -на 70 процентов. И это увеличение объемов товарооборота с КНР уже идет большими темпами.

Что касается импорта с Республикой Корея, то он абсолютно стабилен. Импорт с Японией возрос в полтора раза за счет автомобилей. В целом по России отмечен рост ввоза импортных автомобилей на 70 процентов, в связи с чем уже и печатной спецпродукции в ГИБДД не хватает для оформления транспортных средств. В качестве позитива, безусловно, можно отметить, что результаты нашей деятельности не разошлись с потребностями участников внешнеэкономической деятельности. И это при том, что объем работы у всех вырос, а численность кадрового состава осталась на прежнем уровне.

Положительные результаты достигнуты и в правоохранительной деятельности таможенных органов. Оперативный состав профессионально хорошо растет, что подтверждают факты раскрытия преступлений в сфере организованной преступности. Раньше на раскрытие организованных преступных групп, как правило, не хватало ни сил, ни времени. Сейчас у нас есть и силы, и опыт, и возможности. Всего с 2004 по 2006 г. таможенными органами Дальневосточного региона было возбуждено 645 уголовных дел, в тои числе в отношении организованных преступных групп - 44. Общая стоимость незаконно перемещенного товара составила 2,6 млрд. руб., размер уклонения от уплаты таможенных платежей составил 151,3 млн. рублей 16 690 дел возбуждено об административных нарушениях, общей стоимостью 9,6 млрд. рублей. По результатам рассмотрения дел об АП таможенными органами и судами, общая сумма наложенных штрафных санкций и конфискатов составила 2,2 млрд. рублей.

Отмечены хорошие результаты и по линии оперативно-розыскной работы. Следует очень четко разделять результаты таможенного контроля и оперативно-розыскной деятельности таможенных органов -таможенный контроль осуществляется гласными методами, но только методами оперативно-розыскной деятельности можно раскрыть организованные преступные группы, которые работают в сфере контрабанды.

А контрабанда на китайском направлении товарами народного потребления у нас вся организованная: контрабанда биоресурсами, мясом, незаконное декларирование леса.

- Какие меры предпринимаются для сохранения биоресурсов Дальнего Востока в части незаконного их перемещения через таможенную границу?

Сложность в том, что контрабанда биоресурсами неразрывно связана с их незаконной добычей, а незаконное декларирование леса проистекает из незаконной его вырубки. Процент неучтенного леса при таможенном оформлении не очень высок. Даже государственный стандарт допускает 5-10-процентную погрешность. Но суть контрабанды леса и лесоматериалов в том, что они проходит через таможенную границу по фальшивым документам их приобретения, фитосанитарным сертификатам, недостоверным лицензиям на вырубку ценных пород, фальшивым контрактам с несуществующими фирмами. В этой сфере очень часто фигурируют наличные деньги, что позволяет скрывать имена, фигурантов. Потоки наличных денег практически невозможно отследить.

Для установления факта незаконной вырубки леса правоохранительным органам надо выявить очень длинную цепочку фактов. А при таможенном оформлении мы не имеем права подвергать сомнению достоверность предъявляемых лицензий. Представьте, что только

через пункт пропуска Гродеково вывозится 20 млн. кубометров леса в год. Принятие решения о выгрузке леса - это сложный процесс, связанный с анализом документов, необходимо обладать очень высоким уровнем профессиональной подготовки, чтобы принять такое решение, потому что его реализация связана с дополнительными непредусмотренными расходами.

С лесом еще понятнее, он обязательно пройдет через таможенную границу, а вот с морскими биоресурсами дело обстоит сложнее. К примеру, краб, выловленный в 12-мильной зоне, декларированию подлежит, а добытый в 200-мильной исключительной экономической зоне - нет. Как отличить один от другого? Если рыба незаконно выловлена в территориальном море, то она, как правило, вывозится в Корею или Японию, минуя таможню. Во взаимодействии по пресечению контрабанды биоресурсов с нашими таможенными органами ни Корея, ни Япония, ни Китай не заинтересованы.

В последнее время широко распространена практика передачи в аренду японскими владельцами рыболовных судов. Японская молодежь в море работать не хочет, флот остался, поэтому суда сдаются российским партнерам, и наши экипажи, к примеру, под камбоджийским или монгольским флагом, не считаясь с российским законодательством, ведут браконьерский промысел в территориальных водах.

Основные меры по пресечению контрабанды биоресурсов заключаются в совместной работе всех заинтересованных государственных ведомств по единому плану, который координируется Генеральной прокуратурой, т.к. это комплексное явление, и должны быть задействованы объединенные силы, головными из которых являются, конечно, пограничники. Именно они контролируют соблюдение правил рыболовства и объемов вылова биоресурсов вне пунктов пропуска. Борьба с контрабандой биоресурсов - это планомерная системная оперативно-розыскная деятельность по выявлению признаков преступления, его документированию, выявлению лиц, наполнению информации и, в результате, - легализации этой негласной информации.

Таможенные органы в этой проблематике занимают узкую и четко очерченную нишу. В рамках своей компетенции мы проводим специальные операции по борьбе с контрабандой биоресурсов, но они ограничены по времени и затратам, потому что в ходе этих операций необходимо выявить суда, осуществляющие незаконный промысел в территориальных водах с последующим незаконным вывозом. И только в тех случаях, когда установлены признаки либо совершения контрабанды, либо попытки ее, - потому что впоследствии все это нужно очень тщательно доказывать в суде. Важную роль играют суды в части вынесения постановлений о конфискации орудия

промысла. Я лично придерживаюсь мнения, что конфискованные суда должны уничтожаться. Сейчас после конфискации и реализации они зачастую попадают в руки тех же браконьеров. От того, что их будут сдавать на металлолом, никому хуже не будет: меньше судов в море, больше рыбы - восстановление природного баланса. Конечно, это дополнительные расходы для государства, но нужно мыслить стратегически, а не исходя из соображений ежеминутной выгоды.

- Как вы оцениваете уровень коррумпированности сотрудников таможенных органов региона? С чем связано увеличение уголовных дел коррупционной направленности в последнее время -с усилением коррумпированности таможенных органов или с улучшением работы правоохранительных органов и службы собственной безопасности ДВТУ?

- Оцениваю этот уровень, как высокий, особенно в низовом звене. По сути, эта преступность представляет сложную смесь мошенничества, вымогательства и протекционизма. В условиях возрастающего импортного товарного потока, устаревших технологий и ограниченности трудовых ресурсов возникает проблема обработки деклараций. Участники ВЭД платят за скорость оформления, чем создают идеальные условия для мелкой коррупции: таможенникам при этом не надо нарушать законы, поощрять контрабандистов, участвовать в пре-

ступных группах. Последнее дело в порту Восточный Находкинской таможни - крайне показательно тем, что вскрыло это давно существующее явление - «карманную» коррупцию на уровне постов, отделов. Особенность этой коррупции в том, что она обязательно групповая и в ней, как правило, участвует молодежь, которая хочет иметь все и сейчас.

Справиться с этой ситуацией можно только усилением уголовно-правового наказания за совершенное преступление, только страхом и пониманием неминуемости наказания за совершенное должностное преступление. А количество уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников таможенных органов, повысилось потому, что на уровне государства поставлена задача - искоренить коррупцию. И все правоохранительные органы стараются работать в одном направлении. Это объединение усилий, в том числе и прокуратуры, привело к увеличению количества возбужденных дел. Повысилась требовательность к оперативной работе, ее результатам. Уровень коррупционной обстановки остался тем же, а вот уровень воздействия спецслужб стал более адекватен оперативной обстановке.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных орга-

нах. По материалам подразделений собственной безопасности, возбуждено в 2006 г. 68 уголовных дел, из них 41 - в отношении должностных лиц по коррупционным преступлениям и 27 - в отношении должностных и других лиц по преступлениям, наносящим ущерб безопасности таможенных органам.

- Что мешает эффективной борьбе с коррупцией в ДВТУ на современном этапе? Какие меры планирует предпринять руководство ДВТУ для снижения уровня коррупции в таможенных органах?

- К сожалению, нет того критерия, по которому можно судить о том, насколько наша борьба эффективна. Работу строим по расчетному принципу: если мы выпустим по этому участку десять «снарядов», то вероятность поражения «пехоты, зарывшейся в окопы» составит один процент, если снарядов будет сто, то коэффициент повысится. Эффективность наших мер оцениваю по количеству затрат на сумму оперативно-розыскных мероприятий: координирование административной работы по контролю за деятельностью таможенных органов, с точки зрения осуществления таможенного контроля, и административная реакция на нее путем проведения служебных проверок, наказаний, ротации кадров,увольнения.

Вторая часть этой работы - мотивация сотрудников таможенных органов на более эффективную работу и достижение высоких результатов. К сожалению, роль ее не очень

значительна, но по таким направлениям как борьба с контрабандой наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, биоресурсов, занесенных в списки СИТЕС, значение имеет определяющее. В отношении перемещения этих объектов таможенного контроля для многих таможенников существует свое личное «табу». Так, в 2006 г. пресечено 186 попыток ввоза сильнодействующих, психотропных и наркотических средств, по результатам расследования заведено 50 уголовных дел.

Наша административная задача - постоянно наращивать на коррупционном поле количество рисков, как для рядового таможенника, так и для контрабандиста. К примеру, в результате этой деятельности на границе условия для дачи взяток за провоз контрабанды все усложняются. И по определенным товарам бизнесменам стало проще производить легальное оформление. Для любого контрабандиста, в идеале, количество взяток не должно превышать 30 процентов от предполагаемой прибыли, а если этот процент выше, то какой смысл платить взятку, когда проще заплатить пошлину? Это теория вопроса, которая выражается в постоянном мониторинге за состоянием дел на границе - получение оперативной информации, выезд групп, контроль, постконтроль, служебные проверки, вынесение административных решений - ежедневная многогранная деятельность по предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.

- Облегчает ли деятельность сотрудников таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности введение системы электронного декларирования?

- Начнем с того, что те люди, которые практически не занимались электронным декларированием, сводят его к простейшему действию - подаче ГТД в электронном виде. Но дело в том, что декларация сопровождается предоставлением большого количества документов, которые также должны быть поданы в электронном виде - так называемый формализованный «альбом». На данный момент в нашем регионе практически не существует культуры электронного документооборота. А если и существует, только для узких локальных целей, в отдельных корпорациях. Электронное декларирование заработает только тогда, когда все сведения о товаре, условиях его перевозки, контрактах будут подаваться в электронном виде. А пока документы на бумажных носителях переводятся в электронную форму путем сканирования, это просто профанация идеи. В нашем регионе экспедиторы мирового уровня, которые владеют культурой электронного декларирования, есть только на Сахалине - там совершенно другой уровень, другие деньги и другие грузопотоки на шельфе. Много лет на Дальнем Востоке успешно проводилась программа КЛИР-ПАК, которая была направлена на реализацию такой сквозной системы.

- В октябре 2007 года журналу «Таможенная политика на Дальнем Востоке» исполняется 10 лет. Как вы оцениваете это издание с точки зрения его полезности для сотрудников таможенных органов, и каковы пожелания по его дальнейшему развитию?

- Мне всегда нравилось читать ваш журнал. Есть, конечно, статьи в направлении юриспруденции довольно сложные для понимания рядового таможенника, но, с другой стороны, читателя тоже надо учить и стимулировать повышать свой образовательный уровень. Журнал -уникален, и жаль, что он замыкается регионом Дальнего Востока.

Пожелание - больше внимания уделять проблемам управления в таможенных органах. Сейчас, с точки зрения управления, мы застыли в социализме. Необходимо срочно менять политику и психологию управления. И хотя лидером нельзя назначить, научить лидера мы обязаны так, чтобы каждый руководитель на своем уровне четко понимал, что занимается серьезным делом - руководит людьми и организовывает работу.

В таможнях многие участки держатся на выпускниках Российской таможенной академии. В чем плюс выпускников Академии -

они адаптируются к службе в таможне в 3 раза быстрее, чем выпускники других вузов. Уровень подготовки полностью соответствует на данный момент требованиям таможни. Наша задача - выбрать из выпускников лидеров и специализировать их как управленцев. Хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось изучению логистики - движению товаров. Хорошо бы ввести в РТА специализацию - логистика, хотя бы на платной основе, чтобы выпускать более универсально подготовленных специалистов таможенного дела. Очень перспективное направление, которому раньше Академия уделяла большое внимание, - это проблема управления качеством в сфере таможенного дела. Когда мы преодолеем субъективные факторы - коррупцию, низкий профессионализм, мы вплотную столкнемся с проблемой: как добиться качества работы? Эту проблему уже сейчас нужно обсуждать и решать именно на научной основе.

Для реализации этих перспективных направлений важная роль отводится Российской таможенной академии, в целом, и данному научному изданию, в частности. Успехов вам на этом пути!

Подготовила Л.Е. Стрикаускас

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.