Vestnik KazNMU №3-2018
неврологии. Возникновение когнитивных нарушений является неотъемлемой составляющей течения эпилепсии и отражается на общем состоянии пациента в разные стадии развития заболевания. Достижение ремиссии и контроль побочных эффектов ПЭП - приоритетная задача невролога. Вместе с тем важны социальная адаптация пациента и коррекция возможных когнитивных нарушений. Особенности проявлений и течения заболевания сформировали в обществе негативное мнение об эпилепсии. Такие пациенты испытывают трудности при получении образования и трудоустройстве, создании семьи, у них снижен уровень социального функционирования, что существенно ухудшает качество жизни.
При эпилепсии применение когнитивной гимнастики наблюдается достоверно лучший клинический эффект. Это проявляется урежением припадков у детей, улучшением памяти, внимания, общего здоровья. Когнитивная гимнастика оказывает положительное воздействие на высшие психические функции ребенка. Это проявляется уменьшением головных болей, улучшением сна, уменьшением головокружений, способствует снижению тревожности, уменьшает внутреннюю напряженность, а так же повышает уровень качества жизни у детей с эпилепсией. Когнитивная гимнастика может быть использована в условиях неврологических стационаров, реабилитационных центров, амбулаторно-поликлинической практике для коррекции когнитивных нарушений при эпилепсии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Мухин, К.Ю. Эпилепсия. Атлас электро-клинической диагностики. - М.: Альварес Паблишинг, 2004. - 440с.
2 Петрухин А.С. Эпилепсия: частота в популяции и факторы риска ее развития // Эпилептология детского возраста: руководство для врачей. - М.: Медицина, 2000. - С. 44-62.
3 Прусаков В.Ф. Детская эпилепсия и ее лечение // Неврологический вестник. - 2004. - Т.36, Вып. 1-2. - С. 82-85.
4 Никанорова, М.Ю. Датский эпилептологический центр «Дианалунд» // Вестник эпилептологии. - 2003. - №1. - С. 17-18.
5 Fisher R.S., van Emde Boas W., W. Elger C., Genton P., Lee Р. еt al. Epileptic seizures and epilepsy definitions proposed by the International League Against Epilepsy (ILAE) and the International Bureau for Epilepsy (IBE) // Epilepsia. - 2005. - V. 46. - P. 470-472.
6 Cavazzutti G.B. Cognitive disorders of different types of epilepsy in school age children of Modena, Italy // Epilepsia. - 1980. — Vol. 2. - P. 57-62.
А.А. Есетова, Э.О. Аманова, Г.Н. Досыбаева, М.Ш. Латыева
ОцтYстiк К^азацстан Медицина Академиясы «Жалпы тэжiрибелiк дэр^ер 2» кафедрасы, Шымкент, К^азацстан
ЭПИЛЕПСИЯСЫ БАР БАЛАЛАРДЬЩ КОГНИТИВТ1 Б¥ЗЫЛЫСТАРЫ ЖЭНЕ ОЦАЛТУ ЭД1СТЕР1
ty^h: Эпилепсия - созылмалы, полиэтиологиялык; ауру болып табылады. Цайталанатын курысулармен, естщ жэне тулганыц eзгеруiмен сипатталады.
TY^H4i сездер: эпилепсия, балалар, когнитивт бузылыстар, оцалту, когнитивт гимнастика.
A.A.Yessetova, E.O.Amanova,G.N.Dossybayeva, M.Sh.Latyeva
South Kazakhstan Medicine Academy Department of «General practitioner 2», Shimkent, Kazakhstan
COGNITIVE DISORDERS OF EPILEPSY IN CHILDREN AND METHODS OF REHABILITATION
Resume: Epilepsy is a chronic polyetiologic disease manifested by repeated unprovoked seizures of or other seizures, impaired consciousness and personality changes
Keywords: epilepsy, children, cognitive disorders, rehabilitation, cognitive gymnastics
УДК 616.853-053.2
А.А. Есетова1,2, Г.А. Диханбаева2, Г.Н. Досыбаева^Т.И. Тулеева1,2, Э.О. Аманова1,2, М.Ш. Латыева1
1Южно-Казахстанская Медицинская Академия, г.Шъмкент, Казахстан Кафедра «Врач общей пактики 2» 2Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А.Ясави, г.Туркестан, Казахстан. Кафедра«Неврологии, психиатрии и наркологии», г.Туркестан, Казахстан
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭПИЛЕПСИИИ У ДЕТЕЙ
Когнитивные нарушения, возникающие при эпилепсии осложняют социальные связи и приносят страдания детям и их родителям, вызывая тяжелые эмоциональные реакции в связи с затруднением коммуникации с другими детьми. В связи с этим большое значение приобретает разработка новых методов реабилитации когнитивных функций у больных детей эпилепсией Ключевые слова: когнитивные функции, дети, эпилепсия, опросник- QOLCE,реабилитация
Введение. способность, эмоциональная и волевая сферы, относящиеся
Наиболее частыми последствиями эпилепсии у детей к интегративным функциям головного мозга, обычно
являются когнитивные расстройства. Когнитивные страдают при очаговых поражениях мозга и встречаются у
расстройства у детей с эпилепсией оказывают негативное 30-70% больных детей эпилепсией [2,3].
влияние на социальную, бытовую, профессиональную При эпилепсии когнитивными расстройствами называют
адаптацию, и их динамике до сих пор не уделяется должного дефицит внимания, концентрации, замедленность
внимания [1]. Память и внимание, интеллект и умственная мышления, нарушение способности быстрой ориентации в
Ли-пиши ЭСа^ЖМЩ №3-2018 !
меняющейся обстановке, снижение памяти, особенно на текущие события, быстрая истощаемость при напряженной умственной работе [4,5].
Когнитивная реабилитация представляет собой комплексное медико-психологическое воздействие на больного ребенка, направленное прежде всего на восстановление когнитивных функций для возвращения в нормальную социальную среду, а не на приспособление к дефекту [6,7,8,9].
Немедикаментозные методы коррекции когнитивных нарушений составляют важную часть реабилитации и состоят из различных видов специфических тренировок нарушенных функций.
В последнее время появились такие исследования, которые основаны на классических работах А.Р.Лурия, Н.А. Бернштейна, о важности интегративного подхода к деятельности мозга, роли сенсорного «входа» и проприоцептивных влияний со стороны суставов и мышц, конвергенции кинестетической, зрительной и глазодвигательной, моторной систем в организации нервной деятельности. Одним из практических методов является образовательнаякинезиология, предлагающая комплекс физических упражнений и точечного массажа, образно названный «Вга^ут», призванный при помощи движений способствовать улучшению восприятия и обучения [10].
В России и странах дальнего зарубежья известен положительный опыт применения данного комплекса в области педагогики и оздоровления детей с задержкой умственного развития и трудностями в обучении. В реабилитации этот метод этот метод применялся у пациентов с болезнью Альцгеймера, с хронической ишемией головного мозга [11].
При выполнении физических упражнений импульсы с проприорецепторов суставов и мышц стимулируют активность нервных центров, устанавливая связь между визуальной, кинестетической, оптико-моторной и аудиальной системами головного мозга. В результате чего в процессе восстановления участвует не только головной мозг, но и все тело, т.е. движение, рассматриваемое как афферентный импульс, направленный на увеличение потока сенсорной информации, поступающей в головной мозг, будет способствовать интеграции мозговой деятельности и улучшению высших психических функций. Цель данного исследования - улучшение когнитивных функций у детей с эпилепсией в раннем периоде путем включения в комплекс реабилитации когнитивной гимнастики.
Материалы и методы. Обследовано 316 пациентов в возрасте от 3 до 15 лет с верифицированным диагнозом «Эпилепсия». Исследование было проведено в городе Шымкент на базе Областной детской больницы в отделении детской неврологии. Лечение и обследование проводилось с информированного согласия родителей детей с эпилепсией. В качестве критериев эффективности лечения наряду с общими клиническими исследованиями использовались методики оценки когнитивных функций: опросник QOLCE -QualityofLifeinChildhoodEpilepsyQuestionnaire (Sabaz., 2000), Оценка качества жизни детей с эпилепсией, оценка памяти по МОСА- тесту. Опросники применялись в начале лечения в отделении детской неврологии и за один день до выписки из стационара.В ходе работы мы использовали опросник QOLCE - QualityofLifeinChildhoodEpilepsyQuestionnaire (Sabaz., 2000), Оценка качества жизни детей с эпилепсией. Данный опросник состоит из 79 вопросов, разделенных на 16 субсфер. Опросник охватывает такие вопросы как: качество жизни ребенка, физическая активность, познавательные функции (память, мышление, внимание, гнозис, праксис), поведение ребенка, общее здоровье. При выполнении физических упражнений импульсы с проприорецепторов суставов и мышц стимулируют активность нервных центров, устанавливая связь между визуальной, кинестетической, оптико-моторной и аудиальной системами головного мозга. В результате чего в процессе восстановления участвует не только головной мозг, но и все тело, т.е. движение, рассматриваемое как афферентный импульс, направленный на увеличение потока сенсорной информации, поступающей в головной мозг, будет способствовать интеграции мозговой деятельности и улучшению высших психических функций. Статистическую обработку данных проводили на персональном компьютере с помощью пакета программSPSS,17 с определением среднего значения (М), стандартного отклонения, уровня значимости (р), непараметрические данные обработаны с помощью критерия Манна-Уитни. Различия считались статистически достоверными при р<0,05, т.е. граничные данные уровня значимости принимались равными 5%.
Результаты и обсуждение. По результатам опроса родителей детей с эпилепсией с помощью опросника QOLCE было выявлено, что после проведенной когнитивной гимнастики у 28,5 % детей наблюдалось улучшение, у 3,1% клиническая картина без видимых изменений (р-0,05) (таблица 1).
Таблица 1 - Субсфера №1 Физические ограничения
№ Среднее Стандартное отклонение тт тах z Р
до после до после
1 2.17 4.32 1.049 0.987 1 6 14.029 0.000
2 2.32 3.85 1.231 1.523 1 6 11.303 0.000
3 1.98 3.74 1.064 1.659 1 6 12.177 0.000
4 2.92 4.13 1.309 1.353 1 6 9.352 0.000
5 3.86 4.09 1.119 1.289 1 6 2.853 0.004
6 4.86 3.41 0.837 1.641 1 6 11.163 0.000
7 4.85 4.70 0.743 0.916 1 6 2.410 0.016
8 4.76 4.82 0.776 0.801 1 6 1.012 0.312
9 4.70 4.39 1.054 1.044 1 6 4.304 0.000
По субсфере №2 и №3 у 2,9% детей наблюдалось улучшение когнитивной функции, а у 2,6% детей с эпилепсией клиника без изменений (таблица 2).
Таблица 2 - Субсфера № 2 и Субсфера №3 (Энергичность/слабость, концентрация внимания
№ Среднее Стандартное отклонение тт тах z р
до после до после
1 4.27 4.66 1.146 1.978 1 6 5.019 0.000
2 2.52 3.71 1.108 1.353 1 6 10.251 0.000
3 2.89 2.85 0.873 0.984 1 6 0.527 0.598
4 2.83 2.93 1.099 1.097 1 6 1.594 0.111
Vestnik KazNMU №3-2018
5 2.81 2.82 1.027 1.007 1 6 1.122 0.262
6 2.82 2.85 0.875 1.002 1 6 0.432 0.666
По субсфере №4 у 30,0% детей наблюдается улучшение памяти, концентрации внимания, у 1,6% клиническая картина без видимых изменений (таблица 3).
Таблица 3 - Субсфера №4 (Память)_
№ Среднее Стандартное отклонение min max z Р
до после До после
1 3.03 2.97 0.910 1.165 1 6 0.350 0.726
2 4.90 3.72 0.717 1.357 1 6 10.930 0.000
3 2.88 3.68 1.173 1.358 1 6 6.907 0.000
4 2.48 3.46 0.892 1.158 1 6 9.918 0.000
5 2.81 3.56 0.996 1.237 1 6 7.493 0.000
6 2.47 2.97 1.040 1.460 1 6 4.783 0.000
7 2.84 2.76 1.159 1..234 1 6 1.121 0.262
По опроснику QOLCE показатели качества жизни у детей с эпилепсией до лечения существенно не отличались. Высокие показатели выявлены по шкалам: «депрессия», «тревога», «социальные контакты», что отражает степень, в которой состояние высших психических функций ограничивает выполнение различных инструкций, который дает врач пациенту.
Заключение.Таким образом исследования качества жизни позволяют осуществлять мониторинг состояния больного в процессе лечебных и реабилитационных воздействий и оценивать их эффективность.
Поэтому чрезвычайно важными являются исследования КЖ на этапе восстановительной терапии - первом этапе реабилитации. Наше проведенное исследование показало, что эпилепсия у детей негативно влияет на качество жизни, психоэмоциональное состояние и социальную адаптацию их родителей. В структуре качества жизни родителей наиболее низкие показатели встречаются в тех шкалах, которые
ассоциированы с заболеванием ребенка - это физическая активность, когнитивное функционирование, социальная активность и др. После курса комплексной реабилитации отмечалась положительная динамика показателей КЖ, когнитивных функций.
Через 6 месяцев после проведенного лечения с включением комплекса когнитивной гимнастики сохранялась положительная динамика психологического статуса. При эпилепсии применение когнитивной гимнастики наблюдается достоверно лучший клинический эффект. Это проявляется урежением припадков у детей, улучшением памяти, внимания, общего здоровья. Когнитивная гимнастика оказывает положительное воздействие на высшие психические функции ребенка. Это проявляется уменьшением головных болей, улучшением сна, уменьшением головокружений, способствует снижению тревожности, уменьшает внутреннюю напряженность, а так же повышает уровень качества жизни у детей с эпилепсией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. - М.: «Фолиум», 2005. - 276 с.
2 Боголепова А.Н. Роль нейропсихологических исследований у больных детей с эпилепсией (обзор) // Журн.неврологии и психиатрии. - 2005. - №13. - С. 88-97.
3 К.Ю.Мухин, Э.Г.Меликян, Н.В.Никифорова. Качество жизни больных эпилепсией детей (по данным применения русскоязычной версии опросника «QOLCE») // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2011. - №10, Вып. 2. - С. 31-34.
4 Э.Г.Меликян, А.Б.Гехт. Качество жизни больных эпилепсией // Лечебное дело. - 2011. - №1. - С. 4-9.
5 Троицкая Л.А., Петрухин А.С., Айвазян С.А., Воронкова К.В. Изменения высших психических функций при эпилепсии. Школа здоровья. - М.: 2001. - С.15-19.
6 Петрухин А.С., Мухин К.Ю., Воронкова К.В., Пылаева О.А. Особенности эпилепсии у детей и подростков // Международная конференция «Эпилепсия - медикосоциальные аспекты, диагностика и лечение». - М.: 2004. - С. 233-236.
7 Воронкова К.В., Петрухин А.С., Пылаева О.А., Холин А.А. Рациональная антиэпилептическая фармакотерапия. - М.: Бином, 2007. - 275 с.
8 Захарова Т.Ю., Васюк Ю.А., Тимочев Н.В., Абакумов Ю.А. Оценка качества жизни в клинике внутренних болезней // Сов. Медицина. - 1991. - №6. - С. 34-38.
9 Карлов В.А. в кн. под ред. Голубева В.Л. Избранные лекции по неврологии. - М.: Эйдос-медиа, 2006. - 469 с.
10 Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 313 с.
11 Померанцев В.П. Диагноз, лечение, качество жизни //Клин. Медицина. - 1989. - №9. - С. 3-8.
А.А. Есетова12, Г.А. Диханбаева2, Г.Н. Досыбаева1, Т.И. Тулеева12, Э.О. Аманова12, М.Ш. Латыева1
гОцтустк К,азацстан Медицина Академиясы «Жалпы тэжiрибелiк дэр^ер 2» кафедрасы, Шымкент, К,азацстан. 2%.А.Ясауи атындагы Халыцаралыц цазац-тур^ университетi «Неврология, психиатрия жэне наркология» кафедрасы, Тур^стан, К,азацстан
ЭПИЛЕПСИЯМЕН АУЫРАТЫН БАЛАЛАРГА АРНАЛГАН ОЦАЛТУ ШАРАЛАРЫ
ty^h: Эпилепсиядагы когнитивт бузылыстар элеуметтж байланыстарды ;иындатады жэне балалар мен олардыц ата-аналарына ;айгы экеледь бул бас;а балалармен ;арым-;атынас ;иынды;тарына байланысты ;атты эмоциялы; реакциялар тудырады. Осыпан байланысты эпилепсиямен ауыратын нау;астарга когнитивт функцияларды оцалтудыц жаца эд^терш эзiрлеу мацызды болып табылады.
ТYЙiндi сездер: когнитивт функциялар, балалар, эпилепсия, QOLCE-сауалнамасы, оцалту.
Вестник Ка^ЖМУ №3-2018
A.A.Yessetova12, G.A.Dikhanbayeva2, G.N.Dossybayeva1, T.I.Tuleyeva12, E.O.Amanova12, M.Sh.Latyeva1
1South Kazakhstan Medicine Academy Department of «General practitioner 2», Shimkent, Kazakhstan. 2International Kazakh-Turkish University named after H.A. Yasawi,Turkestan,Kazakhstan Department of «Neurology, Psychiatry and Narcology»
REHABILITATION MEASURES OF EPILEPSY IN CHILDREN
Resume: Cognitive impairment of epilepsy complicates social connections and brings suffering to children and their parents, causing severe emotional reactions due to the difficulty of communication with other children. In this regard, great importance is the development of new methods of rehabilitation of cognitive functions in sick children with epilepsy. Keywords: cognitive functions, children, epilepsy, QOLCE-questionnaire, rehabilitation.
УДК 616.83
А.А. Есетова1,2, Т.И. Тулеева1,2, Г.А. Диханбаева2
1Южно-Казахстанская Медицинская Академия, г.Шымкент Кафедра «Врач общей пактики 2» 2Международный Казахско-Турецкий университет им. Х.А.Ясави Кафедра «Неврологии, психиатрии и наркологии», г.Туркестан
КЛИНИКО-ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИМПТОМАТИЧЕСКОЙ ЭПИЛЕПСИИ У ДЕТЕЙ
В ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Эпилепсия у детей - хроническое церебральное расстройство, характеризующееся повторяющимися, стереотипными припадками, возникающими без явных провоцирующих факторов. Ведущими проявлениями эпилепсии у детей служат эпилептические припадки, которые могут протекать в виде тонико-клонических судорог, абсансов, миоклонических судорог с нарушением сознания или без его нарушения.
Ключевые слова: дети, симптоматическая эпилепсия, эпилептический очаг,гипоксически-ишемическая энцефалопатия
Введение. Высокая распространенность эпилепсии с тенденцией к повышению за счет симптоматических форм, значительный процент умственной отсталости, девиантных форм поведения, социально-психической дезадаптациии инвалидизации больных, определяют медицинскую и социальную значимость различных аспектов педиатрической эпилептологии [1]. К основным причинам симптоматической эпилепсии у детей и подростков относятся: гипоксически-ишемическая энцефалопатия, внутриутробные инфекции, врожденные аномалии головного мозга, хромосомные синдромы, наследственные болезни обмена веществ, родовая травма, нейроинфекции, опухоли мозга и черепно-мозговые травмы. У детей нередко обнаруживаются в головном мозге резидуальные изменения, связанные с перенесенными инфекциями или травмами, а также другие нарушения, обусловленные пороками развития мозга, дегенеративными заболеваниями. У больных, перенесших внутричерепную родовую травму, иногда обнаруживаются рубцовые изменения в височной доле, обусловленные, как полагают, вдавлением во время родового акта височной доли в отверстие мозжечкового намёта. Нарушение кровообращения, возникающее в области грыжевого выпячивания, приводит к развитию склеротических изменений в височной доле. Резкое разгибание или сгибание головки во времяродового акта, может быть причиной возникновения острой недостаточности кровообращения в вертебрально-базилярной системе с временной аноксией образований ствола мозга и последующей реактивной гиперплазией глии. При этом поражается и область ретикулярной формации ствола мозга, что может обусловить повышение судорожной реактивности [2].
Целью нашего исследования явилось анализ этиологической структуры симптоматической эпилепсии у детей, выявление клинических особенностей течения заболевания, оценка возрастной структуры периода манифестации заболевания, определение средней
длительности латентного периода среди детей с различным характером повреждений, выяснение зависимости частоты приступов от характера повреждения.
Материалы и методы. Проанализированы 230 медицинских карт стационарных больных, находившихся на лечении в Областной детской боьнице в отделении детской неврологии с диагнозом «эпилепсия» за период с 2016 по 2017 г. Среди них были отобраны 150 детей, имевшихсимптоматическую форму заболевания. Из них количество мальчиков было 92, девочек 58. Средний возраст составил - 5 лет. Латентный период заболевания: от двух суток до 3 лет. Длительность активного заболевания в исследуемой группе: от 6 месяцев до 4 лет. Дети с хромосомными синдромами, наследственными болезнями обмена веществ и опухолями головного мозга были исключены из анализа, так как в данных группах не представлялось возможным определить точное время [3]. Больные были разделены по возрасту на подгруппы согласно классификации В. П. Бисяриной: 1-я группа — с 1 года до 3 лет; 2-я группа — с 4 до 6 лет, 3-я группа — с 7 до 14 лет, 4-я группа — с 15 до 17 лет. Данная классификация выбрана в связи с наиболее близким соответствием периодов созревания структур мозга у детей возрастным аспектам формирования основных ритмов на электроэнцефалограмме [4]. Анализ медицинской документации состоял в оценке анамнестических данных, параметров ЭЭГ-исследований и
нейровизуализации.Статистическая обработка результатов включала определение процентного представительства изученных параметров.
Результаты. Причиной симптоматической эпилепсии среди обследованных детей явились: гипоксически-ишемическая энцефалопатия (28,5%), родовая травма (21,1%), ЧМТ (13,2%), последствия внутриутробных инфекций (10,4%), врожденные аномалии развития головного мозга (7,8%), нейроинфекции(8,5%), опухоли головного мозга (3%), хромосомные синдромы (1,2 % обследованных). (Таблица 1).