РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗВИВАЕМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Л. Н. Белова, зам. директора по УПР ГОУ НПО ПУ № 78
Несмотря на то, что в последние годы немало сделано в стране для развития сельскохозяйственного производства, однако Россия продолжает в значительных объемах закупать импортное продовольствие.
Главным фактором, сдерживающим сегодня перевод отрасли в режим активного развития, слабое состояние машинно-тракторного парка. Из-за нехватки сельхозмашин или их неудовлетворительного состояния нарушаются агротехнические сроки проведения работ, применяются упрощенные технологии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 466 принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. «Стабилизация обеспеченности основными видами техники, - говорится в документе, - намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году.» В структуре сельского хозяйства страны растениеводство занимает ключевое положение.
В нашем регионе зерновое хозяйство развивается динамично, идет интенсивное техническое перевооружение. Плодородная земля и современная сельскохозяйственная техника сами по себе продовольствием страну не обеспечат. Требуется подготовка квалифицированных кадров сельских профессий, обладающих знаниями и навыками не только сельскохозяйственного производства, использования машин и агрегатов, но и в применении прогрессивных технологий. Поэтому материально-техническая база учреждений профессионального образования должна соответствовать современному уровню развития сельскохозяйственного производства, они должны развиваться опережающими темпами, а уровень профессиональной компетентности выпускников должен отвечать запросам работодателей.
Национальный проект «Образование» ориентирован на инновационное развитие образования, что получило свое отражение в инновационной образовательной программе «Экономическая функция социального партнерства в деятельности ГОУ НПО ПУ № 78», направленная не на передачу суммы знаний, которые быстро устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими выпускнику по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование более тесно связано с практикой, чем традиционное.
Инновационная образовательная программа предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- введение в педагогическую практику новых образовательных программ, отвечающих запросам работодателей;
- освоение профессионально-педагогическими работниками и широкое использование информационных образовательных технологий, новых учебно-методических материалов;
- дальнейшее совершенствование существующей системы управления качеством обучения;
- совершенствование материально-технической базы;
- повышение квалификации;
- тесная связь теории с практикой, совершенствование договорных отношений с партнерами.
В нашем училище в рамках реализации инновационной образовательной программы радикально изменилось взаимодействие с социальными партнерами. Передовые хозяйства района СПК «Лебяжье», ООО «Новые зори» обеспечили софинансирование ИОП училища, передав нам современную технику безвозмездно в пользование сроком на 5 лет на 26.7 млн рублей.
Совместно с работодателями разработаны учебные программы по спецдисциплинам и производственному обучению. По базовой профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и по родственной профессии автомеханик преподавателями ПТЦ составлены тесты тематического, рубежного итогового контроля знаний. Социальные партнеры стали ответственно относиться к организации производственного обучения в период практик, активно участвуют в итоговой аттестации выпускников, конкурсах, профориентации, на деле реализуя профессионально-трудовую направленность обучения в базовых предприятиях.
Решением координационного совета администрации Юргинского района 3 сельхозяйственных предприятия, оснащенные современной техникой и внедрившие интенсивные агротехнологии, расположены недалеко от училища, функционируют как учебные производственные центры: ООО «Земляне», СПК «Лебяжье», ООО «Новые зори». Наряду с учебным хозяйством училища они являются учебными полигонами производственного обучения для обучающихся 2 и 3-го курсов. Территориальная близость УПЦ и достойная материальная оснащенность (наличие посевных комплексов «ТОМЬ-10», зерноуборочных комбайнов «ДОН-1500», «Енисей-1200», «Вектор» и др.) позволяют обеспечивать высокую эффективность производственного обучения и производственной практики в УПЦ.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г. I 43
РЕАЛИЗУЕМ СОВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исполнительный директор ООО «Новые зори» Прибора Вячеслав Михайлович в своем интервью подтвердил вышесказанное: «С училищем мы сотрудничаем очень активно, 80 % работающих сегодня - это выпускники профессионального училища № 78, мы заинтересованы в качестве профессиональной подготовки, поэтому принимаем участие в составлении рабочих учебных программ по спецпредметам и производственному обучению, создаем условия в период производственной практики для выполнения всех видов учебно-производственных работ, принимаем на стажировку мастеров производственного обучения, своих рабочих направляем в ОУ на повышение квалификации. Работу строим на договорной основе. Лично меня часто приглашают для участия в совещаниях, мастер-классах, которые проводятся на базе училища, я с удовольствием это делаю, так как заинтересован в стабильности и совершенствовании учебно-производственного комплекса училища. Мы обеспечили софинансирование инновационной образовательной программы, передав современную технику училищу безвозмездно в пользование сроком на 5 лет на 13, 6 млн рублей.»
В базовых предприятиях практика оплачивается, успешно обучающимся назначается одна дополни-
тельная ежемесячная стипендия в размере 300 рублей. Передовые хозяйства района, области координируют и обеспечивают стажировки мастеров и преподавателей профтехцикла.
Совместно решаем проблему комплектования училища. За последние 3 года количество учащихся из сельских территорий возросло с 29 до 41 %.
Развитие в агропромышленных предприятиях социальной сферы позволит сделать более привлекательным село для трудоустройства и закрепления выпускников.
Средства господдержки, выделенные на развитие нашему ОУ, потрачены на приобретение учебно-методического, учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования. Обновленная учебно-материальная база (приобретены комбайн «ДОН-15 00; зерноуборочный комбайн «Енисей-1200»; кормоуборочный комбайн «ДОН-680»; 2 автомобиля «КАМАЗ»; 2 трактора «МТЗ - 82»; зерносушильный комплекс «АЛ-З1»; 2 зерноуборочных комбайна «ВЕКТОР») позволила создать в нашем училище ресурсный центр для учреждений профессионального образования области и на высоком профессиональном уровне в полном объеме выполнять все задачи инновационной образовательной программы.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ КУЗБАССА В РЕСУРСНОМ ЦЕНТРЕ НОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НОВОКУЗНЕЦКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ТЕХНИКУМА
И. В. Корнеева, руководитель ресурсного центра новых строительных технологий ФГОУ СПО
«Новокузнецкий строительный техникум»
ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум» - многопрофильное, многоуровневое, многофункциональное учебное заведение, реализующее принцип непрерывного профессионального образования.
Подготовка специалистов включает ступени НПО и СПО, что позволяет прослеживать развитие профессиональной подготовки специалистов строительной отрасли с начальной ступени подготовки и продолжать ее в рамках последующего обучения на уровне среднего профессионального образования. Кроме того, техникум развивает активное взаимодействие с общеобразовательными школами, лицеями, училищами по предпрофильному обучению и знакомству обучающихся с наиболее востребованными профессиями строительной отрасли Кузбасса.
С 1 ноября 2007 года основная задача подготовки специалистов в соответствии с современными тре-
бованиями строительного комплекса Кузбасса, повышения квалификации, дополнительного образования реализуется путем создания ресурсного центра новых строительных технологий, одним из приоритетов которого является привлечение к сотрудничеству новаторов строительного рынка, инвестирующих в образование.
Развитые партнерские отношения с отраслевыми предприятиями, профессиональные педагогические кадры, авторитет строительного техникума в регионе привлекли внимание компании КНАУФ. Преподаватели и мастера производственного обучения постоянно проходят обучение в учебных центрах компании и внедряют полученные знания в учебный и производственный процесс. Все студенты строительного отделения во время учебной производственной практики, факультативных занятий овладевают техноло-
44 \ «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (28), 2010 г.