Научная статья на тему 'Модернизация профессионального образования региона программно-целевыми методами'

Модернизация профессионального образования региона программно-целевыми методами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация профессионального образования региона программно-целевыми методами»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ

Е. А. Пахомова, канд. пед. наук, и. о. начальника Департамента образования и науки Кемеровской области; С. А. Дочкин, д-р. пед. наук, начальник научно-аналитического центра ГОУ «КРИРПО»

Стратегической целью социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности региона и роста на этой базе благосостояния жителей региона. Данная цель предполагает обеспечение стабильного роста базового сектора экономики региона (усиление и поддержка уже существующих позиций и конкурентных преимуществ); диверсификацию регионального хозяйства (реализация существующих, но пока не использованных заделов); создание инновационного задела для роста новых секторов производства, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе. Однако одним из основных факторов обеспечения решения задачи стабильного роста в базовом секторе экономики является развитие системы подготовки кадров и стабилизация рынка труда.

Анализ состояния и направлений развития региональной экономики позволил сделать вывод, что в ближайшие 15-20 лет основным инструментом государственного регулирования ситуации на рынках труда и услуг может и должна стать региональная система профессионального образования. Данный вывод соответствует задачам, поставленным президентом РФ, который отметил, что при переходе на инновационный путь развития важно модернизировать профессиональное образование (ПО), делая упор на невузовское образование, неуниверситетское; создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, реально востребованных ведущими предприятиями инновационного сектора. С учётом данных обстоятельств в регионе возникла потребность в создании институциональных условий и механизмов, обеспечивающих устойчивое, целенаправленное, сбалансированное с потребностями растущей экономики и запросами рынка труда развитие системы довузовского профессионального образования. Без этого все планы социально-экономического развития региона останутся нереализованными, что свидетельствует о необходимости комплексного решения

рассматриваемой проблемы и связанных с этим задач программно-целевыми методами.

Именно данные условия обусловили необходимость проведения коллегии Администрации Кемеровской области по вопросам модернизации системы профессионального образования региона на среднесрочную перспективу.

Основным содержанием вопросов, рассматриваемых на коллегии, явилось обсуждение мер по поддержке и развитию профессионального образования в Кемеровской области. В рамках основного доклада Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева, выступлений представителей крупных промышленных предприятий, учреждений профессионального образования была дана общая оценка состояния системы профессионального образования Кемеровской области, намечены основные пути ее развития.

Отмечено, что по комплексным показателям система профессионального образования Кемеровской области остается одной из наиболее крупных в Западной Сибири, в ее основе - территориально-отраслевая структура начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования; вариативность построения траектории профессионального образования для выпускников общеобразовательных учреждений; система непрерывного профессионального образования; высокая степень доступности получения профессионального образования.

В то же время, как отметил Губернатор, имеют место серьезные проблемы, требующие первоочередного решения:

- ввиду отсутствия объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах подготовка кадров в системе профессионального образования всех уровней слабо ориентирована на потребности рынка труда, уровень трудоустройства выпускников по полученным специальностям и рабочим профессиям недостаточен;

- отсутствие постоянного анализа состояния сети ОУ ПО не позволяет целостно спрогнозировать оптимальное соотношение образователь-

ных учреждений разного уровня в целях эффективной территориально-отраслевой организации образовательных ресурсов;

- большинство образовательных учреждений ПО располагает устаревшей материально-технической базой, обновление которой практически не ведется из-за отсутствия регулярного финансирования, соответственно в образовательном процессе преобладают устаревшие технологии обучения;

- отсутствуют эффективные механизмы участия работодателей в деятельности ОУ ПО, большинство из которых предпочитает использовать рабочие кадры, подготовленные за счет государства;

- реализуемым в учреждениях довузовского профессионального образования профессиональным образовательным программам характерна узкопрофильность подготовки, что ведет к неспособности выпускников перестраивать направления и содержание своей профессиональной деятельности в связи со сменой технологий или потребностями рынка труда.

Особое внимание также было обращено на существующие диспропорции в подготовке кадров системой профессионального образования: избыток выпускников с высшим образованием при дефиците выпуска рабочих и специалистов (с начальным и среднем профессиональным образованием). По состоянию на конец 2010 года избыток выпускников вузов в два раза превышает дефицит рабочих кадров (10 311 человек и 5 072 вакансий соответственно), 75 % вакансий в службе занятости - рабочие профессии. Подобные диспропорции рынка труда и системы профессионального образования ведут в долгосрочной перспективе к существенным рисками для устойчивого социально-экономического развития области: росту стоимость рабочей силы в опережающем темпе по отношению к росту производительности труда; неконкурентоспособности традиционной индустрии (добывающая промышленность, предприятия первичной переработки сырья) на рынке современной рабочей силы; резкому сокращению рабочих мест в базовом секторе экономики вследствие роста конкуренции, а также вследствие масштабной технологической модернизации и реструктуризации компаний; утрате эффективности системы профессионального образования региона; увеличению периода трудоустройства не занятых в экономике граждан.

В связи с этим коллегия отметила необходимость создания системных механизмов взаимодействия профессионального образования и рынка труда региона, стимулирования развития

инфраструктуры, обеспечивающей данное взаимодействие. В то же время в области имеется положительный опыт деятельности учреждений профессионального образования по организации и поддержанию тесного взаимодействия с работодателями, представителями регионального рынка труда.

Для того, чтобы учреждения довузовского профессионального образования имели возможность быстро реагировать на требования рынка труда и образовательных программ, разработана региональная многоуровневая модель сетевого взаимодействия: Департамент образования и науки Кемеровской области - государственное образовательное учреждение «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» - базовые учреждения НПО и СПО - учреждения НПО и СПО Кузбасса. Такой механизм сетевого взаимодействия позволил реализовать перспективную модель управления системой ПО региона.

В области на основе существующих учреждений начального и среднего профессионального образования развернуты три федеральных отраслевых ресурсных центра по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов для угледобывающей отрасли, специалистов металлургического профиля, специалистов сельского хозяйства (рис.1).

К примеру, в ГОУ СПО « Кузнецкий индустриальный техникум» (г. Новокузнецк) осуществляется подготовка специалистов металлургического профиля по 9 профессиям начального профессионального образования и по 7 профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования. Инновационная деятельность данного учреждения как ресурсного центра обеспечивает подготовку кадров по родственным профессиям (специальностям); концентрацию, преобразование и формирование образовательных ресурсов, предназначенных для освоения современных производственных технологий; диверсификацию рабочих профессий и направлений подготовки специалистов в целях максимально возможного охвата и удовлетворения потребностей металлургических предприятий Кузбасса и соседних регионов в квалифицированных кадрах; концентрацию материально-технических и кадровых ресурсов и предоставление их для использования заинтересованным потребителям и взаимодействующим учреждениям профессионального образования; создание и апробацию механизма государственно-частного управления и финансирование обучения по программам профессионального образования, профессио-

нальной подготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для металлургических предприятий. В результате - снижение структурного дисбаланса спроса и предложений на рынке рабочей силы в металлургической отрасли; развертывание плановой работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по расширенному перечню программ, перекрывающих все возможные потребности металлургических предприятий региона и соседних районов, на основе долгосрочных договоров с металлургическими компаниями и предприятиями; повышение эффективности использования и модернизация существующей учебно-материальной базы учреждения ПО; расширение практики государственно-частного управления и софинансирование процесса обу-,, чения рабочих кадров и специа-

инновационной листов для металлургиче-

инфраструктуры К ской °"Фасли.

¡^индустриальным техникум (г. Новокузнецк)

Металлургическая отрасль региона и страны

Юргинский техникум

_1 = = = = сервиса

= = =

In1-'П техникум г

J

Сельское хозяйство региона и страны

Рис.1. Сеть федеральных ресурсных центров Кузбасса

Действующие в области базовые учреждения профессионального образования, учреждения-комплексы многоуровневого непрерывного профессионального образования, учреждения НПО/ СПО в статусе экспериментальной площадки также реализуют разнообразные инновационные образовательные программы, предусматри-

вающие введение в педагогическую практику новых образовательных программ, отвечающих запросам работодателей, освоение и широкое использование профессионально-педагогическими работниками информационных и современных образовательных технологий, новых учебно-методических материалов, дальнейшее совершенствование существующей системы управления качеством обучения, совершенствование материально-технической базы с учетом новых тенденций в производстве, совершенствование договорных отношений в рамках государственно-частного партнерства с различными предприятиями всех форм собственности на основе инновационной модели взаимодействия ОУ ПО и работодателями - партнерами.

Как результат принятых мер, динамика трудоустройства выпускников учреждений довузовского профессионального об-Угледобывающаяотрасль III разования пока-региона и страны т^ЛИт зывает, что число

выпускников, не направленных на работу и не трудоустроенных из-за отсутствия рабочих мест, в общем выпуске остается стабильным, а показатели нетрудоустроенно-сти в Кемеровской области ниже, чем в Сибирском федеральном округе и по РФ в целом (на 8,8 и 5,3 % соответственно). Положительная динамика в Кемеровской области прослеживается и в отношении результата обучения: получение рабочего разряда выше или ниже установленного. Так, в Кемеровской области отмечается динамика к снижению доли обучающихся, выпускающихся с пониженным разрядом в 2,6 раза (2003 год - 3 %; 2009 год - 1,13 %). Доля обучающихся, выпускающихся с повышенным разрядом, существенно не изменяется, но превышает общероссийские показатели на 10,3 %. При этом в области уже имеется практика активной работы объединений работодателей с учреждениями НПО/СПО, в числе задач которой - построение эффективных механизмов участия бизнеса в подготовке кадров для региональной экономики, что создает хорошие предпосылки для системы профессионального образования в

развитии социального партнерства (КМК, «Рас-падская», разрез «Кедровский» и др.). Как следствие такой системной работы - увеличивается количество предприятий, готовых оказывать финансовую и иную помощь образовательным учреждениям. Наиболее крупные инвестиционные вложения за последние четыре года провели: ЗАО Холдинговая компания «Сибирский деловой союз», ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ООО СХП «Новые зори», СПК «Лебяжье», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания», ООО «Шахтоуправление Прокопьевское», ОАО Управляющая компания «Южкузбассуголь», ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» и др. В 2009-2010 годах учреждения НПО заключили 750 договоров с работодателями на подготовку почти 5 989 рабочих. Общий объем финансовых вложений за последние 4 года для ОУ НПО составил - 79 700 000 рублей, для ОУ СПО - 59 800 000 рублей.

На проведенном заседании коллегии Администрации Кемеровской области Губернатором А. М. Тулеевым были награждены работодатели, внесшие особый вклад в подготовку кадров для региона: исполнительный директор ООО СХП «Новые зори» Прибора В. М., вице-президент по угольной отрасли ЗАО ХК «СДС» Баскаков В. П., управляющий директор ОАО «КОКС» Дьяков С. Н. Также были отмечены руководители учреждений довузовского профессионального образования, добившихся особых успехов в подготовке рабочих кадров для экономики региона - Тюленев В. И. (ГОУ СПО «Кузнецкий индустриальный техникум», г. Новокузнецк), Сьянов В. И. (ГОУ СПО «Юргин-ский техникум агротехнологий и сервиса», г. Юрга), Павлючков Г. А. (ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж», г. Юрга), Кучерявенко Т. А. (ГОУ СПО «Профессиональный колледж г. Новокузнецка»), Корнеев Ю. В. (ФГОУ СПО «Новокузнецкий строительный техникум», г. Новокузнецк).

Однако в настоящее время взаимодействие с работодателями реализуется в основном на уровне учебных заведений, действующие в области институциональные структуры партнерства с работодателями (попечительские, наблюдательные, опекунские советы) все еще малоэффективны.

Таким образом, в целях системного и максимально эффективного решения поставленных перед экономикой региона и профессиональным образованием Кузбасса задач, было принято решение создания сбалансированной системы подготовки кадров, повышения качества этой работы в соответствии со стратегическими ориентирами социально-экономического развития Кемеровской области на основе региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области» на 2011-2013 годы. Данная программа была представлена на расширенной коллегии Администрации Кемеровской области, получила полное одобрение и была утверждена.

В целом разработанная программа соответствует приоритетным направлениям развития системы профессионального образования России, которые представлены в материалах и ре-

Региональная комплексная программа «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области»на 2011-2013 годьТ

Основные задачи программы

Изменение структуры и повышение качества подготовки кадров

Оптимизация сети учреждений НПО и СПО

Реорганизация образовательной среды и модернизация образовательного процесса УПО

Обновление содержания профессионального образования

Усиление профессионально-трудовой мотивации и профориентации населения

Формирование экономической основы и нормативной базы участия работодателей в подготовке кадров

Рис. 2. Основные задачи, решаемые региональной комплексной программой

шениях совместного заседания Государственного Совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (Москва, 31 августа 2010 года), Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, среднесрочным целевым программам развития региона. Программа ориентирована на создание в Кемеровской области комплекса условий, обеспечивающих повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего уровня квалификации для экономики Кузбасса в соответствии со стратегическими ориентирами социально-экономического развития региона.

Формирование экономической основы и нормативно-правовой базы участия работодателей, их объединений в подготовке квалифицированных рабочих и линейных руководителей (специалистов); реализация комплекса мер по усилению профессионально-трудовой мотивации населения и совершенствованию системы его профессиональной ориентации; формирование современной системы повышения квалификации и расширения профессиональных возможностей как условие развития профессионального образования и социальной защищенности педагогических и научно-педагогических кадров.

В соответствии с приоритетными направлениями развития системы профессионального образования России, Стратегией социально-экономического развития Кузбасса, уровнем развития системы профессионального образования области основные мероприятия Программы направлены на реализацию следующих направлений: создание системы прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров; формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образова-

ния; развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования; мониторинг процессов развития профессионального образования.

Результат реализации мероприятий по выделенным направлениям программы позволит обеспечить регулируемое воспроизводство квалифицированных рабочих кадров и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры на рынках; сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и обеспечение реального сектора экономики рабочими кадрами; концентрацию ресурсов и возможностей образовательных учреждений профессионального образования и работодателей в рамках территориально-экономических кластеров; сокращение периода трудоустройства не занятых в экономике граждан; расширение охвата населения различными формами профессионального обучения и программами личностного роста; расширение вовлечённости работодателей в процесс подготовки профессиональных кадров; повышение эффективности бюджетных расходов на профессиональ-ноеобразование(обучение)ипрофессиональную подготовку (переподготовку) граждан; достижение и поддержание в Кемеровской области баланса спроса и предложения на подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников.

При этом наиболее значимыми системными эффектами от реализации программы будут считаться приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; переориентация ресурсов системы профессионального образования с задач, определяемых «внутренними возможностями», на решение задач по подготовке квалифицированных кадров, востребованных конкретными секторами и отраслями экономики региона, что в свою очередь обеспечит его плановое и системное развитие на долгосрочную перспективу; формирование вектора на инновационное развитие и образования, и экономики области, что соответствует целевому (активному) сценарию развития Кемеровской области -достижение конкурентоспособности региона в опоре на рост технологий и человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.