= Социально-культурная деятельность
ДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ РОЛЕВЫХ ИГР
УДК 379.8
Н. А. Гекман
Алтайский государственный институт культуры
В статье исследуется проблема квалифицированной организации педагогического сопровождения развития лидерских качеств участников трёх различных типов объединений любителей ролевых игр. Поскольку объединения любителей ролевых игр относятся к неформальным объединениям, педагогическое сопровождение формирования лидерских качеств молодёжи важно для повышения эффективности воспитательного процесса для данных объединений, развивающихся стихийно, то есть вне зоны действия учреждений культуры, досуга, образования. В статье доказывается, что специфика педагогического сопровождения развития лидерских качеств молодёжи, участвующей в ролевых играх, зависит от разного типа игрового поведения участников игр «фэнтези», исторической реконструкции и игр активного действия.
Ключевые слова: типы игрового поведения, молодёжь, досуг, ролевые игры, педагогическое сопровождение, лидерские качества.
N. A. Heckmann
Altay State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Yurina str., 277, 656055, Barnaul city, Altay region, Russian Federation
In article the problem of the qualified organization of pedagogical maintenance of development of leadership skills of participants of three various types of associations of fans of role-playing games is investigated. As associations of fans of role-playing games belong to informal associations, pedagogical maintenance of formation of leadership skills of youth is important for increase in efficiency of educational process for these associations developing spontaneously that is out of an area of coverage
ГЕКМАН НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности, преподаватель кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества факультета художественного творчества Алтайского государственного института культуры HECKMANN NATALE ANATOLYEVNA - doctoral student of the Department of social and cultural activity, teacher of the Department of Art Culture and Arts and Crafts Creativity, the Faculty of Art Creativity, the Altay State Institute of Culture
PEDAGOGICAL SUPPORT OF LEADERSHIP DEVELOPMENT OF YOUNG PEOPLE IN VARIOUS TYPES OF ASSOCIATIONS OF FANS OF ROLE-PLAYING GAMES
e-mail: ustlama@mail.ru © Гекман Н. А., 2018
of cultural institutions, leisure, education. In article it is proved that the specifics of pedagogical maintenance of development of leadership skills of the youth participating in role-playing games depend on different type of game behavior of participants of the games "fantasy", historical reconstruction and games of active action.
Keywords: types of game behavior, youth, leisure, role-playing games, pedagogical maintenance, leadership skills.
Для цитирования: Гекман Н. А. Педагогическое сопровождение развития лидерских качеств молодёжи в различных типах объединений любителей ролевых игр // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 129-134.
Полипарадигмальный подход к анализу социально-культурной деятельности, предполагающий, что в современной ситуации в России сложилась парадигма социальной активности личности на основе формирования либеральных ценностей, обусловливает новый взгляд исследователей на досу-говую активность различных категорий населения, включая молодёжь и её лидеров [9].
На современном этапе государству, обществу и культуре необходимы молодые лидеры. Это креативно мыслящие, инициативные молодые люди, умеющие не только успешно учиться и работать, но и организовать свой досуг, используя новые, современные его формы, особенно характерные для городской среды и связанные с интересом к игре. Именно на волне этого интереса в России возникло и распространилось до масштабов молодёжного движения увлечение ролевыми играми, корни которого находятся в зарубежной досуговой практике.
Российскую молодёжь привлекают ролевые игры направлений «фэнтези», исторической реконструкции и игры активного (живого) действия. Первые два типа ориентированы на воплощение роли своего персонажа согласно фантастическому или историческому сюжету игры. Третий - предполагает участие в командной игре приключенческо-соревновательного типа, но не в виртуальном, а в реальном формате. Игры «фэнте-
зи» и исторической реконструкции требуют фантазии, выдумки, достаточно сложных умений, связанных с навыками изготовления костюма, оружия своего персонажа. В играх активного действия важны навыки виртуозного владения автомобилем, средствами связи и навигации, интеллектуально-креативные умения по разгадыванию кодов, обнаружению тайников и т.д., дающие ключ к выполнению игровых заданий и победе над командой противника [3]. Это очень важно именно для городской среды, отличающейся «профессионализацией деятельности населения, малой подвижностью образа жизни, преобладанием информационного общения над эмоциональным [4]».
С одной стороны, ролевые игры, обеспечивая рекреацию и развлечение, радость и игровое творчество их участников, развивают также и лидерские качества руководителей игровых команд, игровых групп, которые входят в состав игровых объединений, клубов, поскольку все разновидности ролевых игр (каждая в своей степени) нуждаются в квалифицированной их организации. Это требует определённого количества успешных, демократически, а не авторитарно настроенных, умелых лидеров движения ролевиков. Позитивные лидерские качества, формируемые в ролевых играх, влияют на работу, учёбу, жизненный успех российской молодёжи. С другой стороны, анализ прак-
= Социально-культурная деятельность
тики показывает, что ролевое движение и группы любителей-ролевиков - это достаточно закрытые для внешних влияний самоорганизующиеся структуры, которые, испытывая потребность в определённом количестве умелых и успешных лидеров (это показали социологические опросы движения ролевиков в Алтайском крае), не знают, как реализовать эту потребность в своём окружении, своими силами, а внешних вмешательств, в силу особенностей неформальной деятельности ролевых групп, ролевики не признают.
В связи с этим требуется адекватное педагогическое влияние на эту ситуацию в форме педагогического сопровождения, необходимого для развития лидерских качеств участников данных объединений. Но организация процесса педагогического сопровождения не будет квалифицированной, пока не будет выяснена сущность и специфика данного процесса в трёх различных типах ролевых игровых объединений. На основе педагогической классификации игр по поведенческим типам играющих, в которой выделяются: 1) игры-соревнования; 2) азартные игры с судьбой; 3) игры-иллюзии, игры-сказки; 4) игры-маскарады, - мы предлагаем классификацию наиболее популярных у современной молодёжи ролевых игр по их типам: 1) игры «фэнтези»; 2) игры исторической реконструкции; 3) игры активного действия [6]. У этих игр есть история возникновения и развития за рубежом и в России, их связь и отличия от схожих по сюжетам с ними компьютерных игр.
В наших исследованиях установлено, что сущностью педагогического сопровождения с целью развития лидерских качеств участников молодёжных объединений любителей ролевых игр является субъект-субъектный процесс, где сопровождение ведомых
субъектов (потенциальных лидеров игровых групп, которые пока не обладают качествами успешного лидера) осуществляется ведущим субъектом этого процесса, находящимся в статусе «мастера» игр ролевых групп. Он разрабатывает и реализует систему организационно-педагогических условий,способствующих развитию ведомых субъектов как успешных лидеров ролевой игры [2].
Но какова специфика педагогического сопровождения развития лидерских качеств молодёжи в трёх различных типах ролевых объединений, а именно - в группах любителей игр «фэнтези», исторической реконструкции и в группах любителей игр активного действия? Решению этой проблемы посвящена данная статья.
На основе историко-культурологическо-го [7], философского [5] подходов к исследованию игры нами установлено, что ролевая игра - это вид деятельности и общения, содержащий релаксационное, развлекательное, творческое начала и имеющий событийную основу (сюжет, правила, в ходе которых игроки достаточно свободно импровизируют). Гедонистические, рекреационные, эвристические (творческие) функции игры [8], в том числе ролевой игры, крайне привлекательны для молодёжи в силу её возрастной настроенности на мажорный тон, радостное общение, творчество, поиск нового в досу-говой деятельности. В связи с этим развёрнутые во времени и пространстве, то есть достаточно масштабные, ролевые игры уже сами по себе являются привлекательным для молодёжи событием, которое демократически настроенным лидерам игры надо умело организовать с целями гармонизации взаимоотношений игроков и укрепления контактов между играющими группами-командами, применяя умение добиваться победы, избегая конфликтов в общении. Для
этого, кроме высокого уровня мотивации к лидерству, лидер ролевой игры должен обладать комплексом коммуникативных, интеллектуально-креативных, деятельност-но-волевых качеств, чтобы управлять игрой и группой-командой.
Классификация игр А. В. Соколова позволяет отследить различное содержание игровой деятельности в каждом из трёх типов объединений любителей ролевых игр [6]. Участники игр «фэнтези» воплощают типы игры-маскарада, игры-иллюзии, где игровое содержание выражается через художественный образ того персонажа, которого воплощает играющий (например, Гарри Поттер, персонажи произведения «Властелин колец» и т.д.). Это требует театрализации, ко-стюмирования, маскарадности игрового поведения в рамках иллюзорного сюжета игры, который игрокам под руководством «мастера» игры надо придумать, используя своё доскональное знание литературного или кинематографического произведения, являющегося основой сюжета игры.
Игры исторической реконструкции имеют в своей основе восстановительно-демонстрационный тип игрового поведения, когда игроки, разыгрывая историческое (Бородинское сражение 1812 года и т.д.) или бытовое (балы, пиры определённого исторического периода) событие, стремятся к максимальной исторической достоверности в изготовлении костюма, оружия и других аксессуаров своих персонажей, погружаясь в мир исторического прошлого на основе его изучения и демонстрируя затем на публику это историческое событие (точнее его реконструкцию). Событийными формами деятельности в играх «фэнтези» и исторической реконструкции являются фестивали костюмов (фестивали косплея), реконструкции рыцарских турниров, военных и бытовых событий,
которые в определённой степени являются импровизированными театрализованными мероприятиями с приглашением публики. Организационная структура групп любителей «фэнтези» и исторической реконструкции мало проявлена, группы не сплочены, так как результат их игровой деятельности в основном не связан с выигрышем, победой над соперниками.
Совсем иная ситуация наблюдается в играх активного действия. Здесь наблюдается соревновательно-приключенческий тип игровых действий участников групп-команд, связанных с функцией этого типа ролевых игр, обозначенной нами как функция проверки игроков в специально осложнённых сюжетом игры-квеста экстремальных ситуациях, осуществляющихся часто в ночное время, при условии умелого использования игроками автомобиля, современного электронного оборудования и т.д., в процессе соревнования с командами-соперниками за победу в игре, итог и сюжет которой определяется «мастерами» игры, игровым штабом.
В предыдущих исследованиях мы представили анализ разновидностей игровых заданий, выполняемых участниками игр активного действия, что позволило сделать вывод о том, что функции и качества лидеров игровых команд активного действия наиболее сложны по сравнению с лидерскими качествами, необходимыми для игр «фэнтези» и исторической реконструкции. Лидер игр активного действия управляет группой-командой и экстремальной игрой-квестом, где эффективный результат игры подразумевает победу над командами соперников; значительная закрытость таких игровых групп предполагает, что для формирования высокой мотивации и качеств успешных лидеров (коммуникативных, ин-
^ Социально-культурная деятельность bill! 01 1
теллектуально-креативных, деятельностно-волевых) ведущий субъект должен находиться в статусе «мастера» таких игр, только тогда группа вступит с ним в партнёрское взаимодействие в процессе педагогического сопровождения развития качеств успешных лидеров игры.
Таким образом, исследование особенностей игрового поведения участников в трёх различных типах объединений любителей ролевых игр позволило сделать вывод
Примечания
1. Апинян Т. А. Игра как феномен культуры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 17.00.08 / Апинян Тамара Антоновна. Санкт-Петербург, 1994. 39 с.
2. Гекман Н. А. Развитие лидерского потенциала участников ролевого игрового движения молодёжи: педагогический подход // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 68-71.
3. Гекман Н. А., Оленина Г. В. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 130-137.
4. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Ленинград : Знание, 1983. 32 с.
5. РетюнскихЛ. Т. Онтология игры : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора философских наук : 17.00.08 / Ретюнских Лариса Тимофеевна. Москва, 1998. 40 с.
6. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
7. Соколов Э. В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социология культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. Ленинград : ЛГИК, 1982. С. 15-25.
8. Столович Л. Н. Жизнь творчество человек: функции художественной деятельности. Москва : Политиздат, 1985. 415 с.
9. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник культуры и искусств. 2015. №4(44). С. 28--35.
References
1. Apinyan T. A. Igra kak fenomen kul'tury. Avtoreferat diss. dok. filos. nauk [Game as a cultural phenomenon. Synopsis dr. philos. sci. diss.]. St. Petersburg, 1944. 39 p.
2. Heckmann N. A. The development of leadership potential in participants of a role-play youth movement: the pedagogical approach. The world of science, culture and education. 2016, no. 4 (59), pp. 68-71. (In Russian)
3. Heckmann N. A., Olenina G. V. Program of activities fans of role-playing games: theoretical and practical analysis. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, no. 3 (65), pp. 130-137. (In Russian)
4. Dobrinskaya E. I., Sokolov E. V. Svobodnoe vremya i razvitie lichnosti [Free time and personal development]. Leningrad, 1983. 32 p.
5. Retyunskikh L. T. Ontologiya igry. Avtoreferat diss. dok. filos. nauk [Ontology of the game. Synopsis dr. philos. sci. diss.]. Moscow, 1998. 40 p.
о том, что наиболее нуждающимися в педагогическом сопровождении с целью развития лидерских качеств участников являются группы любителей ролевых игр активного действия, представляющего собой наиболее сложный тип ролевых игр. Следовательно, это обстоятельство существенным образом повлияет на специфику организации процесса педагогического сопровождения развития лидерских качеств участников ролевых игр активного действия.
6. Sokolov A. V. Obshchaya teoriya sotsialnoy kommunikatsii [General theory of social communication]. St. Petersburg, Publishing house of the V. A. Mikhaylov, 2002. 461 p.
7. Sokolov E. V. Ratsional'noe ispol'zovanie vremeni i kul'tura dosuga [Time management and leisure culture]. Sotsiologiya kul'tury. Metodologiya i praktika kul'turno-prosvetitel'noy deyatelnosti [Sociology of culture. Methodology and practice of cultural and educational activity]. Leningrad, 1982. Pp. 15-25.
8. Stolovich L. N. Zhizn tvorchestvo chelovek: funktsii khudozhestvennoy deyatel'nosti [Life is a creative person: the function of artistic activity]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1985. 415 p.
9. Yaroshenko N. N. Educational potential of modern leisure industry. Culture and Arts Herald. 2015, no. 4 (44), pp. 28-35. (In Russian)
*