4. Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг: монография У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева, В.Е. Жидко и др. Шахты, 2009.
5. Система маркетинговой информации на рынке образовательных услуг: монография. О.Е. Акимова, У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева и др. Шахты, 2009.
6. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань, 2010.
7. Чебанов Э.И. Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры. Региональная экономика. 2012; 37. Available at: http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/962-2012-01-18-05-13-27
8. Трещевский Ю.И., Исаева Е.М., Мовсесова М.Г. Управление эффективностью организаций на основе интеграции. Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2008; 2: 13 - 20.
9. Кудрявцева О.В. Доминирование кластеров в экономике. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; 11: 149 - 151.
10. Горетов И.Н. Роль специализации в региональном кластерном развитии. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009; 5: 105 - 108.
11. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017; 4 (208): 50 - 56.
References
1. Kuznecov S.V., Tyulicheva L.D. Razvitie instituta gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v processe modernizacii professional'nogo obrazovaniya. 'Ekonomika i upravlenie. 2014.
2. Smirnov A.V. Teoreticheskie podhody k obrazovatel'nym klasteram v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Psihologiya, sociologiya i pedagogika. 2012; 12. Available at: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1456
3. Krasnoruckaya N.G. Obrazovatel'nyj klaster v innovacionnoj infrastrukture regional'noj sistemy professional'nogo obrazovaniya. Available at: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/
4. Pozicionirovanie vysshih uchebnyh zavedenijna rynke obrazovatel'nyh uslug: monografiya U.A. Volosatova, Zh.V. Gornostaeva, V.E. Zhidko i dr. Shahty, 2009.
5. Sistema marketingovoj informacii na rynke obrazovatel'nyh uslug: monografiya. O.E. Akimova, U.A. Volosatova, Zh.V. Gornostaeva i dr. Shahty, 2009.
6. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery iinnovacionnoe obuchenie v vuze: monografiya. Kazan', 2010.
7. Chebanov 'E.I. Metody i napravleniya operezhayuschego razvitiya regional'noj social'noj infrastruktury. Regional'naya 'ekonomika. 2012; 37. Available at: http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/962-2012-01-18-05-13-27
8. Treschevskij Yu.I., Isaeva E.M., Movsesova M.G. Upravlenie 'effektivnost'yu organizacij na osnove integracii. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2008; 2: 13 - 20.
9. Kudryavceva O.V. Dominirovanie klasterov v 'ekonomike. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; 11: 149 - 151.
10. Goretov I.N. Rol' specializacii v regional'nom klasternom razvitii. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2009; 5: 105 - 108.
11. Bulah K.V., Burceva E.T. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya innovacionnyh processov v professional'nom obrazovanii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2017; 4 (208): 50 - 56.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 394.3:379.8-053.81
Heckmann N.A., senior teacher, Department of Artistic Culture, Arts and Crafts, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: heckmann89@yandex.ru
LEADERSHIP TRAINING PROGRAM AS A TOOL FOR INFORMAL YOUTH EDUCATION. The article contains a substantiation of the author's program of informal education of youth with the aim to develop the qualities of leaders in active role-plays. These are games of active action that are most needed by skillful leaders, since these are extreme team games based on a competitive adventure story and certain rules. The contents of the author's program "School of Leaders" and some results of its approbation are analyzed. The main feature of the program is that it is built on the principles of non-formal learning (flexibility, responsiveness, orientation to interactive methods and forms of participant training), and the structure of the program (the breakdown of training material into modules, methodological provision) allows to consider this program as a pedagogical tool that lets to achieve the intended result in a purposeful, systematic, short time, with a minimum of resources.
Key words: classification of role-plays, Russian youth, active role-plays, quest games, informal learning, quality of role-plays, informal learning program, interactive forms of education.
Н.А. Гекман, ст. преп. каф. художественной культуры и декоративно-прикладного творчества ФГБОУ ВО АГИК,
г. Барнаул, E-mail: heckmann89@yandex.ru
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ РОЛЕВЫХ ИГР КАК ИНСТРУМЕНТ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
В статье содержится обоснование авторской программы неформального обучения молодёжи, желающей развить качества лидеров ролевых игр активного действия. Именно игры активного действия наиболее нуждаются в умелых лидерах, поскольку это экстремальные командные игры на основе соревновательно-приключенческого сюжета и определенных правил, реализуемых в ходе игры-квеста. Анализируется содержание авторской программы «Школа лидеров» и некоторые результаты её апробации. Главная особенность программы состоит в том, что она построена на принципах неформального обучения (гибкость, оперативность, ориентация на интерактивные методы и формы обучения участников), а сама структура программы (разбивка обучающего материала на модули, методическое их обеспечение) позволяет рассматривать такую программу в качестве педагогического инструмента, позволяющего целенаправленно, системно, в короткие сроки, при минимуме ресурсов достичь намеченного результата.
Ключевые слова: классификация ролевых игр, российская молодёжь, ролевые игры активного действия, игры-квесты, неформальное обучение, качества лидеров ролевые игры, программа неформального обучения, интерактивные формы обучения.
Игра как вид деятельности существует не первое тысячелетие и постоянно видоизменяется, откликаясь на запросы каждого поколения. Рубеж XX - XXI вв. характеризуется развитием игрового ролевого движения городской молодёжи, корни которого возникли за рубежом, а затем достигли и городов России.
В данный момент существующие ролевые игры условно можно разделить на настольные, компьютерные и ролевые игры не виртуального, а реального формата. Последние, в свою очередь, имеют свою классификацию, связанную с содержанием этих игр [1]. Такие игры требуют фантазии, выдумки, достаточно сложных
умений, связанных с навыками изготовления костюма, оружия своего персонажа, погружения в мифологический или исторический сюжет. Это относится к играм «фэнтези» и исторической реконструкции. Навыки виртуозного владения автомобилем, средствами связи и навигации, интеллектуально-креативные умения по разгадыванию кодов, дающие ключ к выполнению игровых заданий и победе над командой противников характерны для игр активного действия [1]. Организация и проведение таких сложных игр без лидеров невозможна. Лидерам, соответственно, нужны качества личности, способствующие эффективному управлению игрой.
Анализ практики показывает, что группы любителей-ролеви-ков - это достаточно закрытые для внешних влияний самоорганизующиеся структуры. Они, испытывая потребность в определенном количестве умелых и успешных лидеров (это показали социологические опросы движения ролевиков в Алтайском крае)
[2], не знают, как реализовать эту потребность в своем окружении, своими силами, а внешних вмешательств, в силу особенностей своей неформальной деятельности, ролевики не признают.
Нами установлено, что наибольшую потребность в успешных лидерах испытывают группы любителей игр активного действия, поскольку это командные игры соревновательного характера, где надо непременно либо победить соперников, либо проиграть им в ходе игры-квеста, связанной с приключенческим сюжетом. Играет в такие игры городская молодёжь в возрасте примерно от 23 до 35 лет. Как же формировать лидерские качества и соответствующие им навыки современной городской молодёжи, играющей в игры активного действия, но уже закончившей учебу, то есть вышедшей из-под влияния учреждений формального образования?
В последние годы все большую популярность набирает неформальное обучение как часть неформального образования
[3]. В этом случае процесс получения новых знаний может протекать вне специализированного образовательного пространства, но при этом существуют конкретные цели, методы и методики и результат обучения. Такое обучение может проводиться образовательными или общественными организациями, клубами и кружками, и представляет собой тренинги (в том числе и игровые), курсы, семинары, круглые столы. Оно проводится под руководством тренера (коуча), специалистов определенных сообществ и не предполагает получения документа об образовании, диплома, сертификата, удостоверения. Возможно ли развитие лидерских качеств участников ролевых игр активного действия средствами неформального обучения, и, если да, то насколько такое обучение будет эффективным?
Как мы уже отмечали, специфика игр активного действия состоит в том, что такие игры осуществляющихся часто в ночное время, при условии умелого использования игроками автомобиля, современного электронного оборудования и т. д., в процессе соревнования с командами-соперниками за победу в игре, итог и сюжет которой определяется «мастерами игры». Важно отметить, что в отличие от игр направления «фэнтези» и исторической реконструкции, команды любителей игр активного действия имеют четко выраженную организационную структуру, которая представлена командами игроков. Также внутри игры существует своя иерархическая система: от рядового до организатора игр, то есть по мере роста лидерских навыков игрок может стать «мастером игры».
Автор статьи предлагает свой вариант развития лидерских качеств участников подобного вида игр с помощью авторской программы неформального обучения «Школа лидеров». Программа была апробирована в период с 2016 по 2018 гг. для участников ролевых игр активного действия г. Барнаула. Идея программы -формирование лидерских качеств участников «Школы лидеров» на основе развития конкретных знаний, навыков и умений по управлению игрой соревновательно-приключенческого типа. Целью программы было определено выявление и развитие не только лидерского потенциала (способностей к лидерству), но и конкретных навыков по управлению ролевой игрой и командой игры активного действия. Цель программы обусловила выполнение ряда задач; содержание которых можно кратко сформулировать как развитие мотивации к лидерству, формирование и укрепление коммуникативных, интеллектуально-креативных, де-ятельностно-волевых лидерских качеств. Методика реализации программы предполагала использование следующих методов и приемов работы исследователя/ 1) научные: социологические (опрос, тестирование); 2) педагогические: а) личный пример, убеждение, поощрение со стороны руководителя програм-
мы; б) программирование, т. е. поэтапная и целенаправленная организация взаимодействия целевой группы и руководителя программы - автора данной статьи. Для реализации авторской программы были выбраны такие формы работы, как: 1) игровые формы (тренинговые, дидактические ролевые и деловые игры), основанные на методиках С.В. Гиппиуса, Л.В. Грачевой, Н.Т. Оганесян; 2) просветительные беседы, лекции-визуализации, обучающие семинары, эссе, групповые дискуссии о позиции лидера в игровой группе.
Авторская обучающая программа, направленная на развитие лидерских качеств участников любителей ролевых игр активного действия, состоит из четырех модулей и реализуется в четыре этапа. Первый модуль программы направлен на выявление потенциальных лидеров из числа участников группы любителей ролевых игр активного действия. Это своего рода модуль-фильтр для участников программы, который включал в себя беседу с участниками программы о понятии «лидер», социометрическую методику Дж. Морено, методику «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкого [5]), тестовую методику коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»), а также различные тренинговые игры, кроме того, использовались лекции-визуализации и обучающие семинары о теории лидерства в отечественной и зарубежной практике. Второй модуль программы «Школа лидеров» направлен на ко-мандообразование, что предполагало не только получение теоретических знаний, но и укрепление навыков командной работы, обучение участников постановке общих целей и формированию умения коллективного выполнения различного вида заданий, заставляло их сплотиться для достижения выигрыша. Третий модуль авторской программы направлен на развитие креативности и физической формы участников команды игр активного действия. Реализация данного модуля потребовала проведения лекций, бесед, групповых дискуссий и написания эссе участниками групп о качествах, необходимых, по их мнению, лидеру. Четвертый модуль программы был направлен на закрепление умений и навыков, связанных с эффективной коммуникацией лидера, например, тренировкой умений решать внутригрупповые конфликты. Данный модуль предусматривал повторную беседу с участниками групп-команд о понятии «лидер» и повторный замер по социометрической методике Дж. Морено. Также в модуле были использованы ролевые дидактические игры «Бомбоубежище», «Пиратский бриг» и «Дискуссия», а также деловая игра «Переговоры» и тренинговая игра «Богатырь на распутье».
Прохождение потенциальными лидерами объединения всех модулей тренинговых игр предполагало включение их в дальнейшую деятельность объединения не только как участников, но и как руководителей игры и группы-команды. Данные, полученные в процессе апробации авторской программы, основанной на методике неформального обучения, свидетельствуют о достижении участниками экспериментальных групп успешного уровня сформированности всех компонентов личности лидера, ориентированного на ролевые игры активного действия. Как мы уже отмечали, в состав компонентов, кроме высокой мотивации на лидерство, входили коммуникативные, интеллектуально-креативные, деятельностно-волевые лидерские качества. Этот результат был подкреплен внешним результатом: игровая группа под руководством лидера, прошедшего авторскую обучающую программу «Школа лидеров», стала намного чаще выигрывать, участвуя в серии новых игр, подкрепляя полученный результат ростом своей внутриигровой иерархии. Представляем фрагменты опроса участников, прошедших авторскую программу «Школа лидеров» и выигравших последующие игры активного действия:
Екатерина Г. (28 лет) - участник первой экспериментальной группы (ЭГ-1): «Мне было сложно выполнять большинство упражнений, которые связаны с творческим мышлением, а в играх это постоянно необходимо. В зимнем сезоне, кстати, я впервые заявляю себя как мастер игры».
Егор Д. (26 лет) - участник второй экспериментальной группы (ЭГ-2): «Быть капитаном команды - задача не из легких. Я все чаще сталкивался с тем, что не могу заставить ребят действовать так, как нужно, чтобы наша команда выиграла. Думаю, что ролевые игры из программы, типа «Бомбоубежище» и «Переговоры» помогли мне понять, как руководить командой и принимать взвешенные решения быстро».
Таким образом, в статье доказывается, что именно неформальное обучение, обладающее такими качествами, как гибкость, оперативность, ориентированность на интерактивные ме-
тоды и формы обучения, нацеленное на конкретные интересы и потребности обучающихся, и не предполагающее посещения ими образовательных организаций, помогает качественно решить проблему. В данном случае, это проблема развития лидерских качеств молодёжи, участвующей в ролевых играх активного
Библиографический список
действия. Стоит отметить также, что неформальное обучение лидеров должно быть организовано в рамках соответствующей программы. Она является педагогическим инструментом, помогающим системно, в короткие сроки, при минимуме ресурсов достичь намеченной цели.
1. Гекман Н.А. Развитие лидерского потенциала участников ролевого игрового движения молодёжи: педагогический подход. Мир науки, культуры, образования. 2016; 4 (59): 68 - 71.
2. Оленина Г.В., Гекман Н.А. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ. Вестник МГУКИ. 2015; Выпуск 3 (65): 130 - 137.
3. Соколов М.М. Введение в микросоциологию. PostNauka: Available at: https://postNauka.ru/c ourses/48490
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. Москва, 2018.
5. Искусство вести за собой... тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. Москва: АРКТИ, 2007.
References
1. Gekman N.A. Razvitie liderskogo potencíala uchastnikov rolevogo igrovogo dvizheniya molodezhi: pedagogicheskij podhod. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 4 (59): 68 - 71.
2. Olenina G.V., Gekman N.A. Programmy deyatel'nosti lyubitelej rolevyh igr: teoretiko-prakticheskij analiz. Vestnik MGUKI. 2015; Vypusk 3 (65): 130 - 137.
3. Sokolov M.M. Vvedenie vmikrosociologiyu. PostNauka: Available at: https://postNauka.ru/c ourses/48490
4. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii vRossijskoj Federacii». № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2018 goda. Moskva, 2018.
5. Iskusstvo vesti za soboj... treningi i zanyatiya po formirovaniyu u yunoshestva social'noj iniciativnosti i liderskih kachestv. Moskva: ARKTI, 2007.
Статья поступила в редакцию 03.07.18
УДК 378
Gizatullina K.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University (Sterlitamak,
Russia), E-mail: g.klara23@mail.ru
THE BASHKIR PEOPLE'S IDEAS OF AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN IN THE WORK OF Z. A. BIISHEVA. The author explores the reflection of the idea of aesthetic education of the Bashkir people in the works of Z. A. Biisheva, provides information on the creativity of the writer as a reflection of people's interests and concerns of the folk education. The article highlights a problem of folk upbringing studied by many scientists and educators at different stages of development of society, which still remains relevant at present time. The article presents the summary of the study reflected the ideas of aesthetic education of the Bashkir people in Biisheva's novel "Emesh". The author draws a conclusion that the aesthetic education of children in Bashkir folk pedagogy is based on the transfer to the younger generations of aesthetic attitude to the reality, explaining the notion of beauty and ideal beauty, human education, to make them able to live and work according to the laws of beauty. These ideas of the Bashkir people are widely reflected in work of Z. A. Biisheva.
Key words: education, idea of folk education, folk pedagogy, aesthetic education, aesthetics of labor, ideal of beauty.
К.Х. Гизатуллина, канд. пед. наук, доц., Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
университет», г. Стерлитамак, E-mail: g.klara23@mail.ru
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИДЕИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ З.А. БИИШЕВОЙ
Автор исследует отражение идеи эстетического воспитания башкирского народа в творчестве З.А. Биишевой, приводит информацию, что творчество писательницы является отражением народных интересов и проблем народного воспитания. В статье подчеркивается, что проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих ученых и педагогов на различных этапах развития общества. Остается она актуальной и в наше время. В статье представлены краткие итоги исследования отражение идей эстетического воспитания башкирского народа в романе З.А. Биишевой «Емеш». Автор делает выводы о том, что эстетическое воспитание детей в башкирской народной педагогике - это передача подрастающим поколениям эстетического отношения к действительности, привитие понятия о красоте и идеала красоты, воспитание человека, способного жить и творить по законам красоты. Эти идеи башкирского народа нашли широкое отражение в творчестве З.А. Биишевой.
Ключевые слова: воспитание, идеи народного воспитания, народная педагогика, эстетическое воспитание, эстетика труда, идеал красоты.
При изучении народных традиций воспитания необходимо уделить особое внимание творческой интеллигенции, среди которых Народный писатель Башкортостана Зайнаб Биишева. Главную суть творчества З.А. Биишевой, его направление определяют народные интересы и проблемы воспитания подрастающего поколения.
Устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи башкирского народа, отраженные в произведениях З.А. Биише-вой, несут в своем содержании педагогические идеи, принципы воспитания, правила, приемы, примеры положительного и отрицательного.
Рассмотрим отражение идей эстетического воспитания башкирского народа в романе З.А. Биишевой «Емеш».
Эстетическое воспитание детей в башкирской народной педагогике - это передача подрастающим поколениям эстетического отношения к действительности, привитие понятия о красоте и идеала красоты, воспитание человека, способного жить и творить по законам красоты.
Основной целью эстетического воспитания является формирование у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности с точки зрения прекрасного. Эстетическое воспитание осуществляется через песни, пляски, частушки, художественную отделку, роспись предметов быта, одежды, интерьера дома [1].
Не оставляют читателя равнодушным подробнейшее описание национальной одежды и жилища, приготовления нацио-