УДК 37.013.46
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕПЛИКАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ
Елена Анатольевна Югова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ),
Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы преобразования знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в личностные смыслы жизнедеятельности студентов. Актуальность исследования определяется отсутствием присвоения знаний по вопросам ведения здорового образа жизни как личностно значимых при хорошем их понимании на когнитивном уровне. Поднимается вопрос о необходимости поиска механизма, который будет обеспечивать трансформации этих знаний. Представлено авторское понимание механизма «педагогической репликации». Описана его реализация на различных уровнях учебно-познавательной деятельности студентов высшего учебного заведения. Обращается внимание на доминирующий в высшем образовании компетентностный подход и необходимость в связи с этим выделять как результирующую характеристику внедрения предлагаемого механизма развитие здоровьесберегающей компетентности. Научная новизна исследования видится в том, что механизм педагогической репликации обеспечивает преобразование знаний по вопросам здорового образа жизни в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности обучающихся и последовательное развитие компонентов здоровьесберегающей компетентности.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, личностный смысл, педагогическая репликация, здоровьесберегающая компетентность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p302-306
PEDAGOGICAL REPLICATION AS A MECHANISM OF TRANSFORMATION OF THE KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY LIFESTYLE IN PERSONAL MEANINGS
Elena Anatolievna Yugova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
Annotation
The article discusses the issues associated with the problem of transformation of knowledge about the health behavior into the students' personal meanings. Actuality of the research is determined by the lack of appropriation of knowledge on healthy lifestyles as a personally important, with good understanding of them on the cognitive level. The author presented the understanding of the mechanism of "pedagogical replication". The author describes its realization at various levels of the educational and cognitive activity of the students of the higher educational establishment. It describes the competence approach in higher education. The scientific novelty of the study is that the mechanism of «pedagogical replication» provides conversion of knowledge on healthy lifestyle into healthy personal meanings of life of students and the consistent development of the components of health-competence.
Keywords: healthy life style, personal meaning, pedagogical replication, health saving competence.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) остается одной из актуальных проблем не только медицинской профилактики, но и педагогической деятельности. Большое количество парадигм, подходов, методик и социальных реклам приводит к «забалтыванию» термина «здоровый образ жизни» в результате чего знания по вопросам ЗОЖ не присваиваются студентами как личностно значимые. Соответственно, возникает необходимость поиска методов и механизмов, обеспечивающих преобразование знаний по вопросам здорового образа жизни в личностные смыслы при ведении здорового образа
жизни.
ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Термин смысл - согласно словарю Ушакова, трактуется как внутреннее логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом [4]. А.Н. Леонтьев и Д.А. Леонтьев рассматривают смыслообразование как освоение субъектами образования культурных смыслов в виде творческого процесса, то есть человек создает в процессе своего общественного развития различные способы культуротворческой деятельности, мироотношения и мировосприятия [2,3]. Придерживаясь взглядов вышеуказанных авторов, мы также рассматриваем личностный смысл как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.
Предпринимая попытку осуществления трансформации знаний о здоровье в личностные смыслы необходимо обратиться и к такому понятию как смысловой опыт личности. Е. Г. Белякова предлагает рассматривать его с позиций ценностно-смыслового подхода как «способ понимания мира и себя в мире, сложившийся у человека в процессе осмысления действительности, который включает не только освоенные знания и способы преобразования мира, но, прежде всего, смысловое отношение к миру, опосредованное ценностями культуры» [1, С. 143]. Этот же автор отмечает его многомерность, а знание, воспринимаемое через призму смыслового опыта, предлагается рассматривать в отношении к его жизненным ценностям как важный шаг в понимании мира и себя в этом мире [1, С. 147].
Для обеспечения преобразования знаний по вопросам здорового образа жизни в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности мы предлагаем в системе педагогического вуза выделять смыслообразующие конструкты здорового образа жизни (СОК ЗОЖ), заключающиеся в имеющихся ресурсах образования, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность студента. С нашей точки зрения они представляют собой состоящую из элементов систему, обладающую ресурсами трансформации знаний по вопросам ведения здорового образа жизни в личностные смыслы обучающихся при создании определённых организационно-педагогических условий. Эти ресурсы заложены в стандартах образования - стандартно-компетентностный - включает совокупность общекультурных и профессиональных компетенций. В комплексе дисциплин, направленных на изучение вопросов здорового образа жизни - предметообразующий - включает учебные дисциплины, направленные на формирование основных элементов ЗОЖ. Методический - представлен системой методов, обладающих ресурсами преобразования знаний о здоровье в личностные смыслы здоровой жизнедеятельности.
Все представленные нами конструкты - это единое сцепление, фундамент которого - система элементов здорового образа жизни. Для их формирования в методическом СОК ЗОЖ нами разработан авторский метод дополняющихся цепочек, заключающийся в последовательном изучении учебных тем, связанных с формированием основных элементов здорового образа жизни. Этот метод включает три обучающих пакета. Практические занятия, семинары-коллоквиумы, проблемные лекции-диалоги представляют академический обучающий пакет. Деловые игры, проблемные и ситуационные задачи, предметно-тематические диктанты, кроссворды по заданной тематике - стимулирующий обучающий пакет. Третьим обучающим пакетом является научно-экспериментальный обучающий пакет, предусматривающий выполнение обучающимися проектной деятельности, подготовку работ на научные конкурсы. Эта работа является высшей формой успешности освоения предмета.
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕПЛИКАЦИИ
При реализации этого метода включается выявленный нами механизм педагогической репликации на гностико-репродуктивном (первый), смысло-реконструирующем (второй), деятельностно-преобразующем (третий) уровнях освоения учебно-познавательной деятельности студентов. На этих уровнях происходит формирование компонентов здоровьесберегающей компетентности (гносеологического, ценностно-смыслового и деятельностного) [6]. Репликационный механизм в биологии предполагает самовоспроизведение, а также комбинацию и рекомбинацию генетического материала с целью получения новых эволюционных преобразований [5]. Педагогическая практика дает возможность подобной рекомбинации знаний обучаемого, в том числе и в вопросах обучения здоровому образу жизни.
На первом уровне происходит репродукция знаний по вопросам здорового образа жизни, которые являются матрицей для дальнейшего преобразования смыслов различных аспектов ЗОЖ.
На втором уровне механизм «педагогической репликации» реализуется как комбинирование знаний по отдельным темам учебной дисциплины (аналогично репликации в биологии, при которой осуществляется комбинации генов на уровне кроссинговера в передаче наследственной информации). Эти знания анализируются, одна дидактическая единица взаимно дополняет предшествующую. Приведём пример комбинации учебной информации. При обсуждении вопросов, связанных со строением и функциями пищеварительной системы (лекции и практические занятия) на первом этапе, в сочетании (комбинации) с решением ситуационных задач, связанных с рациональным питанием, расчетами суточного пищевого рациона, расчетами основного и рабочего обменов веществ, статистикой смертности от заболеваний рака желудка, информацией об ожирении и сопряженными с ним болезней сердечно-сосудистой системы полученные ранее знания приобретают в сознании учащегося иной смысл. Студент свободно владеет полученной информацией о процессах, происходящих в желудочно-кишечном тракте, качестве потребляемых продуктах, причинах и развитии заболеваний, развивающихся при несоблюдении гигиены питания, в результате контекст и смысл становятся едиными в его сознании.
На третьем уровне реализация механизма «педагогической репликации» аналогична перекомбинациям генов и появлением мутаций при репликации ДНК (эти процессы влекут за собой эволюционные преобразования). При реализации научно-экспериментального обучающего пакета возникает новое преобразованное знание, которое дает возможность будущему специалисту уверенно действовать в нестандартной ситуации, в том числе и в профессиональной деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РЕПЛИКАЦИИ
В современном образовании ведущим в обучении является компетентностный подход, следовательно, результирующей характеристикой внедрения механизма педагогической репликации является развитие здоровьесберегающей компетентности.
Здоровьесберегающая компетентность (ЗСК) нами понимается как:
1) комплекс санитарно-гигиенических, валеологических, медико-биологических представлений и знаний о положительных и отрицательных преобразованиях в состоянии здоровья человека;
2) ценностное отношение обучаемого к людям, к себе, к событиям, включая собственное здоровье;
3) умение составлять программу поддержания здоровья учащихся, а также своего собственного; грамотно проектировать образовательную среду, соответствующую всем
санитарно-гигиеническим нормам; проявлять личную инициативу; мотивировать обучающихся на ведение здорового образа жизни.
В структуре здоровьесберегающей компетентности предлагаем выделять три компонента: гносеологический, понимаемый как синтез профессиональных знаний; ценностно-смысловой, определяющий ценностные отношения; и деятельностный, предполагающий специальные умения.
Развитие гносеологического компонента - происходит на гностико-репродуктивном уровне учебно-познавательной деятельности - обеспечивается работой академического обучающего пакета.
Развитие ценностно-смыслового компонента - происходит на смысло-реконструирующем уровне учебно-познавательной деятельности - обеспечивается работой стимулирующего обучающего пакета
Развитие деятельностного компонента - происходит на деятельностно-преобразующем уровне учебно-познавательной деятельности - обеспечивается работой научно-экспериментального обучающего пакета.
Поэтапная работа механизма педагогической репликации представлена в таблице
1.
Таблица 1
Последовательность развития компонентов здоровьесберегающей компетентности,
обеспечивающихся механизмом педагогической репликации
Компонент ЗСК Уровень учебно-познавательной деятельности Обучающий пакет Механизм педагогической репликации
Гносеологический Гностико-репродуктивный Академический Воспроизведение знаний по вопросам ЗОЖ
Ценностно-смысловой Смысло-реконструирующий Стимулирующий Комбинация знаний по различным темам, взаимное дополнение, прослеживание влияния элементов ЗОЖ друг на друга
Деятельностный Деятельностно-преобразующий Научно-экспериментальный Возникновение нового знания, обеспечивающего возможность действовать в нестандартной ситуации
ВЫВОДЫ
Таким образом, учитывая тот факт, что проблема смыслообразования в решении вопросов формирования здорового образа жизни актуализируется, наши исследования позволяют сделать вывод о необходимости активизации в педагогических вузах ресурсов, обеспечивающих формирование смыслообразующих конструктов здорового образа жизни.
Одним из решений указанной проблемы является внедрение в практику работы образовательных организаций, предлагаемый нами метод дополняющихся цепочек. Его внедрение «запускает» работу, выявленного нами механизма педагогической репликации, который с одной стороны дает возможность успешного формирования основных элементов здорового образа жизни, являющихся фундаментом при создании смыслооб-разующих конструктов ЗОЖ, с другой стороны позволяет поэтапно и по уровням развивать здоровьесберегающую компетентность студентов вуза
ЛИТЕРАТУРА
1. Белякова, Е.Г. Смысловой опыт личности и его становление / Е.Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 142-148.
2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 1975. - 597 с.
3. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / А.Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 1999. - 487 с.
4. Словарь русского языка [Электронный ресурс] // URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/. - Дата обращения 01.01.2016.
5. Химическая энциклопедия. Академик [Электронный ресурс] // URL : http://dic.academic.ru/. - Дата обращения 01.01.2016.
6. Югова, Е.А. Критерии и показатели оценки здоровьесберегающей компетентности студентов / Е.А. Югова, Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 78-83.
REFERENCES
1. Belyakova, E.G. (2012), "Semantic experience of the individual and its formation", Bulletin of the Tyumen State University, No. 9, pp. 142-148.
2. Leontiev, A.N. (1975), Consciousness. Personality, Politizdat, Moscow.
3. Leontiev, D.A. (1999), Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the sense of reality, Smysl, Moscow.
4. Russian dictionary, available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/.
5. Chemical Encyclopedia, available at: http://dic.academic.ru/.
6. Yugova, E.A. and Zeer E.F. (2014), "Criteria and indicators for assessing the health saving competence students", Teacher Education in Russia, No. 10, pp. 78-83
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2016