Научная статья на тему 'Развитие законодательства об усыновлении в период Советского государства'

Развитие законодательства об усыновлении в период Советского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3349
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЫНОВЛЕНИЕ / ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / СЕМЬЯ / ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УСЫНОВИТЕЛЬ / РОДИТЕЛИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дьяков Алексей Валерьевич

Статья раскрывает особенности развития и становления института усыновления в период существования Советского государства. Особое внимание в работе автор акцентирует на анализе положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей в довоенный, военный и послевоенный периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие законодательства об усыновлении в период Советского государства»

УДК 347.9

Дьяков Алексей Валерьевич

аспирант кафедры гражданского права и процесса

Поволжского института управления им. П.А. Столыпина

pags@pags.ru

Dykov Alexey Valeryevich

graduate student of chair of civil law and process

Volga region institute of management of P.A.Stolypin

pags@pags.ru

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ В ПЕРИОД СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

DEVELOPMENT OF THE LEGISLATION ON ADOPTION IN THE PERIOD OF THE SOVIET STATE

Аннотация: Статья раскрывает особенности развития и становления института усыновления в период существования Советского государства. Особое внимание в работе автор акцентирует на анализе положений нормативных правовых актов, регулирующих порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей в довоенный, военный и послевоенный периоды.

Ключевые слова: усыновление, детская беспризорность, семья, опека и попечительство, усыновитель, родители, законодательство.

Summary: Article opens features of development and formation of institute of adoption during existence of the Soviet state. In work the author focuses special attention on the analysis of provisions of the regulations regulating an order of adoption of children without parental support during the pre-war, military andpost-war periods.

Keywords: adoption, children's homelessness, family, guardianship and guardianship, adoptive father, parents, legislation.

Защита прав, свобод и интересов детей является одной из главных задач любого современного развитого государства. В этой связи на законодательном уровне уделяется большое внимание развитию и совершенствованию законодательства, регулирующего процедуру усыновления.

При изучении законодательства, регулирующего ту или иную сферу современной жизни, будь то гражданское, уголовное, процессуальное, трудовое или семейное законодательство, не стоит пренебрегать историческим методом исследования. Использование данного метода позволит выявить особенности жизненных устоев того или иного периода, влияние этих устоев на законотворческую деятельность, особенности законодательства, его развития в определенный исторический период. Изучение законодательной базы в разрезе

исторического развития страны позволит выработать пути совершенствования современного законодательства.

Для изучения правового института усыновления, законодательства, регулирующего порядок усыновления в России, большой интерес представляет период существования Советского государства.

В развитии института усыновления в период Советского государства представляется возможным выделить два основных этапа:

1. Фактическое отсутствие законодательного регулирования процедуры усыновления (1917 - 1926 гг.).

2. «Возрождение» и активное развитие законодательства об усыновлении (1926 - 1969 гг.).

Проблема детской беспризорности всегда была острой социальной проблемой Советского государства. Борьба с этим социальным явлением была одной из основных задач государства. Начиная с 1917 года, все беспризорники объявлялись государственными детьми, создавалось большое количество детских домов.

Стоит отметить, что Кодекс законов об актах гражданского состояния 1918 года содержал норму, которая фактически «ликвидировала» усыновление как государственный институт. Данная норма содержалась в ст. 183 Кодекса: «С момента вступления в силу настоящего закона не допускается усыновления ни своих родных, ни чужих детей. Всякое такое усыновление, произведенное после указанного в настоящей статье момента, не порождает никаких обязанностей и прав для усыновителей и усыновляемых» [2]. Такой отказ от усыновления был обоснован в пояснительной записке Народного комиссариата юстиции к проекту нового закона о браке, семье и опеке. Во-первых, усыновление могло способствовать расширению круга лиц, имеющих право на получение трудового хозяйства. Во-вторых, законодатель таким отказом хотел защитить детей, оставшихся без попечения родителей от так называемого «мнимого усыновления» вследствие которого дети могли стать «бесплатной рабочей силой» для недобропорядочных граждан. В-третьих, предполагалось широко поставленное общественное воспитание детей, устранявшее детскую беспризорность, патронаж и другие формы призрения сирот и подкидышей.

В то же время Кодекс 1918 года сохранил правовой статус детей, усыновленных до принятия указанного нормативно-правового акта. Таким образом, дети, усыновленные до 1918 года, приравнивались к усыновителям родственниками по происхождению.

Фактически институт усыновления был введен на законодательном уровне в 1926 году. Однако стоит обратить внимание на принятие в 1922 году Земельного кодекса РСФСР. Ст. 66 Земельного кодекса закрепляла такое понятие как «приймачество» [4]. По своему содержанию «приймачество» имело много схожих черт с усыновлением. Суть данного понятия заключалась в том, что в крестьянский двор наравне со взрослыми гражданами могли приниматься несовершеннолетние дети. При этом новые члены двора приобретали абсолютно равные права с другими членами, то есть фактически становились полноценными членами «большой крестьянской семьи».

На наш взгляд, введение Земельным кодексом РСФСР 1922 года такого понятия как «приймачество» стало первым законодательным шагом к возрождению на территории Советского государства правового института усыновления.

Кардинальным шагом в борьбе с детской беспризорностью и детской преступностью, стремительный рост которых был вызван отказом государства от усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, стало принятие в 1926 году Кодекса законов о браке, семье и опекунском праве, официально вводившим положения, регулирующие процедуру усыновления.

Причины кардинального пересмотра положений семейного законодательства четко отражены в пояснительной записке Народного комиссариата юстиции, отрывок из которой приведен в работе Кишкина С.С.: «Работа учреждений охраны материнства и младенчества, опекунских учреждений ОНО, учреждений по борьбе с детской беспризорностью показывает, с одной стороны, всю общественную остроту детской беспризорности, заставляющая использовать все способы попечения о детях и, в том числе, включение их в чужие семьи, а с другой стороны, значительное число вполне добросовестных заявлений о желании взять ребенка в семью, которым нет основания противодействовать. Поэтому необходимо было прийти к заключению, что дальнейшее недопущение усыновления было бы бесцельно, нецелесообразно и шло бы без всякой надобности против требований жизни» [1, с. 18].

В новом Кодексе 1926 года появилась целая глава, регулирующая условия, при которых допускалось усыновление, а также порядок совершения усыновления ребенка.

Стоит отметить, что в земельном законодательстве на момент принятия Кодекса 1926 года сохранилось понятие «примймачество». Единственным отличием усыновления от приймачества на тот момент было различие в возрастных ограничениях усыновляемых детей и приймаков. Так, в соответствии с положениями нового Кодекса 1926 года усыновление допускалось только в отношении несовершеннолетних, приймачество же, напротив, не устанавливало никаких возрастных ограничений в отношении граждан, принимаемых в крестьянский двор.

Следующим периодом развития законодательства об усыновлении, представляющим большой интерес в изучении, является послевоенный период. Указанный период характеризуется, прежде всего, принятием 2 основных нормативных правовых актов, регулирующих усыновление. Во-первых, Закон СССР от 27.06.1968 года «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (далее - Основы), а во-вторых - Кодекс законов о браке и семье РСФСР 1969 года.

В законодательстве об усыновлении послевоенного периода прослеживается одна интересная особенность. Так, совершение усыновления в отношении ребенка происходит в административном порядке, а отмена усыновления и признание его недействительным допускается только в судебном порядке. В соответствии со ст. 24 Основ, усыновление производится

решением исполнительного комитета районного, городского или районного в городе Совета народных депутатов по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. При этом согласно той же ст. 24 Основ, признание усыновления недействительным, а также отмена усыновления допускается только в судебном порядке [5].

При изучении положений Основ можно сделать вывод о том, что законодатель в полной мере хочет закрепить, в первую очередь, интересы ребенка. Так, например, усыновление допускается только с согласия ребенка, если он достиг десятилетнего возраста (ст.24 Основ) [5]. Огромным шагом в совершенствовании законодательства в данной области стало введение института тайны усыновления. На наш взгляд, тайна усыновления является основополагающим принципом всего института усыновления в целом. Это не только показатель правой грамотности законодателя, но показатель уровня нравственности и морали всего советского общества.

Основы закрепляли только лишь общие положения процедуры усыновления, которые применялись к законодательству любой Союзной республики ССР. Более детальное описание данного института устанавливалось в нормативно-правовых актах каждой республики.

В отношении РСФСР таким нормативно-правовым актом стал Кодекс законов о браке и семье РСФСР, введенный Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.10.1969 г.

В соответствии со ст. 98 Кодекса законов о браке и семье РСФСР (далее -Кодекс) органом по решению, которого признается усыновление, является комитет районного, городского либо районного в городе Совета народных депутатов [3]. Комитет осуществлял усыновление по просьбе лица, желающего усыновить ребенка по месту своего жительства, либо по месту жительства усыновляемого. Усыновление возникает с момента вынесения решения комитетом.

В Кодексе впервые было выделено 2 вида усыновления. К таким видам относилось усыновление ребенка, имеющего родителей, а также ребенка, находившегося под опекой (попечительством) или в государственных учреждениях.

В соответствии со ст. 107 Кодекса, решение комитета Совнаркома подлежит обязательной регистрации в органах записи гражданского состояния по месту вынесения решения об усыновлении. Для осуществления регистрации копия решения Совнаркома должна быть направлена в органы Загса не позднее одного месяца с момента вынесения такого решения. При этом обязанность по направлению решения возлагается не на усыновителя, а на органы опеки и попечительства.

Как видно, законодательство об усыновлении периода существования Советского государства прошло огромный путь в своем развитии и становлении. Социальная политика государства, проводимая в первые годы существования Советского государства и связанная с отказом от процедуры усыновления, не оправдала себя и привела к развитию острых социальных проблем. В итоге государству пришлось применять решительные меры по

улучшению социального климата. Одной из кардинальных мер и стало «возрождение» института усыновления.

Стоит отметить, что законодатель сделал огромный вклад в развитие института усыновления, включив в Кодекс 1969 года понятие тайны усыновление, которое и на сегодняшний день является одним из ключевых принципов всего института усыновления.

Кроме того, в законодательстве намечается постепенный отказ от административного порядка усыновления, выраженный в установлении судебной процедуры по отмене усыновления.

Таким образом, законодательство периода Советского государства, и в особенности послевоенного времени, внесло огромный вклад как в развитии науки гражданско-процессуального права в целом, так и института усыновления в частности.

Литература

1. Кишкин С. Детская беспризорность и институт усыновления // Революционная законность. 1926. № 3-4. С. 17-26.

2. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16.09.1918 [Электронный ресурс] // Юридический портал LawMix: [сайт]. URL: http://www. lawmix.ru docs cccp 8059.

3. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30.07.1969 // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.

4. О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии IX созыва (вместе с Земельным кодексом РСФСР): Постановление ВЦИК от 30.10.1922 // СУ РСФСР. 1922. № 38. Ст. 901

5. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (вместе с Основами законодательства): Закон СССР от 27.06.1968 № 2834-VII//Ведомости ВС СССР. 1968. № 27. Ст. 241.

Literature

1. Kishkin S. Child homelessness and legal institution of adoption // Revolutionary legitimacy. 1926. № 3-4. Page 17-26.

2. The Code of civil status, marriage, family and guardianship law from 16.09.1918 [Electronic resource] // Juridical site LawMix: [web site]. URL: http://www.lawmix.ru docs cccp 8059.

3. The Code of marriage and family of the RSFSR from 30.07.1969 // Bulletin of RSFSR Supreme Soviet. 1969. № 32. Article. 1397.

4. About introduction of the Land Code, adopted at the 4th session 9 convocation (with the Land Code RSFSR): Bylaw of ARCEC from 30.10.1922 // Collection enactment of RSFSR. 1922. № 38. Article. 901

5. About introduction of the Basic Laws of the USSR and union republics on marriage and family (with the Basic Laws): The Law of the USSR from 27.06.1968 № 2834-VII//Bulletin of USSR Supreme Soviet. 1968. № 27. Article. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.