УДК 341.96:347.633
Б01: 10.19073/2658-7602-2019-16-3-283-290
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ _МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ
ЧУРКИНА Людмила Михайловна*
И lch2015@mail.ru
Ул. 8 Марта / Народной Воли, 62/45, Екатеринбург,
620144, Россия
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме иностранного усыновления в международном и национальном праве, законодательстве зарубежных стран. Предметом исследования в данной статье являются нормы международного права, российского и зарубежного законодательства, регулирующие процесс усыновления российских детей иностранными гражданами. Автор рассматривает зарубежный опыт, а также соотношение норм международного и национального права в сфере усыновления. Выделяются и описываются характерные особенности деятельности судебных органов и органов опеки и попечительства зарубежных государств. Анализируются положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Конвенции по правам ребенка, Конвенции о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, иных отечественных и зарубежных нормативных правовых актов, регламентирующих основы института международного усыновления. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости контроля за компетентными органами, осуществляющими процедуру международного усыновления, а также целесообразности обращения к опыту зарубежных стран по созданию специализированного суда, рассматривающего дела об усыновлении и осуществляющего контроль за деятельностью органов опеки, и по процедуре деусыновления, которая используется в ряде государств, что позволит российскому законодателю способствовать укреплению позиций института семьи в нашей стране.
Ключевые слова: международное усыновление, усыновитель, усыновляемый, иностранный гражданин, Минская конвенция 1993 г., Кишиневская конвенция 2002 г., Семейный кодекс Российской Федерации.
To the Question of Legal Regulation of International Adoption
Churkina Lyudmila M.**
lch2015@mail.ru
62/45 8th Marta / Narodnoy Voli, Yekaterinburg, 620144,
Russia
Abstract. The article is devoted to the actual problem of foreign adoption in international and national law, the legislation offoreign countries. The subject of research in this article is the norms of international law, Russian and foreign legislation governing the process of adoption of Russian children by foreign citizens. The Author considers the international experience, as well as the ratio of international and national law in the field of adoption. The characteristic features of the activities of judicial bodies and guardianship and trusteeship bodies in foreign countries are identified and described. The Author analyzes the provisions of the Constitution of the Russian Federation, the Civil Code of the Russian Federation, the Civil Procedure Code of the Russian Federation, the Family Code of the Russian Federation, the Federal Law "On the state data bank on children without parental care", the Convention on the Rights of the Child, the Convention on Jurisdiction, Applicable
* Доцент кафедры конкурентного права и антимонопольного управления Уральского государственного экономического университета, кандидат юридических наук.
** Docent of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation at the Ural State University of Economics, Candidate of Legal Sciences.
Law and recognition of decisions on adoption and the Convention on the Protection of Children and Cooperation in Respect of Foreign Adoption, other domestic and foreign regulatory acts regulating the basis of the institution of international adoption. Based on the study, the Author concludes that it is necessary to control the competent authorities implementing the international adoption procedure, as well as to refer to the experience of foreign countries in creating a specialized court that deals with adoption cases and exercising control over the activities of the guardianship authorities, and according to in a number of states, which will allow the Russian legislator to help strengthen the position of the family institution in our country.
Keywords: international adoption, adopter, adoptee, foreign citizen, 1993 Minsk Convention, 2002 Kishinev Convention, Family Code of the Russian Federation.
В настоящее время для Российской Федерации все более актуальными становятся вопросы международного усыновления. Российским законодательством предусмотрена возможность усыновления детей-граждан России иностранными гражданами или лицами без гражданства. Более того, в последние годы международное усыновление стало достаточно распространенным. Иностранцы усыновляют как здоровых детей, так и тяжелобольных, для которых на их новой родине создаются все необходимые условия. К сожалению, иногда при усыновлении иностранными гражданами российских детей нарушаются права последних, а также права их родственников. В ряде случаев усыновившие российских детей иностранные граждане отказывались от них или относились к ним с особой жестокостью. Такие случаи являются объектом пристального внимания со стороны российского государства, законодательство которого закрепляет необходимость защиты прав и обеспечения интересов детей в качестве одной из важнейших и приоритетных задач.
Под усыновлением принято понимать юридический акт, направленный на установление между усыновителями и усыновленным ребенком личных и имущественных отношений, существующих между родителями и детьми.
Международное усыновление представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающую их передачу на попечение гражданам иностранного государства, которые могут обеспечить им должный уровень жизни и надлежащий уход. Такое усыновление часто называют усыновле-
нием, «осложненным наличием иностранного элемента». Оно регулируется нормами международного права, устанавливающего взаимосвязь усыновления как юридического факта с нормами права зарубежных стран [1, с. 216-217]. Понятие международного усыновления применяется в случаях, когда усыновители и усыновляемые - граждане разных стран, а также если факт усыновления должен произойти за пределами страны происхождения ребенка в соответствии с положениями законодательства государства происхождения усыновителя.
В настоящее время международное право устанавливает высокие стандарты и требования к усыновлению, предусмотренные международными правовыми актами, регулирующими вопросы усыновления детей. К числу универсальных документов относятся Конвенция об юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении1 и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления2, заключенные в Гааге в 1965 г. и 1993 г. соответственно.
На европейском уровне действуют Европейская конвенция об усыновлении детей, заключенная в г. Страсбурге (далее - Страсбургская конвенция)3.
С принятием в 1993 г. Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления были упорядочены отношения, касающиеся переезда усыновляемого ребенка в страну происхождения усыновителя. Примечательно, что действие данной Конвенции распространяется только на те случаи усыновления, когда между родителями и детьми
1 Конвенция о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении : заключена в г. Гааге 15 нояб. 1965 г. // Международное частное право : сб. док. М., 1997. С. 669-674.
2 Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления : заключена в г. Гааге 29 мая 1993 г. // Там же. С. 712-720.
3 Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) : заключена в г. Страсбурге 27 нояб. 2008 г. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/32805997/37929551
устанавливается постоянная связь (ст. 2 Конвен-ции)4.
Приведенные выше международные соглашения в сфере усыновления предусматривают контроль за пресечением попыток извлечения материальной и иной выгоды из международного усыновления.
Страсбургской конвенцией установлено, что усыновление приобретает юридическую значимость при наличии вступившего в законную силу решения суда или иного компетентного органа. Усыновителями, в соответствии с положениями Конвенции, могут являться гетеросексуальные пары, состоящие в браке или прочном партнерстве, гомосексуальные пары, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, и одинокие лица5.
Кроме того, в Конвенции отмечается, что после того, как ребенок становится полноправным членом усыновившей его семьи, его родственные связи с биологическими родителями и другими членами семьи, в которой он родился, прекращаются (ст. 11). В то же время ребенок имеет право доступа к информации о своем происхождении.
Законодательства различных стран мира по-разному определяют последствия усыновления. Так, в соответствии со ст. 26 закона Австрии о международном частном праве последствия усыновления определяются в соответствии с личным законом усыновителя, а при усыновлении супругами - в соответствии с правом, которое является определяющим в отношении личных правовых последствий брака6.
Законом Румынской Республики применительно к регулированию отношений международного частного права закреплено положение, в соответствии с которым при совместном усыновлении ребенка супругами существенные условия устанавливаются правом, регулирующим общие последствия брака. Что касается недействительности усыновления, то оно в части существенных условий подчиняется личному закону как усыновителя, так и усыновляемого (ст ст. 30, 33)7.
На современном этапе законодательствами зарубежных стран вопросы усыновления регламентируются подробно, в соответствии с принципом применения наиболее благоприятного права для усыновляемого.
По законодательству Бельгии установление отношений родства посредством усыновления регулируется правом государства, гражданином (гражданами) которого в этот период являлся усыновитель (усыновители). Если же усыновители не имеют гражданства, установление отношений родства посредством усыновления регулируется правом той страны, на территории которого у усыновителя (усыновителей) есть постоянное место жительства, а при его отсутствии - правом Бельгии.
Бельгийское право применяется также в тех случаях, когда в судебном заседании находит подтверждение опасение, что применение иностранного права наносит вред высшим интересам усыновляемого8. Выражение согласия усыновляемого и его родителей (законных представителей) подлежит регулированию со стороны права страны, на территории которой усыновляемый имеет постоянное место жительства [5, с. 588]; бельгийское же право будет применено при регулировании согласия усыновляемого в случае, если право постоянного местожительства усыновляемого не предусматривает необходимость такого согласия или не знает института усыновления.
Стоит отметить, что в случае, если решение об усыновлении было принято за пределами Бельгии в соответствии с нормами права иностранного государства, которое предписывает судебное разбирательство, то такое разбирательство может быть инициировано в Бельгии.
В соответствии с бельгийским Кодексом международного частного права, личным законом усыновителя регулируются вопросы о прекращении статуса усыновляемого как части его первоначальной семьи и о природе созданной усыновлением связи; вопросы отмены усыновления относятся к регулированию общего статуса
4 Конвенция о защите детей ...
5 Европейская конвенция об усыновлении детей (пересмотренная) ...
6 Федеративный закон Австрии о международном частном праве от 15 июня 1978 г. (BGBl 304/1978). URL: https:// pravo.hse.ru/intprüaw/doc/040101
7 Закон Румынской Республики 1992 г. № 105 применительно к регулированию отношений международного частного права. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/041301
8 Кодекс международного частного права : закон Бельгии от 16 июля 2004 г. URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/ doc/041801
усыновления, а вопросы изменения усыновления регулируются уже бельгийским правом9.
В Эстонии Законом о международном частном праве закреплен принцип, в соответствии с которым подчиненное иностранному закону или состоявшееся за рубежом усыновление имеет на территории Эстонии такое же значение, которым оно характеризуется в соответствии с правом, на основании которого данное усыновление было осуществлено (ст. 64)10.
Высокие требования к кандидатам на усыновление предъявляются в Республике Южная Корея. В соответствии с ее законодательством усыновлять детей не имеют права одинокие люди, а те лица, которым усыновлять законом разрешено, должны быть не моложе 25 и не старше 45 лет, иметь высшее образование и состоять в браке, как минимум, 3 года, не имея ни одного предыдущего развода11. Помимо прочего, у них должен быть определенный уровень достатка и не более четырех детей. Исключение могут составлять лишь случаи, когда речь идет об усыновлении тяжело больного ребенка или же один из усыновителей имеет корейское происхождение [4, с. 26-32].
По гражданскому законодательству Испании, произведенное за рубежом испанским гражданином усыновление не будет признано, если его последствия не будут соответствовать законодательно предусмотренным. Признание возможно лишь в случае, когда компетентное учреждение объявит о соответствии усыновителя требованиям, если во время усыновления он являлся гражданином Испании и имел на ее территории место жительства (ст. 9 Гражданского кодекса)12. Примечательно, что, как такового, в Испании усыновления нет - возможна только опека. Более того, если мать ребенка, чей образ жизни ранее не способствовал его воспитанию, заявит о готовности исправиться, ребенка ей вернут по закону.
В целом, стоит отметить, что в ряде стран мира существуют значительные ограничения возможностей иностранных граждан к усынов-
лению. В их числе, например, Канада, Австралия, страны Ближнего Востока и многие африканские государства. В Российской Федерации предусмотрено строгое правовое регулирование института международного усыновления.
Международное усыновление в России осуществляется на основании ряда нормативных правовых актов. В их числе двусторонние и многосторонние договоры, заключенные нашей страной с другими государствами.
К числу многосторонних договоров, положения которых регулируют, в том числе, и вопросы усыновления, принадлежит Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная странами СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. (далее - Минская конвенция). Данным соглашением установлено, что усыновление или отмена усыновления определяются по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой является на момент подачи соответствующего заявления усыновитель (ст. 37)13.
Еще один важный многосторонний договор на постсоветском пространстве - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. (далее - Кишиневская конвенция). Данный акт закрепляет в своих положениях тот же принцип, что содержится в ст. 37 Минской конвенции, однако вводит оговорку, не изменяя основного положения о гражданстве усыновителя, согласно которой данное положение может применяться в случаях, когда законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное14.
В основу российского механизма усыновления положены нормы Конвенции о правах ребенка, что гарантирует реализацию прав и интересов детей. В частности, в соответствии с положениями Конвенции при решении вопроса о международном усыновлении не должен нарушаться приоритет обеспечения наилучших интересов ребенка. Кроме того, одним из основных
9 Кодекс международного частного права : закон Бельгии ...
10 О международном частном праве : закон Эстон. Респ. от 27 марта 2002 г. URL: http://estonia.news-city.info/docs/ sistemsw/dok_iegemb.htm
11 Там же.
12 Гражданский кодекс Испании 1889 г URL: https://pravo.hse.ru/intprilaw/doc/040601
13 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам : заключена в г Минске 22 января 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17, ст. 1472.
14 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 окт. 2002 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/901898597
требований Конвенции является разрешение вопросов об усыновлении исключительно компетентными властями, способными определить допустимость или, напротив, недопустимость усыновления ввиду статуса ребенка и в соответствии со всеми применимыми законами и процедурами (ст. 21)15.
Нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере международного усыновления в Российской Федерации, включают Конституцию Российской Федерации, Семейный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»16, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»17, Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»18, постановление Правительства РФ от 23 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»19, постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»20, постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»21.
Российское семейное законодательство различает иностранных усыновителей, которые постоянно проживают за пределами территории
Российской Федерации и на территории Российской Федерации. В сфере международного усыновления к иностранным гражданам Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) в ст. 124 относит лиц без гражданства. В соответствии с положениями данной статьи ребенок может быть усыновлен иностранным усыновителем только в случае, если нет альтернатив его помещению под надлежащий уход и воспитание в его стране. Это правило корреспондирует закрепленному в ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка принципу, в соответствии с которым усыновление ребенка гражданином другой страны должно рассматриваться только в качестве альтернативного варианта22. В соответствии с закрепленной в ст. 124 СК РФ нормой передача ребенка на усыновление иностранному гражданину может быть осуществлена только по истечении двенадцатимесячного срока со дня поступления сведений об этом ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Статья 165 СК РФ предусматривает, что усыновление, а также отмена усыновления ребенка-гражданина России иностранными лицами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами законодательства государства, гражданином которой являлся усыновитель на момент подачи заявления на усыновления.
Если усыновителем является лицо без гражданства, усыновление производится в соответствии с законодательством страны, на территории которой данное лицо имеет постоянное место жительства. При осуществлении усыновления должны приниматься во внимание также положения международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей. Усыновление детей иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами России, осуществляется в соответствии с нормами российского семейного законодательства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации [6, с. 123].
15 Конвенция о правах ребенка : одобрена Генер. Ассамблеей ООН 20 нояб. 1989 г. // Сб. междунар. договоров СССР. 1993. Вып. Х1М.
16 Рос. газ. 2001. 20 апр.
17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22, ст. 2031.
18 Там же. 2012. № 53, ч. 2, ст. 7860.
19 Там же. 2000. № 15, ст. 1590.
20 Там же. 2002. № 15, ст. 1434.
21 Там же. 2006. № 46, ст. 4801.
22 Конвенция о правах ребенка ...
Согласно положениям ст. 125 СК РФ действует судебный порядок усыновления. Порядок передачи детей на усыновление иностранными гражданами регламентирован Правилами передачи детей на усыновление23. Дела об усыновлении детей на основании ст. 273 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматриваются при обязательном участии усыновителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также самого ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста. Это позволяет определить круг субъектов усыновления: усыновляемый (ребенок), усыновители (будущие родители), суд, органы опеки и попечительства.
При усыновлении ребенка обязательно должны быть учтены все его права и законные интересы. Иностранный усыновитель должен предоставить суду подтверждение возможности обеспечения ребенку полноценного физиологического, психологического, религиозного и морального воспитания.
Принципиальным моментом процедуры усыновления является получение согласия заинтересованных лиц - самого ребенка, достигшего десятилетнего возраста, его биологических родителей или заменяющих их лиц, а также супруга усыновителя, если усыновление осуществляет один из супругов [3, с. 73].
Положениями ст. 127 СК РФ регламентированы основные требования, предъявляемые к усыновителям. Ими могут являться совершеннолетние лица обоих полов. Кроме того, российское законодательство закрепляет обязательное требование о прохождении лицами, желающими принять на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения, обязательной подготовки24.
Указанное требование не распространяется на близких родственников, отчима или мачеху, а также на лиц, являющихся или являвшихся усыновителями в прошлом, в отношении которых усыновление не было отменено. Если иностранные усыновители не прошли соответствующую
подготовку на территории своего государства, они вправе пройти ее на территории Российской Федерации.
В СК РФ установлены также ограничения, в соответствии с которыми то или иное лицо не может быть усыновителем. Это лица:
а) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
б) лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;
в) отстраненные за ненадлежащее исполнение обязанностей опекуна или попечителя;
г) бывшие усыновители, в случае если усыновление было отменено судом по их вине;
д) не способные осуществлять родительские обязанности по состоянию здоровья (ст. 127 СК РФ).
Кроме того, не могут быть усыновителями несовершеннолетние лица, приобретшие полную дееспособность вследствие эмансипации или вступления в брак до совершеннолетия (ст.ст. 21, 27 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
С 2012 г. запрещено быть усыновителями гражданам Соединенных Штатов Америки. Кроме того, в силу положений ст. 4 Федерального закона № 272-ФЗ, передача на усыновление запрещена также лицам одного пола, состоящим в союзе, который признается браком в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором такой брак разрешен25.
Международное усыновление характеризуется также и необходимостью предоставления, наряду со стандартным набором документов, некоторых дополнительных, в числе которых:
а) документ уполномоченного органа иностранного государства, содержащий информацию об условиях жизни в этом государстве иностранцев, а также о возможности быть усыновителем. Документ может быть выдан и частной организацией, однако в этом случае иностранному гражданину нужно предоставить суду
23 Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 марта 2000 г. № 275.
24 Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации : приказ Минобрнауки России от 20 авг. 2012 г № 623 // Рос. газ. 2012. 31 авг.
25 О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2012 г. № 272-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53, ч. 1, ст. 7597.
документ, подтверждающий наличие у частной организации разрешение на выдачу подобных заключений;
б) документ, подтверждающий постановку указанных иностранных лиц на учет в государственном банке данных о детях, оставшихся без родительского попечения;
в) документы, подтверждающие разрешение иностранного государства на въезд и постоянное проживание на его территории усыновляемого ребенка.
СК РФ предоставляет иностранным усыновителям право представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания норм иностранного семейного права (ст. 166).
Если документы, подтверждающие содержание норм иностранного права представлены не были, они могут быть запрошены судом в консульском учреждении Российской Федерации за рубежом или в Минюсте РФ. Кроме того, представленные иностранным усыновителем документы должны быть легализованы на территории Российской Федерации: это означает, что они должны быть обязательно переведены на русский язык и заверены либо российским консульством, действующим в стране выдачи документа, либо российским нотариусом, который в данном случае удостоверяет корректность перевода на русский язык данного документа.
Российское государство гарантирует защиту усыновленных иностранными гражданами детей, когда они находятся на территории иностранного государства. Защита их прав и законных интересов осуществляется консульскими учреждениями, на учете которых эти дети состоят вплоть до своего совершеннолетия, в пределах, допускаемых нормами международного права. Отметим, что международным правом также предусматривается возможность установления материально-правовых норм, гарантирующих осуществление усыновления в интересах ребенка.
Сравнительный анализ российского законодательства и законодательства других стран позволил выявить основные условия усыновления детей иностранными гражданами. Несмотря на то что отдельные зарубежные законодательства содержат специфические нормы в данной сфере, существуют также и единые для всех по-
ложения, в числе которых необходимость получения согласия усыновляемого и усыновителя, наличие разрешения на усыновление и др.
Очевидно, что усыновление как сложная правовая проблема требует определенных гарантий соблюдения интересов сторон, прежде всего ребенка, поскольку ошибки при усыновлении могут повлечь нарушение прав ребенка, а также его родителей и лиц, желающих его усыновить. Законодательство иностранного государства призвано обеспечить последующую стабильность усыновления в иностранном государстве, что крайне важно, поскольку иностранный усыновитель, как правило, увозит ребенка на постоянное место жительства в свою страну. Данное требование подкрепляется нормами международного права. Однако, как показывает практика, иностранные усыновители не всегда добросовестно выполняют требования национального и международного права. Представляется, что в этом случае действия компетентных органов власти государств происхождения усыновителя и ребенка играют большую роль при разрешении определенных ситуаций и осуществлении контроля за усыновителями в целях защиты прав ребенка.
Кроме того, полезным для российского законодателя может быть и обращение к опыту выстраивания системы усыновления в зарубежных странах. В частности, считаем перспективным опыт Германии по созданию специализированного суда, рассматривающего дела об усыновлении и осуществляющего контроль за деятельностью органов опеки. Введение такого суда потенциально может уменьшить число злоупотреблений со стороны сотрудников органов опеки при принятии решений о передаче ребенка на иностранное усыновление.
Еще одним преимуществом немецкого законодательства можно считать предусматриваемую им возможность признания усыновления недействительным. Представители научной сферы подчеркивают, что «отечественное семейное и процессуальное законодательство отказалось от возможности признания усыновления недействительным, хотя советское законодательство подобные нормы содержало» [2, с. 48].
Представляет интерес также и практика де-усыновления - данную процедуру осуществляет специализированный суд, опираясь на полученные данные об обстоятельствах, ставящих под угрозу дальнейшее нахождение ребенка
в новой семье. В отличие от процедуры отмены усыновления, деусыновление может осуществляться оперативнее, что может позволить уберечь ребенка от причинения вреда. Наконец, привнести позитивные изменения в российское семейное законодательство может опыт европейских стран, в которых установлены требования к сроку, на протяжении которого супруги, претендующие на усыновление ребенка, должны проживать совместно. Введение подобных тре-
бований связано прежде всего с необходимостью защиты интересов ребенка, а также борьбы с негативными проявлениями в институте брака (большое количество разводов, проживание в незарегистрированных браках). Данные вопросы актуальны и для российского общества, а потому усвоение подобного опыта российским законодателем потенциально может способствовать укреплению позиций института семьи в нашей стране.
Список литературы
1. Богуславский М. М. Международное частное право : учеб. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра-М, 2011. 703 с.
2. Буянова E. B. Процедура усыновления по законодательству зарубежных стран : моногр. Оренбург : ООО ИПК Университет, 2013. 247 с.
3. Лёвушкин А. Н. Соблюдение интересов ребенка как условие усыновления (удочерения): вопросы теории и практики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 19. С. 71-75.
4. Мансурова Ж. М. Правовые аспекты, определяющие условия международного усыновления // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Сер.: Общественные науки. 2001. № 1 (45). С. 26-32.
5. Международное частное право : учеб. / Л. П. Ануфриева [и др.] ; отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби : Проспект, 2004. 688 с.
6. Смолина Л. А., Задесенская Я. В. Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование. М. : Юрлитинформ, 2014. 192 с.
References
1. Boguslavskii M. M. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo [International Private Law]. 6th ed. Moscow, Infra-M Publ., 2011. 703 p.
2. Buyanova E. B. Protsedura usynovleniya po zakonodatel'stvu zarubezhnykh stran [The Adoption Procedure According to the Legislation of Foreign Countries]. Orenburg, OOO IPK Universitet Publ., 2013. 247 p.
3. Levushkin A. N. Soblyudenie interesov rebenka kak uslovie usynovleniya (udochereniya): voprosy teorii i praktiki [Respect for the Interests of the Child as a Condition for Adoption: Questions of Theory and Practice]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarst-vennogo universiteta. Ser.: Sotsial'no-gumanitarnye nauki - Bulletin of the South Ural State University. Series: Social Sciences and the Humanities, 2011, no. 19, pp. 71-75.
4. Mansurova Zh. M. Pravovye aspekty, opredelyayushchie usloviya mezhdunarodnogo usynovleniya [Legal Aspects that Determine the Conditions for International Adoption]. Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universitetaprava, biznesa ipolitiki. Seriya obshchestvennykh nauk - Bulletin of Tajik State University ofLaw, Business and Politics. Series of Social Sciences, 2001, no. 1 (45), pp. 26-32.
5. Anufrieva L. P. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo [International Private Law]. 2nd ed. Moscow, TK Velbi Publ., Prospekt Publ., 2004. 688 p.
6. Smolina L. A., Zadesenskaya Ya. V. Institut usynovleniya vRossii i stranakh Evropy: sravnitel'noe teoretiko-pravovoe issle-dovanie [Adoption Institute in Russia and European Countries: Comparative Theoretical and Legal Research]. Moscow, Yurlitin-form Publ., 2014. 192 p.