Научная статья на тему 'Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики'

Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1706
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики»

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. - Казань: Центр инновац. технологий, 2005. - 500 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М.Г. Ярошевского - М.; Воронеж, 1996.

3. Ежеленко В.Б. Классификационный анализ видов деятельности в педагогическом процессе: Новая педагогика: пособие к лекц. курсу - СПб.: Нестор, 2003. - С. 95-96.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

5. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования: коллектив. моногр. / под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: АИРО-ХХ1, 2016. - 592 с. - С. 10.

6. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития. - М., 2000.

8. Фельдштейн Л.И. Психология развития человека как личности: Избр. труды: в 2 т. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. Т. 2. - 536 с.

9. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие. - М.: ИТК «Дашков и Ко»; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2006. - 656 с.

А. С. Скороход, Е. А. Муляр, Е. С. Пристав

Развитие взаимодействия семьи и школы в истории отечественной педагогики и практики

Семья и школа являются определяющими факторами целостного формирования личности ребенка и подготовки его к успешному обучению в вузе. Особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты жизни общества.

До 1804 г. необходимости в привлечении родителей к обучению школьников почти не было. Это было обусловлено политикой Петра I, которая носила ярко выраженный отрицательный характер в отношении семьи вследствие отсутствия потребности в образовании и особого школьного уклада. В то же время производились попытки взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Первый период взаимодействия семьи и школы знаменуется тем, что определяется активная позиция школ в привлечении родителей и учеников к участию в педагогическом процессе. Намечается тенденция к планомерному построению системы регулярных связей школы и семьи. В начале XIX в. идея необходимости взаимодействия семьи и школы впервые была четко оформлена в виде обязательного требования к учителю гимназии на высоком общегосударственном уровне - в «Уставе учебных заведений подведомственных университетам» (1804 г.).

Большинство родителей считало достаточным прохождение их детьми элементарного курса приходских и уездных училищ, и вся их связь с учебным заведением заключалась лишь в прошениях, адресованных смотрителям училищ. Более богатое и знатное провинциальное дворянство не отдавало своих детей в гимназии, где обучались лица всех состояний и предпочитало воспитывать их дома, в частных пансионах, в кадетских корпусах и за границей.

Опубликованный в 1828 г. документ Министерства народного просвещения - «Устав гимназий и училищ, состоящий в ведении университетов» диктовал информационные отношения между школой и семьей. В нем утверждалась сословность образования и упразднялась школьная система.

В 1839 г. во Второй Санкт-Петербургской гимназии определилась активная позиция школы в отношении родителей и ее учеников, наметилась тенденция к планомерному построению системы регулярных связей школы и семьи (родители приглашались в гимназию для того, чтобы посмотреть на успехи детей).

В этот период видные педагогические деятели приходят к выводу о необходимости участия родителей в развитии и воспитании ребенка. Так, просветитель и организатор народного образования Н.И. Пирогов называет два важнейших условия воспитания, соблюдение которых совершенно обязательно для успешного развития в ребенке гуманных качеств. Первое - это своевременное начало воспитания ребенка. Второе - усиление воспитательного влияния учебных дисциплин на учащихся.

К.Д. Ушинский впервые привлек внимание общества к проблеме единства различных воспитывающих факторов, считая, что расхождения между общественным мнением о целях и задачах воспитания и организацией учебно-воспитательного процесса быть не должно. Семью и школу он рассматривал как единый воспитательный организм, спаянный тесной внутренней связью и в формировании молодого человека исходил из единства школы, семьи и общественности.

Второй период взаимодействия семьи и школы можно обозначить с начала 60-х годов Х!Х в. до 1917 г. Возникает интерес общества к школьной жизни и желание школы поддерживать с обществом взаимные контакты. Органичной частью этого процесса являлось педагогическое движение, представители которого остро критиковали крепостническую систему образования и воспитания, выступали против сословной школы и ранней профессионализации, боролись за воспитание человека и гражданина и т. д. Школа использует периодическую печать как средство общения с семьей, публикуя в прессе протоколы заседаний педагогических советов и пр. Интерес к педагогическим проблемам в целом и к идее взаимо-

действия семьи и школы в частности проявляли такие известные педагоги, как Ц.П. Балталон, М.И. Деминов, П.Г. Редкин, В.Я. Стою-нин, А.Н. Острогорский, Н.В. Чехов и др.

К 1880 г. XIX в. происходит сближение родителей и педагогов путем взаимных бесед. На таких беседах родители предлагали темы для обсуждения, которые утверждались или отклонялись директором-председателем собрания.

После революции 1905-1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил К.Н. Вентцель. Он предлагал создать «дома свободного ребенка», где вместо постоянных учителей заниматься с детьми должны были родители. В школе существовал «Общий школьный совет», которому принадлежало право определения способов удовлетворения умственных запросов детей и определения денежных средств, необходимых для этой цели [3].

Видный деятель начальной школы начала ХХ в. В.П. Вахтеров придавал большое значение участию родителей в образовании детей. Он считал, что «в совете школы могли бы участвовать только выборные представители родителей, а выборы дадут лучших людей... В школе должны проводиться народные чтения, организовываться занятия для взрослых и общие местные праздники» [2].

В это же время педагог и психолог П.Ф. Каптерев, разрабатывавший проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, сформулировал главные принципы взаимоотношений между детским садом и семьей. По его мнению, в период промышленного развития, когда в общественное производство вовлекается женщина, а от работников требуются грамотность и знания, семейное воспитание детей с раннего возраста следует сочетать с общественным воспитанием в детских садах и школах.

В этот период издаются труды Н.В. Чехова, который проявлял интерес к педагогическим проблемам в целом и идее взаимодействия семьи и школы в частности.

Третий этап в развитии взаимодействия школ с родителями связан с перестройкой системы власти и системы ценностей в 1917 г.

В советский период с 1917 г. до середины двадцатых годов происходит приобщение детей к элементарным основам культуры, развитие их самодеятельности.

В 20-е гг. ХХ в. широко развернул свою педагогическую и научную деятельность С.Т. Шацкий. Согласно С.Т. Шацкому, школа, изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может это делать в своих стенах: она не может быть одинокой, замкнутой.

Значительный вклад в развитие советской школы внесли основоположники советской педагогики Н.К. Крупская, А.В. Луначарский,

А.С. Макаренко, В.В. Сухомлинский. Они искали пути укрепления связи школы с семьей и общественностью, разрабатывали и внедряли эффективные формы педагогического взаимодействия школы и семьи.

Руководитель народного просвещения Советской России

A.В. Луначарский обращался к вопросам внешкольного воспитания, которым является, по мнению педагога, весь жизненный опыт человека.

В 50-60-е гг. успешную попытку в разработке теоретических основ повышения педагогической культуры родителей осуществил

B.А. Сухомлинский. Его теоретические обобщения в исследовании рассматриваемой проблемы основывались на многолетней опытно-экспериментальной работе Павлышской школы. Школа не может выполнять свои функции, если родители учащихся педагогически неграмотны, не обогащаются духовно, не участвуют в жизни ученических коллективов. Необходима система педагогической учебы родителей, организация их педагогического самообразования.

Для развития науки и практики воспитания представляет интерес содержание и методика пропаганды педагогических знаний среди населения, разработанные в 70-80-е годы. Именно в это время усилия деятелей педагогики и образования были направлены на разработку учебных программ родительских университетов, лекториев, семинаров и т. д. Школьные родительские собрания, как правило, включали пропаганду педагогических знаний.

Заслуживают внимания содержание и формы пропаганды педагогических знаний среди родителей учащихся сельских школ, в том числе ориентация семьи на воспитание у детей готовности к труду в сельском хозяйстве; организация школ молодых матерей; опыт повышения уровня педагогических знаний родителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях; функционирование центров по руководству педагогической пропагандой. Большой вклад в разработку всех этих вопросов, обобщение передового опыта в плане рассматриваемой проблемы внесли ученые АПН РСФСР А.Н. Волковский, И.А. Каиров, К.Н. Корнилов, Э.И. Моносзон, И.А. Печерникова, М.Н. Скаткин, сотрудники и авторы журнала «Семья и школа».

К четвертому периоду взаимодействия семьи с родителями отнесен отрезок времени, начинающийся с 1991 г., по настоящее время. Для данного периода характерно изменение образовательной политики вслед за изменением политической и социокультурной обстановки в России. Реформы 1988-1991 гг. отразились в российском «Законе об образовании» (1992 г.). Главный акцент был сделан в основном на модернизации системы обязательного всеобщего среднего образования, начался отход от единого типа учебных за-

ведений, осуществлялась разработка вариативных учебных планов. Большое значение придавалось гуманизации и гуманитаризации учебной деятельности. Педагоги обрели свободу творчества, существенно усилились демократические черты в управлении народным образованием.

Перемены в экономических и политических сферах российского общества, произошедшие за последний исторический период, с одной стороны, привели к изменению всей системы социальных ожиданий, породили в социуме состояние неопределенности и фрустрации, изменили отношение общества ко всем социальным институтам, в том числе и к образованию. С другой стороны, подобные изменения позволили педагогам заниматься инновационной деятельностью. Школа стала открытой. Возникла идея создания попечительских и управляющих советов. Открытость школы предполагает увеличение участия родителей во всех сторонах жизни образовательного учреждения. Одна из наиболее важных ролей в процессе становления открытости образовательного учреждения принадлежит родителям, участие которых в деятельности школы может способствовать формированию готовности у учащихся к дальнейшему обучению в вузе.

Таким образом, кардинальные перемены социокультурного и политического развития страны отражаются на взаимодействии семьи и школы. С перестройкой государственной политики в области образования школа активно вовлекает родительскую общественность в педагогический процесс с целью изменения осознания в обществе не только образовательных перемен, но и создания общественного интереса к педагогической психологии, к проблемам психологического просвещения родителей для активизации помощи школе и подготовке выпускников к осознанному профессиональному выбору.

Список литературы

1. Аграев Г. В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организации. Жизнь средней школы за последние годы. - СПб.: Т-во худож. печати, 1908. - 218 с.

2. Вахтеров В. П. Спор между семьей и обществом // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

3. Вентцель К. Н. Борьба за свободную школу. - М.: Тип. торг. дома А.П. Печковский, А.П. Буланже и Ко., 1906. - 292 с.

4. Вентцель К. Н. Детский дом. - М.: Тип. Рижск. центр. сел. х-ва, 1917. -

12 с.

5. Вентцель К. Н. Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу). - М.: Земля и фабрика, 1923. - 58 с.

6. Материалы для истории и статистики наших гимназий. - СПб., 1864. -С. 23-24.

7. Поликутина Н. В. Взаимодействие семьи и школы как общественно-педагогический феномен в России второй половины XIX - начала ХХ веков: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2001. - С. 3.

8. Редкин П. Г. Современные педагогические заметки // Избранные пед. соч. - М.: Учпедгиз, 1958. - 314 с.

9. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе // Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

10. Чехов Н. В. Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа. - М.: Т-во Д.Д. Сытина, 1907. - С. 14.

11. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / под ред. П.Ф. Капте-рева. - Вып. 1 - 59. - СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1898-1910.

И. Н. Соколовская

«Барьеры» во взаимодействии субъектов образовательного процесса

Еще древнегреческие философы рассматривали человека как некий центр концентрических кругов, где самый ближайший представляла семья, второй круг составляли родственники (близкие и дальние), третий - сограждане и четвертый - человечество в целом [2]. Эта условная схема перекликается с микро-, мега-, и макро- факторами социализации человека в современных условиях. Поэтому именно семья занимает лидирующие позиции, выступает фундаментом в воспитании ребенка, формировании его ценностных ориента-ций, мировоззрения, отношения к людям, обществу, учебе и др.

Однако, по мнению ряда исследователей, таких как Н.И. Дереклеева, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.М. Минияров, А.П. Петровский, сегодня, к великому сожалению, менталитет многих молодых родителей меняется: в приоритеты ставятся карьера и материальные ценности, в связи с чем ответственность за воспитание детей перекладывается на образовательные учреждения. Таким образом, сегодня мы можем говорить о снижении воспитательной роли семьи и необходимости построения конструктивного диалога родителей с детским садом, со школой по проблемам воспитания детей. Исходя из этого, вопрос об организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагогов и родителей) является чрезвычайно актуальным.

Как считает Р.В. Овчарова, у педагогов «главные просчеты в работе с родителями лежат в двух плоскостях: недооценка воспитательных возможностей современной семьи и недооценка ее кризисного состояния, трудностей, проблем, смены ее устоев от материально-экономических до социально-психологических» [3, с. 27]. Так, при реализации своих профессиональных функций, в частности воспитательных, у педагогов зачастую используется не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.