УДК 656.2
Феданов Н.С. аспирант
ФГБОУВО «Уральский государственный университет путей сообщения» Россия, г. Екатеринбург РАЗВИТИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Аннотация: в статье описывается развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и зарубежных странах. Описывается положительный эффект при введении в эксплуатацию высокоскоростных магистралей.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростная магистраль, скорость, авиация, транспортная инфраструктура.
Fedanov N.S. graduate student Ural State University of Railway Transport
Russia, Yekaterinburg
Abstract: the article describes the development of high-speed railway transport in Russia and in foreign countries. Describes the positive side with the introduction of high-speed Railways.
Key words: rail transport, high speed railway, speed, aviation, transport infrastructure.
Реализация скоростного и высокоскоростного движения поездов имеет крайне важное стратегическое значение для России. Развитый транспорт служит импульсом для достижения многих положительных социально -экономических эффектов. Это и развитие регионов, связанных скоростными и высокоскоростными железнодорожными линиями; и повышение мобильности, уровня занятости и уровня жизни населения; и развитие смежных отраслей и индустрий, связанных с железнодорожным транспортом [1].
Высокоскоростная железнодорожная магистраль (далее ВСМ) - это специализированная выделенная железнодорожная линия, обеспечивающая движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч.
Впервые такая магистраль для общественного пользования появилась в Японии. В связи увеличением пассажирских перевозок между Осако и Токио в середине XX века появилась необходимость в строительстве высокоскоростной магистрали на данном участке.
Строительство ВСМ началось в 1959 году, а уже осенью 1964 года была запущена в эксплуатацию. Протяжённость трассы составляла 515,4 км, а максимальная допустимая скорость поездов 210 км/ч. Данный участок пользовался большим большой популярностью у местного населения.
Уже спустя три года после ввода в эксплуатацию дорога стала
приносить прибыль, а к 1971 полностью окупила затраты на строительство
[3].
В настоящее время японские высокоскоростные магистрали занимают 3 место по протяженности в мире (2770 км). Эксплуатационная скорость на данном участке составляет до 320 км/ч.
На сегодняшний день лидером по протяженности ВСМ в мире является Китай - 22000 км, что составляет почти 2/3 протяженности всех ВСМ.
На железной дороге КНР действует ВСМ с эксплуатационной скоростью 430 км/ч, действующая на участке от Шанхая до аэропорта Пудун. Протяженность этого участка составляет 30 км. Такую высокую скорость удалось достичь за счет применения новой технологии, а именно поезд на магнитной подвеске.
Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление.
Но Китай не останавливается на достигнутом и дальнейшим планом развития сети железнодорожных дорог Китая на долгосрочный период является строительство сети ВСМ из 8 -ми вертикальных (с севера на юг) пассажирских линий и 8-ми горизонтальных (с востока на запад), которые должны окончательно сформировать к 2025 г. сеть ВСМ КНР протяженностью около 38 000 км и соединить более 80% городов с населением свыше 500 тыс. чел.
Второе место по протяженности ВСМ занимает Испания (3100 км). Первая линия ВСМ в Испании была открыта в 1992 году к выставке Экспо-92, которая проходила в Севилье, и соединяла Кастилию с Андалусией.
В настоящее время перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч при том, что стандартная испанская железнодорожная сеть использует иберийскую колею (1668 мм).
Такие европейские страны как Франция, Германия и Италия так же входят список стран с наиболее протяженной линией ВСМ, а США занимает седьмое место в этом списке [4].
Практически единственным высокоскоростным поездом на американском континенте является Acela Express. Его максимальная эксплуатационная скорость составляет 240 км/ч.
Таблица 1. Протяженность ВСМ
Страна Протяженность ВСМ
Китай 22000 км
Испания 3100 км
Япония 2770 км
Франция 2000 км
Германия 1300 км
Италия 1000 км
США 730 км
В остальных странах 2100 км
Всего в мире 35000 км
Что касается России, то на сегодняшний день ВСМ находятся только на стадии своего развития. В рамках реализации Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации до 2030 года предусмотрена реализация 20 -ти проектов, что позволит организовать более 50 скоростных маршрутов общей протяженностью более 7 тыс. км.
Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России является строительство ВСМ по маршруту Москва - Казань с продлением на Екатеринбург.
Протяженность маршрута составит 770 км, максимальная скорость движения - до 400 км/ч. Строительство ВСМ Москва - Казань объединит территории семи субъектов РФ: Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан [5].
Что даст России внедрение в эксплуатацию ВСМ? Во -первых, растущая загруженность автомобильной инфраструктуры требует рассмотрения альтернативных средств передвижения. Во-вторых, организация высокоскоростного сообщения между регионами позволит сблизить субъекты РФ и объединить агломерации и региональные центры в единый агломерат. Также ВСМ повысят социально-экономический потенциал страны, так как высокоскоростной транспорт является одним показателей экономически развитых стран. Из положительных сторон, в связи со строительством и эксплуатацией ВСМ, стоит отметить увеличение занятости населения, а также повышение квалификации специалистов в этой сфере.
Использованные источники:
1. Балуев Н.Н. Комплексное решение стратегических задач // Автоматика, Связь, Информатика. 2014. № 12. С. 4-7. ISSN 000523-29.
2. Киселёв И. П. Первая высокоскоростная магистраль // Железные дороги мира. — 2004 (№ 9)
3. Ред. Боравская Е. Н., Шапилов Е. Д. Скоростные и высокоскоростные железные дороги Японии // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. — 2001.
4. http://www.hsrail.ru/info/vsmm/
5. http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE ID=5098&layer id=3290&r efererLayerId=3290&id=3902