Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

РАЗВИТИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
259
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / СКОРОСТЬ / АВИАЦИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / RAIL TRANSPORT / HIGH SPEED RAILWAY / SPEED / AVIATION / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Феданов Н. С.

В статье описывается развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и зарубежных странах. Описывается положительный эффект при введении в эксплуатацию высокоскоростных магистралей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Феданов Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED RAILWAY TRANSPORT

The article describes the development of high-speed railway transport in Russia and in foreign countries. Describes the positive side with the introduction of high-speed Railways.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 656.2

Феданов Н.С. аспирант

ФГБОУВО «Уральский государственный университет путей сообщения» Россия, г. Екатеринбург РАЗВИТИЕ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

Аннотация: в статье описывается развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и зарубежных странах. Описывается положительный эффект при введении в эксплуатацию высокоскоростных магистралей.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, высокоскоростная магистраль, скорость, авиация, транспортная инфраструктура.

Fedanov N.S. graduate student Ural State University of Railway Transport

Russia, Yekaterinburg

Abstract: the article describes the development of high-speed railway transport in Russia and in foreign countries. Describes the positive side with the introduction of high-speed Railways.

Key words: rail transport, high speed railway, speed, aviation, transport infrastructure.

Реализация скоростного и высокоскоростного движения поездов имеет крайне важное стратегическое значение для России. Развитый транспорт служит импульсом для достижения многих положительных социально -экономических эффектов. Это и развитие регионов, связанных скоростными и высокоскоростными железнодорожными линиями; и повышение мобильности, уровня занятости и уровня жизни населения; и развитие смежных отраслей и индустрий, связанных с железнодорожным транспортом [1].

Высокоскоростная железнодорожная магистраль (далее ВСМ) - это специализированная выделенная железнодорожная линия, обеспечивающая движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч.

Впервые такая магистраль для общественного пользования появилась в Японии. В связи увеличением пассажирских перевозок между Осако и Токио в середине XX века появилась необходимость в строительстве высокоскоростной магистрали на данном участке.

Строительство ВСМ началось в 1959 году, а уже осенью 1964 года была запущена в эксплуатацию. Протяжённость трассы составляла 515,4 км, а максимальная допустимая скорость поездов 210 км/ч. Данный участок пользовался большим большой популярностью у местного населения.

Уже спустя три года после ввода в эксплуатацию дорога стала

приносить прибыль, а к 1971 полностью окупила затраты на строительство

[3].

В настоящее время японские высокоскоростные магистрали занимают 3 место по протяженности в мире (2770 км). Эксплуатационная скорость на данном участке составляет до 320 км/ч.

На сегодняшний день лидером по протяженности ВСМ в мире является Китай - 22000 км, что составляет почти 2/3 протяженности всех ВСМ.

На железной дороге КНР действует ВСМ с эксплуатационной скоростью 430 км/ч, действующая на участке от Шанхая до аэропорта Пудун. Протяженность этого участка составляет 30 км. Такую высокую скорость удалось достичь за счет применения новой технологии, а именно поезд на магнитной подвеске.

Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление.

Но Китай не останавливается на достигнутом и дальнейшим планом развития сети железнодорожных дорог Китая на долгосрочный период является строительство сети ВСМ из 8 -ми вертикальных (с севера на юг) пассажирских линий и 8-ми горизонтальных (с востока на запад), которые должны окончательно сформировать к 2025 г. сеть ВСМ КНР протяженностью около 38 000 км и соединить более 80% городов с населением свыше 500 тыс. чел.

Второе место по протяженности ВСМ занимает Испания (3100 км). Первая линия ВСМ в Испании была открыта в 1992 году к выставке Экспо-92, которая проходила в Севилье, и соединяла Кастилию с Андалусией.

В настоящее время перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч при том, что стандартная испанская железнодорожная сеть использует иберийскую колею (1668 мм).

Такие европейские страны как Франция, Германия и Италия так же входят список стран с наиболее протяженной линией ВСМ, а США занимает седьмое место в этом списке [4].

Практически единственным высокоскоростным поездом на американском континенте является Acela Express. Его максимальная эксплуатационная скорость составляет 240 км/ч.

Таблица 1. Протяженность ВСМ

Страна Протяженность ВСМ

Китай 22000 км

Испания 3100 км

Япония 2770 км

Франция 2000 км

Германия 1300 км

Италия 1000 км

США 730 км

В остальных странах 2100 км

Всего в мире 35000 км

Что касается России, то на сегодняшний день ВСМ находятся только на стадии своего развития. В рамках реализации Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации до 2030 года предусмотрена реализация 20 -ти проектов, что позволит организовать более 50 скоростных маршрутов общей протяженностью более 7 тыс. км.

Пилотным проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) в России является строительство ВСМ по маршруту Москва - Казань с продлением на Екатеринбург.

Протяженность маршрута составит 770 км, максимальная скорость движения - до 400 км/ч. Строительство ВСМ Москва - Казань объединит территории семи субъектов РФ: Москва, Московская область, Владимирская область, Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан [5].

Что даст России внедрение в эксплуатацию ВСМ? Во -первых, растущая загруженность автомобильной инфраструктуры требует рассмотрения альтернативных средств передвижения. Во-вторых, организация высокоскоростного сообщения между регионами позволит сблизить субъекты РФ и объединить агломерации и региональные центры в единый агломерат. Также ВСМ повысят социально-экономический потенциал страны, так как высокоскоростной транспорт является одним показателей экономически развитых стран. Из положительных сторон, в связи со строительством и эксплуатацией ВСМ, стоит отметить увеличение занятости населения, а также повышение квалификации специалистов в этой сфере.

Использованные источники:

1. Балуев Н.Н. Комплексное решение стратегических задач // Автоматика, Связь, Информатика. 2014. № 12. С. 4-7. ISSN 000523-29.

2. Киселёв И. П. Первая высокоскоростная магистраль // Железные дороги мира. — 2004 (№ 9)

3. Ред. Боравская Е. Н., Шапилов Е. Д. Скоростные и высокоскоростные железные дороги Японии // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. — 2001.

4. http://www.hsrail.ru/info/vsmm/

5. http://www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE ID=5098&layer id=3290&r efererLayerId=3290&id=3902

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.