ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42
6. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41
7. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования//Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 4, с. 8-16.
8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, -С-П.6 Речь, 2001-189 с.
9. Политическая экономия: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 607 с.
10. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методиче-
ское пособие/М. И. Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192 с.
11. Давыдова Н. Н., Решетняк Л. В., Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса//Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 1, с.
12. Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности. - Народное образование. - 2002. - № 2.
13. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, - М: Генезис, 2001-105 с.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях. - М: Генезис, 2001.
15. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового воз-раста.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.
16. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 1.
В статье представлен опыт по поэтапному развитию вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов на уроках музыки.
Лебедева Наталия Васильевна
учитель музыки
ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446
г. Москва
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ у ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ музыки
Каковы особенности и условия развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки?
________________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, возрастные особенности развития голоса ребенка, певческое дыхание, певческое звукообразование, дикция в пении, условия развития вокально-хоровых навыков.
Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе - научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка под-
линных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» [1].
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Функции хорового пения разносторонны, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи. Как отмечал Д. Б. Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс - хор, вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [3].
Рассмотрим особенности механизмов развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки.
Первая особенность заключается в особенностях возраста. Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать учителю музыки для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно - исполнительские задачи. Различают четыре основные стадии развития голоса:
• 7-9 лет - младший домутационный возраст;
• 10-13 лет - старший домутационный возраст;
• 13-15 лет - мутация.
Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Голос 7-8 летнего ребенка небольшой по силе и высоте звучания («фальцетное звучание»). Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте.
К 12-13 годам в гортани развивается очень важная мышца - голосовая и она начинает управлять всей работой голосовых связок - голос делается сильнее и прямее.
Если певческое воспитание учащихся с 1-го класса идёт правильно, то к 10-12 годам голос детей начинает звучать особенно хорошо. Говоря о мутационном периоде (13-15 лет), то если мутация проходит спокойно, то пение может и не прекращаться.
Второй особенностью является воспитание у учащихся певческого дыхания, а точнее, правильной естественной певческой установки: прямое без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка, свободно опущенные руки. Учитель должен постоянно наблюдать за выполнением учащимися правил певческой установки. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни. Брать дыхание рекомендуется через нос или через рот и нос одновременно. Вырабатывать навыки дыхания помогаю такие сравнения: «вдохни так, чтобы
воздух дошел до пояса, как будто вдыхаешь аромат душистого цветка». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходимо короткая задержка дыхания, а затем очень экономный, постепенный выдох.
Третья особенность - развитие певческого звукообразования (атаки звука). В практике употребляется три вида атаки: твердая, мягкая, придыхательная.
При твердой атаке происходит задержка дыхания, быстрое плотное смыкание голосовых связок до начала звука.
При мягкой атаке - смыкание происходит одновременно с возникновением звука, обуславливая его спокойное и плавное начало.
При придыхательной атаке - связки включаются в работу постепенно, их окончательная установка как бы запаздывает и происходит уже после начала выдоха. Практика показывается, что при зажатом голосе рекомендуется придыхательная атака, а при вялом голосовом аппарате пользу принесет твердая атака. Но наиболее употребительной является мягкая атака звука.
Четвертая особенность рассматривает развитие вокальной дикции, которая требует повышенной активности артикулярного аппарата. Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимоотношение с гласными. При выработке звонкого, светлого звука наибольший эффект достигается применением гласных «и», «ё» с согласными «ди», «ле», «зи».
Подготовка и исполнение любого вокальнохорового произведения - это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап - донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории [4].
Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения [2].
Искусство пения - это овладение художественно -техническими элементами. Чем совершеннее коллектив владеет техникой, тем более он может сосредоточиться на художественном замысле композитора. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведётся
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
работа над воспитанием основных вокально - хоровых навыков: правильное положение корпуса, глубокий вдох, постепенный экономный выдох, свободное округлённое отрывание рта, одновременное начало и заключения пения.
В процессе дальнейшей работы мы постепенно закрепляем, углубляем эти навыки, работаем над расширением диапазона красотой тембра, разнообразной нюансировкой. Необходимо ставить конкретную задачу. Например, работая над кантиленой, мы сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности. Подбираем небольшую попевку с простым ритмом, плавной мелодией, в умеренном темпе и средней тесситуре. Или, работая над интонацией - поём закрытым ртом или на слоге, чтобы дети могли максимально сосредоточиться на уравновешенности и чистоте звучания.
Выделим главные условия развития вокально - хоровых навыков у школьников:
1. Воспитание однозначного отношения учащихся к тем задачам, которые ставятся на уроке.
2. Постепенное и последовательное усложнение учебных задач. Всё новое должно быть связано с предыдущим.
3. Эмоциональность учителя, что содействует активности детей, поддержанию их интереса. Учитель должен возбудить у детей желание овладеть искусством пения.
4. Многообразие задач урока: не следует слишком долго задерживать внимание детей на каком-то одном задании, это их утомляет и отвлекает от других задач. Например, известно, что пение legato считается основой вокала. Однако, если не сочетать эту задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, т. е. non legato, это приведёт к образованию массового звучания, лишенного выразительности и гибкости. Очень полезно петь гаммы, трезвучия, чтобы не только настроиться на тональность произведения, но и уравнять ноты звукоряда. Основоположником русской вокальной школы М. И. Глинка, говоря о необходимости «уравнять все ноты», писал: «Эти гаммы уравнивают голос так, что при пении мелодии ни одна нота не вскрикнет, а все будут равны...».
Исходя из вышеизложенного, мы планируем развитие вокально-хоровых навыков у учащихся в следующей последовательности.
Таблица 1
Поэтапное развитие вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки
Этап Класс (возраст) На чем делается акцент
1 этап 1 (6-7 лет) Правильная посадка, сразу округленное звукообразование, дыхание, дикция, выразительность.
2 этап 2-3 (8-9 лет) Звукообразование, интонация, дикция, расширение диапазона.
3 этап 4-6 (10-12 лет) Расширение диапазона, выразительность в передаче художественного образа произведения. Учитывать что это старший домутационный возраст. Голосовой аппарат хрупок и чрезмерное напряжение может привести к хрипоте.
4 этап 7-8 (13-14 лет) Мутационный период. Голос теряет яркость, тускнеет, немного сипит. Многие дети, певшие свободно, на всем диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют с напряжением, крикливо. В период мутации у мальчиков резко растут голосовые связки, голос понижается до малой октавы. Если мутация у мальчиков проходит спокойно, то пение может и не прекращаться.
Таким образом, хоровое пение, как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Учитель музыки может расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научить петь правильно и красиво, воспитать хороший музыкальный вкус у своих учеников.
Литература
1. Алмазов Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса.- М., 1963.
2. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.-Л., Советский композитор, 1967.
3. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
4. Закиева Л. В. Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы».//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 6.
5. Зрнич С. В. Литературно-музыкальная композиция «Тропа в Константиново».//Эксперимент и инновации в школе. -2011. - № 2.
6. Мекаева Е. А. В чём сила музыки? // Инновационные проекты и программы в образовании -2010. - № 4.
7. Коллекция рефератов Revolution http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00354414_1.html
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011