УДК 781.7 (574) ББК 85.31р
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.01
Каретко Мария Ивановна,
аспирант, кафедра эстетического воспитания, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет; 101000, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 8; e-mail: doctorantura2013@yandex.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вокально-слуховые навыки; развитие певческого голоса; методика развития певческого голоса; формирования вокально-слуховых навыков; студенты музыкально-педагогических факультетов; музыкальная педагогика; музыкальное профессиональное образование.
АННОТАЦИЯ. Обобщены наработки в сфере формирования вокально-слуховых навыков студентов музыкально-педагогических факультетов вузов на разных этапах их формирования. Подчеркивается, что формирование вокально-слуховых навыков студентов на современном этапе является актуальной задачей системы музыкального профессионального образования.
Karetko Maria Ivanovna,
Post-graduate Student of Department of Esthetic Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow.
KEY WORDS: vocal-listening skills; development of the singing voice; methodology of development of
musical pedagogy; musical professional education.
ABSTRACT. The article presents the results of generalization of experience and developments in the sphere
of the musical-pedagogical faculties. The author emphasizes that the formation of vocal and listening skills of students at the present stage is the actual task of the system of professional musical education.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-СЛУХОВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
STAGES OF FORMATION OF VOCAL AND LISTENING SKILLS OF THE STUDENTS OF THE MUSICAL-PEDAGOGICAL FACULTIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
singing voice; formation of vocal and listening skills; the students of the musical-pedagogical faculties;
of vocal and listening skills at different stages of the formation of vocal and listening skills of the students
прошлых эпох. И. Прянишников, В. Лука-нин, В. Левко, А. Яковлева, А. Седов рассматривали вопросы последовательности и преемственности в воспитании вокалиста, психологические и социальные проблемы развития его личности, формирования художественного вкуса. Глубоко и всесторонне изучены и проверены на практике проблемы дыхания, что отражено в трудах М. Глинки, Ю. Барсова, Л. Дмитриева, В. Морозова, Р. Юссона и др. (8).
слуховых навыков студентов на современном этапе является актуальной задачей системы музыкального профессионального образования. Обновление системы музыкального образования, новые целевые установки требуют от студентов более сознательного усвоения учебных знаний и навыков, среди которых главное место занимают вокальнослуховые навыки. Попытки научно обосновать вокально-педагогическую практику предпринимались давно, еще со времен существования староитальянской школы. Однако большинство работ по вокальной методологии - как российских, так и зарубежных - не дают стройной научно обоснованной теории искусства пения.
Специфика вокальной подготовки будущих певцов рассматривалась научными работниками в разных аспектах: методика вокального пения с позиций профессионального исполнительства (Л. Дмитриев, В. Морозов, В. Юшманов и др.); методика вокально-хоровой работы с детьми (А. Ме-набени, Д. Огороднов, Г. Струве, Г. Стулова и др.) (4). Теории воспитания вокальных навыков посвящены работы М. Глинки, В. Емельянова, Г. Леонтовича, В. Морозова, В. Юшманова и др. Особенности обучения пению раскрыты в научных роботах В. Сафоновой, Л. Костенко, П. Николаенко, Т. Пляченко, а также этот вопрос освещен в работах О. Лукишко и П. Голубева (2).
Проблема развития и обучения студен-тов-вокалистов, совершенствования их исполнительского мастерства пользуется сегодня в музыкознании и педагогике большим вниманием. Сегодня музыкальная педагогика имеет определенные достижения в изучении проблемы формирования системы вокально-слуховых навыков студентов.
В методике вокальной школы накоплен объемный материал по изучению строения и механизмов функционирования голосового аппарата, в трудах В. Багадурова, Л. Дмитриева, М. Львова, И. Назаренко описаны вокально-педагогические методы и школы
Итак, анализ научной литературы свидетельствует об основательной изученности некоторых вопросов вокально-слуховых навыков студентов и дает возможность констатировать наличие надлежащих теорети-
© Каретко М. И., 2014
ческих принципов для дальнейших исследований. Однако недостаточно исследованной и разработанной в теоретическом и практическом аспектах остается проблема развития вокально-слуховых навыков студентов во время занятий по постановке голоса и вокала.
Цель статьи - обобщение приобретенного опыта и наработок в сфере формирования вокально-слуховых навыков на разных этапах формирования вокальнослуховых навыков студентов музыкальнопедагогических факультетов вузов.
Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового слухового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя - одно не может существовать без другого. Слух является основным регулятором голоса.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха студентов важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение по нотам, пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).
В современных условиях подготовка педагогов-музыкантов проводится на музыкально-педагогических факультетах педагогических университетов и в части воспитания вокально-слуховых навыков имеет свои особенности. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта наряду со знанием о профессиональном голосообразовании и основах вокальной методики студенты осваивают навыки владения музыкальным инструментом и дирижирования. Обширна программа теоретических дисциплин. Однако на музыкально-педагогические факультеты педагогических университетов приходят учиться молодые люди, имеющие разный уровень общей музыкальной подготовки и вокальных способностей и, что более существенно, разный уровень физиологической зрелости голосового аппарата.
В основе организации учебного процесса в высших учебных заведениях лежит индивидуализация обучения и самостоятельная работа студентов. Осуществление учебно-воспитательного процесса происходит на основе изучения и учета индивидуальных особенностей студентов, внедрения активных форм и методов преподавания, новых
технологий, разработки индивидуальных планов и программ обучения.
Для формирования и развития голоса студента-вокалиста требуется довольно
много времени. Учась в высшем учебном заведении, студент-вокалист приобретает такие знания и умения, которые предоставляют ему возможность профессионально работать в избранной области искусства.
Особенно важными для организационной структуры учебно-воспитательного процесса художественных заведений высшего образования являются индивидуальные формы организации обучения. Они, как считает В. Ражников (7), создают оптимальные условия для выявления и развития музыкальных способностей, индивидуальных черт и личностных данных студента, его собственного «художественного и вокального потенциала».
Специальные дисциплины в системе подготовки учителей музыки имеют специфику, которая состоит в индивидуальной форме обучения. Как свидетельствует практика, содержание этих занятий не исчерпывается лишь деятельностью, направленной на усвоение специальных знаний, умений и навыков (исполнительские, интерпретатор-ские, импровизационные, технические).
Формирование вокально-слуховых навыков начинается уже с первого курса обучения вокалу. Основным в формировании вокально-слуховых навыков является создание внутреннего образа, который регулируется, представления о звуке, который требуется пропеть. Первая задача педагога - убедить студента в правильности требований, чтобы повлиять на правильное звуковое представление. Поэтому необходимо полное доверие к педагогу, особенно на первых этапах, пока слух студента еще недостаточно развит для самоконтроля за звучанием и его внутренний вокальный образ еще не отвечает действительному звучанию голоса.
Кроме общих знаний студент-вокалист приобретает мастерство на индивидуальных занятиях в классе вокала. Именно на индивидуальных занятиях окончательно формируется голос: навыки и умения, индивидуальность и вкус будущего педагога-вокалис-та и т. д.
Для правильного звукообразования по обыкновению большой объем имеет работа над отдельными звеньями вокального акта. В виде отдельных мышечных приемов усваивается, например, умение вдохнуть, открыть рот, сделать зевок и т. д. Все эти частичные движения, которые отрабатываются отдельно, потом должны быть объединены в целостную координацию. Это - части будущего общего навыка (4).
Над вокальной дикцией надо начинать работать уже с первых занятий. Одним из наилучших средств выработки вокальной дикции является сольфеджио, артикуляционно-текстовые упражнения с использованием пословиц, скороговорок, чтение стихов. Такие упражнения помогают исправить языковые недостатки и овладеть разными темпами дикции.
Одной из важных задач по развитию голоса является обучение студента правильному самоконтролю. Воспитанием правильного самоконтроля надо заниматься всегда во время занятий, и делать это надо очень мягко, ненавязчиво, чтобы чувство самоконтроля не стало доминирующим и не превратило вокальные тренировки в технические упражнения. С самого начала приучать студента следить за своим пением, за своими слуховыми вибрационными, мышечными, разными физическими и интеллектуальными ощущениями, которые должны фиксироваться в вокальной памяти и слухе. Студент должен научиться оценивать свое пение и исправлять недостатки.
Из общего комплекса движений при звукообразовании четкому выделению подлежит момент атаки звука. Когда звук взят, легко проконтролировать его с помощью слуховых, резонаторных, дыхательных и других ощущений. Более малое распределение вокальных движений едва ли имеет смысл и возможно лишь на короткий момент. Работа над частями не должна переходить в самоцель (5).
Процесс образования вокально-слуховых навыков условно можно разделить на три этапа.
Первый этап - нахождение правильной вокальной деятельности голосового аппарата, правильного звукообразования на некоторых гласных и на ограниченном участке диапазона голоса.
Второй этап - хранение и уточнение вокально-слуховых навыков, усвоение разных типов звуковедения, перенесение правильных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон.
Третий этап - автоматизация, шлифование и нахождение многочисленных вариантов работы. Это - этап доведения правильного звукообразования и звуковедения до автоматизма, полное «раскрепощение» голосового аппарата и возможности варьировать голосом в пределах правильного звучания, т. е. развития нюансирования.
Обучение пению начинается с объяснений: как брать дыхание, атаковать звук, поддержать звучание, которое возникло и т. д. У студента уже есть определенный опыт или представление о том, что ему надо выполнить. Все это важно для формирования
звукового образа. Поскольку в этот период у студента-вокалиста самоконтроль развит недостаточно, особенно большое значение имеет объяснение и звуковые раздражители от показа педагогом.
На этапе уточнения вместе со словесными и звуковыми раздражителями значительную роль играют двигательный анализатор и другие органы ощущения. На этапе усовершенствования на первое место выходит двигательный анализатор (2).
Остановимся отдельно на этапах формирования вокально-слуховых навыков и отметим те характерные особенности, которые должны определять рациональную методику их выработки.
Первый этап охватывает такой период занятий: от попыток осуществить звуковую задачу к ее правильному выполнению, т. е. к относительно слаженной работе органов голосового аппарата. Как и в других случаях, сначала все становится весьма несовершенным, приблизительным, неудобным вследствие нескоординированной работы органов и групп мышц. Это объясняется тем, что для выполнения движения привлекаются центры тех мышц, которые не должны брать в нем участие, но органы голосового аппарата, которые неподвластны воле, еще не сумели приспособиться для новой функции.
Характерные особенности этого этапа: лишние движения, недостаточное согласование. Стараясь выполнить одну часть задачи, студент невнимателен к другим (например, следя за дыханием, он забывает опустить нижнюю челюсть и т. д.).
Первый этап является одним из наиболее ответственных, потому что неправильно сформированные вокально-слуховые навыки при повторении закрепляются, входят в стереотип, от них тяжело избавиться в дальнейшем. Такие эксперименты всегда сложны для нервной системы.
Большинство студентов-первокурсни-ков приходят в вуз со сформированными вокально-слуховыми навыками. Эти студенты учились в кружках (вокала, пели в ансамблях, хоре). Как показывает практика, большинство из таких студентов нуждается в усовершенствовании этих навыков, а иногда в их полных изменениях. Сложность заключается в том, что обучающиеся иногда не понимают, что им дают облегченный репертуар, уделяют много времени распевам, вокализам. И только спустя некоторое время приходит понимание: почему преподаватель сделал так, а не иначе. Именно поэтому научить легче, чем переучивать.
На начальном этапе занятий в постановке голоса следует наблюдать за дыханием студента, без особого вмешательства пе-
дагога. Ненужным и дезориентирующим фактором для студента (в процессе практических занятий) будет ознакомление его с так называемым распределением вокального дыхания на разные его типы. Такое распределение дыхания объясняет лишь физиологию движений дыхательного аппарата. Еще больше вреда приносит требование преподавателя использовать лишь один правильный тип дыхания, ведь изолированных типов дыхания не существует. Процесс пения нельзя вложить в границы какого-то одного типа дыхания.
В формировании вокально-технических навыков большое значение имеет начало фонации звука. Необходимо с первых же занятий обращать внимание студента на начало звучания, т. е. дыхание, задержку дыхания и т. д.
Начальный этап в развитии певческого голоса наиболее сложный для студента, а потому требует времени.
Каждый следующий этап должен быть более тяжелым, чем предыдущий и базироваться на нем. Каждая задача должна быть более сложным или новым вариантом того, что студент уже умеет делать (3).
Следующий этап формирования вокально-слуховых навыков - фаза уточнения. Основные координации уже найдены, но протекают еще недостаточно чисто, на ограниченном участке диапазона, не на всех гласных, не воплощаются в слове. Выполнение их нуждается во внимании студента-вокалиста. На этом этапе студент умеет правильно распределять усилие (при минимальной затрате энергии) к образованию наилучших акустических качеств, которые отвечают звучанию хорошо поставленного голоса (5). Те, кто не имеет от природы поставленного вокального голоса и кто приходил к необходимому результату путем использования упражнений, знают, что это существенный этап, при котором возникает ощущение, что сил тратится меньше, а голос звучит более звучно и лучше управляется.
Основная характеристика этого этапа -это развитие найденной связи дифференциального торможения, благодаря которому тормозится все, что мешает правильному вокальному процессу. Особое внимание надо обратить на второстепенные движения и на сохранение сформированных вокальнослуховых навыков в разных музыкальнотекстовых ситуациях (11). На этом этапе необходимыми являются постоянные указания педагога, достижение правильного качества звучания, усвоение приемов, которыми надо пользоваться.
Этап закрепления вокально-слуховых навыков и их автоматизация отвечают упрочению динамических стереотипов в коре
головного мозга. В этой фазе навыки выполняются легко, слаженно, свободно, не требуя большого внимания. Голос имеет все необходимые качества, звучит ровно и свободно на всем диапазоне, позволяя спокойно переносить основное внимание на выполнение. В таких случаях по обыкновению говорят: «Голос устроился».
Функциональные возможности нервной системы постепенно расширяются, в результате систематической тренировки достигается необходимое движение или звучание. Неправильно усвоенная и закрепленная координация остается стойкой.
Автоматизм позволяет проявиться вариантам вокально-слуховых навыков, что и составляет основу разных нюансов. Вообще, мастерство пения характеризуется вариативностью, которая требует решения художественной исполнительской задачи.
Студент, так сказать, «играет» голосом, не выходя за границы профессионального звучания. На ранних этапах приходится мириться с некоторой одноплановостью звучания, со скромностью динамических и тембровых нюансов, требованиями выразительности слова. Поскольку на этапе, который рассматривается, внимание почти целиком может быть перенесено на исполнительские задачи, педагог для занятий может использовать более сложный музыкальный материал, который содержит разные типы голосоведения и эмоциональносмыслового содержания. Музыкально-
исполнительские требования заставят студента находить необходимые варианты навыков, что приведет к развитию динамических и тембровых возможностей голоса.
Таким образом, проблема развития и формирования вокально-слуховых навыков всегда стояла перед учителями пения, преподавателями вокала, хормейстерами, начинающими певцами и была главнейшей. Возможность реализовать себя как педаго-га-вокалиста, а также долголетие вокального голоса зависит от того, насколько правильно были сформированы вокальнослуховые навыки.
Вопросы совершенствования теории и методов обучения остаются актуальными всегда. Они постоянно находятся в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. Важность и значение их решения на современном этапе подчеркивается и в целом (10).
Процесс формирования вокально-слуховых навыков является сложным и нуждается в большом количестве времени (9). Формирование вокально-слуховых навыков - одна из главнейших задач, которая стоит перед будущим педагогом-музыкантом. От усвоения вокально-слуховых навыков зависит профес-
сиональное мастерство педагога-вокалиста, максимальная эффективность работы орга-
его творческая зрелость и будущее. нов, участвующих в голосообразовании, а
Таким образом, постановка голоса в также правильное их функционирование с
методике преподавания вокала - комплекс точки зрения научно-объективных данных
приемов, благодаря которым достигается анатомии, физиологии, акустики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки : метод. пособие для учителей начальной школы. М. : Просвещение, 1978.
2. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007.
3. Люш Д. В. Развитие и сохранение певческого. К. : Муз. Украина, 1988.
4. Менабени А. Г. Методика обучения пению. М. : Просвещение, 1987.
5. Назаренко И. К. Искусство пения. М. : Музыка, 1968.
6. Орлова Н., Алиев Ю. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М. : Музыка, 1971.
7. Ражников В. Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении : дис. в форме научного доклада ... д-ра пед. наук. М., 1993.
8. Сладкопевец Р. В. Развитие художественно-творческого потенциала вокалистов в ВУЗах культуры и искусства : автореф. дис. ... канд. Пед. наук. М., 2008.
9. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению : учеб. пособ. М. : Просвещение, 1988.
10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. : Прометей, 1992.
11. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр. : в 2-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1947.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Синякова.