Эммерт П.Н., Чердынцева Е.В. Формирование гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь - декабрь. -URL http://e-journal.omgau.rU/images/issues/2017/4/00485.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 373.32
Эммерт Полина Николаевна
Студент
Омский государственный педагогический университет, г. Омск polyna19965@mail.ru
Чердынцева Евгения Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент
Омский государственный педагогический университет, г. Омск CherdyncevaEV@rambler.ru
Формирование гражданственности у младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье представлен анализ научных подходов педагогов прошлого и современных исследователей к проблеме формирования гражданственности у обучающихся в начальной школе. Приведены результаты поведенного исследования сформированности гражданственности у младших школьников. Предложены практические рекомендации по организации гражданского воспитания детей во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: гражданственность, гражданское воспитание, младшие школьники, внеурочная деятельность.
Благополучие жизни общества во многом зависит от молодого поколения, осознающего и реализующего в повседневной жизни ценности гражданского общества, проявляющего ответственное отношение к настоящему и будущему своей Родины. От воспитания граждан государства, развития и роста гражданского самосознания молодого поколения зависит настоящее и будущие страны. Ведущее место в воспитании гражданственности детей и молодежи на современном этапе социального развития отводится системе отечественного образования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание гражданина рассматривается как одна из основных задач системы образования [1]. Формирование у молодого поколения основ российской гражданской идентичности согласно Стратегии развития и воспитания в системе образования до 2025 года и Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России является одним из основных принципов государственной политики в области образованиях[2].
Проблема гражданского воспитания исследовалась в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого. Так, В. Рейном, Ф. Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых был положена идея о том, что действенные государственные воспитательные институты - трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого. Воспитание гражданина как ведущий принцип воспитательной системы школы рассматривался в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Великие педагоги отмечали, что основу
1
гражданственности как высшего духовного образования личности составляют общественное сознание, честь, гордость, чувство любви к Родине, потребность в служении на благо своего Отчества[3].
В современных исследованиях Н.И. Дереклеевой, О.В. Лебедевой, Б.Т. Лихачёва, Л.И. Мищенко, П.И. Фроловой, О.В. Якубенко и других раскрываются различные аспекты воспитания гражданственности у младших школьников.
В исследованиях О.В. Лебедевой[4], Б.Т. Лихачёва[5] под гражданственностью понимается интегративное качество личности, проявляющееся в гражданской ответственности, в приоритете общественных интересов над личностными, в гуманизме, социальной солидарности, межнациональной толерантности, патриотизме. При этом воспитание гражданственности рассматривается исследователями как педагогическая деятельность, направленная на формирование у детей системы знаний об истории и культуре России и родного края, о символах государственности, основных государственных законах, правах и обязанностях гражданина России, о ценностях и нормах демократического общества, чувства гордости за настоящее и прошлое своей Родины, сопричастности к событиям общественной жизни родного края и своей страны, уважения к другим гражданам, потребности и готовности вносить вклад в развитие своей Родины посредством участия в социально значимой деятельности.
В исследованиях П.И. Фроловой[6], О.В. Якубенко[7] обосновывается значение интеграции различных видов внеурочной деятельности в воспитании гражданственности у младших школьников. Исследователи отмечают, что в гражданском воспитании обучающихся в начальной школе педагогу целесообразно осуществлять интеграцию таких видов деятельности, как проектная, исследовательская, коллективная творческая, игровая, трудовая, проблемно-ценностное общение. Это позволит комплексно формировать у младших школьников когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты гражданской культуры.
Процесс воспитания гражданственности во внеурочной деятельности, согласно Н. И. Дереклеевой, протекает при следующих педагогических условиях:
1) формирование базовой культуры личности, воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией, культуры жизненного самоопределения, создавая при этом широкое поле для усвоения базовых культурных начал;
2) совместное осуществление педагогом и детьми поиска нравственных образов духовной культуры и выработка воспитанниками на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника;
3) направленность воспитательной работы в начальной школе на развитие личности каждого обучающегося, на развитие его склонностей и интересов, ценностных отношений к общественной жизни, к окружающим людям и самому себе;
4) добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности, свобода в проявлении ими общественной активности, творчества, товарищеского и гражданского долга [8].
Л. И. Мищенко рассматривает развитие гражданственности у младших школьников посредством приобщения их к общественному (идеалам, труду, коллективу и т. д.). И, исходя из этой концепции, выделяет общие и частные условия формирования этого чувства. К общим условиям автор относит:
- организацию воспитательного коллектива как фактора и формы функционирования системы в классе, школе и т.д.;
- развитие коллективной деятельности и формирование положительного отношения к
ней.
Наиболее эффективными условиями формирования гражданского сознания, по мнению Л. И. Мищенко, являются следующие:
- включение в воспитательную систему школы гражданского направления работы с коллективом по схеме: обучающиеся - педагоги - родители;
- комплексное решение задач воспитания гражданственности как формирование гражданского сознания, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- осуществление сотрудничества с родителями по проблемам воспитания гражданственности обучающихся [9].
Для диагностики уровня гражданской воспитанности у детей младшего школьного возраста нами было проведено исследование. В нем принимали участие обучающиеся 1 класса и педагог. Сбор данных проводился на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 19». В качестве диагностических критериев и показателей нами были избраны параметры, разработанные О.В. Лебедевой: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Когнитивный критерий оценивался по уровню знаний детьми: о культурных и исторических достижениях в России (в пределах программы), о своих правах и обязанностях, понятий «страна», «государство», «гражданин», «гражданская ответственность». Эмоционально-ценностный компонент гражданственности оценивался нами на основе проявлений детьми следующих качеств: гуманность, патриотизм, свобода, общественное благо, справедливость, толерантность, личная ответственность за судьбу страны, уважение прав и свобод человека, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, уважение норм и правил современной демократии, уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны. Деятельностный компонент гражданственности у младших школьников мы оценивали по уровню сформированности у детей умений воспринимать и анализировать информацию из средств массовой информации о событиях и социальных явлениях, высказывать свое мнение о них, выявлять социальные проблемы, работать в группе на основе сотрудничества.
В ходе наблюдения деятельность учителя и обучающихся была рассмотрена в контексте выделенных ранее условий (по Н. И. Дереклеевой и Л.И. Мищенко). Анализ результатов проведенных наблюдений показывает, что в процессе внеурочной деятельности учитель ориентируется на интересы и склонности воспитанников, практически всегда учитываются пожелания детей. Ведущими принципами воспитания в деятельности педагога являются доброжелательность и добровольность участия детей в воспитательных делах. Учитель достаточное внимание уделяет воспитательным ситуациям, способствующим формированию базовой культуры личности. Педагог периодически обращает внимание детей на положительные примеры людей с ярко выраженными качествами гражданина. Однако при этом у детей недостаточно сформированы собственные ценности, которые составляют основу гражданственности. Это можно объяснить особенностями возраста детей. В ходе кризиса 7 лет у детей продолжает формироваться система взглядов, отношений и ценностей. В силу недостаточного опыта переживаний ценностных отношений на момент 1 класса образование системы ценностей, качеств, присущих гражданину, находится у большинства младших школьников данного класса на начальной стадии.
Из условий, рассмотренных Л.И. Мищенко, в процессе воспитания гражданственности у младших школьников были реализованы все условия в разной степени. Необходимо отметить, что во внеурочной деятельности педагогом особое значение придавалось воспитанию младших школьников посредством приобщения их к общественным идеалам, труду, коллективу и соединение гражданского воспитания с практической деятельностью детей. Учителем был сделан акцент на формирование культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина. При этом в гражданском воспитании детей учителем в меньшей степени были реализованы условия применения разнообразных форм внеурочной деятельности, постепенного накопления детьми опыта личной и общественно полезной деятельности, организации взаимодействия с родителями.
Нами также проводилось тестирование детей по методике Л. Н. Боголюбова «Гражданин - Отечества достойный сын» (адаптированный вариант для младших школьников). Данные тестирования позволяют сделать вывод о том, что большинство тестируемых детей (88%) имеют высокий уровень сформированности когнитивного компонента гражданственности. У 12 % испытуемых был выявлен средний уровень сформированности данного компонента. Таким образом, большинство обучающихся 1 класса на высоком уровне знают культурные и исторические факты (в пределах программы); знают свои права и обязанности; знают понятия «страна», «гражданин», «гражданская ответственность». У детей со средним уровнем сформированности гражданских знаний затруднение вызвал вопрос, связанный с армией Российской Федерации.
Далее нами проводилась беседа с детьми по методике Е.В. Федотовой «Температура прав человека». Для повышения эффективности опрос проводился фронтально в присутствии учителя. Учитель помогала детям вспоминать примеры к некоторым вопросам, чем способствовала честным и достоверным ответам младших школьников. Анализ данных проведённой беседы показывает, что для большинства испытуемых (90%) атмосфера школы является максимально благоприятной с точки зрения реализации гражданских потребностей. Так, дети, усваивая знания, стараются их реализовать на практике в отношениях друг с другом, постепенно находя своё место в гражданском обществе. Наличие данного компонента и высокий уровень его проявления, отмеченный нами в процессе наблюдений за детьми, свидетельствует о высоком уровне сформированности у большинства испытуемых деятельностного компонента гражданственности. Младшие школьники в достаточной для возраста 7 лет степени владеют умениями воспринимать и анализировать информацию из средств массовой информации о событиях и социальных явлениях, активно высказывают свое мнение о них. Испытуемые способны выявлять социальные проблемы, осуществляют сотрудничество в совместной групповой деятельности. Достоверность проведенного исследования была подтверждена нами в процессе статистической обработки результатов с помощью критерия Фишера.
Сформированность эмоционально-ценностного компонента гражданственности у младших школьников мы диагностировали с помощью методики Е.М. Витковской «Цветик-семицветик». Исследование по данной методике позволило выявить, что у 67% детей ценности гуманности, свободы, справедливости, личной ответственности за судьбу страны сформированы недостаточно. Для большинства опрошенных наибольшую значимость представляет ценность общественного блага. Полученные результаты обусловлены особенностями возраста испытуемых.
На основе проведенного исследования нами сформулированы рекомендации по организации внеурочной деятельности, направленной на воспитание гражданственности у младших школьников. С целью формирования гражданского сознания, гражданских чувств и опыта деятельности у младших школьников предлагаем в процессе организации внеурочной деятельности осуществлять интеграцию проблемно-ценностного общения, проектной, игровой, коллективной творческой трудовой, туристско-краеведческой деятельности детей. Педагогу необходимо особое внимание уделять видам деятельности, которые направлены на начальное определение обучающимися своей гражданской позиции. В гражданском воспитании особое значение имеет организация сотрудничества детей с родителями, с представителями детских и взрослых общественных организаций. Эффективными формами сотрудничества являются социально-значимые акции, проекты, коллективные творческие дела, поисковые краеведческие мероприятия.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в воспитании гражданственности у младших школьников делается акцент в основном на формирование у них гражданских знаний и опыта гражданского поведения. С целью развития у детей эмоционально-ценностного компонента гражданственности необходимо осуществлять интеграцию различных видов внеурочной деятельности, осуществлять в системе сотрудничество с родителями, представителями общественности.
Ссылки на источники:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL http://zakon-ob-obrazovanii.ru. - дата обращения: 25. 05. 2017
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещении, 2009. - 29 с.
3. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» /Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк, И.Н. Рассказова, О.В. Якубенко. - Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. - 484 с.
4. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России. - М.: Издательский центр Академия, 2008. - 138 с.
5. Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания// Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 23 - 27.
6. Фролова П.И., Горина А.В., Дубынина М.Г. Психология и педагогика: учебное пособие.- Омск, Изд-во СибАДИ, 2015. - 429 с.
7. Якубенко О.В. Создание здоровьесберегающей среды как условие адаптации учащихся к образовательному учреждению// Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции: электронный ресурс. - Омск, 2014. - С. 177-179.
8. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. - М.: Вако, 2008. -
352 с.
9. Мищенко Л.И. Общеобразовательные стандарты как стратегическая задача и предпосылка формирования «Мира социума культуры личности» учащегося и подготовка современного учителя // Среда социума в условиях современной российской действительности: Материалы всероссийской научно-практической Internet-конференции (7 - 22 июня 2010 г.) / Отв. ред. Е.А. Алисов. - Курск: РОСИ, 2010. - С. 7 - 12.
Polina Emmert
Student
Omsk State Pedagogical University Evgeniya Cherdyntseva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University
Formation of Civic Conciousness in Primary School Children during Extracurricular Activities
Abstract. The article presents the analysis of scientific approaches teachers of the past and modern researchers to the problem of formation of citizenship among students in elementary school. The results of behavioral studies of the formation of citizenship among primary school children. Practical recommendations for the organization of civil education of children in extracurricular activities.
Keywords: citizenship, civic education, younger students, extracurricular activities.