турбулентности окружающей среды / И.Л. Авдеева, Н.В. Захаркина, Л.В. Парахина // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44 (6). С. 394-399.
3. Авдеева И.Л. Стратегические аспекты управления изменениями в интегрированных образованиях / И.Л. Авдеева // В сборнике: Инновационное развитие АПК: Экономические проблемы и перспективы. Материалы XV Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию экономического факультета Кубанского ГАУ. 2020. С. 69-74.
4. Авдеева И.Л. Стратегический менеджмент: аналитические методы его осуществления / И.Л. Авдеева, А.А. Суровнева. Учебно-методическое пособие / Орел, 2022.
5. Адаменко А.А. Особенности осуществления деятельности и управления на предприятии / А.А. Адаменко, А.Ф. Инюкин, Д.В. Петров // Вестник Академии знаний. 2021. № 42 (1). С. 10-14.
6. Гараев О.Р. Концепция стратегического управления в деятельности экономических систем различного уровня / О.Р. Гараев, И.Л. Авдеева // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления. Материалы всероссийской очной научно-практической конференции. 2021. С. 53-58.
7. Головина Т.А. Концепция стратегического управления экономическими системами / Т.А. Головина, Е.Л. Тиханов // В сборнике: Стратегическое управление развитием социально-экономических систем: теория, практика. материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 20-24.
8. Головина Т.А. Превентивное стратегическое управление экономическими системами в условиях кризиса / Т.А. Головина, И.Л Авдеева // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 4 (2). С. 24-28.
9. Калижников Ю.А. Современная модель разработки антикризисной стратегии компании / Ю.А. Калижников, М.С. Иванова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 7 (101). С. 90-92.
10. Лукашова М.А. Особенности формирования антикризисной стратегии предприятий в условиях нестабильной внешней среды / М.А. Лукашова // Торговля и рынок. 2021. № 3 (59). С. 308-314.
11. Мороз С.В. Антикризисное управление изменениями в деятельности российских авиакомпаний / С.В. Мороз, Т.А. Головина // Индустриальная экономика. 2024. № 1. С. 96-103.
EDN: NAWJRI
А.Ю. Анисимов - кэ.н, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе факультета Информационных технологий, доцент кафедры Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им. профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
AYu. Anisimov - Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Deputy Director for Educational and Methodological Work of the Faculty of Information Technologies, Assistant Professor of the Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. Professor V. V. Dick, Synergy University, Moscow, Russia;
А.Н. Алексахин - кпед.н, доцент, зав. кафедрой Информационного менеджмента и информационно-коммуникационных технологий им профессора В.В. Дика, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
A.N. Aleksakhin - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head. Department of Information Management and Information and Communication Technologies named after. professor V.V. Dika, Synergy University, Moscow, Russia;
С.А. Алексахина - старший преподаватель, кафедра Цифровой экономики, Университет «Синергия», Москва, Россия, [email protected],
S.A. Aleksakhina - Senior Lecturer, Department of Digital Economy, Synergy University, Moscow, Russia.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СТАРТАПОВ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STARTUPS IN THE FIELD OF DIGITAL TECHNOLOGIES
Аннотация. В новых экономических реалиях именно студенческая молодежь становится драйвером развития национальной экономики, так как является наиболее активной часть общества. Для саморазвития и реализации собственных бизнес-идей в России создаются все необходимые условия в виде государственной поддержи. В данной статье авторы выделяют основные компоненты стартапа как понятия, относительно нового для российской экономики; приводят примеры успешных российских стартапов, ставших известными компаниями. В исследовании авторы провели оценку достигнутые результаты федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» к началу 2024 года. На основе данных из открытых источников проведен анализ универитетских стартапов по направлению «цифровые технологий» и по принадлежности к вузам, а также рассмотрены региональные программы по поддержке университетских стартапов, которые ориентированы на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Авторами статьи обозначены перспективы дальнейшего развития университетских стартапов в России.
Abstract. In the new economic realities, it is the student youth who becomes the driver of the development of the national economy, since they are the most active part of society. All necessary conditions in the form of state support are being created in Russia for self-development and implementation of their own business ideas. In this article, the authors identify the main components of a startup as a concept relatively new to the Russian economy; they give examples of successful Russian startups that have managed well-known companies. In the study, the authors assessed the achieved results of the federal project "University Technology Entrepreneurship Platform" by the beginning of 2024. Based on data from open sources, an analysis of university startups in the field of digital technologies and university affiliation was carried out, as well as regional programs to support university startups that are focused on involving young people in entrepreneurial activities. The authors of the article outline the prospects for further development of university startups in Russia.
Ключевые слова: университетский стартап; цифровые технологии; студенческая молодежь; вуз, государственная поддержка.
Keywords: university startup; digital technologies; student youth; university, government support.
Введение
В условиях современного мира перед обществом (преимущественно у молодежи) открывается всё больше новых возможностей для реализации своих проектов. Ещё недавно было непонятно: каким образом начать свой бизнес, где найти средства для реализации проекта, где найти единомышленников и ещё множество других вопросов [3]. Благодаря этим вопросам и потребности у общества была разработана схема, система стартапов. После появления стартапов стало проще начать свой бизнес, так как они нацелены на открытие своего дела в условиях ограниченности ресурсов, в частности денежных, потому что, как правило, бюджет начинающего предпринимателя ограничен. Всё больше людей прибегают к стартапам, так как эта сфера динамично развивается и является очень удобной [1]. Появление стартапов было обусловлено рядом различных предпосылок. Например, большое количество новых, оригинальных идей и желание их реализовать у отдельных представителей населения, а также развитие инноваций, интернет-технологий ведения бизнеса, снижение порога вхождения на рынок для предпринимателя [9]. Не менее важная причина заключается в появлении новых и доступных ис-
точников финансирования в лице государственной поддержки [5]. Все это в комплексе и поспособствовало развитию деятельности стартапов и их популяризации среди молодежи. Материалы и методы исследования
Методологическую основу исследования составили методы общенаучного и экономического анализа. Информационной базой исследования стали материалы исследований в области стартапов; данные из открытых источников информации; программные документы. Результаты и обсуждения
Под стартапом (от англ. startup, запуск) понимается некий проект с неординарной бизнес -идеей, ограниченный во времени, созданной командой единомышленников в условиях ограниченного бюджета и высокого риска. По своей сути стартапы сочетают в себе несколько компонентов: умения, интерес, потенциальный доход и риск (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сочетание компонентов стартапа
(Источник: разработано на основании [4,10])
Само понятие стартап возникло в 30-е годы XX века в США, но тем не менее подавляющее число людей считают, что стартапы появились только тогда, когда началось развитие в сфере высоких технологий, в интернет-бизнесе [7]. К стартапу можно отнести любую компанию, которая уже вышла на бизнес-арену, но ещё не имеет стабильного дохода от своей деятельности. В современных экономических условиях в России как никогда актуальны и популярны стартапы, причем с каждым днём данная сфера очень динамична, стремительно развивается и получает поддержку от государства [6].
Как было указано ранее, инициаторами стартапов выступают преимущественно молодежь, например, студенты. В советско-российской практике есть примеры успешных стартап-проектов, получивших свое начало в университетской среде (таблица 1).
Таблица 1 - Успешные российские стартап-проекты, получившие свое начало в университетах
Год Проект Основная идея Вуз
1989 ABBYY ^-корпорация МФТИ
1989 Яндекс Поисковая система Институт проблем Управления АН СССР
1992 Билайн Оператор сотовой связи РТИ им. А. Л. Минца
1996 Рамблер Поисковая система Институт биохимии и физиологии микроорганизмов
2001 Playrix Разработчик мобильных игр ВГПУ (сейчас ВоГУ)
2006 «ВКонтакте Социальная сеть СпбГУ
2011 Miro Платформа для дистанционной работы распределённых команд НИУ ВШЭПермь
2012 SkyEng Школа английского языка МФТИ
2012 Учи.ру Образовательная онлайн-платформа для школьников, учителей и родителей МФТИ
2015 Revolut Сервис обмена валюты без банковской комиссии МФТИ
Источник: составлено на основании [11]
Данные таблицы 1 позволили сделать вывод о том, что в советско-российской практике есть примеры, когда стартапы, вышедшие из университетских стен, стали известными крупными компаниям, получившими мировое признание. Для студенческой молодежи в настоящее время созданы благоприятные условия для реализации проектов на базе высших учебных заведений: государственная поддержка, реализованная на базе федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»; различные тренинги; менторство; предпринимательские точки кипения [12].
Направлениями реализации данного федерального проекта являются: вовлечение молодежи в технологическое предпринимательство; создание инфраструктуры для реализации бизнес-идей и старта университетских стартапов; использование финансовой и нефинансовой поддержки студенческой молодежи; стимулирование процесса перехода инвесторов на более ранние стадии стартапов [11]. Достигнутые результаты данного проекта представлены на рисунке 2.
К 2024 году в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» проведено более 900 предпринимательских тренинга; открыты 22 стартап - студии в регионах РФ; более 300 тыс. чел. привлечены к участию в проекте; разработано 2500 студенческих стартапов [11].
Рисунок 2 - Достигнутые результаты федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» к 2024 году
(Источник: составлено на основании [11])
Кроме того, в рамках данного федерального проекта при активном содействии Фонда содействия инновациям, в 2022 году стартовал конкурс по поддержке университетских стартапов, по результатам которого составляется ежегодный рейтинг ТОП-1000 (рисунок 3).
Данные рисунка 3 демонстрируют, что основная доля отобранных университетских стартапов приходится на цифровые технологии, причем наблюдается рост доли с 33,1 % до 37,2 % по итогам 2023 года. Установлено, что стартапы по креативным индустриям становятся более востребованным в 2023 году: 14,6 % по отношению к 11,7 % в 2022 году. Стартапы по направлению «новые приборы и производственные технологии», наоборот, имеют отрицательную динамику, их доля сокращается с 23,8 % до 10,3 %. В целом, сделан вывод о том, что цифровые технологии являются приоритетным направлением в 2022-2023 гг. и не теряют, а, наоборот, увеличивают свои позиции. Все это свидетельствует о важности и актуальности цифровых технологий как направления университетских стартапов [2]. Обращает на себя внимание и то, что по итогам 2023 года в ТОП-50 университетских стартапов (самые высоко оцененные) 19 проектов относятся к сфере цифровых технологий.
Рисунок 3 - Структура университетских стартапов по направлению в 2022-2023 гг., %
(Источник: составлено на основании [11])
Если рассматривать географию вузов, на базе которых были отобраны стартапы в сфере цифровых технологий, то лидером являются вузы г. Москва - 29 %; республика Татарстан - 15 %; г. Санкт-Петербург - 12 % [11]. Особое внимание в работе уделено вузам г. Москвы (регион присутствия авторов данной работы). По итогам 2023 года московские вузы лидируют по количеству отобранных университетских стартапов в сфере цифровых технологий (рисунок 4).
Всего за 2023 год из 363 поддержанных университетских стартапов по направлению «цифровые технологии» почти третья часть (105 из 363) пришлась на московские вузы. Лидирующие позиции занимают Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - 18 проектов (17 %) и сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева - 17 проектов (16 %). Третье место разделяется между Финансовым университетом при Правительстве РФ и РЭУ им. Г.В. Плеханова - по 10 стартапов (9,5 %).
лишня 10 10
i яму
1 .РАНХиГС при 2.МСХА имени 3. Финансовый 3.РЭУ им. 4.ВШЭ 4. Сколковский 5.Московский физико-
Президенте РФ К А Тимирязева университет при Г. В. Плеханова институт науки и технический институт
Правительстве технологий
Российской Федерации
Рисунок 4 - ТОП-5 вузов г.Москва по количеству университетских стартапов в сфере цифровых технологий в 2023 году
(Источник: составлено на основании [11])
Четвертая позицию одновременно принадлежит Высшей школе экономике и Сколковскому институту науки и технологий - 8 проектов (7,6 %), а завершает данный рейтинг Московский физико-технический институт с 6 проектами (5,7 %). Остальные стартапы (27 проектов) распределены среди других вузов, например, МГУ им. М.В. Ломоносова - 5 проектов, МИРЭА - 4 проекта, МГТУ им Н.Э.Баумана - 2 проекта, Университет Синергия - 2 проекта и прочие. С учетом профессиональной принадлежности авторов работы к Университету Синергия в статье уделим внимание опыту данного вуза в разработке и реализации стартапов в области цифровых технологий (таблица 2).
Таблица 2 - Университетские стартапы, входящие в ТОП-1000 по направлению _«цифровые технологии», в 2023 году в Университете «Синергия»_
Название стартапа Краткое описание Позиция в Т0П-1000 Объем инвестиций, руб. Срок окупаемости Прибыльность, %
НаноФит Программный комплекс мониторинга состояния спортсменов 250 4 000 000 1 год 20
Mplays Сервис, обеспечивающий работу рекламы на маркетплейсах 444 300 000 6 месяцев 23
Источник: составлено на основании [11]
В 2023 году два стартапа из сферы цифровых технологий, созданные в Университете «Синергия», попали в рейтинг ТОП-1000. Первый проект «НаноФит» представляет собой программный комплекс мониторинга состояния спортсменов в режиме реального времени с использованием синхронных датчиков. Авторы проекта предполагают, что проект окупится за один год, размер инвестиций составит 4 млн.руб. Второй стартап «Mplays» посвящен разработке сервиса, обеспечивающего работу рекламы на маркетплейсах. В настоящий момент данный проект профинансирован за счет собственных средств в размере 300 тыс.руб. Срок окупаемости составил, в среднем, 6 месяцев. По данным рейтинга Т0П-1000 университетских стартапов за 2022 год [11] установлено, что был поддержан всего лишь один проект, заключающийся в разработке цифровых лабораторных установок нового поколения, а в 2023 году уже два. Таким образом, следует отметить, что в университете ведется работа по разработке стартапов и даже есть успешные результаты в виде отбора в конкурсе, но, тем не менее, данную работу надо усиливать и ориентироваться на опыт ведущих (в данном направлении) вузов.
К настоящему времени накоплен опыт поддержки и популяризации стартапов среди студенческой молодежи. Созданию условий для поддержки студенческих стартапов в области цифровых технологий способствуют и региональные программы поддержки, например, программы «Старт», «Умник», различные акселерацион-ные программы по поддержке целеустремленной молодежи (ФРИИ, InnovStart). Значительную информационно-консультационную помощь на разных этапах развития бизнеса в регионах оказывают Центры «Мой бизнес», являющиеся неотъмлеым элементом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [8]. Таким образом, констатируем факт, что в настоящее время предпринимаются шаги со стороны государства в пользу поддержки студенческой молодежи для их вовлечения в предпринимательскую среду.
Заключение
Проведенное исследование, посвященное проблемам развития университетских стартапов по направлению «цифровые технологии» в современной бизнес-среде доказало актуальность решения данного вопроса.
В результате проведенного исследования авторами сделаны следующие выводы:
- стартап в своем современном понимании относительно новое понятие для российской бизнес-среды, но при этом выделены его основные компоненты: умения; интерес; потенциальный доход; риск;
- приведены примеры успешных советско-российских стартапов, взявших свое начало в университетской среде;
- в исследовании оценены достигнутые результаты федерального проекта в области реализации университетских стартапов к началу 2024 года. Установлено, что третья часть университетских стартапов посвящено цифровым технологиям, причем данная тенденция усилилась в 2023 году по отношению к 2022 году;
- основная часть университетских стартапов в области цифровых технологий разрабатывается на базе московских вузов (лидерами являются РАНХиГС при Президенте Российской Федерации и сельскохозяйствен-
ная академия им. К.А.Тимирязева). Рассмотрены и стартапы, созданные на базе Университета Синергия (профессиональная принадлежность авторов работы);
- рассмотрены региональные программы поддержки университетских стартапов, которые направлены на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
В качестве перспектив дальнейшего развития университетских стартапов в России авторы статьи выделяют стимулирование не только студенческой молодежи, но и подрастающего поколения (школьников) путем проведения различных тренингов, создания стартап-школ и студий. Все это будет способствовать развитию предпринимательских навыков и компетенций у подрастающего поколения для реализации своих бизнес-идей в новых экономических реалиях.
Источники:
1. Андросова, И.В. Роль интерактивного бизнеса в формировании инновационно ориентированной экономики /И.В. Андросова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 23-27.
2. Анисимов, А.Ю. Развитие digital-стартапов в России / А. Ю. Анисимов, О. О. Скрябин, Р. М. Аникина // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. - 2018. - N° 3. - С. 53-58.
3. Батищев, В.С. Стратегические направления развития малого предпринимательства в России / В.С. Батищев, И.В. Андросова, А.Р. Степанова // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 3(20). - С. 19.
4. Евченко, А.В. Роль и значение технологического предпринимательства в обеспечении устойчивого экономического роста в контексте формирования зеленой экономики / А. В. Евченко, Г. А. Есенкова, Д. Б. Щербаков // Деловой вестник предпринимателя. -2022. - № 7(1). - С. 50-58.
5. Евченко, А.В. Научно-методический аппарат формирования и реализации эффективных инновационных стратегий в контексте сквозного планирования функционирования и развития предприятий / А. В. Евченко, Г. А. Есенкова, Д. Б. Щербаков // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 2(2). - С. 37-42.
6. Ельникова, Е. В. Государственная поддержка стартапов по созданию и развитию малых форм хозяйствования в агробизнесе: проблемы правового регулирования / Е. В. Ельникова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2022. -№ 12(100). - С. 101-109.
7. Есенкова, Г.А. Управление инновациями как основа системного совершенствования менеджмента качества в процессе технологической модернизации предприятий / Г. А. Есенкова, А. А. Демченко, А. В. Евченко // Наука и практика регионов. - 2021. -№ 2(23). - С. 13-21.
8. Салтанаева, Е.А. Студенческие стартапы как новая база экономики России / Е.А. Салтанаева, Р.И. Эшелиоглу, Э.Ф. Амирова // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 5(58). - С. 273-275.
9. Согачева, О. В. Алгоритм оценки эффективности функционирования малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения / О. В. Согачева, Е. С. Симоненко // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 3(33). - С. 135-140.
10. Султанова, Р. Ю. Стартапы в России: основные тенденции развития / Р. Ю. Султанова // Modern Science. - 2019. - № 12-3. -С. 118-120. - EDN ZNDJNJ.
11. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ФП ПУТП): [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://univertechpred.ru (Дата обращения: 03.06.2024).
12. Штыхно, Д.А. Студенческие стартапы как инструмент развития предпринимательских навыков / Д.А. Штыхно, Р.А. Искандарян // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9, № 2-1. - С. 252-262.
EDN: ESBIFU
И.О. Антипина - к.пед.н., доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
I.O. Antipina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Labor Economics and Personnel Management, Ural State Economy University, Ekaterinburg, Russia;
А.Д. Антипина - обучающаяся факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected],
A.D. Antipina - student at the Faculty of Business, Customs and Economic Security Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ УЧАСТНИКОВ ОСНОВНОГО ТРЕКА ПРОГРАММЫ «ПРИОРИТЕТ 2030» УРАЛЬСКОГО И СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ
ANALYTICAL REVIEW OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT STRATEGIES OF PARTICIPANTS OF THE MAIN TRACK OF THE PRIORITY 2030 PROGRAM IN THE URAL AND SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
Аннотация. В статье актуализируется проблема поиска эффективных механизмов управления человеческими ресурсами в региональных вузах и научных организациях, удаленных от столичного региона, которые могут обеспечить успешное привлечение, удержание, мотивацию и карьерное развитие молодых педагогов и исследователей. Представлен аналитический обзор кадровых разделов программ развития 18 университетов - участников основного трека программы «Приоритет 2030» Сибирского и Уральского федеральных округов и отчетных данных о реализации программ развития в период 2021 -2024 гг. Исследование проведено на основе открытых данных официального сайта программы «Приоритет 2030». Выделен комплекс эффективных управленческих мер по увеличению доли молодых ППС до 39 лет в коллективах в условиях дефицита этой категории работников на региональных рынках труда. Мероприятия могут быть рекомендованы к применению в практике управления персоналом других вузов и научных организаций.
Abstract. The article actualizes the problem of finding effective human resource management mechanisms in regional universities and scientific organizations remote from the capital region, which can ensure the successful attraction, retention, motivation and career development of young teachers and researchers. An analytical review of the personnel sections of development programs of 18 universities - participants in the main track of the "Priority 2030" program of the Siberian and Ural Federal Districts and reporting data on the implementation of developmen t programs in the period 2021-2024 is presented. The study was conducted on the basis of open data from the official website of the Priority 2030 program. A set of effective management measures has been identified to increase the share of young teaching staff under 39 years of age in teams in the context of a shortage of this category of workers in regional labor markets. The activities can be recommended for use in the practice of personnel management at other universities and scientific organizations.