УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 37.011.33; 371.233.4; 379.852; 910.21; 372.891
Г. А. Русских, Л. А. Юдинцева
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ
В статье представлены материалы из опыта совместной работы кафедры географии ВятГГУ и Художественно-технологического лицея города Кирова. Авторы предлагают конкретные приемы организации творческой и исследовательской деятельности школьников, ориентируясь на требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения по формированию и развитию универсальных учебных действий
(УУД).
In this article there are materials from the working experience of Department of Geography at the Vyatka State Humanities University and lyceum of Art and Technology. The authors suggest some organization techniques of students' creative and research activities. They are guided by the requirements of the second Federal Educational Standard that forms and develops universal learning skills.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, комплексная экскурсия, карточка-задание для группы, наблюдение, краеведческий принцип.
Keyword: universal learning skills, comprehensive excursion, card-exercise for group, observation, local history principle.
Известно, что основная задача современной школы - подготовить ученика к самостоятельной познавательной деятельности с целью личностного совершенствования и профессионального самоопределения. Становление и развитие самостоятельной познавательной деятельности - одно из важнейших направлений нового стандарта образования.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает учителя на формирование у школьников способов универсальных учебных действий, которые используются ими для решения реальных жизненных проблем.
Авторы содержания Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения подразделяют универсальные учебные действия (УУД) на 4 группы: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые формируются средствами различных учебных предметов, в том числе и посредством изучения географического материала. Особенностью изучения содержания географического материала является реализация краеведческого принципа обучения [1].
Краеведческий принцип обучения предполагает систематическое установление связей между изучением любого курса географии и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного - к неизвестному», «от близкого - к далекому». Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы помогает формированию правильных представлений о многих предметах и явлениях географической оболочки Земли, в том числе и о тех, которые недоступны непосредственному наблюдению учащихся. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью, например: предсказание погоды для местного сельского хозяйства, наблюдение за режимом реки для безопасности переправ, сбор полезных дикорастущих растений для хозяйственных организаций и т. д. Преподавание географии, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на опыте, собственных наблюдениях подлинной действительности в соответствии с жизненными потребностями [2].
Одной из основных форм реализации краеведческого принципа обучения в школе является экскурсия.
Цель данной статьи - раскрыть конкретные приемы формирования и развития УУД при организации и проведения экскурсии в Дендрологический парк города Кирова в процессе изучения «Начального курса географии» (6-й класс).
Один из основоположников методики преподавания физической географии А. А. Половинкин отмечал, что ни в одном предмете экскурсии не имеют такого огромного значения, как в географии. Изучение географических объектов окружающей природы, причин-
117
ной взаимозависимости между географическими факторами родной природы является основой в преподавании географии. Существенным признаком экскурсионной работы является наблюдение.
Наблюдение - особый метод организации исследовательской деятельности, это целенаправленное систематическое отслеживание специфики протекания тех или иных природных явлений и процессов. Методика наблюдения, содержание и техника зависят от особенностей изучаемой проблемы и цели учебно-исследовательской деятельности. В рамках «Начального курса географии» наиболее часто проводятся контролируемые наблюдения по заранее разработанным карточкам-заданиям для группы школьников, выполняющих учебно-исследовательскую работу. Карточки-задания разрабатываются педагогом на основании требований формирования практических навыков обучающихся и соответствуют ФГОС. Нами часто в организации учебно-исследовательской деятельности используется прием ролевой игры, в частности мы делим класс на группы для проведения исследовательских «работ» по профессиональным признакам: «метеорологи», «гидрологи», «топографы»...
Реализация краеведческого принципа через систему заданий преследует цель способствовать формированию и развитию УУД. Прежде всего, эти задания восстанавливают в памяти школьников образы, которые привязаны к конкретной, знакомой ученику территории и опираются на факты из окружающей действительности. Важно, что в процессе выполнения одного задания у учащегося одновременно формируются познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные действия: 1) познавательные УУД - ученик работает с новой учебной информацией; 2) регулятивные УУД - ученик контролирует время выполнения задания, выполняет работу в соответствии с определенными правилами, выстраивает последовательность работы; 3) коммуникативные УУД - ученик осуществляет общение в процессе своей деятельности; 4) личностные УУД - в ходе выполнения задания у ученика формируются ценностные ориентиры, эстетическое восприятие природных объектов, понимание значимости своей работы и работы одноклассников [3].
Рассмотрим конкретные приемы формирования и развития УУД при организации и проведения двух экскурсий в Дендрологический парк города Кирова. На каждой экскурсии школьники вы-118
полняют групповое задание под руководством тьютора. Тьютор нами рассматривается как помощник учителя, который оказывает педагогическую поддержку школьникам в процессе выполнения учебно-исследовательской работы, консультирует и помогает в оформлении результатов работы. Тьюторами могут быть родители, классный руководитель, студенты старших курсов вузов или старшеклассники.
Экскурсии в Дендрологический парк организуются нами с учащимися 6-го класса в процессе изучения «Начального курса географии». В 6-м классе в качестве школьного компонента введен предмет краеведческой направленности «Природа родного края».
Для овладения приемами формирования и развития УУД в рамках экскурсии мы предлагаем учащимся в форме конспекта, который содержит структурные компоненты экскурсии как учебного занятия, деятельность учителя, деятельность учащихся и результат взаимодействия учителя и обучающихся в форме УУД (умений, которыми овладевают школьники в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы). В каждом конспекте мы предлагаем конкретные примеры в виде карточек-заданий для работы группы (7-8 школьников и тьютор).
Собственно экскурсия - это учебное занятие, проводимое нами во внеурочное время. Она включает в себя 3 этапа: 1) подготовительный этап; 2) этап деятельностный - сама экскурсия и выполнение исследовательских заданий; 3) этап камеральной обработки результатов и их представление (защита).
На этапе подготовки к экскурсии проводятся следующие виды работ: деление класса на группы по 7-8 учащихся и их знакомство с тьюторами. Группы получают первую консультацию по выполнению учебно-исследовательской работы практического характера, готовят необходимое оборудование для выполнения на экскурсии задания по УУД. Так, например, «топографы» готовят планшет, визирную линейку, канцелярские принадлежности, знакомятся с компасом и получают первые навыки работы с ним, определяют длину своего шага, учатся переводить расстояние: шаги -метры - сантиметры (в масштабе). «Метеорологи» готовят приборы для наблюдения за погодой: термометр воздушный и почвенный, барометр-анероид - и получают консультацию по проведению замеров показателей на приборах; осадкомер (пластиковый стаканчик с делениями), флюгер бумажный. «Геологи» готовят ни-
119
велиры и планки, обучаются работе с нивелиром, готовят пакетики для сбора образцов горных пород. «Гидрологи» готовят водный термометр и получают консультацию по работе с прибором, канцелярские принадлежности; планшет для удобства ведения записей готовят все группы, «ориентировщики» и «начальник дистанции» готовят 8 КП (красно-белые призмы), карты с дистанцией, карточки участников; учитель информирует школьников о технике безопасности во время экскурсии, учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.
Приведем пример инструктажа по соблюдении ТБ учащимися на экскурсии в дендропарк: 1. Необходимо быть предельно внимательными и точно выполнять задание. Не заходить глубоко в лес. Несмотря на то, что клещи осенью не активны, все же избегать зарослей кустарника. 2. Помнить основные стороны горизонта и расположение солнца. 3. Быть аккуратными при работе с инструментами. РТУТЬ ОПАСНА! 4. Не подходить близко к краю водного объекта. 5. Помнить, что крутые склоны осыпаются, не стоять над обрывом берега. 6. Не заходить в воду, не плавать, не купаться, не нырять. 7. Не бросать в воду предметы (камни, палки). 8. Не шалить и не толкаться у воды.
Второй этап - экскурсия и выполнение исследовательских заданий - проводится непосредственно на местности в Дендрологическом парке. Группа «метеорологов» располагается на площадке у озера, на скамье, группа «гидрологов» - в низине, у родников; группа «геологов» работает на склоне между «гидрологами» и «метеорологами». Учащиеся выполняют полученные задания, при необходимости получают помощь от тьюторов.
Третий этап камеральной обработки результатов проходит в течение 2 недель после экскурсии. Каждая группа получает 3 консультации и готовит материал к итоговой конференции. Отчет о проделанной работе каждая группа учащихся готовит в виде таблицы (схемы, чертежа, описания). Учащиеся также готовят презентацию об этапах проведения исследования; видеоряд «Красота.» (видео-, фотовыставка), рисунки и поделки из природных материалов, собранных в парке; а также разрабатывают задание для других групп класса по своей теме практической учебно-исследовательской работы. На консультациях тьюторы и учитель проверяют соответствие формулировок заданий, оказывают необходимую помощь в создании презентации, проверяют пояснительные записки 120
и готовность учеников к отчету - защите перед классом о проделанной работе.
Представим в качестве примера технологическую карту экскурсии.
Экскурсия 1. Тема «Наблюдение за погодой, измерение элементов погоды с помощью приборов. Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых. Природные памятники гидросферы, описание по плану»
Время проведения - 2 часа.
Место - Дендрологический парк города Кирова.
Формы организации познавательной деятельности - групповая практическая работа.
Средства обучения: карточки-задания, алгоритмы планов описания водного объекта и ПК, схема ПК; канцелярские принадлежности, планшеты, синоптическая карта и условные знаки, приборы для наблюдения погоды: термометр воздушный, водный и почвенный, барометр-анероид, осадкомер (стаканчик с делениями), флюгер (бумажный), нивелиры и планки (по 3 шт.), саперная лопатка.
Ход экскурсии
1. Организационный момент. Проверка готовности. У ворот парка учитель: 1) напоминает школьникам о технике безопасности во время экскурсии; 2) предупреждает, что в течение осени состоятся 2 экскурсии в Дендрологический парк и информация с первой экскурсии будет закреплена и проверена на второй экскурсии, поэтому по ходу мероприятия необходимо делать краткие записи в своих блокнотах; 3) вводит элемент ролевой игры, что школьники - «журналисты» конца ХХ в., а главный инструментарий журналиста того времени - блокнот и карандаш; 4) учитель рассказывает историю формирования и развития данного природ-но-антропогенного комплекса, информирует школьников о роли личности Н. В. Рудницкого, ученого-селекционера, и роли лесничего М. С. Вылегжанина в его создании, об организации, которая в настоящее время занимается благоустройством Дендрологического парка. Обучающиеся демонстрируют готовность к работе - делают краткие записи в своих блокнотах, учатся выделять главное, концентрируют внимание, формируют умения: владеть собой в условиях, когда не успел сделать запись; высказывать просьбу о повторении информации; задавать вопросы.
Информация для сообщения учителя
В городской черте города Кирова располагаются 2 Дендрологических парка.
Дендрологический парк имени академика Н. В. Рудницкого при Зональном институте располагается вдоль четной стороны улицы Ленина и был заложен в 1936 г. по инициативе нашего земляка, академика Н. В. Рудницкого [4]. Этот сад с деревьями и кустарниками был фактически экспериментальной площадкой, здесь было посажено около 100 деревьев и кустарников преимущественно дальневосточных и североамериканских. Согласно постановлению Губернатора Кировской области свободного посещения этого дендропарка нет, но возможно проведение экскурсий сотрудниками НИИСХ Северо-Востока, которому принадлежит парк.
Осенью 1962 г. рядом с посёлком Сошени Нововятского района г. Кирова был заложен второй Дендрологический парк. Его открытие состоялось 17 октября 1967 г., в честь 50-летия социалистической революции (спустя 5 лет). Парк первоначально занимал площадь 1,29 гектара земли, на которой была высажена коллекция древесных пород и кустарников Европы, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока и Северной Америки. В настоящее время общая площадь парка - 50,6 га. Половина территории - дендрологическая часть, на которой высажено свыше 100 видов различных деревьев и кустарников, из них 28 видов новые для Кировской области. Почти половина деревьев и кустарников уникальны для области. Например, те же пробковое дерево или каштан, для них Вятка не климат. Орнитологи насчитали в парке более ста видов птиц. Искусственный пруд, который подпитывается за счет ключей, - излюбленное место «моржей». А вода в роднике полезна даже детям.
Адрес парка - г. Киров, п. Сошени Нововятского района. Инициатором и непосредственным основателем был заслуженный лесовод РСФСР Михаил Семенович Вылегжанин, бывший директор Кировского лесхоза.
Принадлежит парк ОГУ «Парковый лесхоз», работники которого осуществляют уход и надзор за этим оазисом зеленых насаждений.
2. Целеполагание и мотивация. Учитель объявляет тему экскурсионного занятия «Наблюдение за погодой, измерение элементов погоды с помощью приборов. Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых. Природные памятники гидросферы, описание по плану». 122
Учитель сообщает учащимся об умениях, которыми им необходимо овладеть (раздает заготовки прогнозируемых результатов формирования умений на каждую группу школьников): 1) познавательные УУД: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя и тьютора, устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, объяснять явления и процессы в ходе наблюдения; 2) регулятивные УУД: планирование пути достижения цели; умение самостоятельно контролировать время и управлять им; умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров; 3) коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; 4) личностные УУД (когнитивный компонент): ориентация в системе моральных норм и ценностей; экологическое сознание; знание основных принципов и правил отношения к природе; 5) ценностный и эмоциональный компонент: уважение к истории, культурным и историческим памятникам, любовь к природе; признание ценности здоровья своего и других людей; позитивная моральная самооценка; 6) деятельностный компонент: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно решать конфликты. Учащиеся определяют для группы и для себя цели и результаты работы, исходя из специализации группы (подчеркивают в перечне, сдают свой выбор учителю).
3. Актуализация знаний и умений. Учитель проводит вводную беседу с учащимися: что такое погода, о важности наблюдения за погодой и природными явлениями; о влиянии метеопрогноза на жизнь и деятельность человека; об особенностях водных объектов (выходы подземных вод - родники, пруд, речка) и их роли в дизайне парка и жизни горожан; об особенностях горных пород их разнообразии в пределах парка, об особенностях рельефа на территории парка. Учащиеся отвечают на вопросы, слушают информацию, делают краткие записи. Они демонстрируют умения: кратко формулировать ответ на вопрос, концентрировать внимание, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Информация для сообщения учителя
Парк образован двумя оврагами. В одном из них - ключевое озеро. Зимой здесь любят купаться «моржи», да и летом некоторые не против охладиться ключевой водой. Биоэнергетики называют этот парк местом силы. Здесь любой человек может, так сказать, смыть с себя лишнюю информацию и подпитаться энергией природы. Здесь обретаешь невыразимое спокойствие и душевное равновесие. Общение с природой помогает хоть ненадолго забыть о проблемах урбанистического мира. Для жителей города прогулка в столь живописных местах - это не столько возможность познакомиться с редкими видами растений, сколько отличный отдых. И прежде всего для пожилых людей и молодых семей с маленькими детьми. Парк также является площадкой интеллектуальных игр для младших школьников и учащихся 5-6-х классов. Горожане, понимая значимость таких уголков, стараются отвечать природе добром на добро. Есть волонтеры, которые выпалывают сорняки, убирают мусор, заботятся о парке, об уникальных растениях.
4. Изучение нового материала. Учитель распределяет группы учащихся по территории парка, так, чтобы они находились в зоне видимости учителя, выдает карточку-задание по выполнению перечня работ. 1-я группа - «метеорологи» (в то время, когда учитель разъясняет задачу «метеорологам», учащиеся других групп составляют эссе о Дендропарке по трафарету, вставляют пропущенные слова); 2-я группа - «геологи» (в то время, когда учитель разъясняет задачу «геологам», учащиеся других групп отгадывают загадки по своей теме); 3-я группа - «гидрологи».
Карточка-задание для группы «метеорологов» (7-9 учеников)
1. Определить свое местонахождение по карте.
Провести наблюдения и составить сводку погоды на «...» сентября в три этапа: до 12.00, в 13.00 и после 14.00. Результаты записать в таблице (температура воздуха, облачность, направление ветра, осадки, атмосферное давление). Измерения провести в
2 местах: на площадке у пруда и в низине у родника (2 группы по
3 человека).
2. Сделать сравнение полученных результатов в зависимости от времени суток и выводы об изменениях погоды в течение дня (по любым параметрам).
3. Провести наблюдения «Сезонные изменения в природе»; привести примеры изменений в природе с наступлением осени (не менее 7) и объяснить их причины (3 человека).
4. Работу сдать учителю в письменном виде в 14 ч. 30 мин.
5. Сфотографировать все этапы работы для составления презентации к отчету. Собрать природный материал для поделок.
Карточка-задание для группы «геологов» (6-8 учеников, 60 мин.)
1. Определить свое местонахождение по карте.
2. Собрать образцы горных пород, которыми сложена территория Дендропарка на склоне пруда. Каждый образец положить в отдельный закрывающийся пакетик. Определить название горной породы (2 человека).
3. Определить происхождение горных пород территории. Сделать вывод.
4. Собрать раздаточный материал для работы в классе.
5. Провести измерение крутизны склона при помощи нивелира и планки по 2 линиям, сделать чертеж в масштабе М1:200; в 1 см: 2 м (3 группы по 2 человека).
6. Сделать фотографии ландшафта (видов местности) в различных ракурсах.
7. Сочинить слоган, пропагандирующий активный отдых на природе.
Результаты работы в письменном виде сдать учителю в 14 ч. 30 мин.
Карточка-задание для группы «гидрологов» (6-8 учеников, 40 мин.)
1. Определить свое местонахождение по карте.
2. Выполнить описание водных объектов (пруд, родники-буруны) по плану: 1) Где расположен объект? 2. Как он образовался? 3. Какие у него берега? 4. Питание объекта. 5. Режим водности. 6. Наличие благоустройства. 7. Использование человеком. 8. Растения и животные объекта.
3. Выдвинуть предположение об образовании в данном месте водного объекта.
4. Сделать фотографии объектов (пруд, родники-буруны, ручей, речку) в различных ракурсах.
5. Сделать фотографии влаголюбивых растений для определения их по «Определителю».
6. Сделать фотографии водно-наземных животных (утки, лягушки.) для определения их по «Определителю».
7. Сочинить слоган, пропагандирующий активный отдых на природе.
Результаты работы в письменном виде сдать учителю в 14 ч. 30 мин.
В процессе усвоения нового материала во время выполнения заданий формируются следующие 1) предметные результаты в расширении и углублении знаний: об элементах погоды и сезонных природных явлениях; об особенностях вод суши в районе Дендро-парка; о компонентах природы и особенностях природного комплекса, о горных породах и минералах территории. В формировании умений: измерять элементы погоды при помощи метеорологических приборов, наблюдения сезонных изменений в природе; описывать водные объекты по плану; определять относительную высоту объектов рельефа; характеризовать компоненты природы и особенности их взаимосвязи и взаимозависимости в природном комплексе; 2) метапредметные результаты: выполнять задание в соответствии с требованиями самостоятельной работы; грамотно распределять время; делать рефлексию результатов своей работы и работы товарищей; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, объяснять явления и процессы в ходе наблюдения; делать выводы.
5. Подведение итогов экскурсии, определение задания для самообразования. Учитель оценивает результативность работы групп или отдельных учащихся в выполнении заданий, демонстрирует лучшие работы. Учащиеся соотносят свои цели и полученные результаты на основе соотнесения с бланками прогнозируемых результатов, которые они определяли на этапе целеполагания. Рефлексируют уровень удовлетворенности своими результатами и результатами одноклассников.
Учитель дает задание для самостоятельной работы:
«3» - оформить отчет о своей работе на листе А4;
«4» - продумать содержание презентации по своему направлению;
«5» - выполнить рисунки по фотографиям в Дендропарке, формат А3.
Эссе о Дендрологическом парке. «Дендрологический парк -
это....................................... с 2010 г. Он был заложен
126
в............году, а открыт для посещений в.............году. Главным
организатором создания парка является ........................., заслуженный................................ Кировского ................. Памятник ему расположен в парке над.........................В парке посажено ...... видов деревьев и кустарников не произрастающих в
............................области. Это: ...........................Главная
задача парка - сохранение имеющейся коллекции ....................
растений.
Экскурсия 2. Тема «Составление простейшего плана местности, определение на местности расстояний и направлений по компасу, местным признакам, ориентирование по карте; чтение карты»
Время проведения - 2 часа.
Место - Дендрологический парк города Кирова.
Формы организации познавательной: групповая практическая работа.
Средства обучения: карточки-задания, карты для спортивного ориентирования; условные знаки спортивных карт; канцелярские принадлежности, планшеты, компасы, визирные линейки; призмы и компостеры (цветные карандаши), спортивный свисток, командирские линейки, ручки с красной пастой.
Ход экскурсии
1. Организационный момент. Проверка готовности. У ворот парка учитель: 1) напоминает школьникам о технике безопасности во время экскурсии; 2) в ходе беседы выясняет, что знают школьники о Дендрологическом парке по результатам первой экскурсии; 3) вводит элемент ролевой игры, что школьники - «журналисты» конца ХХ в., и предлагает записывать ключевые моменты экскурсии; 4) знакомит с охраняемыми объектами: деревьями и кустарниками.
Обучающиеся демонстрируют готовность к работе - делают краткие записи в своих блокнотах, учатся выделять главное, концентрируют внимание, формируют умения: владеть собой в условиях, когда не успел сделать запись; высказывать просьбу о повторении информации; задавать вопросы.
Информация для сообщения учителя
Дендрарий - место уникальное. С 2010 г. официально является памятником природы. Для получения такого статуса специали-
127
стами ВятГГУ было проведено комплексное обследование с подготовкой научного обоснования. Сохранение имеющейся коллекции уникальных и экзотических растений, а также численности животного мира является основной целью создания данного природного уголка. Ряд видов растений используется в декоративном садоводстве при озеленении города, а также при ландшафтном дизайне населенных пунктов. Сотрудники дендропарка мечтают создать здесь музей лесного дела, а пока семена и черенки ценных пород передают в школы и бюджетные организации.
Учитель: Ребята, назовите виды деревьев, которые вы знаете (в ответе должно быть около 10 примеров). Ребята, перечислите виды кустарников, которые вы знаете (около 5). Ребята, узнайте растения по их фотографиям. Определите, каким растениям принадлежат листья (веточки) и плоды.
Здесь произрастают 179 видов высших сосудистых растений естественной (лесной) части, 83 вида дендрологической коллекции, обитает 430 видов представителей фауны. Жимолость татарская, снежноягодник, актинидия Коломикта, бархат амурский, курильский чай, орех маньчжурский, каштаны, магнолия поддуболистная и множество других диковинок, саженцы которых были собраны не только со всего Советского Союза, но и завезены из других стран.
Учитель: Ребята, что вы знаете о дубе? (Ответы.)
«Наидревнейший», по мнению большинства исследователей, дуб Европы произрастает в Дании. Его возраст - около полутора тысяч лет! Самый большой дуб Европы находится на территории Швеции. Его ствол достигает 4,5 м в диаметре! А старейший дуб Франции, возраст которого около семисот лет, знаменит на весь мир часовней, построенной прямо в его стволе. Обхват ствола этого дуба-«великана» - 10 метров. Долгое время Марий Эл была родиной одного большого дерева - дуба Пугачева на Кленовой горе. Первые 80 лет своей жизни дуб растёт в высоту, а всю оставшуюся жизнь «набирает вес», то есть прирастает в ширине. В последнее время все чаще появляются публикации о биоэнергетике деревьев, об их астральной душе, которую в виде светового кольца фиксирует современная аппаратура. Выявлено, что дуб и ель «отдают» свою энергию мужчинам, липа - женщинам, береза - девушкам. Осина поглощает негативную энергию. Известно, что марийцы при помощи березы стабилизируют пониженное кровяное давление, а 128
липы - повышенное. Мощная многоярусная система ветвей и листьев, ствол дуба трансформируют в энергию значительную часть годового притока солнечной радиации. Древесина дуба обладает особыми физико-химическими свойствами и очень устойчива к гниению. По твердости и прочности дуб стоит на одном из первых мест.
Мари с древних времен применяют эту древесину для изготовления мебели, колес, кадок, лыж и других предметов обихода. Кора широко применяется как лечебное средство, а также для дубления и крашения кожи. Молодые побеги употребляются для плетения корзин, кашпо и прочих изделий.
Веники из дубовых веток хороши при общей усталости и утомляемости. Листья применяются при солении, квашении овощей, фруктов, грибов. Они придают особый аромат, крепость и предупреждают брожение и гниение. Листьями дуба питаются некоторые виды насекомых, но каждый такой вид представлен столь малым количеством особей, что даже их общая деятельность не наносит существенного вреда дереву и лесу. Желуди богаты питательными веществами. Ими обычно питаются кабаны, а в голодные годы их употребляли в пищу домашние животные и люди.
Учитель: Что вы знаете о клене? (Ответы.)
Клен, или явор, на Руси считали деревом, в которое превращен человек («заклят»). Превращение человека в клен - один из популярных мотивов славянских сказаний: мать «закляла» непослушного сына или дочь, а музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, делали из него скрипку, которая голосом сына или дочери рассказывает о вине матери. Вспомните сказку «Два клена». В ней Баба-яга превратила двух братьев в клены. Поэтому наши предки никогда не рубили кленовое дерево на дрова и не подкладывали листья клена под хлеб в печи (в листе клена видят ладонь из пяти пальцев). Название рода происходит от латинского слова Acer и означает «острый». И действительно, листья кленов имеют острые края. При внимательном изучении пятиконечные листья большинства пород кленов напоминают растопыренные пять пальцев человеческой руки; кроме того, пять концов кленового листа символизируют и пять чувств. В конце 60-х годов листок канадского клена превратился еще и в символ мира и любви, обращаясь не только к нашим пяти физическим чувствам, но также и к высшим, духовным.
Красота кленов покорила людей давно. Кленовый лист выступает как эмблема Канады. В Китае и Японии кленовый лист считают символом влюбленных, поэтому очень часто в восточном искусстве мы можем увидеть изображение клена.
Давным-давно в Японии правил император по имени Takakura ш Ы. Он любил природу, растения и испытывал особую слабость к кленам. Их красота завораживала, околдовывала и умиротворяла его. Takakura ш Ы приказал своим садовникам засадить гору, на вершине которой стоял его дворец, всевозможными кленами, какие они только смогут найти. Прошло много лет, клены выросли, и мечта императора сбылась. Вся гора была причудливо покрыта разноцветными кленами, которые росли в форме грибов, вазонов или водопадов, а их вычурные листья напоминали руки, кружевные веера и даже струны старой арфы. Каждый год император терпеливо ждал наступления осени, когда листва на его кленах приобретала особо яркие цвета. Откладывая все свои важные государственные дела, Takakura ш Ы приезжал в нагорный дворец, чтобы полюбоваться ковром разноцветных кленовых листьев на земле. Однажды холодным осенним днем на горе работал новый очень прилежный садовник, который ничего не знал о страсти императора. Стараясь произвести хорошее впечатление на хозяина, садовник и члены его семьи сгребли с земли буквально все опавшие кленовые листья и развели из них огромный костер, вокруг которого и расположились на ночевку. А утром придворные, увидев оголенные клены, чернеющую землю и пепел на горе, начали всерьез опасаться за жизнь нового садовника. В это время Takakura т Ы в одиночестве поднялся на вершину горы, чтобы насладиться долгожданной красотой. Вместо разноцветного гобелена листьев, его глазам предстало унылое зрелище черной земли и остывшего пепелища, вокруг которого мирно спала семья садовника. Император все понял. Вопреки опасениям самураев, внезапно лицо его озарила мягкая, добрая улыбка. Takakura т Ы вернулся во дворец и написал поэму об особом даре, которым обладают кленовые листья: они способны не только умиротворять наши души своей изысканной красотой, но и согревать наши бренные тела своим теплом.
Учитель: С каким деревом ассоциируется Россия? Что вы о нем знаете? (Ответы.)
На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.
Существуют народные легенды, в которых береза - благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Параскеву-Пятницу от преследований черта (русское), или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское).
Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
2. Актуализация знаний и умений. Учитель проводит беседу: о сторонах горизонта и приемах ориентирования по местным признакам, без карты и компаса; знакомит со спортивной картой района и ее условными знаками; о важности умения читать и строить топографический план местности в масштабе.
Ученики демонстрируют умения: кратко формулировать ответ на вопрос, концентрировать внимание, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, определять свое местоположение по карте, сличая карту с объектами на местности.
3. Изучение нового материала. Учитель 1) проводит экскурсию, распределяет группы учащихся по территории парка так, чтобы они находились в зоне видимости учителя, выдает карточку-задание по выполнению перечня работ. 1-я группа - «топографы» -располагается на перекрестке липовой и дубовой аллей (в то время, когда учитель разъясняет задачу «топографам», учащиеся других групп под руководством тьюторов собирают природные материалы для предмета художественная обработка материалов (ХОМ);
131
2-я группа - «ориентировщики» - располагается на скамье на липовой аллее (в то время, когда учитель разъясняет задачу «ориен-тировщикам», учащиеся другой группы вместе с тьютором составляют и записывают вопросы (тонкие и толстые) об истории Дендрологического парка, о растениях, с которыми познакомились); 3-я группа - «начальники дистанции» - располагается на соседней скамье липовой аллеи; 2) выдает карточки-задания по выполнению перечня работ. Говорит об отчетности.
Учащиеся: каждый по ходу экскурсии развешивает маркировочный материал, обозначающий границу полигона спортивного ориентирования, выполняет одно задание самостоятельно в составе группы, контролируют время выполнения задания, учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству. Рефлексируют принципы отношения к природе, дают самооценку.
Пример № 1. Карточка-задание для группы «топографов» ПР «Составление простейшего плана местности» (40 мин., 7 человек)
Полярная съемка местности перекрестка дубовой и лиственничной аллей. Начертить план местности. Оптимальный инструмент для глазомерной съемки - планшет с укрепленным на нем компасом и визирная линейка.
Для выполнения задания надо:
1. Определить свое местоположение по карте, сориентировав карту по сторонам горизонта и местным объектам. Рассмотреть, как изображен перекресток на карте. Вспомнить понятие «масштаб», определить масштаб карты, что такое «план местности», условные знаки.
2. Выбрать масштаб съемки, если участок имеет размеры 20х30 м, то необходимо уменьшить его изображение в 200 раз (М: 1:200, в 1 см : 2 м) при размере планшета 30х40 см.
3. Выбрать «полюс» съемки с учетом того, чтобы перекресток хорошо просматривался. Выполнить визирование, нарисовать направления на чертеже, измерить расстояние от полюса до точки, перевести в масштаб и отложить на чертеже.
4. Сфотографировать этапы выполнения задания для презентации, сделать фотографии красивых уголков парка, чтобы нарисовать. Собрать поделочный природный материал.
Результаты работы в письменном виде сдать учителю в 13 ч. 30 мин. 132
Пример № 2. Карточка-задание для группы «начальник дистанции» ПР «Ориентирование по карте; чтение карты»
(30 мин. - 8 человек)
Ваша задача - подготовить полигон для «Ориентирования по карте; чтения карты». Для этого нужно поставить 8 КП в 1 из фрагментов парка. Алгоритм работы такой: 1) определите свое местоположение на карте. Отметьте здесь знак старта; 2) перенесите КП с контрольной карты на свою при помощи командирской линейки и красной пасты; 3) каждому поставить на местности 1 КП и повесить карандаш.
Пример № 3. Карточка-задание для группы «ориентиров-щиков» ПР «Определение на местности расстояний и направлений по компасу, местным признакам» (20 мин. - 9 человек)
Ваша задача - провести приближенное ориентирование по местным признакам. Определить стороны горизонта. Измерить расстояния на местности.
1. Определите свое местоположение по карте.
2. Перечислите и запишите примеры определения сторон горизонта по местным признакам, которые наблюдаете в Дендропар-ке. Проверьте соответствие местных признаков и сторон горизонта по компасу (2 человека).
3. Определите стороны горизонта по солнцу и часам (2 человека). Для этого:
А) Положите на ладонь часы так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце.
Б) Угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (по летнему времени полдень в 13 ч.) разделите пополам. Эта линия покажет направление С-Ю. До полудня Север будет слева от солнца; после полудня Север будет справа от солнца. На рисунке поставить «С» и «Ю» в нужном месте, нарисовать местоположение солнца.
4. Измерить расстояния шагами и перевести в метры: ширина аллеи, длина дорожки, площадь фрагмента парка.
5. Всем участникам группы сделать фотографии этапов выполнения работы и красивых уголков парка, чтобы после нарисовать.
Результаты работы в письменном виде сдать учителю в 13 ч. 30 мин.
После выполнения карточки-задания все группы встречаются на площадке «начальник дистанции». Заканчивается практико-ори-
133
ентированная экскурсия общим стартом «ориентирования по карте бегом» на выбор: найти как можно больше контрольных пунктов КП за 20 минут в определенной части парка. «Начальники дистанции» в соревнованиях не участвуют. После финиша всех соревнующихся они снимают свой КП и карандаш.
4. Подведение итогов экскурсии, определение заданий для самостоятельной работы. Учитель оценивает участие каждого или отдельных учащихся в выполнении карточки-задания, демонстрирует лучшие работы.
Дает задание для самостоятельной работы:
«3» - написать отчет о своей работе в тетради в виде плана;
«4» - написать эссе по своему заданию; группе топографов-начертить простейший план местности в масштабе, формат А4;
«5» - создать презентацию на основе фотографий по этапам работы.
Учащиеся соотносят свои цели и результаты. Рефлексируют результаты своей работы и работы одноклассников.
Таким образом, использование природно-парковой зоны Дендрологического парка позволяет формировать метапредметные исследовательские умения и образное мышление, предметную картографическую грамотность, навык работы с метеорологическими приборами, компасом, простейшим нивелиром, вести наблюдения у учащихся среднего звена нашего лицея.
Завершает исследование природных объектов Дендрологического парка урок-конференция. Представляется видеовыставка фотографий природы парка, оформляется выставка рисунков и поделок из природного материала. Каждая группа защищает свой творческий отчет о проделанной работе по выполнению практического задания.
В рамках комплексной экскурсии учитель разрабатывает задания для каждой группы учащихся, выполняющих одну практическую работу, а участники этой группы на основе своих «открытий» готовят задания для других учащихся класса и являются «учителями» на соответствующем уроке. Чтобы ребята не испытывали больших трудностей в период камеральной обработки материалов практической работы, проводятся регулярные консультации с группами.
Примечания
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
2. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография. М.: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 151 с.
3. Смирнов Д. В. Дидактический потенциал учебно-исследовательской деятельности // Интеграция общего и дополнительного образования: метод. рекомендации / под науч. ред. В. А. Горского; авт.-сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М.: УРАО ИСМО, 2011. С. 47-69.
4. URL: http://www.kvartkirov.ru/showplaces/view.php?id=8# (ДП им Рудницкого)
УДК 908; 379.825; 37.026.7; 371.844; 371.384
Н. В. Тымко
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСОВ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Рассматриваются образовательные возможности реализации обучающимися краеведческих исследовательских и проектных работ в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; показан опыт организации и проведения в школе конкурса краеведческих исследовательских работ по программе «Отечество».
There are considered educational opportunities for the realization of local lore research and project works according to the requirements of FSES in the framework of the educational programme; there is shown the experiment of organization and carrying out a competition among local lore research works on the programme "Motherland".
Ключевыге слова: системно-деятельностный подход; качество, индикаторы и критерии оценки краеведческой исследовательской работы; традиции воспитательной деятельности.
Keywords: systemically active approach; quality, indicators and criteria for estimation of a research work on local lore; traditions of educational activity.