МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
- уметь понять не только других, но и себя. Это, может быть, сложнее, но более необходимо в жизни каждого человека.
Список использованной литературы:
1. Ульянова Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Ижевск, 2006. 23 с.
2. Казанцева Г.Н. Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.12. №5(2), 2010. С. 421-425
3. Бартош Д.К. Особенности формирования эмоциональной культуры будущего учителя иностранного языка // Среднее профессиональное образование. 2011. №2. С. 16-19.
4. Середина Т.С. Эмоциональный интеллект и психологическая культура личности активных пользователей социальных сетей // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 89-92.
5. Курганская Л.М., Кулюпина Г.А. Русская фразеология как средство воспитания эмоциональной культуры бакалавров // Восток-запад. Международные коммуникации в современном мире: Сб. материалов международной научно-практической конференции (г. Аман, 11 апреля 2014 г.) Представительство Россотрудничества в Иордании. - Аман, 2014. С. 102-105.
6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448Н «О внесении изменения в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета. 2011 г., 13 июля.
7. Курганская Л.М., Кулюпина Г.А. Влияние книготерапии на формирование эмоциональной сферы ребенка // Наука, культура, искусство: процессы самоорганизации: сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 21 декабря 2013 г. - Белгород, 2014. С. 120-125.
8. Курганская Л.М. Библиотечные уроки как средство формирования эмоционального интеллекта младших школьников // Материалы IX Международной конференции «Стратегия качества в промышленности и образовании» 31 мая-7 июня 2013, Варна, Болгария. В 3-х томах. Том II - Днепропетровск, Варна, 2013.
© Л.М. Курганская, Г.А. Кулюпина, 2015
УДК 373.31
Н.В.Лифанова,
А.А.Картунова
студенты магистратуры Тольяттинский государственный университет г. Тольятти, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ КАК ЗНАЧИМОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрено влияние учебной мотивации на творческое саморазвитие младших школьников. Описаны основные этапы деятельности учителя начальных классов по развитию учебной мотивации учащихся как значимого компонента творческого потенциала личности в образовательном процессе.
Ключевые слова
Мотив, мотивация, творческий потенциал личности, учебная мотивация.
114
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
В настоящее время в современном образовании на первое место выходит личность ребёнка как активного творца, деятеля, исследователя. Эффективное развитие творческого потенциала личности возможно, если созданы благоприятные условия, способствующие формированию потребностно-мотивационной сферы школьников.
С философской точки зрения, понятие «творческий потенциал личности» подразумевает одарённость человека, его способность к активной самореализации и стремление к высшим нравственным идеалам. В психолого-педагогической литературе творческий потенциал обладает большой информационной ёмкостью, является сложным личностно-деятельностным образованием. На наш взгляд, наиболее полное определение творческого потенциала дано Л.А. Даринской: «Творческий потенциал - это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности» [3, с. 53].
Ученые по-разному трактуют понятие «творческий потенциал», но они сходятся во мнении, что оно подразумевает способность к созданию нового и оригинального. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить наиболее значимые компоненты творческого потенциала личности в образовательном процессе: учебная мотивация, познавательная активность, самостоятельное решение проблем творческого характера, уровень интеллектуального развития.
П.К. Энгельмейер, разрабатывая основы новой науки «эврилогии» (науки о творчестве), выделяет три этапа творчества: замысел, план и исполнение. По его теории, «всякое изобретение зарождается в душе человека ... в связи с известным желанием, стимулом (волением)» [7, с. 11].
Потребности являются побудительными силами учебной деятельности. Они запускают активность школьника и являются необходимым звеном в процессе развития личности. «Осознанные потребности, желания, устремления приобретают характер мотивов. Совокупность мотивов образует мотивационную сферу. Организацию деятельности в соответствии с сознательно поставленными целями обеспечивает воля. Воля предполагает регулирование человеком своей активности» [6, с. 429].
«Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [4, с. 513].
А.К. Маркова рассматривает мотив как «направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [5, с.15].
Идея развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе состоит в том, что педагогическое воздействие на личность обучающегося должно решать задачу формирования у учащегося готовности к творческому саморазвитию. Для развития творческого потенциала младших школьников необходимо целенаправленное обучение и воспитание, в противном случае творческие способности могут остаться на первоначальном, существующем от природы уровне. В первую очередь, необходимо развивать учебную мотивацию, стимулировать ребёнка к творческой учебной деятельности.
Творческое развитие личности происходит особенно интенсивно в младшем школьном возрасте [2, с. 60]. Как показывает практика, учебная мотивация планомерно возрастает в 1—2 классах и заметно снижается в 3-м классе школы. При этом снижение мотивации происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладает репродуктивное усвоение знаний, по сравнению с классами, где образовательный процесс ориентирован на интеллектуальную инициативу и собственную исследовательскую практику учащихся. Таким образом, младшие школьники проявляют интерес к заданиям, требующим проявления инициативы, самостоятельности, творческой активности.
Учебная мотивация - стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться успеха - является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на жизнедеятельность школьников.
115
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Психологи и педагоги выделяют две группы мотивов, побуждающих школьников учиться: социальные и познавательные мотивы.
К социальным мотивам относятся такие, как осознание школьником полезности для общества, доставление радости своей учёбой родителям, учителям, завоевание уважения со стороны одноклассников и друзей, осознание учеником необходимости учения. Самый нежелательный социальный мотив -принуждение к учению со стороны родителей и учителей, которое часто поддерживается страхом наказания и в большинстве случаев не даёт положительных результатов.
К познавательным мотивам относятся такие, как желание узнавать новое, самостоятельно решать задачи и проблемы, интерес к учебному предмету, радость от самого процесса обучения, желание получать хорошие оценки. Высшая степень проявления познавательных мотивов - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. Можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
«Личность включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ей, когда имеются определённые мотивы для её выполнения. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству, к совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения» [1, с. 302].
У младших школьников формируется сознание жизненной значимости учения. Основные задачи учителя начальной школы состоят в том, чтобы открыть внутренний мир ребенка, разбудить в нём желание воспринимать новый материал, научиться использовать его. Учебная мотивация оказывает сильное влияние на развитие младшего школьника. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательные мотивы учащихся.
Работа учителя начальных классов по развитию учебной мотивации учащихся как значимого компонента творческого потенциала личности в образовательном процессе включает следующие этапы: 1) диагностику учащихся; 2) разработку рекомендаций для учителей; 3) разработку программы коррекционных занятий для учащихся; 4) внедрение разработанных мероприятий; 5) повторная диагностика.
Для диагностики учебной мотивации младших школьников предлагаем использовать методику Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» и «Лесенку побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова).
Диагностика по методике Н.Г. Лускановой проводится фронтально с целым классом или при индивидуальном обследовании ребёнка методом анкетирования. Анкета состоит из 10 вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учёбе и школьным ситуациям. Для возможности дифференцирования детей по уровню мотивации применяется система балльных оценок. В зависимости от величины суммарного балла установлено пять основных уровней школьной мотивации: высокий уровень; хорошая школьная мотивация; положительное отношение к школе; низкая школьная мотивация; негативное отношение к школе. Данная диагностика позволяет определить группы учеников класса, с которыми работа педагога по развитию творческого потенциала будет построена по-разному, в зависимости от их отношения к школе и к учебным занятиям.
Цель методики «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова) - определить соотношение социальных и познавательных мотивов учения школьника. Методика проводится фронтально с целым классом или при индивидуальном обследовании ребёнка в виде увлекательных игровых занятий. Ребёнку предлагается построить лесенку, которая называется «Зачем я учусь», из восьми карточек, на которых написаны различные мотивы учения. Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении познавательных и социальных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о преобладании данного типа мотивов учения.
116
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
При разработке рекомендаций для учителей необходимо учитывать, что в психологии рассматривается два пути развития учебной мотивации: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму учебную деятельность школьника, которая должна его чем-то заинтересовать.
На первом направлении главная задача учителя состоит в том, чтобы сначала раскрыть ребёнку те мотивы, которые не являются общественно значимыми, но обладают действенным механизмом, например, желание получить хорошие оценки. Учитель должен помочь осознать учащимся объективную связь оценки с уровнем полученных знаний, постепенно переводя мотивацию, идущую от оценки, в мотивацию, связанную с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться младшими школьниками как необходимое условие их полезности для общества и залог их успешной профессиональной деятельности в будущем.
С другой стороны, необходимо повысить действенность познавательных мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но оказывают незначительное влияние на их поведение. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса. Для развития учебной мотивации младших школьников учителю необходимо:
• выделять значимость деятельности каждого ученика, даже если она, на первый взгляд, не представляется важной;
• научить ребёнка видеть, распознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся познавательной потребностью;
• научить школьника самому ставить цели в учебной деятельности;
• побуждать ребёнка принимать участие в анализе, обсуждении условий и нахождении путей достижения поставленных целей;
• акцентировать внимание на усилении роли поисковой деятельности учащихся, глубоком исследовании изучаемых явлений, установлении причинно-следственных связей, активизации творческой деятельности.
Программа коррекционных занятий для учащихся должна быть направлена на развитие положительной учебной мотивации и, как следствие, на развитие творческого потенциала каждого ребёнка. Одной из задач учителя является управление творческой активностью младших школьников, то есть постоянное их побуждение к целенаправленному учению путём усиления желания к учёбе, к приобретению знаний, веры в собственные силы и способности. При этом должны в комплексе использоваться вербальнокоммуникативные, орудийно-манипулятивные и изобразительно-графические средства.
Разработку данной программы предлагаем осуществлять по следующим основным направлениям:
1. Использование современных образовательных технологий: игровая технология; технология проблемного обучения; технология сотрудничества; технология проектной деятельности.
2. Создание в классе атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания, толерантности, эмоциональной привлекательности процесса учения.
3. Использование приёмов самостоятельной творческой работы учащихся: решение
изобретательских, исследовательских задач, задач на прогнозирование, задач с недостатком данных, самостоятельное планирование и выполнение эксперимента, поиск дополнительной информации по теме, написание сочинений и другие виды самостоятельной деятельности.
4. Рефлексия учениками через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности на уроке.
5. Творческая внеурочная деятельность: проведение КВН, «Что, где, когда», «Поле чудес», других интеллектуальных игр и творческих конкурсов.
При реализации вышеуказанных мероприятий результаты повторной диагностики учебной мотивации младших школьников с большой вероятностью должны показать, что большинство детей вовлечены в процесс учения, а, следовательно, готовы к развитию творческого потенциала школьника.
Развитие учебной мотивации с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах, даёт младшим школьникам возможность успешного развития их творческого потенциала. При этом познавательная потребность, желание творчества, интерес к знаниям и к самому процессу поиска послужат надёжной основой самореализации и саморазвития личности каждого ребёнка.
117
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе. // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 302-304.
2. Ахметжанова Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности. / Полиаспектная подготовка современного педагога. Монография. под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - М, 2011.С. 45-66.
3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография. - СПб, 2005. - 293 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб: ПИТЕР, 2001. - 592 с.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
6. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2002. - 694 с.
7. Энгельмейер П.К. Теория творчества. / С предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 208 с.
© Н.В. Лифанова, А.А. Картунова, 2015
УДК 373.51:372.384
А.В. Махова
канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ E-mail: [email protected] К.К. Алексанян студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», бакалаврская программа «Экономика» и «Право»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПРАВА В 10-Х КЛАССАХ
Аннотация
В рамках данной статьи будут представлены различные креативные технологии, использование которых приведет к развитию творческого потенциала учащихся, позволит выявить и развить креативные способности личности. Данные технологии позволяют свободно мыслить, логически находить ответы на вопросы и благодаря этому, урок становится более насыщенным и интересным. Традиционные методы проведения занятий настолько «приелись», что сами учащиеся ждут от преподавателя чего-то необычного, для этого и разрабатываются креативные технологии.
Ключевые слова
Креативные технологии, креатив, ассоциативные ряды, креативный прыжок
Реализация креативных технологий на уроках права требует большой подготовки, так как для учащихся это новшество. Учитель обязан учитывать психологическую атмосферу класса, взаимодействие учащихся между собой, их отношение и интерес к данному предмету. Применения креативных технологий приведет к развитию творческих способностей обучающихся, созданию базиса идей, которые в дальнейшем будут использоваться на уроках права и тем самым, развивая активную мыслительную деятельность учащихся.
Целью данной статьи является разработка и использование креативных технологий на уроках права в 10-х классах. Темы выбраны из рабочей программы по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова.
118