УДК 378.147:004.73.5
Ю. В. Шишковская
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0
Рассматривается возможность решения проблемы организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей через интеграцию инструментов Веб 2.0 в образовательный процесс. Определены преимущества использования технологий Веб 2.0 перед традиционно используемыми средствами интернет-обучения. Приводится алгоритм выполнения задания по работе над студенческим веб-проектом по дисциплине «английский язык».
Ключевые слова: учебная компетенция, самостоятельная работа, информационные технологии, Веб 2.0, блог, английский язык.
Основной целью подготовки современного специалиста, способного гибко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего его мира, является формирование у него определенного уровня профессиональной компетентности. Общество, развивающееся под влиянием процессов технологизации и информатизации, заинтересовано в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и успешно применять их в своей профессиональной деятельности. Приоритетная задача высшего образования - обеспечить условия для самообразования обучаемых. С позиции компетентностного подхода самообразование является необходимым условием формирования практически любых компетенций [1]. Важнейшим условием для эффективности процесса самообразования с точки зрения его качества является наличие у обучающихся навыков и умений самообразовательной деятельности, а также грамотное управление их самообразованием педагогом. Речь идет о формировании у будущих специалистов учебной компетенции, которая, на наш взгляд, является основой для последующего формирования большинства профессиональных умений. Целью данной публикации является рассмотрение понятия «учебная компетенция» и возможности ее развития посредством интеграции технологий Веб 2.0 в образовательный процесс.
Многими исследователями отмечается, что процесс развития учебной компетенции должен осуществляться поэтапно: помощь педагога на начальном этапе ее формирования с последующим увеличением доли самостоятельной работы обучаемых. Другими словами, самостоятельная работа является показателем уровня развития и сформи-рованности учебной компетенции: чем результативнее процесс самостоятельной работы в учебной деятельности обучаемых, тем выше уровень развития учебной компетенции. Опираясь на данное умозаключение, мы предлагаем рассматривать учебную компетенцию с позиции понятия «самостоятельная работа».
Сегодня самостоятельной работе студентов высшей школы отводится особая роль. Это связано со снижением количества часов аудиторного времени и продолжающимся процессом информатизации и технологизации общества и образования. Очевидно, что педагогу становится трудно вместить стремительно увеличивающийся поток научно-технической информации в ограниченные временные рамки урока. Мы полагаем, что использование современных информационных технологий, в частности служб и сервисов Веб 2.0, позволит отчасти решить подобного рода проблему, возникшую перед субъектами образовательного процесса.
Применение технологий Веб 2.0 имеет большой потенциал в области решения таких методических проблем, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету. В современной педагогике использование технологий нового поколения приобретает все большее признание за счет таких характеристик Веб 2.0, как социальность, доступность, креативность и интерактивность.
Рассмотрим службы и сервисы Веб 2.0 и их роль в педагогической практике на примере изучения дисциплины «английский язык» студентами технического вуза.
1. Средства для хранения закладок.
Средства для хранения закладок относятся к «народным классификаторам». Использование цифровых технологий дает возможность нового способа классификации знаний. Закладки представляют собой подборку интернет-ссылок по определенной тематике. Классификация производится любым пользователем. Найти нужную закладку в интернет-пространстве можно по ключевым словам, или тегам (англ. tag), которые придумывают и выбирают сами составители. На сегодняшний день наиболее часто используемыми социальными ресурсами в данной области являются:
- http://www.bobrdobr.ru - БобрДобр (русский интерфейс);
- http://Del.icio.us - Делишес (английский интерфейс).
Для обучаемых закладки являются в первую очередь источником и хранилищем учебных материалов. Преимущество данного ресурса заключается в использовании опыта других людей, которые уже столкнулись с поиском схожих объектов и во взаимообмене этим опытом. Обучаемые включаются в поисковую и исследовательскую деятельность нового типа, что приводит к повышению мотивации к учебе.
2. Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов.
Эти сервисы позволяют бесплатно хранить, обмениваться, классифицировать цифровые фотографии, аудио- и видеозаписи, текстовые файлы, презентации, а также организовывать обсуждение ресурсов. Средства мультимедиа являются необходимой составляющей любого интернет-проекта, поэтому данный сервис значительно облегчает их интеграцию в конечный продукт проектной деятельности. Различают фотосервисы (Flickr, Panora-mio, Picasa и др.), видеосевисы (Youtube, Teacher-Tube и др.), подкасты (Audacity, Podomatic), хранение текстовых файлов (Scribd, Zoho Share), РР презентации (SlideShare, SlideBoom).
3. Сетевые дневники (блоги).
Появление технологий Веб 2.0 привело к радикальной децентрализации интернет-пространства. Содержание таких сайтов напрямую зависит от их пользователей. Более того, пользователи могут не только наполнить информацией определенную интернет-страницу совместно с другими пользователями, но и создать свою собственную, например свой блог. На сегодняшний день блог является одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях Веб 2.0. Все вместе блоги формируют единое информационное пространство - блогосферу. Тим О‘Рейли называет блогосферу внутренним голосом Веб 2.0, подразумевая под Веб 2.0 некое «подобие глобального мозга» [2]. Блог (англ. weblog, blog) напоминает виртуальный личный дневник, позволяющий делать записи, располагающиеся в обратном хронологическом порядке. Являясь авторской интернет-страницей, блог дает возможность создания образа целостной личности, начиная с портрета, личностных характеристик и интересов автора и заканчивая созданием иерархии общения в рамках своего виртуального пространства.
В последнее время происходит активная интеграция блог-технологий в учебный процесс. Размышляя над возможностями сервисов и служб Веб 2.0, мы пришли к заключению, что блоггинг является основной его функцией, так как внутри блога возможно
использование всех остальных компонентов: видео-, аудиофайлов и т. п. Другими словами, блог концентрирует в себе результаты деятельности с социальными медиахранилищами, что дает возможность рассматривать его как конечный результат самостоятельной работы поисково-исследовательского характера. Появление информационно-коммуникативных технологий, их интеграция в образовательную парадигму нашего общества способствовали становлению качественного нового способа применения, прочно зарекомендовавшего себя в методике метода проектов - телекоммуникационного проекта. В терминологии многих педагогов он называется «вебпроект» (Е. С. Полат, С. В. Титова, А. В. Филатова и др.) [3]. Педагогами отмечается, что использование веб-проектов в области преподавания и изучения иностранных языков дает огромное преимущество общения с носителями языка, создания реальной языковой среды, что служит мощной мотивацией при работе над содержательной стороной проекта. Блог, на наш взгляд, может являться результатом проектной работы студента.
Работа с блогом предполагает развитие у студентов ряда умений и навыков по работе с информацией. Определив тематику и цель своей будущей работы, студент должен найти, обработать (проанализировать и синтезировать), структурировать необходимую информацию, оформить ее в виде графических, текстовых, аудио- и видеофайлов и опубликовать на своем учебном блоге. Работа с информацией производится им самостоятельно и носит внеаудиторный характер. Службы и сервисы Веб 2.0 предоставляют широкие возможности по работе с информацией, различной по форме и содержанию. Также можно отметить огромную роль развития рефлексии и критического мышления на данном этапе, ведь задачей студента становится не потеряться в большом потоке существующей в Интернете информации.
Поясним вышесказанное на примере одного из заданий, предложенных студентам 2 курса Энергетического института ТПУ Студентам необходимо было изучить и представить информацию по теме «Культурные традиции зарубежных стран», воспользовавшись инструментами Веб 2.0. На первом этапе своей работы были проанализированы ссылки на ресурсы, уже подобранные другими пользователями («средства для хранения закладок»). Обращение к социальным медиахранилищам дало возможность изучить аудио- и видеофайлы по теме исследования. Затем проанализированная и структурированная информация была опубликована на учебном блоге. Заметим, что тема была раскрыта посредством публикации информации как текстового характера, так и в виде аудио-, видео-, графических файлов, что, на наш взгляд, способствовало
более полному освещению заданной проблемы. Также разнообразие способов предоставления информации несомненно привлекло внимание других блоггеров. Особенно это стало очевидным на этапе оценивания. Преподаватель опубликовал ссылки на блоги студентов на своем преподавательском блоге и предложил студентам проголосовать за лучшие на их взгляд работы, исходя из предоставленных ранее критериев оценивания. С помощью гаджета (дополнительной функции блога) «Опрос» были подведены и опубликованы итоги голосования, с которыми мог ознакомиться каждый желающий.
Учитывая особенности создания информационного продукта посредством использования блог-технологий, степень включенности в данный процесс всех участников образовательного процесса, условия и компоненты самостоятельной работы, определяющие готовность обучаемых к ее выполнению, представим схему организации самостоятельной работы студента по созданию учебного блога как веб-проекта (рис.).
Приведенная схема показывает взаимосвязь всех участников образовательного процесса. Однако основная роль на каждом этапе отводится обучаемому как автору информационного продукта. Следовательно, организация самостоятельной работы должна быть основана на личностно ориентированном подходе, позволяющем учитывать индивидуальные особенности студентов.
Подводя итог вышесказанному, опираясь на представленные нами характеристики технологий Веб 2.0, существующие исследования по вопросам интеграции этих инструментов в образовательный процесс, определим ряд их преимуществ перед традиционно используемыми средствами интернет-обучения (электронная почта, чат, форум
и т. п.) при организации самостоятельной работы студентов:
- доступность и простота использования;
- эффективность организации информационного пространства;
- интерактивность и мультимедийность;
- надежность и безопасность.
В заключение добавим, что интеграция технологий Веб 2.0 в процесс организации самостоятельной работы студентов в условиях современного вуза способствует подготовке специалиста, способного ориентироваться в новых информационных технологиях путем их оптимального использования в профессионально ориентированной деятельности.
Список литературы
1. Камалеева А. Р. О необходимости формирования основных компетенций выпускников вузов в условиях создания единого европейского пространства высшего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 1. 2011. С. 103-108.
2. О'Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра ОпНпе: электрон. журн. и^: http://www.computerra.ru/think/234100 (дата обращения: 03.01.2009).
3. Склярова Е. А., Ерофеева Г. В., Пескова Е. С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестн. Томского гос. пед.ун-та. № 11. 2009. С. 74-77.
Шишковская Ю. В., ст. преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.
E-mail: shishkovskaya@sibmail.com
Материал поступил в редакцию 25.02.2011.
Y. V. Shishkovskaya
DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS’ LEARNING COMPETENCE BY MEANS OF WEB 2.0 TECHNOLOGIES
The article considers the opportunity of solving the problem of non-linguistic students’ independent work organization by way of Web 2.0 integration into learning process. It outlines the advantages of using Web 2.0 over traditional means of studies based on the Internet. The paper gives the example of how to make a learner’s web-project in English.
Key words: learning competence, independent work, information technologies, Web 2.0, blog, English.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.
E-mail: shishkovskaya@sibmail.com