УДК 378:004
Д. И. Бакало, Ю. В. Шишковская
ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются вопросы, связанные с развитием информационной и учебной компетенций в условиях информационно-обучающей среды вуза. Представлены показатели развития указанных компетенций, обоснована возможность и эффективность интеграции технологий Интернет 2.0 в образовательный процесс.
Ключевые слова: информационно-обучающая среда вуза, информационная компетенция, учебная компетенция, технологии Интернет 2.0, блог-технологии.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. были обозначены проблемы, существующие на различных уровнях образования, среди которых отмечается невклю-ченность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития и в информационное пространство российского общества, а также недостаточное использование современных образовательных технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. В данном ключе становится актуальным создание некой системы с четкими целями, задачами и содержанием по использованию информационных технологий в различных сферах учебной деятельности.
В последние годы процесс информатизации является одним из наиболее весомых факторов, влияющих на развитие современного общества. Происходит все большее внедрение информационных технологий в научные и производственные сферы человеческой деятельности. Использование таких технологий создает новые требования к профессиональным качествам любого специалиста, что в свою очередь обуславливает процесс информатизации образования [1].
Современная российская высшая школа столкнулась с необходимостью пересмотра образовательной парадигмы в контексте изменений, происходящих в социально-экономической жизни общества: глобализацией экономики; все более ускоряющимся темпом обмена информацией на всех уровнях; расширением сферы межкультурного общения и взаимодействия.
Повышаются требования к качеству образования в целом. Для каждого специалиста становится необходимым умение не только самостоятельно найти нужную информацию из множества существующих, но научиться грамотно и эффективно ее использовать в профессиональных интересах. Наше общество стало информационным, и процесс информатизации постоянен и непрерывен. В условиях информатизации образования актуальным
является понятие «информационно-обучающая среда» как термин, наиболее адекватно отражающий сущность данного явления.
В современном образовании мы рассматриваем информационно-обучающую среду как целостную образовательную систему, которая дает обучающимся новый инструмент для формирования и развития компетенций, необходимых будущему специалисту согласно ФГОС-3 в частности, и становления себя как полноценной личности в целом. Функциональные возможности информационнообучающей среды позволяют студентам не только приобрести необходимый багаж знаний, овладев определенными информационными технологиями, но и производить обмен полученной информацией со всеми участниками учебного процесса с целью ее эффективного использования в дальнейшей профессиональной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.
Изучение понятия информационно-обучающей среды вуза было бы неполным без анализа компетенций, формирование которых, на наш взгляд, способствует успешному функционированию учебного процесса в условиях данной среды. Речь идет об информационной и учебной компетенциях.
Проблема развития информационной компетенции будущего специалиста давно стала актуальной в нашем постиндустриальном обществе, где происходит ускорение темпов его развития. Вследствие этого возросла необходимость подготовки людей к жизни в изменяющихся условиях, связанных с расширением масштабов межкультурного взаимодействия, динамичным развитием экономики, ростом конкуренции и профессиональной мобильности кадров. Научное сообщество признало глобальную роль информации в формировании общества и личности. Процесс информатизации и технологизации современного общества привел к тому, что использование информационных технологий стало неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности и вышло за узкие специализированные рамки компьютерных наук. Сегодня мы определяем информационную компетенцию как взаимообусловленное целостное образование, соединяющее в себе знания, умения, навы-
ки поиска нужной информации, оптимизацию использования информационных технологий, непрерывное обогащение опыта работы с информацией с целью совершенствования профессионально-ориентированной деятельности в зависимости от социального заказа общества.
Учитывая специфику подготовки специалистов в условиях информационно-обучающей среды, считаем целесообразным начать формирование информационной компетенции средствами иностранного языка на первом этапе формирования информационно-обучающей среды. Таким образом, эффективность обучения в информационно-обучающей среде на этапе «педагогической модернизации», предполагающем изменение учебного профиля курса в сторону более широкого применения информационных ресурсов, будет напрямую зависеть от уровня сформированности информационной компетенции обучаемых на предыдущем этапе.
Рассматривая понятие информационной компетенции, мы постоянно сталкивались с таким важным аспектом, как умение обучающихся самостоятельно анализировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Общество, развивающееся под влиянием процессов техноло-гизации и информатизации, заинтересовано в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и успешно применять их в профессиональной деятельности. Одной из задач высшего образования является обеспечение условий для самообразования обучающихся. С позиции компетентностного подхода, самообразование - необходимое условие формирования практически любых компетенций. Именно самостоятельная образовательная деятельность лежит в основе формирования у специалиста профессионально ориентированных компетенций и профессионально значимых качеств личности, таких как креативность, ответственность, психологическая стабильность, автономия. Таким образом, в условиях обучения в информационно-обучающей среде актуальность приобретает развитие учебной компетенции, которую рассматриваем как способность и готовность осуществлять самостоятельное эффективное управление учебной деятельностью в условиях данной среды для решения комплексных задач посредством использования современных информационных технологий.
Проведенные исследования вопросов формирования учебной компетенции привели к выводу о прямой зависимости уровня сформированности учебной компетенции от эффективности выполнения самостоятельной работы. Иначе: чем результативнее процесс самостоятельной работы в учебной деятельности обучающихся, тем о более высоком уровне развития учебной компетенции может идти речь.
Учитывая тот факт, что все компоненты информационно-обучающей среды взаимосвязаны и взаимообусловлены, становится очевидным, что понятия «информационная компетенция» и «учебная компетенция» имеют общие точки соприкосновения: самостоятельная работа, являясь показателем высокого уровня развития учебной компетенции обучающихся, одновременно может служить и показателем уровня сформированности информационной компетенции. Мы полагаем, что самостоятельная работа с различной по форме и объему информацией требует развития определенных навыков, присущих как информационной, так и учебной компетенциям.
В рамках преподавания дисциплины «английский язык» у студентов-бакалавров Энергетического института ТПУ в контексте интернет-образования были сформулированы основные показатели развития информационной и учебной компетенций согласно трем качественным уровням, а именно:
- высокий уровень сформированности информационной компетенции характеризуется наличием стойкого интереса обучающихся к использованию современных информационных технологий и, как следствие, их заинтересованности в получении соответствующих знаний, необходимых для работы с информацией. Для этого уровня характерен также всплеск творческой активности обучающихся, осознанное овладение системой необходимых знаний. Студенты знают и умеют применять технологии Интернет 2.0 для обеспечения эффективности учебной деятельности. На высоком уровне большое значение приобретает наличие сформированной учебной компетенции, так как здесь обучающиеся самостоятельны в формулировании задач, выборе их решения с помощью современных информационных технологий, способов контроля и оценивания результатов своей деятельности;
- средний уровень предполагает наличие у обучающихся достаточного объема теоретических знаний для овладения основными способами и методами работы с информацией и современными информационными технологиями. Потребность в получении этих знаний зачастую сформирована внешними мотивирующими факторами: обязательными требованиями преподавателя или учебного плана. Недостаточная теоретическая база ведет к ситуативному использованию технологий Интернет 2.0 в учебной деятельности. Обучающиеся могут сформулировать и аргументировать цель своей работы, однако не всегда способны найти оптимальные способы разрешения проблемных ситуаций;
- низкий уровень определяется отсутствием сформированности мотивационной базы к полу-
чению определенных выше знаний в целом и применению современных информационных технологий в учебной деятельности в частности. Происходящий процесс приобретения специальных знаний обусловлен лишь потребностью обучающихся сдать зачет или экзамен. Для студентов этого уровня характерно отсутствие алгоритма работы с информацией, умения определять и прогнозировать свою деятельность. Несформированность учебной компетенции приводит к отсутствию самостоятельности в принятии решений. Обучающиеся не способны к самоконтролю и самоанализу, презентации продукта информационной деятельности.
Учет представленных показателей и уровней сформированности информационной и учебной компетенций, качественная оценка их сформиро-ванности позволят, на наш взгляд, во-первых, иметь четкое представление о качестве используемых программ; во-вторых, своевременно вносить корректировки; в-третьих, простраивать самостоятельную работу обучающихся для заполнения знаниевых лакун. Все это достаточно эффективно будет способствовать организации обучения на качественном уровне в условиях информационнообучающей среды. Процесс будет гибким и нацеленным на конкретный результат.
Интеграция технологий Интернет 2.0 в процесс обучения студентов-второкурсников ТПУ иностранному языку помогает успешно справляться с такими методическими задачами, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, уровня самоконтроля и мотивации к изучаемому предмету. Из основных возможностей использования современных информационных технологий в педагогической практике нашли свое применение следующие виды учебных заданий: работа с блогами (преподавательский блог, блог группы, блог студента); со службами и сервисами Интернет 2.0 (социальные медиахранилища, средства для хранения закладок и т. д.); создание веб-проекта. Опыт работы пока-
зал эффективность применения данных технологий и обозначил ряд преимуществ перед традиционными технологиями, заключающихся в следующем:
- оперативной доставке учебной информации, представленной в различных формах (видео, аудио, текст и т. п.) обучающемуся;
- расширении багажа знаний не только обучающихся, но и преподавателей за счет доступа к мировым информационным базам знаний и ресурсов;
- возможности создания учебных сообществ и обеспечении коммуникации между их участниками;
- обеспечении самостоятельной работы обучающихся, в т. ч. проектной и исследовательской.
Если мы возьмем непосредственно блог-технологии, то следствием их использования в учебном процессе становится решение таких педагогических проблем, как:
- организация единого информационного пространства преподавателей и студентов, которое суммирует в себе все учебные документы и материалы;
- обеспечение связи между всеми субъектами учебного процесса;
- использование электронных лекций и конспектов;
- проведение тестов и опросов, позволяющих выявить уровень знаний и ряд других проблем.
Возникновение Интернет второго поколения стало предпосылкой для пересмотра инструментальных возможностей и усовершенствования процесса обучения в условиях уже существующей информационно-обучающей среды, попытки систематизировать самостоятельную работу студентов с помощью новых инструментов - технологий Интернет 2.0. Уточним, что речь идет не об абсолютной замене традиционных педагогических информационных технологий технологиями Интернет 2.0, а лишь о системе их оптимальной интеграции в учебный процесс с целью повышения качества образования и подготовки современного специалиста.
Список литературы
1. Бурова И. В. Педагогические условия формирования информационно-образовательных потребностей студентов вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 98-101.
Бакало Д. И., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Шишковская Ю. В., ст. преподаватель.
Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.10.2011.
D. I. Bakalo, Y. V. Shishkovskaya IT-LEARNING ENVIRONMENT IN UNIVERSITY INTERNET EDUCATION
The authors consider the issues of digital and learning to learn competences in IT-learning University environment.
The competences development indicators have been determined, the possibility and efficiency of Web 2.0 technologies integration into the learning process have been introduced.
Key words: IT-learning environment, digital competence, learning to learn competence, Web 2.0 technologies, blog-technologies.
Bakalo D. I.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Shishkovskaya Y. V.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]