направления подготовки «Агроинженерия» вырастили пшеницу и фасоль, доказав, что культуры, выращенные на свету, жизнеспособнее тех, что прорастали в темноте. Проект был признан особо интересным и значимым.
Исследование показывает, что в подготовке и проведении лабораторных работ имеются определённые недостатки [5]:
- оборудование, применяемое в вузах, не всегда отвечает современным требованиям;
- не всегда учитывается индивидуальная подготовка студентов;
- основное время студенты тратят не на достижение главной цели, а на выполнение промежуточных второстепенных действий, в результате эффективность работы резко снижается.
Проведённое исследование позволяет отметить пути совершенствования лабораторных работ [6] :
- включение в программу дисциплины новых лабораторных работ;
- использование информационно-компьютерных технологий;
- совершенствование существующих лабораторных работ. Список использованной литературы:
1. Мухамадеев И.Г. Деловые игры в подготовке магистров [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Materiály IX mezinárodní vedecko - praktická konference «Veda a technologie: krok do budoucnosti - 2013». - Díl 10. Pedagogika: Praha. Publishing House "Education and Science" s.r.o. - С. 28-31.
2. Мухамадеев И.Г. Современные учебно-методические пособия [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. - Уфа, 2009. - С. 140-142.
3. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - С. 93-95.
4. Мухамадеев И.Г., Зиатдинова Ф.Н. Развиваем научно-техническое мышление студентов [Текст] / И.Г.Мухамадеев, Ф.Н.Зиатдинова // Materially XI Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2015». Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 95-97.
5. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г., Туктарова Р.И. Психология реализации модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов [Текст] / Ф.Н.Зиатдинова, И.Г.Мухамадеев, Р.И.Туктарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 12. - С. 65-67.
6. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов ЭР. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. - С. 22-30.
© Газзалов Г.Г., 2017
УДК 378.18
Р.Л.Гордова
магистрант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития творческого мышления у студентов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Мышление, творчество, студент, развитие, деятельность.
Становясь студентами, бывшие школьники попадают совершенно в иной мир требований и организации учебного процесса. В течение первого семестра большинство студентов проходит успешно адаптацию к новой среде. Для преподавателей, особенно в сфере инженерных наук, важно, чтобы у студентов сохранялась тяга к развитию творческого мышления.
Вопросы совершенствования творческого мышления возникли неслучайно. Ведь оно является частью саморазвития и самообучения. При этом предполагается, что для его использования потребуется деятельность. Продуктом творческого мыслительного процесса может являться как само новое решение, так и способ получения уже ранее известного результата. Творческий потенциал присущ любому человеку с рождения. Но если не прибегать к нему, то развитие остается на минимальном уровне. Чтобы не ушли ранее освоенные компетенции у студентов, следует продолжать стимулировать данный вид познавательной деятельности. В связи с этим изучение развития у студентов творческого мышления является актуальной задачей [1, 2].
Цель исследования состоит в изучении развития у студентов творческого мышления и в выделении причин его развития. Каковы причины развития творческого начала у студентов? Несмотря на то, что основной задачей ВУЗов и колледжей является профессиональная подготовка студентов, творческая составляющая в этом процессе необходима [3]. Подобное развитие позволяет добиться следующих результатов: совершенствуются аналитические способности, улучшаются логические процессы; создается основа для поиска новых решений старых задач; расширяется кругозор; уменьшается риск профессионального выгорания за счет использования разных подходов к решению поставленных задач; создается более комфортная обстановка в процессе обучения; предоставляется возможность удовлетворять потребности разного уровня; снимается психологическая напряженность и улучшается климат в учебном коллективе студентов. Для применения творческого мышления в учебном процессе могут быть отведены отдельные задания, их блоки или небольшие упражнения в ходе обычных занятий [4].
Чтобы совершенствование творческого мышления было на уровне личности, необходимо больше нагружать студента индивидуальными заданиями. Важно не спровоцировать отторжение к заданиям, т. е. не использовать их часто. Преподаватель должен позаботиться и о разнообразии процесса самостоятельного творческого обучения [5]. Цели организации самостоятельной работы в таком процессе: систематизация знаний; закрепление материала, овладение профессиональными компетенциями; формирование творческой инициативы, организованности; создание основы для исследовательской работы, что важно для развития аспирантуры или магистратуры на факультетах; мотивация к профессиональному совершенствованию. У студентов выполнение заданий во время обучения будет вызывать интерес, если кроме изучения теоретического материала они потребуют: использование личного опыта и эмоциональную вовлеченность. Выставление оценок за самостоятельную работу не для всех творческих людей является единственным желанным результатом. Например, для студента технического ВУЗа может быть важнее получение патента на свою разработку, нежели отличная оценка по итогам какого-либо предмета в семестре. Для того чтобы достичь успеха в ходе обучения студенческой аудитории творческому мышлению, преподаватель сам должен тренировать данные навыки.
Список использованной литературы:
1. Мухамадеев И.Г. Компетентностный подход в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (17-21 сентября 2012 года), в 2-х томах, Том 2, редкол.: Горохов А.А. (отв.ред.), Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2012. - С. 37-39.
2. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2011. - С. 93-95.
3. Мухамадеев И.Г., Зиатдинова Ф.Н. Развиваем научно-техническое мышление студентов [Текст] /
И.Г.Мухамадеев, Ф.Н.Зиатдинова // Materially XI Miçdzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Perspektywiczne opracowania s^ nauk^ i technikami - 2015». Volume 5. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 95-97.
4. Зиатдинова Ф.Н., Мухамадеев И.Г., Туктарова Р.И. Психология реализации модульно-рейтинговой системы оценки компетенций студентов [Текст] / Ф.Н.Зиатдинова, И.Г.Мухамадеев, Р.И.Туктарова // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2015. Т. 15. № 12. - С. 65-67.
5. Зиатдинова Ф.Н., Батыршин И.Р., Климина И.В., Мухамадеев И.Г., Пилипенко Е.А., Серенко Ю.В., Хакимов ЭР. Стратегия индивидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса // Искусство и образование. 2009. № 7. - С. 22-30.
© Гордова Р.Л., 2017
УДК 37.047
Анна Алексеевна Городничева, студент Владимирский Государственный Университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП,
E-mail: [email protected] Научный руководитель: Сорокина Ирина Радиславовна, к.п.н., доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), кафедра СПП, Email: [email protected] г. Владимир, РФ
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛЕВОРУКИМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме профориентации леворуких подростков в условиях общеобразовательной школы. Раскрывается сущность понятий леворукости и профориентации. Выявленные по результатам проведенного исследования особенности профориентационной работы с леворукими подростками систематизированы и представлены в виде основных направлений по профориентации в школе.
Ключевые слова
Профориентация, леворукость, профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание.
Проблема леворукости рассматривается такими отечественными исследователями как Г. Г. Аракелов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова, Ж. Н. Заводная, В. А. Калягин, М. Г. Князева, А. Майская, В. А. Москвин, Е. И. Николаева, А. В. Семенович, Г. Н. Сердюковская и др.
Леворукость - это генетически обусловленное предпочтение в использовании левой руки при выполнении целенаправленных действий (письмо, рисование и др.). [1, с.556] Леворукость - моторная сторона такого феномена, как левшество, однако в данной статье в целях некого смыслового упрощения эти определения будут рассматриваться как синонимы. Таким образом, под леворукостью мы понимаем наблюдаемое в поведении человека преимущество левой руки в силе, ловкости, скорости реакций. Существует две гипотезы, объясняющие механизм происхождения леворукости. Первая объясняет ее генетическими причинами. В этом случае левые признаки должны быть и у родителей ребенка. Вторая объясняет леворукость патологией, то есть ранними травмами, например, при рождении ребенка, или особенностями внутриутробного развития.
В литературных источниках отмечается увеличение процента левшей за последние десятилетия, в связи с чем возникают проблемы выявления, обучения и развития левшей, подготовки педагогов для работы с леворукими учащимися, и т.д. Одной из таких актуальных проблем является профессиональная ориентация леворуких детей. [2, с.524]