Компьютерная модель позволяет наблюдать процесс, модифицировать его параметры и зрительно запоминать характер движения.
Изучение физики с применением компьютерных технологий делает ее более привлекательной для учащихся, интенсифицирует процесс обучения.
=10- Литература
1. Гетманова Е.Е. Моделирование физических процессов в УРуШоп, ФинАрт, Харьков, 2004.
2. М1р:/^еагскуа^о.сот^еагЛ;_уИ = A0geutIxEspLhj4B.ZJXNyoA?p = уруШоп&й2 = 8Ь-1;ор&1х = у£р-1;-701&8ао = 0 (дата обращения 15.04.10г.)
Развитие у студентов навыка структурирования информации в курсе изучения дисциплины «Технология разработки программных продуктов»
Зверева Наталья Анатольевна ([email protected])
ФГОУ СПО «Пермский химико-технологический техникум», г. Пермь
Аннотация
Структурирование информации - это технология представления информации в виде, отражающем связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие). Связь между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую необходимо изучить. Широкое использование структурирования информации определяется тем, что каждая мысль представляется как объект во взаимосвязи с другими объектами.
Современное общество немыслимо без ее основного ресурса - информации. Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов общества, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами человеческого общества. Термин информация происходит от латинского т£огтайоп,что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение -это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков таблиц и т. п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информацию можно рассматривать как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира [1].
В настоящее время наблюдается огромный рост информации, требующий от человека умений работы с литературой, цифровыми информационными ресурсами. Успешная, грамотная работа с большими информационными данными требует высокого уровня развития профессиональных навыков. Студент должен:
1) уметь осмысленно изучать материал любой дисциплины, выделяя в нем основное (базисное) и оставляя второстепенную информацию;
2) проводить анализ, сравнение, классификацию, выявлять причинно-следственные связи и т. д.;
3) формировать точное изложение мыслей, ответы на вопросы, публичные выступления;
4) правильно приводить доказательства своих суждений;
5) оформлять вывод, создавать план действий, проявлять самостоятельность.
Все перечисленное выше можно достичь с использованием технологии структурирования информации, которая представляет собой один из видов информационного моделирования. Структурирование информации связано с изменением формы представления информации, без изменения ее содержания. Структурирование информации связано с внесением определенной системы в формирование информации. Упорядочение в определенном порядке, сортировка по определенным признакам, использование табличного или графического изложения - все это является структурированием информации. С данным видом переработки информации студенты сталкиваются при изучении любой дисциплины. Структуризация происходит и на этапе составления плана пересказа различного текста, краткой записи любой текстовой задачи. Но мы часто не говорим, что выполняя задания такого типа,
288
ИТО Марий Эл -2010
студенты проводят информационные действия по преобразованию информации, т. е. структурированию информации. Построение информационных моделей должно входить в учебный процесс при изучении каждой дисциплины, а особенно теоретических. Структурированная информация позволяет представить теоретический материал в целом, просто, доступно, что способствует лучшему усвоению материала студентами. Использование структурированной информации обеспечивает быстроту, адекватность восприятия изучаемого материала, что служит далее основой для получения новой информации и применения на практике.
Технологию структурирования информации можно проводить в различных формах:
1) использование готового структурированного материала (графические схемы) из литературы и наглядных пособий;
2) подготовленный структурированный материал преподавателем (презентации, опорные конспекты);
3) формирование структурированной информации непосредственно на занятиях во время изложения нового материала;
4) проводить различные формы индивидуальной и коллективной работы студентов по применению созданной и формированию (самостоятельно) собственной структурированной информации.
Структурирование информации можно эффективно использовать на любых этапах и формах занятий: при изложении нового материала; для улучшения закрепления изучаемого материала; при подведении итогов изученного материала; на этапе контроля знаний, умений и навыков. Важно отметить, что очень большое значение структурирования информации имеет при проведении студентами научно-исследовательской работы, выполнения курсовых и дипломных проектов, когда приходится много работать с литературой самостоятельно.
Однако не все положительные моменты присутствуют при использовании структурирования информации в учебном процессе, классификация структур информации невелика (например, таблицы, списки, графы и т. д.), а их применение на занятиях не является системным.
В данной работе показаны возможности использования структурирования информации, а именно представления текстовой информации в табличной форме и составления опорного конспекта при изучении дисциплины «Технология разработки программных продуктов», тема «Модели жизненного цикла разработки программных продуктов». Вышеуказанная дисциплина является специальной дисциплиной по специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Приведем пример задания структурирования информации в виде таблицы. На основе теоретического материала, изложенного в [2], студентам предлагается составить полную таблицу «Характеристика моделей жизненного цикла разработки программных продуктов». В ходе обсуждения данного задания обучаемые придут к выводу, что в текстовом виде информация неудобна. С информацией, представленной в виде таблице и опорного конспекта, более эффективно будет проводить сравнение существующих моделей. Для выполнения задания студентам необходимо изучить всю текстовую информацию, затем обобщить, выявить общие моменты, присущие для каждой модели: каскадной, У-образной, прототипирования, быстрой разработки приложений, многопроходной, спиральной. В процессе выполнения задания по структуризации информации необходимо также отразить в виде опорного конспекта понятие модели жизненного цикла программного продукта с использова -нием различных разновидностей графических схем. В структурированной информации должны быть отражены все этапы разработки программного продукта для каждой рассматриваемой модели: формирование требований к программному продукту, прототипирование, разработка, тестирование, эксплуатация и сопровождение. Задание выполняется студентами в тетради, в качестве домашнего задания логическим продолжением является составление таблицы и опорного конспекта в электронном виде.
Задание такого типа по структурированию информации способствует формированию информационных умений и навыков: работа с текстом, представление информации в табличной и графической форме, сравнение информации. Необходимо формировать умения структурирования информации и представлять информацию в табличной и графической форме. Данная работа способствует развитию профессиональной любознательности студентов, интереса к учебной деятельности, к процессу получения новых знаний. Умение проводить структурирование информации помогает студентам работать с литературой, способствует развитию и формированию творческой личности студентов.
Литература
1. Информатика: учеб. / под редакцией Н.В. Макарова. М.: Финансы и статистика, 1997 г.
2. Рудаков, А.В. Технология разработки программных продуктов: учеб. пособие для студентов среднего профессионального образования / А.В. Рудаков. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Технология изучения темы «применение производной к задачам на экстремумы»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СИМВОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ MAXIMA
Кормилицына Татьяна Владимировна ([email protected])
ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск
Аннотация
Приведены приемы использования системы свободного программного обеспечения
Maxima при изучении элементов математического анализа в школе.
Специализированные математические пакеты на уроках алгебры и начала анализа можно использовать не только как средство сопровождения изучения вопросов школьной программы. Пакеты позволяют удачно ввести сложное понятие курса, осуществить некоторые этапы работы с теоремой, задачей, могут стать способом, формирующим аналитическое мышление, развивающееся в процессе решения задач с использованием пакетов. Такие средства могут стать способом развития познавательных интересов у учащихся, фактором мотивации изучения математики, использоваться при организации самостоятельной и индивидуальной работы.
Исследуем возможности применения системы Maxima [2,3] при изучении темы «Применение производной к задачам на экстремумы».
Покажем алгоритм нахождения производной функции и вычисления ее значения в точке на примере той же функции.
Задаем функцию пользователя: ( %i1) g(x): = xA2;
Получим изображение процедуры дифференцирования: ( %i2) 'diff(g(x));
Найдем аналитический вид производной: ( %i3) diff(g(x),x);
Вычислим значение производной функции в точках х = 0 и х = 5: ( %i4) %o3, x = 0; ( %i5) %o3, x = 5;
При вычислении значений производной в точках указывали на номер команды вывода аналитического вида производной - это команда вывода %o3.
Напомним, что все команды ввода ( %i1, %i2, %i3, %i4, %i5) набираем в строке ввода в нижней части экрана.
Одним из важных приложений производной является использование ее при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке. В процессе решения четко выступают три этапа построения и использования математической модели: формализация (составление функции, описанной в условии задачи);
решение формализованной задачи (решение получившейся математической задачи с помощью производной);
перевод решения на термины, в которых задана задача (перевод решения задачи с математического на естественный язык).
Приведем решение математической задачи. Задача.
Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x) = - xA2 на отрезке [-3, 1].