Исследование выявило значительное преобладание конкретно-ситуативных и одноаспектных признаков понятий в ответах младших школьников при снижении их числа у подростков.
В ходе исследования нашла свое подтверждение гипотеза о том, что психическая структура нравственных понятий формируется в процессе перехода от ситуативных признаков к инвариантным по мере взросления личности при прочих равных условиях, то есть когда в ученических коллективах реализуется программа воспитательной работы по нравственному формированию личности школьника.
Чем в большей степени представлено комплексное объяснение понятий и больше указано их существенных признаков, тем устойчивей и полнее психическая структура понятия, следовательно, тем в большей степени она регулирует, контролирует и моделирует поведение человека.
Результатом нравственного воспитания является воспитанность личности, проявляемой в способности
к эмоциональному переживанию, сочувствию, стыду, в единстве слова и дела, умению в сложных жизненных ситуациях остаться верным своим убеждениям, своему слову.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1976. 480 с.
2. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2003. 208 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
5. Сокольников Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности. М.; Белгород, 2000. 150 с.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION
С. Ю. Залуцкая
Раскрывается проблема творческого совершенствования личности в процессе обучения. Обозначены организационно-педагогические особенности стимулирования творческой активности обучающихся в контексте эстетического воспитания на примере литературного образования. Выявлена специфика урока литературы как образовательного пространства, создающего благоприятные условия развития творческих потенций учеников.
Ключевые слова: личность, творческая активность, эстетическое воспитание.
S. U. Zalutskaya
The article is devoted to the problem of the creative perfection of the individual in the process of learning. Organizational-pedagogical features that stimulate the creative activity of students are marked in the context of aesthetic education by the example of literary education. Specialty of a literature lesson is given as an educational space, creating favorable conditions for development of creative potential of pupils.
Keywords: personality, creative activity, aesthetic education.
Уровень научных достижений современной педагогики, обогащенный психологическими знаниями, позволяет утверждать, что развитие личности - это «процесс становления готовности человека (его внутреннего потенциала) к осуществлению саморазвития и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности, в том числе выходящими за рамки ранее достигнутых» [1; с. 50].
Личность, способная самостоятельно выходить за рамки достигнутого, готовая к самостоятельному совершенствованию, обогащению своего потенциала, - это личность создающая, творческая, отличающаяся опреде-
ленными особенностями развития чувственности, интеллекта, характера и стимуляции деятельности; основным стимулом для нее является удовлетворение в самом акте творчества и неистребимая потребность в нем. Ее деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная творческая задача, реализована первоначальная цель, поэтому процесс развития творчески одаренной личности не имеет предела, как не имеет предела и процесс совершенствования ее способностей создавать, открывать, изобретать, преобразовывать жизнь.
Очевидно, что классическая модель обучения не отвечает в полной мере требованиям развития творческого
потенциала личности обучающихся, поэтому в современной школе возникла острая потребность в новых философско-педагогических идеях, которые должны стать методологией творчески-деятельностного, личност-но-развивающего обучения, основой для разработки и внедрения инновационных технологий, сущностная специфика которых заключается не столько в передаче некоторого содержания знаний и формировании соответствующих им умений и навыков, сколько в совершенствовании, обогащении творческой индивидуальности и интеллектуально-нравственной свободы личности, в совместном личностном росте учителя и ученика.
Признание человека приоритетной ценностью, а его развитие - главной целью современного образования предполагает особый подход к организации образовательного процесса и созданию на его основе образовательного пространства, в котором превалирует гуманистический компонент. И искусство в этом случае становится эффективнейшим средством совершенствования возможностей человека на базе творческого воображения и интуитивного прозрения, на основе образного и абстрактного мышления, эмоциональной памяти и других способностей, которые специалисты в области теории творчества относят непосредственно к творческим.
Трансляция безличных, чисто объективных знаний или способов деятельности приводит к тому, что учащийся не может проявлять себя в соответствующих областях культуры, не развивается как творческая личность. Если же он, осваивая, например, искусство, делает открытия в себе самом, при этом переживает пробуждение новых умственных и душевных сил, то соответствующая область искусства становится «его миром», пространством возможной самореализации и саморазвития, а овладение ею получает такую мотивацию, которую содержание традиционного образования обеспечить не может.
В связи с этим эстетическое воспитание школьников посредством их общения с искусством в процессе обучения обретает в современной педагогике особое значение: это уже не просто система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способностей воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве, а «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности школьника, способного воспринимать и оценивать прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты"» [2, с. 51]. Главной целью этого процесса становится гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, творческий, высоконравственный, обладающий умением и желанием действовать самостоятельно, не воспроизводя бывших в опыте впечатлений или действий, а созидая новые образы или действия.
Формирование у школьника навыков художественного творчества, эстетического отношения к действительности и искусству, как и совершенствование его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлени-
ями жизни и искусства, учащийся так или иначе эстетически совершенствуется, но при этом им может не осознаваться эстетическая сущность предметов. Лишь целенаправленное педагогическое эстетико-воспитатель-ное воздействие, вовлечение учащихся в разнообразную творческую деятельность способны активизировать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности, актуализировать его творческие способности.
Исходя из этого выделим основные структурные компоненты эстетического воспитания:
- эстетическое обучение, закладывающее теоретические ценностные основы эстетической культуры личности;
- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;
- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированное на самосовершенствование личности;
- формирование и развитие творческих способностей.
Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение и интуиция, видение проблем, самостоятельная постановка и решение задач, преодоление стереотипов и другие. Их совершенствование возможно только в процессе творческой деятельности, включить в которую учеников помогают специальные приемы работы, в том числе целостная система творческих задач, конструирование специальных педагогических ситуаций, требующих проявления тех или иных креативных способностей. Особую значимость здесь обретает художественная деятельность, предполагающая целенаправленное воздействие на учащихся средствами искусства. «И хотя обучить творческому искусству нельзя, это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению...» [3, с. 14]. Прикосновение к искусству формирует нестандартность, неординарность мысли, способствует ее творческому обогащению и развитию, увеличивает творческий потенциал личности, развивает общие и специальные способности. Сила искусства в том, что оно не только вызывает эстетические эмоции, но и готовит человека к творчеству во всех сферах жизни.
Однако само по себе включение в художественно-творческую деятельность не решает проблему творческого развития учащихся в процессе обучения. Необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий:
- эта деятельность должна быть разнообразной;
- более раннее включение в нее обеспечивает больший успех;
- занятия должны быть систематическими и удовлетворять потребностям учеников.
Важно еще подчеркнуть, что художественное творчество - это всегда самовыражение, раскрытие своих потенциальных возможностей, своего опыта, культуры, собственного видения мира. Занятия искусством способствуют также и более быстрому овладению основами наук, повышают уровень интеллектуальных способностей, успеваемость школьников, расширяют круг их интересов. Именно поэтому отечественные психологи и педагоги призывают к усилению роли искусства в системе современного образования, в частности литературы, поскольку ее содержание проецируется на внутренний мир личности, на осознание окружающего мира и самого себя в этом мире, на обогащение творческих потенций человека.
В современной науке задачи развития творческих возможностей личности обучающихся решаются многими частными предметными технологиями: музыкально-творческого образования (Д. Б. Кабалевский), художественного воспитания (Б. М. Нименский), театрального творчества (Е. Ю. Сазонов). Вопросы влияния на развитие личности школьников через литературу как вид искусства и учебный предмет рассматривались в исследованиях Н. Р. Бершадской, Т. Г. Браже, Т. С. Веселовой, Н. А. Демидовой, Т. В. Зверс, Т. С. Зепаловой, А. И. Княжицкого, Н. В. Колокольцева, В. П. Коровиной, Т .Ф. Курдюмовой, В. А. Левина, В. И. Лейбсона, В. Г. Маранцмана, З. Я. Рез, Н. А. Станчека, А. А. Факторовича, В. З. Халимовой и других. Ключевой концептуальной идеей всех исследований послужила мысль известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева о личностно-смысловых механизмах регуляции деятельности индивида в его взаимоотношениях с искусством: «Искусство есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла действительности, реальности» [4, с. 275].
Основание значимости литературного образования в процессе формирования личности, ориентированной на творческое преображение себя и окружающей действительности, мы находим в следующем:
- предметом изучения литературы является все связанное с жизнью общества и человека; литературное образование включает знания о человеке, обществе, культуре в целом, то есть соединяет в единое целое духовное и материальное начало;
- данный учебный предмет по природе своей инте-гративен;
- содержание литературы есть передача учащимся социального, нравственного, духовного опыта, созданного человечеством, что позволяет накапливать опыт самореализации в новых для себя ситуациях, предварительно «проигрывая» их на занятиях;
- структурные связи между компонентами содержания литературного образования представлены не так четко, как в дисциплинах естественнонаучного цикла, порой трудно установить границы между знанием как таковым и эмоционально-ценностным отношением к нему; знание литературы зачастую существует в форме мнения и отношения;
- литература как учебный предмет располагает значительными возможностями для постановки задач формирования эмоционально-нравственной сферы личности школьника, ценностно-смыслового отношения к содержанию, однако для их реализации требуется наличие «личностного знания», «личностного смысла» учения, «личностной рефлексии», что, в свою очередь, является необходимым условием воспитания творческой личности обучающихся;
- учебную деятельность учащихся на уроках литературы целесообразно определить как учебно-творческую, которая может стать ведущим средством развития личности обучающихся, формирования мира их индивидуальных ценностей.
Как видно, школьный курс литературы имеет достаточно широкие возможности для решения поставленной в исследовании задачи, так как в познавательном плане обеспечивает получение устойчивых знаний о мире, о роли и месте человека в нем. В мировоззренческом отношении способствует формированию целостной системы взглядов человека на окружающий мир и на самого себя. В аксиологическом аспекте учит ценностному отношению к миру, умению оценивать мир и самого себя в нем. Кроме того, развивает рефлексивные умения самопознания, самоактуализации, самореализации, саморазвития; воспитывает гуманистические отношения к другим людям; формирует праксиологические умения ориентироваться в окружающем человека мире.
Следовательно, литературное образование может рассматриваться как перспективное образовательное пространство для выявления и педагогически целесообразного развития имеющихся предпосылок стимулирования творческой активности школьников; создания условий, способствующих формированию у них готовности к творческой самореализации, наконец, выхода на разработку и функционирование целостной системы, при последовательной реализации которой обеспечивается взаимосвязь внешних и внутренних условий творческого саморазвития обучающихся. Литературное образование осуществимо в тесной взаимосвязи с управляемым процессом творческого развития личности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы, что также реально возможно в рамках обучения тому или иному конкретному школьному предмету гуманитарно-эстетического цикла и в педагогически целесообразно организуемой их взаимосвязи, в том числе с выходом во внеурочную деятельность.
Однако при этом в практической деятельности учителя важно разрешить основное противоречие, возникающее между все более возрастающими личностно-психологическими, познавательными возможностями личностного, творческого становления школьников на уроках литературы и реальным отсутствием теоретической и методической базы для педагогически эффективного достижения таких результатов. Думается, что решение указанной задачи связано с построением методической концепции, раскрывающей сущность процесса
развития творческих способностей учащихся при изучении литературы как рода искусства, и определения путей этого развития через содержание, методические приемы и организационные формы обучения литературе как учебному предмету. К числу подобных относят методы или отдельные системы правил или рецептов выполнения конкретных процедур; методики, в которых преобладают «мягкие» способы воздействия в форме советов, пожеланий, призывов к активизации сознательных или подсознательных механизмов; программы и руководства с преобладанием «жестких» способов педагогического управления, регламентирующих переход от одной операции к другой; алгоритмы или строго форма-лизированные программы, детерминирующие все поведение индивида и однозначно предопределяющие результаты его работы. При выборе той или иной методической концепции учителю следует руководствоваться положением исследователя В. П. Зинченко: «Проектирование в образовании должно быть не самоцелью, а средством пробуждения творческих сил обучаемых, их энтелехии. Наконец, оно должно обеспечить высокую степень свободы для самореализации» [5, с. 109].
Учитель, осуществляя руководство творческой деятельностью обучающихся, должен осознать, что стимулирование творческой активности учащихся происходит, в первую очередь, в процессе их самостоятельной творческой работы, которая сочетает в себе мотивационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты:
- мотивационный компонент предусматривает формирование потребности в постановке и решении художественно-эстетических задач;
- содержательно-операционный предполагает определенную разновидность способности воспринимать искусство, анализировать его, для чего необходимы определенный запас знаний по теории и истории искусства, эстетический опыт, умение сопоставлять, сравнивать изобразительные и выразительные элементы искусства;
- в ценностно-волевом компоненте проявляются эмоциональные переживания, эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства, определяются волевые усилия;
- оценочный компонент - это практическая реализация полученных знаний, сравнение результатов деятельности с выполняемой задачей.
При целенаправленном стимулировании творческой активности обучающихся большое значение имеет подготовительный этап, хорошо организованная репродуктивная, воспроизводящая деятельность, в ходе которой учащиеся накапливают необходимый эстетический опыт, художественно-эстетические знания, разнообразные впечатления и эмоциональные переживания. На этом этапе предтворческой деятельности важно научить школьников слушать, видеть, наблюдать, понимать произведения искусства, выделять в них главное. В такой репродуктивной деятельности есть и элементы творчества: сопоставление, сравнение, со-
творчество, сопереживание. В оптимальном своем сочетании репродуктивная деятельность и творческая деятельность способствуют активизации творческой активности личности школьника.
В ряде других случаев также является плодотворным стимулирование интереса обучающихся к самому процессу творчества, к «творческой мастерской» писателя или поэта, сосредоточение внимания школьников не только на объектах, но и на субъектах литературного творчества, то есть на поведении творящего художника. На этом этапе литературного образования преимущественное внимание уделяется тому, что предшествует первой стадии творческого процесса: речь идет о постоянном наблюдении художником различных явлений действительности, наблюдении, которое становится толчком (импульсом) к творчеству.
Технологический аспект урока литературы как особого образовательного пространства, создающего благоприятные условия для творческого роста обучающихся, предполагает использование как нетрадиционных, так и традиционных, повсеместно употребляемых учителем приемов, но в полной мере отвечающих особенностям литературы как предмета искусствоведческого цикла, особым методическим поворотом развернутых в сторону творчества школьников.
Простое перечисление таких стандартных приемов, известных школьной практике, доказывает возможность этого: устное (словесное) рисование, составление киносценария, диафильма, иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом, лепке, фотографии; критическая интерпретация эстетического впечатления от чтения сцены, явления, эпизода; сопоставление героев, стилевой манеры писателей, произведений различных видов искусств; литературные этюды с натуры, позволяющие включить изобразительные и выразительные возможности учеников; композиционная обработка литературных этюдов, зарисовка с задачей их трансформации в рассказ, очерк, эссе; участие в творческих конкурсах иллюстраторов, исполнителей, авторов. При этом многообразие материала, вовлекаемого в орбиту урока, - рисунки, фотографии, тексты, алгоритмы - также раздвигает границы школьного рассмотрения литературы и выводит путями творчества на просторы действительности.
Добавим, что только комплексное и систематическое применение совокупности перечисленных средств и приемов организации урока литературы, нацеленного на активизацию творческих потенций учащихся, позволит обеспечить положительную динамику в их интеллектуально-творческом развитии и сформировать основу их дальнейшего саморазвития.
Таким образом, практика целенаправленного стимулирования творческой активности школьников в процессе освоения предметов гуманитарно-эстетического цикла убеждает, что плодотворное развитие творческих возможностей обучающихся в контексте эстетического воспитания представляет собой акту-
альную педагогическую проблему, доступную не только для ее постановки, но и для педагогически последовательного решения в период обучения в школе. Эффективное решение данной проблемы входит составной частью в содержание работы современного педагога с разнообразными личностными проявлениями обучающихся в их учебно-познавательной деятельности, прежде всего в процессе гуманитарного (в нашем случае литературного) образования, когда творчество самого педагога и его ученика самым естественным образом соединяется с творчеством писателя, философа, художника, музыканта - всех, кто создает новый мир вокруг себя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2000. 219 с.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 392 с.
5. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995. 127 с.
РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ROLE OF FOLK ART IN THE DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TOWARDS WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Е. В. Фомина
В статье на основе анализа работ, посвященных проблеме усвоения школьниками базовых ценностей, выделяется труд как ценность и рассматриваются условия формирования ценностного отношения к труду средствами народного искусства. В контексте формирования ценностного отношения к труду анализируются школьные программы художественного образования. На основе авторской практики предлагается содержательная модель формирования обучения младших школьников народному искусству.
Ключевые слова: личность младшего школьника, коллективная художественно-познавательная деятельность, ценностное отношение к труду, народное искусство.
E. V. Fomina
In this article, based on the analysis concerning the level of basic values learning by pupils, the work is highlighted as a most important aspect, and this article points out the required conditions for forming of valuable attitude towards work by means of folk art. In the context of forming the valuable attitude towards work, school programs of art education are analyzed in details. On the basis of the author's practical experience a substantial model of folk art education forming in primary school is presented.
Keywords: identity of primary school children, a collective art-cognitive activity, value attitude toward work, folk art.
Концепция воспитания школьников, как известно, базируется на культурологическом, ценностно-ориентационном подходах к формированию личности, которые определяют общечеловеческие ценности как содержание воспитания (Н. Е. Щуркова, В. А. Ка-раковский, Е. Н. Степанов, Н. Д. Никандров). Среди базовых ценностей основной является труд, так как труд -основа жизнедеятельности каждого человека. Поэтому ценностное отношение к умственному и физическому труду является первостепенной задачей школы. Анализ работ, посвященных вопросам усвоения школьниками базовых ценностей, показывает, что в них в основном раскрывается механизм и условия, средствам их формирования придается второстепенный смысл.
Роль народного искусства в формировании ценностных отношений бесспорна, ведь в процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание, путем инте-риоризации на этой основе формируется и развивается способность человека к переживанию, формируются его представления об идеале. Воспитание красотой и через красоту народного искусства формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Деятельность школьника выявляет характер его взаимоотношений с природой и с обществом. Его ценност-